КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Второй учебный вопрос: Исправительно-трудовое законодательство и право России в советский период
Развитие царского пенитенциарного законодательства продолжало осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Уставы о содержащихся под стражей и ссыльных, тюремные инструкции4. Новый этап в реформе исполнения наказаний наметился после февральской буржуазной революции 1917 г. Используя прежнюю пенитенциарную систему, временное правительство приступило к выработке новой концепции исполнения наказания. Возглавивший центральное тюремное ведомство профессор А.П. Жижиленко в приказе № 1 от 8 марта 1917 г. подчеркивал, что главная задача наказания — перевоспитание человека, совершившего преступление, и для достижения этой задачи необходимо проявлять гуманность к заключенным, уважать их гражданское достоинство. Администрации мест лишения свободы строжайше предписывалось воздержаться от применения телесных наказаний и наложения кандалов на арестантов. В целях переподготовки тюремного персонала для работы «в условиях обновления государственного строя и свободной общественной жизни» (приказ № 2 от 17Марта 1917 г.) создавались пенитенциарные курсы с программой: 1) общее законоведение; 2) начала уголовного права; 3) учение о наказании в связи с тюрьмоведением; 4) уголовная политика и социология; 5) элементарные сведения по психопатологии и уголовной антропологии; 6) тюремная гигиена и санитария; 7) меры борьбы с детской преступностью; 8) тюремная статистика и отчетность; 9) товароведение; 10) практические занятия и рефераты. Чтобы успешно решать вопросы устройства освобожденных, предполагалось организовать широкую сеть обществ патронажа, используя накопленный опыт»2. Вывод: Подводя некоторые итоги, можно сказать, что к моменту октябрьской революции 1917 г. пенитенциарная политика и право России получили известное развитие, впитали целый ряд прогрессивных демократических идей. Несмотря на то, что развивались они первоначально в рамках уголовного закона, науки уголовного права, уголовно-процессуальных предписаний и нормативных актов по организации исполнения лишения свободы, к советскому периоду истории России трудами Н.С. Таганцева, И.Я. Фойницкого, С.В. Познышева, С.П. Мокринского и других отечественных исследователей была создана пенитенциарная теория. В результате прогресса законодательства сформировалась правовая основа самостоятельной отрасли — российского пенитенциарного права1. Представлять советский этап развития пенитенциарных правоположений России, перерастания их в исправительно-трудовое законодательство — самостоятельную отрасль науки и права, как период начинания с «нулевого» цикла, не имеющий исторических корней, было бы ошибочно. Историческая преемственность проявилась как в рецепции передовых идей сформировавшейся в предшествующее время пенитенциарной теории, ряд носителей которой продолжил свои труды в советских государственных структурах, так и путем развития прогрессивных демократических начал в организации исполнения наказаний. Теоретической основой преобразований стали передовые идеи зарубежных и отечественных пенитенциаристов, нашедшие отражение еще в проекте Екатерины Второй об устройстве тюрем, в уставе российского Попечительского о тюрьмах общества, в трудах С.В. Фойницкого, Н.С. Таганцева, С.П. Мокринского, С.В. Познышева2. Основными положениями, исходя из которых началась трансформация пенитенциарной политики в политику исправительно-трудовую, были идеи об исправлении осужденных — главной цели наказания и общественно полезном труде как ведущем средстве исправления. Именно они легли в основу нового наименования «исправительно-трудовое право». Постановлением Народного комиссариата юстиции от 24 января 1918 г. «О тюремных рабочих командах» в тюрьмах вводился общественно полезный труд, который провозглашался одним из основных средств исправления осужденных3. Первым крупным советским нормативным актом в области исполнения наказания стала Временная инструкция «О лишении свободы, как мере наказания и о порядке отбывания такого», утвержденная постановлением Наркомата юстиции от 23 июля 1918 г.1 В ст. 1 Временной инструкции действовавшие ранее уставы о содержащихся под стражей и ссыльных признавались потерявшими силу. Хотя задача исправления осужденных во Временной инструкции прямо не формулировалась, появившиеся в ней термины (ст. 3, 7) «исправительные меры», «воспитательно-трудовые методы» свидетельствовали, что она имелась в виду. Система мест лишения, свободы состояла (ст. 3) из: 1) общих мест заключения (тюрем); 2) воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для молодежи); 3) испытательных