Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как работать на экзамене




Выбрав билет, следует внимательно прочитать формулировку и найти вопросы в программе.

Ответ следует начинать с развернутого плана - это позволит грамотно изложить материал, сформулировать и выделить основные мысли, последовательно раскрыть содержание вопросов.

При ответе следует в первую очередь раскрыть закономерности и причинно-следственные связи исторических событий, продемонстрировать владение элементами исторического анализа, четко указывать время и место событий, при этом следует придерживаться хронологической последовательности, если конечно данный вопрос требует этого.

Студент должен продемонстрировать знание имен исторических деятелей. На экзамене необходимо правильно оперировать исторической терминологией, и продемонстрировать понимание используемых терминов, т.е. дать их определение.

Раскрывая содержание вопросов, студент должен уметь соотнести единичные исторические факты и общие явления, а также события отечественной истории с хронологически близкими к ним событиями мировой истории, то есть необходимо продемонстрировать понимание истории как процесса.

Итогом работы должен стать вывод. Выводы показывают, отвечающий умеет выделять особенности, давать оценку процессам, событиям и личностям, определять характер и перспективы дальнейшего развития общества, то есть обобщать материал.

Одним из ценных элементов экзаменационной работы могут стать таблицы, схемы и графики. При этом необходимо прокомментировать предложенную схему или график.


РАЗДЕЛ 3. Материалы тестовой системы или практических заданий (задач) по темам лекций

Практические задания к лекции №1

Задание 1. Ответьте на вопрос

1) В чем состоит специфика линейной интерпретации социальной истории? Охарактеризуйте ее истоки и назовите ее последователей.

2) Следует ли формационный и цивилизационно-культурологический подходы по отношению к крупномасштабному членению исторического процесса как взаимоисключающие? Обоснуйте свой ответ.

3) В чем заключается отличие исторического познания от естественнонаучного и художественного?

4) Какова роль исторической науки в формировании мировоззрения?

5) Что такое «андроцентристкий подход к истории»?

 

Задание 2. Ответьте на вопросы теста

 

a. В чем заключаются принципы исторического познания

1) В их качестве выступают исходные понятия науки

2) Это основные способы решения научных проблем

3) Они заключаются в определенных требованиях, которыми должен руководствоваться ученый

4) Это категории – общие понятия, в которых концентрируются важнейшие знания истории

 

b. Какой метод из числа традиционных, на ваш взгляд, чаще других используется историками?

1) Генетический

2) Сравнительный

3) Типологический

4) Системный

 

c. Чем вызвана потребность в инновационных методах исторического исследования?

1) Информатизацией общества

2) Введением в научный оборот новых источников

3) Недостаточностью объяснительных функций исторической науки

4) Интеграцией наук

Практические задания к лекции №2

Задание 1 Ответьте на вопросы теста

 

1. Для российской цивилизации характерно

A. Раннее формирование гражданского общества

B. Ранее формирование правового государства

C. Ведущая роль экономики в обществе

D. Сильное влияние государства на жизнь общества

 

2. Укажите верное утверждение. Для российской цивилизации характерно:

A. сакральное отношение к власти, обожествление ее

B. уважительное отношение к личности, как цели развития общества

1) только А

2) только В

3) и А, и В,

4) ни А, ни В

 

3. Укажите верное утверждение. Для российской цивилизации характерен

A. экстенсивный путь развития

B. коллективизм, общинность

1. только А

2. только В

3. и А, и В

4. ни А, ни В

4. Укажите верное утверждение. Для российской цивилизации характерна ведущая роль

A. экономического фактора

B. политического фактора

1. только А

2. только В

3. и А, и В

4. ни А, ни В

 

Задание 2 Темы для творческих работ

1. Историк С.М. Соловьев, характеризуя природу Руси и ее влияние на историю, отмечал, что «природа страны имеет важное значение в истории по тому влиянию, какое оказывает она на характер народный». Как вы расцениваете эти суждения? Какие примеры могли бы привести в доказательство позиции историка.

 

2. Как соотносится в истории России наследие восточной и западной цивилизации?

 

2. Охарактеризуйте геополитическую ситуацию Руси. Как она повлияла на историю российского государства.

 

Практические задания к лекции №2

Задание 1. Объясните, что означают следующие понятия: язычество, соседская община, родоплеменные отношения, патриархальные традиции, вечевые порядки, полюдье, подсечное земледелие, смерд, «Русская правда», князь, дружина, военная демократия, вече, раннефеодальное государство, вотчина.

 

Задание 2. Темы для творческих работ

1. В чем выразилась византийская традиция в русской культуре?

2. Оцените «дела и помыслы» правителей Древнерусского государства, раскройте критерии этой оценки.

3. Историки, выдвинувшие и поддерживавшие «норманнскую теорию» происхождения древнерусского государства, считали, что государственность была привнесена на Русь извне, варягами.

Какие другие точки зрения по вопросу о происхождении русского государства вам известны?

Какова точка зрения современной исторической науки о роли варяжского элемента в образовании древнерусского государства?

Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Назовите факты, положения, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

4. Какие изменения произошли в экономической, духовной, культурной жизни общества в условиях ордынского ига?

Задание 3. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы

Из "Слова о полку Игореве"

"...Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное, и сказал: "О племянники мои, Игорь и Всеволод! Рано начали вы Половецкой земле мечами обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь поганую пролили. Ваши храбрые сердца из крепкого булата скованы и в отваге закалены. Что же сотворили из моей серебряной седины?

А уже не вижу власти сильного, и богатого, и обильного воинами брата моего Ярослава, с черниговскими боярами. Но сказали вы: "Помужествуем сами: прошлую славу себе похитим, а буду­щую сами поделим"...

Великий князь Всеволод! Не думаешь ли ты прилететь издале­ка, отчий золотой престол поблюсти? Ты ведь можешь Волгу вес­лами расплескать, а Дон шлемами вычерпать.

Ты, буйный Рюрик, и Давыд!... Вступите же, господа, в золотое стремя за обиду нашего времени, за землю Русскую, за раны Иго­ря, буйного Святославовича!

Галицкий Осмомысл Ярослав!... Грозы твои по землям текут, отворяешь Киеву ворота, стреляешь с отцовского золотого престо­ла салтанов за землями. Стреляй же, господи, Кончака, поганого раба, за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославовича!"

Какое историческое событие легло в основу "Слова..."? К какому времени относится это событие?

Что послужило автору "Слова..." поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли? В чем он упрекает князей Игоря и Всеволода?

В чем суть призыва автора ко всем князьям?

 

Из "Истории России с древнейших времен" С.М. Соловьева.

"В 1389 г. умер великий князь московский Дмитрий, еще только 39 лет от рождения. Дед, дядя и отец Дмитрия в тишине приготовили богатые средства к борьбе открытой, решительной... Он умел вос­пользоваться этими средствами, умел развернуть приготовленные силы и дать им вовремя надлежащее употребление. Лучшим доказатель­ством особенно важного значения, придаваемого деятельности Дмит­рия современниками, служит существование особого сказания о под-, вигах этого князя, особого, украшенно написанного жития его.

В его духовном завещании встречаем неслыханное прежде рас­поряжение: московский князь благословляет старшего своего сына Василия великим княжением Владимирским, которое зовет своею отчиною. Донской уже не боится соперников для своего сына ни из Твери, ни из Суздаля. Кроме Василия у Дмитрия оставалось еще пять сыновей. Завещатель выражает надежду, что сыновья его перестанут давать выход в Орду.

Мы не должны забывать о деятельности бояр московских: они отстояли права своего малолетнего князя и своего княжества, ко­торым и управляли до возмужалости Дмитрия. Последний не ос­тался неблагодарен людям, которые так сильно хотели ему добра. Чувствуя приближение смерти, Дмитрий, по словам сочинителя жития, дал сыновьям следующее наставление: "Бояр своих люби­те, честь им достойную воздайте против их службы, без воли их

ничего не делайте".

С каким периодом в истории России совпало княжение Дмитрия Ивановича? Какое событие этого периода просла­вило имя князя?

В чем видит историк главные заслуги князя? Почему ис­торик придает особое значение духовному завещанию Дмит­рия Ивановича?

На чем основано суждение историка о том, что Дмит­рий Иванович не боится соперников для своих сыновей из дру­гих княжеств? Какой завет он оставил своим сыновьям?

Задание 4.

Составьте перечень важнейших событий, отражавших процесс образования древнерусского государства

Задание 5.

Наиболее важными процессами развития восточнославянского общества, свидетельствующими о становлении государственности, являлись

1. Новые явления в хозяйстве и общественном строе

2. Разрушение родового уклада

3. Образование племенных союзов

4. Огосударствление власти князя

Продолжит ответ ____________________________________________________

 

Задание 6. Ответьте на вопросы теста

 

1. Община у восточных славян называлась

A. верьвь

B. вира

C. волость

D. стан

 

2. В XI в. в Древней Руси появляются земельные владения, принадлежавшие владельцу на правах полной наследственной собственности. Это были

A. вотчины

B. поместья

C. детинцы

D. волости

 

3. Произошло раньше

A. поход Святослава в Хазарию

B. поход князя Олега на Византию

C. убийство князя Игоря древлянами

D. принятие Русью христианства

 

4. На Руси IX-XI вв. старший дружинник назывался

A. боярин

B. отрок

C. закуп

D. рядович

 

5. Основными товарами, которые в IX-XI вв. Русь экспортировала в Европу

A. хлеб, лес, пенька

B. меха, воск, рабы

C. сало, мясо, икра

D. серебро, украшения, оружие

 

6. Одна из категорий зависимого населения по «Русской правде» называлась

A. крепостные крестьяне

B. черносошные крестьяне

C. закупы

D. бояре

 

7. Своды законов «Русская правда был создан на основе

A. обычного права

B. законов Хаммурапи

C. римского права

D. всего перечисленного

 

8. Укажите неверное утверждение

Княгиня Ольга (945-964)

A. ввела полюдье

B. стала назначать лиц для сбора дани (даньщиков)

C. установила размер дани (уроки)

D. указала места для княжеских опорных пунктов (погосты)

 

9. Расцвет Киевской Руси приходится на время князя

A. Игоря

B. Святослава

C. Владимира Святославовича

D. Ярослава Мудрого

 

10. Съезд древнерусских князей 1097 г., где был поставлен вопрос «зачем губим Русскую землю, сами между собой заводя распри», произошел в

A. Киеве

B. Чернигове

C. Любече

D. Переяславле

 

11. Народное собрание у восточных славян называлось

A. агора

B. дума

C. вече

D. собор

 

12. Согласно летописи, в 882 г

A. произошло объединение двух восточнославянских центров: Новгорода и Киева

B. войска князя Олега взяли Константинополь

C. был заключен мир между князем Игорем и императором Византии

D. произошло убийство князя Игоря

 

13. Ослабление Киева и перемещение центров на окраины было вызвано

A. Усилением бояр, превращавшихся в феодалов землевладельцев

B. Политическим усилением киевского князя

C. Установлением «уроков» и «погостов»

D. Увеличением поборов, налогов центра

 

14. Новгородский вариант цивилизационного развития предполагал усиление роли

A. Князя

B. Дружины

C. Вече

D. Боярской думы

 

15. Первый князь пожелавший стать «самовластцем» в Суздальской земле, - это

A. Андрей Боголюбский

B. Владимир Мономах

C. Юрий Долгорукий

D. Иван Калита

 

16. Для хозяйственного развития Новгорода главным было

A. Земледелие

B. Скотоводство

C. Торговля

D. Каменное строительство

 

17. Русь вступила в полосу феодальной раздробленности в

A. 30-е гг. XII в.

B. начале Х в.

C. конце XIII в.

D. середине XI в.

 

18. Особенностью правления во Владимиро-Суздальской земле заключалось в том, что в нем

A. Формировалась наследственная монархия

B. Княжеская власть была ограничена боярской знатью

C. Сложилась республиканская форма правления

D. Княжеская власть была существенно ограничена древними вечевыми традициями

 

19. Период феодальной раздробленности стал для русских земель временем

A. Экономического и культурного подъема

B. Усиления власти киевского князя

C. Хозяйственного упадка

D. Упадка культуры

 

20. Важнейшим признаком феодальной раздробленности было

A. Крепостное право

B. Строительство засечных черт на границе со степью

C. Приказная система

D. Натуральное хозяйство

 

Задание 7. Установите соответствие между именами князей и событиями, связанными с их деятельностью

 

Имена События
1. Владимир Мономах А. Разгром половцев
2. Владимир Святославович Б. Объединение Киева и Новгорода
3. Олег Вещий В. Крещение Руси
4. Игорь Старый Д. Подавление восстания древлян

 

 

Задание 8.

На какие вопросы надо ответить, чтобы составить характеристику крупнейших политических центров Удельной Руси (написать эти вопросы и ответить на них)?

Практические задания к лекции № 4

 

 

Задание 1. Укажите правильное соответствие

 

год событие
1) 1382 2) 1242 3) 1480 4) 1223 A. битва на Калке B. стояние на Угре C. разорение Москвы Тохтамышем D. Ледовое побоище  

 

Установите соответствие между именами известных исторических личностей и сферами их деятельности

 

Имена События
1. Иосиф Волоцкий А. Государственный деятель
2. Иван Пересветов Б. первопечатник
3. Иван Федоров В. монах писатель
4. Алексей Адашев Г. публицист
  Д. иконописец

Соотнесите понятия и определения

 

1. Верхушка купечества А. Жители белых слобод
2. Поземельно зависимые крестьяне, не имеющие права покидать владельца Б. Двор
3. Совокупность государственных налогов В. Бояре
4. Лично зависимые крестьяне Г. Крепостные
5. Ремесленники, принадлежащие частным лицам и не платящие налогов Д. Тягло
6. Высший чин служилых людей Е. Гости
7. Единица налогообложения в к. 17 в. Ж. холопы

 

Задание 2 Ответьте на вопросы теста

 

1. Поэма «Задонщина» была написана в....

A. XIII в.

B. XIV в.

C. XV в.

D. первой половине XVI в.

 

2. Превращение Москвы в центр объединения русских земель связано с деятельностью...

A. Владимира Мономаха и Мстислава Удалого

B. Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского

C. Ивана Калиты и Дмитрия Донского

D. Ярослава Всеволодовича и Александра Невского

 

3. Москва стала не только политическим, но и религиозным центром Руси при князе...

A. Иване Калите

B. Юрии Долгоруком

C. Дмитрии Донском

D. Андрее Боголюбском

 

4. В результате Куликовской битвы (1380 г.)

A. усилилась ведущая роль Москвы в образовании единого Русского государства

B. Русь перестала платить дань Золотой Орде

C. размер дани был значительно уменьшен

D. Золотая Орда окончательно распалась на отдельные ханства

 

5. В Московском государстве XV-XVI вв. поместьем называлось....

A. место постоянного проживания дворянства

B. земельное владение, предоставленное на условии службы

C. земельная собственность служивого человека, передаваемая по наследству

D. форма церковной собственности на землю

 

6. В XV в. на Руси сборник юридических норма назывались.....

A. Судебником

B. Кодексом

C. Уложением

D. Сводом

 

7. Современниками были

A. Василий III и Ягайло

B. Иван III и Ахмат

C. Дмитрий Донской и Казимир IV

D. Иван IV и Дмитрий Шемяка

 

8. Основной причиной феодальной войны в XV в. было (а)....

A. борьба за владимирский великокняжеский стол

B. неясность системы наследования московского престола

C. невыполнение долговых обязательств московским князем

D. борьба за Новгород

 

9. Судебник 1497 г. устанавливал.

A. единообразную систему судоустройства и судопроизводства

B. запрет выхода крестьян в Юрьев день

C. «урочные лета»

D. время перехода крестьян от владельца к владельцу двумя неделями

 

10. Появление постулата «Москва - третий Рим» было вызвано необходимостью..

A. обоснования невмешательства церкви в политику государства

B. закрепления традиций древнерусской государственности

C. заимствования западноевропейских теорий сословно-представительной монархии

D. идеологического обоснования самодержавия

 

11. Местничество устанавливало

A. фамильную наследственность служебных должностей

B. право каждого человека на занятие государственных должностей

C. круг лиц, которым разрешалось занимать государственные должности

D. право на занятие государственных должностей в соответствии с личными заслугами и способностями

 

12. Денежный сбор с крестьян в XV-XVI вв. при уходе от феодала в Юрьев день назывался

A. пожилое

B. подушная подать

C. полюдье

D. кормление

 

13. Последователями церковно-политического течения XV - середины XVI вв. во главе с Иосифом Волоцким были

A. иосифляне

B. нестяжатели

C. стригольники

D. старообрядцы

 

14. Герб с двуглавым орлом в качестве официального появился в России при

A. Дмитрии Донском

B. Семене Гордом

C. Иване Красном

D. Иване III

E. Иване IV

 

15. Властные органы в России в 16-17 вв. носили сословно-представительный характер. Назовите государственный механизм управления этого периода.

a) Монарх, Дума, местное управление

b) Царь, Земский собор, Боярская дума, Приказа, органы местного самоуправления, духовенство.

c) Царь, Боярская дума, Дворянский совет, губные учреждения

d) Царь, Боярская дума, Боярские приказы, высшие органы духовенства, чети, земские избы

e) Царь, Боярская дума, судебная система, кормление, волостетели, Посольский приказ, губные избы

16. В Соборном Уложении 1649 г. получило дальнейшее закрепление право феодальной собственности на землю. Назовите три основных вида феодального землевладения существующих в этот период

a) Земли черных волостей, родовые военные

b) собственность государства, вотчинное, поместное

c) родовые жалованные купленные

d) дворцовые, боярские, поместные

e) царя, волостные, крестьянские, боярские

 

17. Назовите какие основные проблемы старалось решить государство с введением Новоторгового устава 1667 г.?

a) поставить под контроль государства внутреннюю и внешнюю торговлю, защитить национальное хозяйство от иностранной конкуренции

b) контролировать оборот денежных капиталов в государстве, дать возможность дворянам вести внешнюю торговлю

c) дать возможность церкви приобретать новые земли

d) все выше указанные проблемы

e) решить вопрос о статусе поместий, о возможности разрешения торговать дворянам и о сборе пятинных денег

 

18..В правление Алексея Михайловича все большее значение в жизни страны принадлежало

a) Боярской Думе

b) Приказам

c) Земским соборам

d) Народному ополчению

 

19.В результате русско-турецкой войны 1676-1681 гг. Россия

a) получила выход в Черное море

b) добилась признания Турцией условий Андрусовского перемирия

c) отбила нападение турецких армий, но не добилась никаких дипломатических успехов

d) захватила Азов

 

20. Какой ряд отражает вехи формирования политического строя России в 17 в.

a) 1654-1667, 1686

b) 1668-1676, 1670-1671

c) 1667, 1671

d) 1649, 1653

 

21. Раскол русской православной церкви произошел в царствование

a) Годунова

b) Шуйского

c) Михаила Федоровича

d) Алексея Михайловича

e) Федора Алексеевича

 

22. Определяющая тенденция государственно-политического развития России в 17 в. состояла в

a) начале формирования абсолютизма

b) развитии представительных органов власти

c) принятии законов, ограничивающих власть царя

d) усиление зависимости власти от общества

 

23. Принятие Соборного уложения 1649 г. привело к

a) оформление сословной структуры Российского общества

b) усилению роли сословного представительства

c) расширению прав посадских людей

d) делению населения на привилегированные и непривилегированные сословия.

Задание 3. Объясните, что означают следующие понятия: самодержавие, вотчина, поместье, сословие, приказ, «Юрьев день», Боярская Дума, Земский собор, местничество, тягло, опричнина, земщина, заповедные лета, сословно-представительная монархия.

Задание 4. Темы для творческих работ

1. В 16 в. Россия стала сословно-представительной монархией. Обоснуйте это положение. Какие органы представительной власти были в России и чем они отличались от западноевропейских?

2. Почему образование единого централизованного государства в России сопровождалось становлением самодержавия и закрепощения крестьян?

3. Сравните эпоху Ивана III и эпоху Ивана IV, что их объединяет, и чем они отличаются?

4. Приведите известные вам оценки личности Ивана Грозного и выскажите собственное мнение. В чем состояла эволюция взглядов историков на личность и деятельность Ивана IV?

5. В чем состояли особенности перехода России к новому времени

6. Какова была главная тенденция политического развития России в 17 в.? В чем выразился переход России к абсолютизму?

7. Определите, что сближало русское самодержавие и европейский абсолютизм? Аргументируйте свой ответ.

 

Задание 5.

Некоторые историки считали главной целью опричной политики Ивана Грозного борьбу с крупным боярством – противником централизации государства.

Какие другие суждения о сущности опричной политики Ивана Грозного Вы знаете?

Какую точку зрения вы считаете более убедительной? Назовите факты и положения подтверждающие избранную вами точку зрения.

 

Задание 6. Составьте таблицу «Основные этапы закрепощения крестьян»

 

Век, год Документ Основное содержание
     
     

 

 

Практические задания к лекции №5

Задание 1. Объясните, что означают следующие понятия: абсолютизм, Российская империя, Сенат, Синод, Табель о рангах, коллегии, меркантилизм, подушная подать, государственные крестьяне, приписные и посессионные крестьяне, рекруты.

Задание 2. Темы для творческих работ

 

1. В чем суть процесса модернизации? Что означала модернизация в процессе производства, социальной, политической, духовной сферах? Каким образом модернизационные процессы изменяли мировосприятие человека, его ценностные ориентации?

2. Раскройте причины и истоки реформ Петра Великого? Чем были вызваны петровские преобразования? Какие факторы подталкивали их форсированное проведение?

3. Петровская эпоха - одна из дискуссионных проблем отечественной истории. Ряд историков, отказывая преобразованиям Петра в принципиальной новизне, считал их продолжением ранее начавшихся процессов. Другие утверждают, что Древнюю Русь и петровскую Россию разделяет пропасть. Петровская, новая Россия представляется ими исключительно как результат волевых усилий царя. Средняя линия сводится к тому, что предпосылки реформ лишь зародились в 17 столетии, но нововведения того же времени были крайне ограничены и не получили достаточного проявления. С какой из позиций вы согласны и почему? Ответ обоснуйте.

4. Дайте оценку точке зрения Н.М. Карамзина: «...мы стали, гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России». Какая идея выражена в этих словах?

5. В чем суть попечительного идеала царствования Павла 1? Какие факторы обусловили те или иные его действия? Что было главным двигателем его нововведений?

6. Карамзин так оценивал деятельность Екатерины II: «Главное дело сей незабвенной монархини в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив при этом своей силы». Согласитесь ли вы с подобным утверждение. Аргументируйте свой ответ.

7. Как общение Екатерины II отразилось на духовной жизни России. Какие новые культурные ценности вносила императрица в русское общество?

8. В чем состояла преемственность культурно-исторического развития России во второй половине 18 в. с петровской эпохой? Какие процессы, явления получили свое дальнейшее развитие и почему? Какую роль сыграли в этом процессе личные качества тех или иных правителей?

 

Задание 3. Укажите правильное соответствие даты и события

 

Событие Дата
А. Полтавское сражение 1. 1708
Б. морское сражение у Гангута 2. 1704
В. битва у деревни Лесной 3. 1714
Г. взятие русским Нарвы 4. 1709

 

Ответ:

       
       

 

Задание 4. Ответьте на вопросы теста

 

1. Укажите неверное утверждение

A. для деятелей петровской эпохи реформы предполагали отказ от самодержавной власти

B. взяв за образец европейский абсолютизм, Петр 1 укрепил традиционное самодержавие

C. для деятелей петровской эпохи самодержавие и реформы были неразделимы

D. Петр 1 первым среди русских государей принял титул императора

 

2. Последствие петровских реформ 1722-1723 гг. было

A. укрепление империи

B. полная европеизация жизни России

C. укрепление традиционного уклада жизни

D. ослабление аппарата государственного управления

 

3. Укажите неверное утверждение

При Петре Великом

A. Россия ощутила себя периферией Европы

B. Главной целью стало превращение страны в полноценную европейскую державу

C. Важное значение приобрело заимствование западного опыта

D. Россия ощутила себя самодостаточной державой, способной и в изоляции эффективно развиваться

 

4. При Петре 1 главной задачей промышленных предприятий было

A. применение вольно-наемного труда

B. своевременное выполнение казенных заказов

C. реализация излишков продукции на рынке

D. содействие их приватизации

 

5. Петровская Табель о рангах способствовала

A. повышению вертикальной мобильности российского общества

B. повышению горизонтальной мобильности и российского общества

C. сдерживанию социальной мобильности российского общества

D. создание социальной модели общества западноевропейского образца

 

6. «Приписные крестьяне» - это

A. дворцовые и экономические крестьяне, которые в 18- первой половине 19 в работали на казенных и частных заводах, как прикрепленные к ним

B. государственные крестьяне, переданные властями купцам в условное владение для работы на частных предприятиях

C. крестьяне, жившие в 12-18 вв. на землях великих князей и царей

D. крестьяне, принадлежавшие церкви и монастырям

 

7. Цель реформирования государственного строя, проведенного Петром 1, состояла в

A. укреплении неограниченной власти царя

B. создании сословно-представительной монархии

C. усилении роли земских соборов

D. создании конституционной монархии

 

8. Законодательство Петра 1 отличалось

A. стремление к государственной регламентации всех сторон жизни, усилением контроля государства над обществом

B. усилением традиционных правовых норм

C. привлечением общества к участию в государственных делах

D. стремлением к усилению роли центральных представительных учреждений

 

