КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Лекции по курсу «Теория планирования эксперимента»
Тольятти, 2012 МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ И ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ М.Н. Третьякова Лекции по курсу «Теория планирования эксперимента» ББК УДК М ….
М… Методы обработки и планирования экспериментов: лекции по курсу «Теория планирования эксперимента»/ сост. М.Н. Третьякова. – Тольятти: ТГУ, 2012. – 56 с.
Лекции включают сведения по понятийному аппарату, методах планирования и обработки результатов экспериментов. Рассчитаны на студентов, изучающих статистические методы исследований технических объектов.
Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета.
© Тольяттинский государственный университет, М.Н. Третьякова СОДЕРЖАНИЕ
Эксперимент является важнейшей составной частью научных исследований. Его основу составляет научно поставленный опыт с точно учитываемыми и управляемыми условиями (eksperimentum - с латыни – проба, опыт). Эксперимент в ходе развития науки всегда выступал мощным средством исследования явлений природы и технических объектов. Однако сравнительно недавно, примерно с 50 – 60-х годов ХХ века эксперимент стал предметом исследования, а теория эксперимента стала складываться как самостоятельная наука. Этому объяснение – острая потребность практики в те годы в реализации растущих дорогостоящих исследований в фундаментальной и прикладной науке, в инженерных исследованиях в отраслевых НИИ и заводских лабораториях. Увеличивалось общее количество проводимых экспериментальных работ, росло число специалистов, занимающихся экспериментальной деятельностью. Существенно усложнялись объекты исследования и используемое экспериментальное оборудование. Наметилась тенденция к удлинению среднего времени экспериментирования. Исследования дорожали. Требовалось увеличить эффективность и качество проводимых исследований. Известно, что новая наука может возникнуть, если: Во-первых, существует объективная необходимость её появления; Во-вторых, – имеется предмет новой науки, представляющий общенаучный интерес. Сказанное в полной мере относилось к теории планирования эксперимента. Предмет исследования этого научного направления очевиден эксперимент. Изучаемые объекты зависят от специальности исследователя (химические, биологические, физические, социальные, технические и т.д.). Например, это может быть лекарственный препарат, явление природы, технология производства изделия и т.п. Несмотря на различие объектов, методы проведения экспериментов имеют много общего: 1) Всех экспериментаторов интересуют точность измеряемых параметров; 2) Возможность контроля хода эксперимента (управляемость); 3) Способы исключения влияний внешних воздействий; 4) Исследователи стремятся уменьшить число измеряемых переменных для упрощения работы и снижения вероятности появления ошибок; 5) В конце эксперимента, не зависимо от специальности, каждый экспериментатор должен проанализировать полученные результаты и дать им объяснение. В ходе эксперимента исследователи решают ряд типовых задач. Основной целью эксперимента является выявление свойств исследуемого объекта, проверка справедливости гипотез, если они имеются, и глубокое изучение темы исследования. Теория эксперимента призвана облегчить работу экспериментаторов, повысить её эффективность при проведении обычных экспериментов, которую составляют подавляющую часть современной экспериментальной деятельности учёных и инженеров. Математическим аппаратом теории эксперимента являются теория вероятностей, математическая статистика, а также некоторые разделы прикладной математики («Математического программирование» и «Численные методы»). Таким образом, курс «Математическая теория эксперимента» – это, с одной стороны, курс прикладной математики, хотя с другой – инженерный курс в части методологии постановки и решения инженерных задач. Дело в том, что при защите результатов диссертационного исследования возникает необходимость доказательства достоверности полученных результатов. Как правило, это подтверждается применением научно-обоснованной методологии исследования. Поскольку объектами исследования для данного профиля обучения являются электромеханические системы, то осваивать методологию научно-обоснованного эксперимента целесообразно на примере их исследования. Для понимания методологической части курса необходимо знать теоретические и прикладные дисциплины электромеханики, т.е. дисциплины специальности. Цель – освоение научно-обоснованной методологии исследования объектов техники в своей предметной области (в области электромеханических систем). Для достижения указанной цели в рамках нашего курса необходимо решить как минимум три задачи:
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |