Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты уголовно-исполнительных правоотношений

Состав уголовно-исполнительных правоотношений

Правоотношение как правовое явление – сложное образование, состоящее из определенных элементов (частей):

· субъектов и участников,

· юридического содержания

· и объектов.

Все эти элементы в совокупности образуют состав любых правоотношений, в том числе уголовно-исполнительных.

 

Одним из субъектов уголовно-исполнительных правоотношений всегда является осужденный, так как именно он «виновник» их возникновения: в отношении его исполняется приговор суда о наказании. Осужденный как субъект уголовно-исполнительных правоотношений – это физическое вменяемое лицо установленного законом возраста, пользующееся правами и имеющее обязанности, которые предоставлены ему уголовно-исполнительным правом. Как субъект уголовно-исполнительного права осужденный должен обладать не только правоспособностью (признаваемой государством способностью обладать специфическими правами и обязанностями), но и дееспособностью (признаваемой государством способностью самостоятельно осуществлять специфические права и обязанности). Однако у осужденного уголовно-исполнительная правоспособность и дееспособность совпадают с момента вступления приговора суда в законную силу, что является характерной особенностью уголовно-исполнительных правоотношений, отличающей их от прочих правоотношений.

Другой субъект уголовно-исполнительных правоотношений – учреждения и органы, исполняющие наказания, в лице их администрации. Статья 16 УИК РФ к ним относит:

· суды,

· уголовно-исполнительные инспекции,

· исправительные учреждения,

· дисциплинарные воинские части,

· учреждения уголовно-исполнительной системы,

· специально предназначенные дисциплинарные воинские части, командование гарнизонов, воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу военнослужащие.

К субъектам уголовно-исполнительных правоотношений следует относить следственные изоляторы и тюрьмы в том случае, когда в них, согласно ст. 77 УИК РФ, отбывают наказание лица, осужденные к лишению свободы на срок не свыше 5 лет, оставленные с их согласия для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Субъектами уголовно-исполнительных правоотношений могут выступать руководитель федерального органа УИС либо начальник территориального органа УИС в случае введения по их решению режима особых условий в исправительном учреждении (ст. 85 УИК РФ). В других случаях они не могут быть субъектами уголовно-исполнительных правоотношений.

В литературе приводился более широкий круг субъектов уголовно-исполнительных правоотношений, в который, помимо осужденных и названных учреждений и органов, исполняющих наказания, включались: прокуратура, местные органы власти, различные общественные организации, члены семей и близкие родственники осужденных, адвокаты, самодеятельные организации осужденных. Однако большинство ученых не были с этим согласны, поскольку указанные учреждения, органы и лица вступают в правоотношения не с осужденными, а с администрацией органов, исполняющих наказания. По отношению к осужденным они не обладают властными исполнительно-распорядительными полномочиями, а работа самодеятельных организаций полностью подчинена администрации исправительного учреждения и контролируется ею (ст. 111 УИК РФ).

Названные организации, органы и лица являются не субъектами, а участниками уголовно-исполнительных правоотношений, так как совершают определенные юридически значимые поступки, являющиеся необходимым условием реализации субъектом правоотношения его прав и обязанностей. Так, например, границы территории проживания расконвоированных осужденных за пределами колонии устанавливаются администрацией исправительного учреждения по согласованию с органами местного самоуправления.

Однако по действующему Уголовно-исполнительному кодексу некоторые участники этих правоотношений обладают правом контроля над деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (ст. 19–23 УИК РФ, ст. 38 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). При этом они также вступают в правоотношения с администрацией органов и учреждений, исполняющих наказания, а не с осужденными. Содержание этих правоотношений носит организационно-правовой характер, а не уголовно-исполнительный. Они направлены на обеспечение законности деятельности учреждений и органов по исполнению наказаний.

Содержание уголовно-исполнительных правоотношений

Согласно теории права содержание правоотношения может быть

· материальным

· и юридическим.

Материальное содержание правоотношения – это фактическое поведение, когда управомоченный может, а правообязанный должен совершать какие-либо действия. Поведение – «центральное звено в процессе генезиса правоотношения, которое в общей формуле правового регулирования оказывается зачастую скрытым». Поведение под воздействием на него нормы права формирует правоотношение.

Юридическое содержание правоотношения – это субъективные юридические права и обязанности, выражающие то специфическое, что свойственно правоотношению как особой идеологической форме фактических общественных отношений. Юридическое содержание уголовно-исполнительных правоотношений – это взятые в единстве специфические права и обязанности субъектов данных правоотношений. Это означает, что праву одной стороны (мере дозволенного поведения) должна корреспондировать встречная обязанность другой (мера должного поведения) и наоборот. Без взаимодействия прав и обязанностей субъектов правоотношений не может быть и самого правоотношения. Характер и объем специфических прав и обязанностей субъектов зависят от вида исполняемого наказания и раскрываются в процессе его отбывания и реализации сопутствующего ему некарательного воздействия.

Из теории права известно, что субъективное право имеет структуру, которая включает определенные виды правомочий:

а) право на положительные действия;

б) право требования;

в) право притязания.

Право на положительные действия – это правомочие на собственные действия активного (положительного) характера, то есть это поведение, направленное на удовлетворение своего интереса. Правом на положительные действия обладает администрация учреждения, исполняющего наказания, например, при создании собственного производства (ст. 18 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»). При этом возникает правоотношение пассивного типа, когда другие субъекты воздерживаются от действий, препятствующих реализации прав учреждениями, исполняющими наказания.

Правоотношения, складывающиеся при реализации наказаний, не связанных с ограничением или лишением свободы, основаны на деятельности по реализации своего положительного права учреждений и органов, исполняющих наказания. В этом состоит специфика исполнения приговоров к подобным наказаниям. От осужденных не требуется исполнения каких-либо действий, за исключением случаев назначения наказаний в виде штрафа и обязательных работ. Но и они осуществляются под контролем органов, исполняющих наказания (судов в лице судебных исполнителей, уголовно-исполнительной инспекции), и в случае их невыполнения закон предусматривает применение принудительных мер воздействия.

Правомочие на положительные действия, выступающие в качестве правового интереса, может быть и у осужденного (например, на положительное поведение в исправительном учреждении). Администрация обязана не создавать препятствий для такого поведения.

Большинство прав администрации и осужденных – это права требования, то есть правомочие в возможности требовать активного исполнения юридической обязанности другой стороной (правомочие на чужие действия). Так, согласно ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» эти учреждения и органы имеют право: требовать от осужденных и иных лиц исполнения ими своих обязанностей и соблюдения правил внутреннего распорядка; осуществлять контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним; привлекать осужденных к труду с учетом их трудоспособности и, по возможности, специальности; производить досмотр и обыск осужденных и т. д. Осужденные обязаны выполнять действия, корреспондирующие этим правам.

Осужденные к лишению свободы также имеют права требования: право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания; право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, и в другие инстанции; право на охрану здоровья и т. д. (ст. 12 УИК РФ). Администрация исправительного учреждения обязана обеспечить реализацию данных прав осужденных.

Право притязания – это правомочие субъекта, выраженное в возможности привести в действие меры принуждения в отношении обязанного лица при неисполнении последним юридической обязанности.

В уголовно-исполнительных правоотношениях право притязания возникает у одного субъекта – учреждений и органов, исполняющих наказания. Например, согласно ст. 14 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы» администрация этих учреждений и органов имеет право: применять к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения; применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, установленных настоящим Законом, и т. д. При нарушении прав осужденных и неисполнении обязанностей администрацией учреждений осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, в суд, органы прокуратуры, органы государственной власти, органы местного самоуправления и т. д. (ст. 12 УИК РФ).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
После окончания стадии обеспечения реализации наказания вступают в действие | Юридические факты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.