9. Северная война проходила

  1. в 1700-1721 гг
  2. в 1768-1774 гг
  3. в 1787-1791 гг
  4. в 1756-1762 гг

 

10. Военная повинность, введенная Петром 1, называлась

  1. рекрутская повинность
  2. всеобщая воинская повинность
  3. стрелецкая обязанность
  4. ямская повинность

 

11.Одной из черт политики «просвещенного абсолютизма» было

A. Ослабление крепостного гнета

B. Поощрение промышленной и торговой деятельности

C. Создание свода «Основных законов» Российской империи

D. Расширение привилегий духовенства

 

  1. С именем Екатерины II связана деятельность
    1. Избранной Рады
    2. Уложенной комиссии
    3. «ревнителей» православия
    4. третьего отделения императорской канцелярии

 

  1. Укажите неверное утверждение. Деятельность Уложенной комиссии выявила
    1. Незыблемость самодержавного идеала в обществе
    2. Резкие противоречия между сословиями
    3. Готовность общества принять идеалы западного Просвещения
    4. Преждевременность предлагаемых обществу либеральных идей

 

  1. Документ, содержавший изложение либеральных взглядов Екатерины II и адресованный Уложенной комиссии – это
    1. «Учреждение о губерниях»
    2. «Устав благочиния»
    3. «Жалованная грамота дворянству»
    4. «Наказ»

 

  1. В результате принятия Екатериной II «Жалованной грамоты дворянству»
    1. Были окончательно закреплены права и привилегии российского дворянства
    2. Установлен новый порядок прохождения службы для дворян
    3. Служба для дворян стала обязательной
    4. Упразднены губернские дворянские собрания

 

  1. Сословие имевшее монопольное право на владение землями и крестьянами в конце 18 в. – это
    1. Дворяне
    2. Купечество
    3. Духовенство
    4. Казачество

 

  1. В правление Екатерины II был издан указ о секуляризации церковных монастырских земель, это означало
    1. Возвращение церкви захваченных земель в период народных восстаний
    2. Передача церковных земель в собственность государства и светским лицам
    3. Определение статуса собственности на землю, находившуюся в монастырях
    4. Издание указа о церковных землях
    5. Передел церковных земель

 

  1. Что означала политика «Просвещенного абсолютизма» проводимая Екатериной II
    1. Политика, направленная на просвещение народа
    2. Политика приобщения знати к европейскому просвещению
    3. Политика, проводимая для укрепления власти дворян, основанная на видимости защиты интересов народа
    4. Политика направленная на развитие буржуазных отношений

 

  1. Жалованная грамота городам появилась в …
    1. 1767
    2. 1785
    3. 1775
    4. 1773
    5. 1776

 

  1. В соответствии с «Жалованной грамотой городам» дарованной Екатериной II
    1. Вводились должности уличных старост
    2. Возникли городские сословия
    3. Появились городские думы
    4. Прекращен набор рекрутов из горожан
    5. Создавались дворянские собрания

 

Задание 5.

Сравните положение дворянства при Пестре I и при Екатерине II. Укажите, что в этом положении было общим, а что – различным.

 

Задание 6.

Составьте обобщающую таблицу: «Рост государственной территории России в 18 в.»

Год Присоединенные территории Значение и последствия присоединения
     

 

Задание 7. Допишите предложения, заполните пропуски

 

1) Вторая половина 18 в. выдвинула ряд крупных историков. Среди них _____________________________________________________________________________________

 

2) Развитие русской технической мысли было связано с именами _____________________________________________________________________________________

 

3) Появление новых учебных заведений России связано с деятельностью ____________________________________________________________________________________

4) Смольный Институт благородных девиц был открыт _____________________________________________________________________________________

 

Практические задания к лекции №6

Задание 1. Прочитайте источник и ответьте на вопросы

Из официального документа XIX в.:

1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население без различия состояний подлежит воинской повинности.

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются...

10. Поступление на службу по призывам решается жребием, который вынимается единожды на всю жизнь. Лица, по нумеру вынутого ими жребия не подлежащие поступлению в постоянные войска, зачисляются в ополчение.

17. Общий срок службы в сухопутных войсках для поступаю­щих по жребию определяется в 15 лет, из коих 6 лет действитель­ной службы и 9 лет в запасе...

20. Указанные в... статьях сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны, состоя­щие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность".

Как называлась реформа, о которой говорится в приве­денном отрывке из документа? Укажите фамилию автора реформы и дату появления документа.

Применяя знания по курсу истории, а также информа­цию из источника, укажите, какие новшества в порядке про­хождения военной службы вводились этой реформой.

Применяя знания по курсу истории, укажите, как назы­валась война, поражение России в которой способствовало осознанию необходимости проведения этой реформы. Назо­вите даты этой войны.

Из "Манифеста", написанного С.П. Трубецким.

"В Манифесте Сената объявляется:

Уничтожение бывшего Правления.

Учреждение временного <правления> до установления посто­янного, <выбранного представителями сословий>...

Равенство всех сословий перед Законом.,..

Объявление права всякому гражданину заниматься чем он хо­чет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин - все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в ду­ховное звание, торговать оптом и в розницу... Приобретать всякого рода собственность, как то земля, дома в деревнях и городах...

Сложение <отмена> подушных податей и недоимок по оным...

Уничтожение рекрутства и военных поселений.

Убавление срока службы военной для нижних чинов и определе­ние оного последует по уравнении воинской повинности между все­ми сословиями"

Назовите событие, в связи с которым был написан "Ма­нифест", дату (число, месяц, год), место этого события и не менее 2-х фамилий соратников С.П, Трубецкого.

Используя текст источника, укажите, какие проблемы и каким образом пытались решить соратники С.П. Трубецко­го.

Чем закончилось событие, в связи с которым С.П. Тру­бецкой написал "Манифест"?

Задание 2. Темы для творческих работ

1. Охарактеризуйте особенности развития в России капиталистических отношений в условиях имперского типа модернизации.

2. Российский конституционализм первой половины XIX века.

3. Западники и славянофилы – характеристика либерализма 30-50-х гг. XIX.

Задание 3. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

«Дней Александровых прекрасное начало» в сознании современников было связано с надеждами на решение основных вопросов русской жизни.

Назовите основные вопросы русской жизни того времени. Кто и как пытался решить эти вопросы? Привидите примеры, свидетельствующие о попытках решения каждого из этих вопросов.

 

Задание 4. Ответьте на вопросы теста

1. Министр финансов, проводивший денежную реформу в 1839-1843 гг.

A. Сперанский

B. Киселев

C. Уваров

D. Канкрин

E. Витте

 

2. В 1826 г. Николай 1 учредил Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которое стало

A. органом цензуры

B. идеологическим центром

C. органом политического сыска

D. ведомством, контролирующим деятельность всех государственных и религиозных учреждений

E. своего рода личной гвардией государя

 

4. Свод законов Российской империи по распоряжению Николая 1 составлял

A. Канкрин

B. Аракчеев

C. Бенкендорф

D. Сперанский

E. Киселев

 

5. «Русская Правда» П.И. Пестеля содержала требование

A. ограничение самодержавной власти царя конституцией

B. личного освобождения крепостных крестьян за большой выкуп

C. поддержки восставших гвардейских полков со стороны городских низов и крестьянства

D. передачи власти Временному революционному правительству, обладающему диктаторскими полномочиями

 

6. Для внутренней политики Николая 1 было характерно

A. ослабление цензурного гнета

B. последовательная борьба с революционным и либеральными общественными движениями

C. поощрение общественного самоуправления

D. отмена сословных привилегий дворянства

 

7. Какую административную реформу утверждал Александр 1 манифестом 1802 г.

A. водилось министерское административное управление. Было создано 8 министерств

B. создавался контролирующий орган Сената и вводились новые три министерства

C. было создано министерство государственного контроля

D. были четко разграничены функции министерств и определен порядок делопроизводства

E. были определены функции Комитета министров и сенату стали подчиняться министерства

 

8. На что были направлены реформы М.М. Сперанского

A. на сохранение самодержавия с политическими уступками дворянству

B. на введение конституционного строя республики

C. на введение строя конституционной монархии

D. на упрощение аппарата управления царской власти

E. на увеличение власти буржуазии

 

9. Какие реформы хотели осуществить декабристы в случае победы восстания

передать власть крестьянским общинам

A. провозгласить через Сенат демократические свободы, отменить крепостное право, созвать учредительное собрание

B. отменить монархию, ввести республику

C. провести реформы управления, отменить крепостное право

D. отставка министров, разгон Сената

 

10. Во втором периоде своего правления Александр 1 отказался от либеральных преобразований. Это было связано прежде всего

A. с восстанием Семеновского полка

B. с созданием Союза благоденствия

C. с движением декабристов

D. с невозможность их осуществления

E. с разочарованием в ближайшем окружении и с революциями в Западной Европе

11. Одним из руководителей организации «Народная воля» 70-х гг. был

  1. Плеханов
  2. Нечаев
  3. Михайлов
  4. Ткачев

 

12. Какая их Великих реформ 60-70-х гг. 19 в. в России была проведена наиболее последовательно либерально?

  1. Военная
  2. судебная
  3. земская
  4. крестьянская

 

13. Среди других направлений «Положение» от 19 февраля 1861 г. предусматривало...

  1. беспроцентную ссуду государства на выкуп крестьянской земли
  2. отмену сословных привилегий дворянства
  3. сохранение общины
  4. ликвидацию помещичьего землевладения

 

14.Идеолог народничества, сторонник свершения социалистической революции посредством политического заговора...

  1. Герцен
  2. Ткачев
  3. Лавров
  4. Чернышевский

 

15. Когда народники предприняли «Хождение в народ»?

  1. 1853
  2. 1867
  3. 1874
  4. 1881

 

16. Расположите в хронологическом порядке

  1. ремесленное производство
  2. начало промышленного переворота
  3. отмена крепостного права
  4. мануфактурное производство

 

17.Источники индустриализации России, избранные правительством как преимущественные

  1. новые налоги на население
  2. развитие внешней торговли и закупка на полученные средства передовой техники
  3. иностранные капиталы, большие внешние займы
  4. выкупные платежи крестьян

 

18.Фактор замедляющий развитие экономики после реформ 1860-х гг.

  1. накопление капитала
  2. наличие большого числа свободных наемных рук
  3. низкий уровень жизни населения

приток иностранного капитала

Задание 5. Установите соответствие между фамилиями политических деятелей и их принадлежностью к общественным движениям

Фамилии деятелей Принадлежность к общественным движениям
А. Н.К. Михайловский 1. либерал
Б. В.И. Ленин 2. либеральный народник
В. К.Д. Кавелин 3. декабрист
Г. П.Л. Лавров 4. социал-демократ
  5. народник

 

Ответ:

       
       

 

Задание 6. Дайте определение следующим терминам и понятиям.

Редакционные комиссии, выкупная операция, временнообязанное состояние, уставная грамота, отрезки, мировой посредник, земство, городская управа, суд присяжных, адвокатура, реальное училище, русификация, фабричное законодательство, контрреформы.

Практические задания к лекции №7

Задание 1

Сравните положение дворянства и буржуазии в Российской империи в начале ХХ века. Укажите, что в их положении было общим, а что - различным

Задание 2

Назовите основные формы монополистических объединений, сформировавшихся в н. ХХ в. в экономике России. Приведите примеры наиболее известных монополий.

Задание 3 Ответьте на вопросы теста

 

  1. Экономика России н. ХХ в. характеризовалась
    1. Невмешательством государства в экономику
    2. Развитым потребительским рынком
    3. Недопущением иностранного капитала
    4. Высоким уровнем концентрации производства

 

  1. Социалистическое движение в Росси н. 20 в. представляли
    1. Кадеты
    2. эсеры
    3. черносотенцы
    4. Октябристы

 

  1. На втором съезде РСДРП произошло
    1. Переименование партии
    2. Разделение РСДРП на большевиков и меньшевиков
    3. Вступление в партию группы «межрайонцев»
    4. Временное объединение большевиков и меньшевиков

 

  1. Картель это
    1. Промышленная группа на основе общей собственности предпринимателей на средства производства готовую продукцию
    2. Объединение предприятий одной отрасли, сохраняющих производственную самостоятельность, но реализующих всю продукцию через одну сбытовую контору
    3. Союз самостоятельных предприятий одной отрасли на основе общего договора о квотах производства, продажных ценах и распределении рынка
    4. Союз формально независимых предприятий, образующих головную фирму для организации финансового контроля за всеми участниками

 

  1. В результате осуществления реформ С.Ю. Витте ускоренными темпами
    1. Были построены железные дороги
    2. Развивалась горнодобывающая промышленность
    3. Развивалась металлургическая промышленность
    4. Больших успехов достигло авиастроение
  2. Под руководством С.Ю. Витте денежная реформа в России была проведена …
    1. 1881 г.
    2. 1897 г.
    3. 1905 г.
    4. 1893 г.