заведений для лиц, в отношении которых есть основания для послабления режима или досрочного освобождения; 4) карательно-лечебных заведений (для арестантов с заметно выраженными психическими дефектами); 5) тюремных больниц. Заведование применением уголовных наказаний возлагалось (ст. 6) на Карательный отдел Наркомата юстиции, состоявший из девяти отделений: 1) по выработке воспитательно-трудовых методов и карательных мер; 2) распределительное; 3) техническое; 4) сельскохозяйственное; 5) врачебно-санитарное; 6) снабжения; 7) строительное; 8) конвойное; 9) помощи отбывшим наказание. Из приведенной структуры отдела видны основные направления его деятельности. Предполагалось изучение проблем применения режима в местах лишения свободы, труда, профессионального и общего обучения, воспитательного воздействия, условий досрочного освобождения, мер к нарушителям установленных для осужденных правил и т.д. В целях оказания помощи освобожденным предписывалось образование патронатов при местных советах. При общем позитивном движении по пути гуманизации и демократизации исполнения наказания сохранялись отдельные негативные черты пенитенциарной системы. Так, по заключению распределительной комиссии, причислявшей по окончании срока наказания осужденного к разряду хулиганов, погромщиков или упорных рецидивистов, материалы на таких лиц могли направляться в местный революционный трибунал для рассмотрения вопроса (ст. 29) об их дальнейшей изоляции. Таким образом, вводился институт неопределенности наказания, открывавший двери административному и судебному производству, репрессии не за конкретное преступление, а за «опасное состояние личности». Реформатории и испытательные заведения с ослабленным режимом не получили распространения на практике, в то время как трудовые колонии показали свою жизнеспособность. Первая земледельческая колония была создана в 1918 г. в Подольском уезде Московской губернии, в 1919 г. открыта первая Петроградская сельскохозяйственная колония. В 1919 г. насчитывалось уже 9 сельскохозяйственных колоний, а в 1920 г. — 15'. В условиях развернувшейся в России гражданской войны и интервенции постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» определялась необходимость защитить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях2. Существование этих новых мест лишения свободы было оформлено декретом ВЦИК от 15 апреля 1919 г. и постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 г. «О лагерях принудительных работ» 3. Согласно постановлению ВЦИК от 17 мая 1919 г. (ст. 25) предусматривалось функционирование двух разновидностей лагерей принудительных работ: 1) обычных; 2) особых, на все время гражданской войны, где надлежало изолировать наиболее опасных противников советской власти. Одним из лагерей особого назначения стал организованный в 1920 г. Соловецкий лагерь. Режим в лагерях принудительных работ по своему содержанию и организации был близок к тюремному. В то же время крайне сурово карались побеги. За первый побег грозило (ст. 37) десятикратное увеличение срока лишения свободы, а за повторный — рассмотрение дела революционным трибуналом с наказанием «вплоть до применения высшей меры» (расстрела). Следующим крупным нормативным актом, регламентирующим исполнение наказания, стало утвержденное постановлением Наркомата юстиции от 15 ноября 1920 г. Положение об общих местах заключения РСФСР, которое представляло собой инструкцию о деятельности и управлении общими местами заключения4. Положение развивало идеи, закрепленные во Временной инструкции «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» 1918 г. Оно подробно регламентировало применение общественно полезного труда (§§ 111-129 и др.), учебно-воспитательной и культурно-просветительной работы (§§ 130-158), снабжения продовольствием, вещевым довольствием; лечение и другие элементы быта заключенных; определяло правовой статус, администрации общих мест заключения. Окончание гражданской войны и интервенции позволило советской власти перейти к более планомерному и интенсивному государственному строительству, созданию законодательной базы применения уголовных наказаний. В 1922 г. вводится в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого начинается разработка проекта Исправительно-трудового кодекса. Проект Исправительно-трудового кодекса прошел предварительную общественную экспертизу. Так, 18-24 октября 1923 г. он обсуждался на Всероссийском съезде работников пенитенциарного дела, где получил положительную оценку Е.Г. Ширвиндта, В.Р. Якубсона и других выступивших специалистов1.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1154; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |