Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второй учебный вопрос: Исправительно-трудовое законодательство и право России в советский период




Развитие царского пенитенциарного законодательства продол­жало осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Уставы о содержащихся под стражей и ссыльных, тюремные инст­рукции4.

Новый этап в реформе исполнения наказаний наметился после февральской буржуазной революции 1917 г. Используя прежнюю пе­нитенциарную систему, временное правительство приступило к вы­работке новой концепции исполнения наказания. Возглавивший центральное тюремное ведомство профессор А.П. Жижиленко в при­казе № 1 от 8 марта 1917 г. подчеркивал, что главная задача наказа­ния — перевоспитание человека, совершившего преступление, и для достижения этой задачи необходимо проявлять гуманность к заклю­ченным, уважать их гражданское достоинство. Администрации мест лишения свободы строжайше предписывалось воздержаться от при­менения телесных наказаний и наложения кандалов на арестантов. В целях переподготовки тюремного персонала для работы «в усло­виях обновления государственного строя и свободной общественной жизни» (приказ № 2 от 17Марта 1917 г.) создавались пенитенциарные курсы с программой: 1) общее законоведение; 2) начала уголовного права; 3) учение о наказании в связи с тюрьмоведением; 4) уголовная политика и социология; 5) элементарные сведения по психопатологии и уголовной антропологии; 6) тюремная гигиена и санитария; 7) меры борьбы с детской преступностью; 8) тюремная статистика и отчет­ность; 9) товароведение; 10) практические занятия и рефераты. Чтобы успешно решать вопросы устройства освобожденных, предполагалось организовать широкую сеть обществ патронажа, используя накоплен­ный опыт»2.

Вывод:

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что к моменту октябрь­ской революции 1917 г. пенитенциарная политика и право России получили известное развитие, впитали целый ряд прогрессивных де­мократических идей. Несмотря на то, что развивались они первона­чально в рамках уголовного закона, науки уголовного права, уголовно-процессуальных предписаний и нормативных актов по организации исполнения лишения свободы, к советскому периоду истории России трудами Н.С. Таганцева, И.Я. Фойницкого, С.В. Познышева, С.П. Мокринского и других отечественных исследователей была со­здана пенитенциарная теория. В результате прогресса законодатель­ства сформировалась правовая основа самостоятельной отрасли — российского пенитенциарного права1.

Представлять советский этап развития пенитенциарных правоположений России, перерастания их в исправительно-трудовое законо­дательство — самостоятельную отрасль науки и права, как период на­чинания с «нулевого» цикла, не имеющий исторических корней, было бы ошибочно. Историческая преемственность проявилась как в ре­цепции передовых идей сформировавшейся в предшествующее время пенитенциарной теории, ряд носителей которой продолжил свои труды в советских государственных структурах, так и путем разви­тия прогрессивных демократических начал в организации исполне­ния наказаний. Теоретической основой преобразований стали пере­довые идеи зарубежных и отечественных пенитенциаристов, нашед­шие отражение еще в проекте Екатерины Второй об устройстве тюрем, в уставе российского Попечительского о тюрьмах общест­ва, в трудах С.В. Фойницкого, Н.С. Таганцева, С.П. Мокринского, С.В. Познышева2.

Основными положениями, исходя из которых началась трансфор­мация пенитенциарной политики в политику исправительно-трудовую, были идеи об исправлении осужденных — главной цели наказа­ния и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления. Именно они легли в основу нового наименования «исправитель­но-трудовое право». Постановлением Народного комиссариата юсти­ции от 24 января 1918 г. «О тюремных рабочих командах» в тюрьмах вводился общественно полезный труд, который провозглашался одним из основных средств исправления осужденных3.

Первым крупным советским нормативным актом в области ис­полнения наказания стала Временная инструкция «О лишении сво­боды, как мере наказания и о порядке отбывания такого», утверж­денная постановлением Наркомата юстиции от 23 июля 1918 г.1

В ст. 1 Временной инструкции действовавшие ранее уставы о содержащихся под стражей и ссыльных признавались потерявшими силу.

Хотя задача исправления осужденных во Временной инструкции прямо не формулировалась, появившиеся в ней термины (ст. 3, 7) «исправительные меры», «воспитательно-трудовые методы» свиде­тельствовали, что она имелась в виду.