 

  1. В начале ХХ в. власть в России принадлежала императору
    1. Николаю 1
    2. Николаю 11
    3. Александру 11
    4. Александру 111

 

  1. Основными мероприятиями внутренней политики С.Ю. Витте являлись
    1. Привлечение иностранных капиталов в русскую экономику
    2. Превращение российского рубля в конвертируемый
    3. Введение системы единого обеспечения рубля золотом
    4. Жесткое упорядочение денежной эмиссии
    5. Распространение на иностранных рынках государственных облигационных займов
    6. Ограничение иностранных капиталовложений в русскую экономику
    7. Снижение налогообложения населения за счет ликвидации косвенных налогов
    8. Введение государственной винной монополии
    9. Запрет государственной винной монополии
    10. Запрет на вывоз из страны необработанного сырья
    11. Начало ликвидации общинного землевладения
    12. Политические репрессии, имевшие целью предотвратить революционный взрыв
    13. Введение военно-полевых судов

 

  1. «Зубатовский социализм» - это

A. попытка властей взять под контроль рабочее движение

B. течение в русской общественной мысли н. 20 в., характеризовавшееся склонностью к компромиссам с властью

C. теория социалиста Зубатова о допустимости любых средств для достижения социалистической цели

D. статья В.И. Ленина, критикующая соглашательскую политику меньшевистской партии

 

  1. Наибольшее количество мест в III Государственной думе получила партия
    1. Конституционно-демократическая
    2. «Союз 17 октября»
    3. «мирного обновления»

 

  1. Аграрная программа П.А. Столыпина предусматривала такие меры как
    1. Ликвидация помещичьего землевладения
    2. Широкое развитие кооперативного движения
    3. Свободный выход крестьян из общины
    4. Переселение крестьян за Урал
    5. Запрещение свободной купли продажи земли

 

  1. Русские крестьяне не хотели выходить из общины
    1. из-за отсутствия государственной поддержки индивидуальных хозяйств
    2. под воздействием революционной пропаганды
    3. в силу сложившихся психологических стереотипов

 

  1. Террористический акт против П.А. Столыпина совершил
    1. Е.Ф. Азеф
    2. Д.Г. Богров
    3. Б.В. Савинков

 

  1. Чертой столыпинской агарной реформы было
    1. Поддержка общинного землевладения
    2. Поощрение хуторов и отрубов
    3. Запрет выхода из общины
    4. Конфискация помещичьих земель

 

  1. Характерная черта режима третьеиюньской монархии
    1. Опора на широкие слои крестьянства
    2. Опора на поддержку рабочего класса
    3. Союз с широкими слоями интеллигенции
    4. Лавирование между интересами различных классов и социальных групп

 

  1. Суды созданные в сентябре 1906 г. правительством и выносившие приговор в течение не более 2-х суток, назывались
    1. Чрезвычайными судами
    2. Специальными расправами
    3. Тройками
    4. Военно-полевыми судами

 

  1. Назовите период работы III Государственной думы в России
    1. 1 февраля 1907 – октябрь 1910 г.
    2. 1 ноября 1907 – 9 июня 1912 г.
    3. 12 июня 1906 – ноябрь 1910 г.
    4. 1 июля 1906 г. – 1 октября 1912 г.

 

  1. Избирательный закон от 3 июня 1907 г. коренным образом изменил число выборщиков в пользу
    1. Монархических партий
    2. Монархических партий и крупных помещиков
    3. Помещиков и буржуазии
    4. Помещиков и, буржуазии и зажиточных крестьян
    5. Зажиточных крестьян, помещиков и казачества

 

Задание 4 Дайте определение следующим терминам: модернизация, многоукладность, монополия, финансово-промышленная группа, «полицейский социализм».

Задание 5. Прочитайте источник и ответьте на вопросы

 

Из «Архива Русской Революции»

«Фактически большевики оказались победителями. В их руках находился весь Петроград со всеми его учреждениями. Правитель­ство заключено было в Петропавловскую крепость, вся военная сила была на стороне большевиков. Тем не менее, никто не верил в окончательную победу тех, кто совершил переворот, и меньше всех в победу верили сами большевики. Всем было ясно, что один Пет­роград еще ничего не значит. Знали, что под Петроградом готовят­ся, если уже не происходят, бои между армией Керенского и боль­шевиками, знали, что там решится судьба восстания. Кроме того, большие надежды возлагались на Москву, где происходили ожес­точенные уличные сражения между большевиками, с одной, и юн­керами и частью армии, с другой стороны.

В переходные дни петроградская Дума играла очень важную роль. Так как правительство было арестовано, все антибольше­вистские силы, как гражданские, так и военные, стали группи­роваться вокруг Думы, которая, в качестве демократического представительного органа столицы, сыграла роль политическо­го центра… Большевики не осмеливались тронуть ее, так как в ее руках был сосредоточен весь продовольственный аппарат столицы, и еще долгое время спустя Дума вела открытую борь­бу против большевиков, пока последние, наконец, не решились распустить ее».

Какие события описаны в этом отрывке? Назовите вре­мя, когда они происходили.

Почему автор называет большевиков победителями? В силу каких обстоятельств эту победу,, по мнению автора, нельзя было считать окончательной?

Как автор относится к описанному перевороту? Что свидетельствует о его отношении?

Задание 6. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопрос

После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 г. лидеры буржуазных партий считали, что революция свершилась.

Какие факты свидетельствовали о том, что революция продолжалась? Почему события развивались таким образом?

Задание 7. Сравните программы партий, возникших в ходе первой русской революции (кадеты, октябристы, черносотенцы).

Положения сравниваемых программ Кадеты Октябристы Черносотенцы
       

Задание 8. Установите соответствие между фамилиями политических деятелей и их принадлежностью к общественным движениям

Фамилии деятелей Принадлежность к общественным движениям
А. А.М. Чернов 1. кадеты
Б. Г.В. Плеханов 2. октябристы
В. П.Н. Милюков 3. эсеры
Г. А.И. Гучков 4. социал-демократ
Д. В.М. Пуришкевич  

 

Ответ:

       
       

Практические задания к лекции №8

 

Задание 1

Назовите позиции, которые выявились в Российской коммунистической партии в отношении подписания сепаратного мира с Германией в 1918 г. Какая позиция возобладала в итоге? Назовите территории, которые Россия теряла по условиям Брестского мира.