Система мест лишения, свобо­ды состояла (ст. 3) из:

1) общих мест заключения (тюрем);

2) воспи­тательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для молодежи);

3) испытательных заведений для лиц, в отношении которых есть основания для послабления режима или до­срочного освобождения;

4) карательно-лечебных заведений (для арес­тантов с заметно выраженными психическими дефектами);

5) тюрем­ных больниц.

Заведование применением уголовных наказаний возлагалось (ст. 6) на Карательный отдел Наркомата юстиции, состоявший из де­вяти отделений:

1) по выработке воспитательно-трудовых методов и карательных мер;

2) распределительное;

3) техническое;

4) сельско­хозяйственное;

5) врачебно-санитарное;

6) снабжения;

7) строитель­ное;

8) конвойное;

9) помощи отбывшим наказание.

Из приведенной структуры отдела видны основные направления его деятельности. Предполагалось изучение проблем применения режима в местах ли­шения свободы, труда, профессионального и общего обучения, вос­питательного воздействия, условий досрочного освобождения, мер к нарушителям установленных для осужденных правил и т.д. В целях оказания помощи освобожденным предписывалось образование патронатов при местных советах.

При общем позитивном движении по пути гуманизации и демо­кратизации исполнения наказания сохранялись отдельные негатив­ные черты пенитенциарной системы.

Так, по заключению распределительной комиссии, причислявшей по окончании срока наказания осужденного к разряду хулиганов, по­громщиков или упорных рецидивистов, материалы на таких лиц могли направляться в местный революционный трибунал для рас­смотрения вопроса (ст. 29) об их дальнейшей изоляции. Таким об­разом, вводился институт неопределенности наказания, открывавший двери административному и судебному производству, репрессии не за конкретное преступление, а за «опасное состояние личности».

Реформатории и испытательные заведения с ослабленным режи­мом не получили распространения на практике, в то время как тру­довые колонии показали свою жизнеспособность. Первая земледель­ческая колония была создана в 1918 г. в Подольском уезде Москов­ской губернии, в 1919 г. открыта первая Петроградская сельскохо­зяйственная колония. В 1919 г. насчитывалось уже 9 сельскохозяй­ственных колоний, а в 1920 г. — 15'.

В условиях развернувшейся в России гражданской войны и ин­тервенции постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» определялась необходимость защитить Совет­скую республику от классовых врагов путем изолирования их в кон­центрационных лагерях2. Существование этих новых мест лишения свободы было оформлено декретом ВЦИК от 15 апреля 1919 г. и по­становлением ВЦИК от 17 мая 1919 г. «О лагерях принудительных работ» 3.

Согласно постановлению ВЦИК от 17 мая 1919 г. (ст. 25) преду­сматривалось функционирование двух разновидностей лагерей при­нудительных работ:

1) обычных;

2) особых, на все время гражданской войны, где надлежало изолировать наиболее опасных противников советской власти.

Одним из лагерей особого назначения стал организованный в 1920 г. Соловецкий лагерь.

Режим в лагерях принудительных работ по своему содержанию и организации был близок к тюремному. В то же время крайне сурово карались побеги. За первый побег грозило (ст. 37) десятикратное уве­личение срока лишения свободы, а за повторный — рассмотрение дела революционным трибуналом с наказанием «вплоть до применения высшей меры» (расстрела).

Следующим крупным нормативным актом, регламентирующим исполнение наказания, стало утвержденное постановлением Нарко­мата юстиции от 15 ноября 1920 г. Положение об общих местах за­ключения РСФСР, которое представляло собой инструкцию о дея­тельности и управлении общими местами заключения4.

Положение развивало идеи, закрепленные во Временной инструк­ции «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» 1918 г. Оно подробно регламентировало применение об­щественно полезного труда (§§ 111-129 и др.), учебно-воспитатель­ной и культурно-просветительной работы (§§ 130-158), снабжения продовольствием, вещевым довольствием; лечение и другие элементы быта заключенных; определяло правовой статус, администрации общих мест заключения.

Окончание гражданской войны и интервенции позволило совет­ской власти перейти к более планомерному и интенсивному государ­ственному строительству, созданию законодательной базы примене­ния уголовных наказаний.

В 1922 г. вводится в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого начинается разработка проекта Исправительно-трудового кодекса.

Проект Исправительно-трудового кодекса прошел предваритель­ную общественную экспертизу. Так, 18-24 октября 1923 г. он обсуж­дался на Всероссийском съезде работников пенитенциарного дела, где получил положительную оценку Е.Г. Ширвиндта, В.Р. Якубсона и других выступивших специалистов1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.