Задание 2. Прочитайте источник и ответьте на вопросы

Из воспоминаний П. Сорокина.

"Но вот опубликованы результаты выборов, большевики оказа­лись побежденными. Вместе с левыми эсерами они оказались на­много позади правого крыла партии, а тем самым - в меньшин­стве... Совместно со своими товарищами в Вологодской губернии я набрал около 90% всех голосов...

Большевики были решительным образом побеждены. Однако было ясно, что они не согласятся с таким вердиктом. Если раньше они надеялись успешно пройти на выборах..., то теперь они будут препятствовать его открытию...

Перспективы... представлялись мрачными, но что бы ни случи­лось, я верил в мою страну и ее историческую миссию".

О выборах в какой представительный орган пишет ав­тор? Когда он начал свою работу (укажите месяц и год)?

Назовите политические партии, получившие предста­вительство в данном органе (которые автор называет и кото­рые он не называет). Какими были итоги деятельности этого органа?

Какова позиция автора воспоминаний в отношении боль­шевиков? Что об этом свидетельствует?

 

Задание № 3 Ответьте на вопросы теста

 

1. В марте-июле 1917 г. Временное правительство

A. ввело 8-часовой рабочий день

B. ввело демократические свободы слова, собраний, печати и др.

C. передало крестьянам землю

D. провозгласило Россию республикой

 

2. Разгон Учредительного собрания в январе 1918 г.

A. сделал возможным демократическое развитие страны

B. дал возможность меньшевикам и эсерам перехватить власть у большевиков законным путем

C. способствовал развязыванию гражданской войны

D. усилил контакты большевиков с другими социалистическими партиями

 

1. Декрет о земле отражал интересы

A. главным образом бедноты

B. бедноты и батраков

C. бедноты и середняков

D. середняков и зажиточных крестьян

E. большинства крестьян

2. Первое советское правительство было сформировано

A. как «теневое» после подавления корниловского мятежа (3-5-сентября)

B. на II съезде Советов (октябрь)

C. на первом заседании ВЦИК (октябрь)

D. после отражения наступления Краснова-Керенского (3 ноября)

 

3. Основу Декрета о мире составляла идея

A. о мире без аннексий и контрибуций

B. мира любой ценой

C. сепаратного мира

D. мира во имя грядущей пролетарской революции

 

 

Практические задания к лекции №9

Задание 1

Назовите позиции, которые выявились в Российской коммунистической партии в отношении подписания сепаратного мира с Германией в 1918 г. Какая позиция возобладала в итоге? Назовите территории, которые Россия теряла по условиям Брестского мира.

Задание 2. Прочитайте источник и ответьте на вопросы

Из воспоминаний П. Сорокина.

"Но вот опубликованы результаты выборов, большевики оказа­лись побежденными. Вместе с левыми эсерами они оказались на­много позади правого крыла партии, а тем самым - в меньшин­стве... Совместно со своими товарищами в Вологодской губернии я набрал около 90% всех голосов...

Большевики были решительным образом побеждены. Однако было ясно, что они не согласятся с таким вердиктом. Если раньше они надеялись успешно пройти на выборах..., то теперь они будут препятствовать его открытию...

Перспективы... представлялись мрачными, но что бы ни случи­лось, я верил в мою страну и ее историческую миссию".

О выборах в какой представительный орган пишет ав­тор? Когда он начал свою работу (укажите месяц и год)?

Назовите политические партии, получившие предста­вительство в данном органе (которые автор называет и кото­рые он не называет). Какими были итоги деятельности этого органа?

Какова позиция автора воспоминаний в отношении боль­шевиков? Что об этом свидетельствует?

Из постановления ЦК ВКП(б) "О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству".

"В последние месяцы коллективное движение сделало новый шаг вперед, охватив не только отдельные группы индивидуальных хо­зяйств, но и целые районы, округа и даже области и края. В основе движения лежит коллективизация средств производства бедняцких и середняцких крестьянских хозяйств.

Таким образом, мы имеем материальную базу для замены круп­ного кулацкого производства крупным производством колхозов, мощного продвижения вперед по созданию социалистического зем­леделия, не говоря уже о совхозах, рост которых значительно обго­няет все плановые предложения.

Это обстоятельство, имеющее решающее значение для всего на­родного хозяйства СССР, дало партии полное основание перейти в своей практической работе от политики ограничения эксплуататорских тен­денций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса..."

В каком году вышло данное постановление? Какой но­вый шаг в кооперировании деревни оно предусматривало?

Какие задачи были выдвинуты в постановлении? Какие методы использовала Советская власть для их решения?

Как сельское население восприняло это постановление? Какие факты свидетельствовали об отношении крестьян к про­водившимся в соответствии с постановлением мерам?

Задание 3. Ответьте на вопросы теста

 

1. Политика «военного коммунизма» предполагала...

A. высокий размер продовольственного налога с крестьян

B. фактическую отмену легальных товарно-денежных отношений

C. ограничение числа крупных частных банков списком, утвержденным СНК

D. физическую ликвидацию всех представителей бывших имущих классов.

 

2. Продразверстка, введенная Советским правительством в мае 1918 г., предполагала...

A. сдачу государством всего хлеба и других продуктов, за исключением минимума, нужного для личных и хозяйственных нужд

B. безвозмездное изъятие государством части продукции крестьянского хозяйства в размерах, определяемых после сбора урожая по обстоятельствам

C. безвозмездное изъятие государством части продукции крестьянского хозяйства в размерах, определяемых до сбора урожая, чтобы заинтересовать производителя

D. безвозмездное изъятие государством двух третей «излишков» продукции крестьянского хозяйства с предоставлением права продать остальное на рынке

 

3. В марте-июле 1917 г. Временное правительство

A. ввело 8-часовой рабочий день

B. ввело демократические свободы слова, собраний, печати и др.

C. передало крестьянам землю

D. провозгласило Россию республикой

 

2. Разгон Учредительного собрания в январе 1918 г.

A. сделал возможным демократическое развитие страны

B. дал возможность меньшевикам и эсерам перехватить власть у большевиков законным путем

C. способствовал развязыванию гражданской войны

D. усилил контакты большевиков с другими социалистическими партиями

 

3. Декрет о земле отражал интересы

A. главным образом бедноты

B. бедноты и батраков

C. бедноты и середняков

D. середняков и зажиточных крестьян

E. большинства крестьян

 

4. Первое советское правительство было сформировано

A. как «теневое» после подавления корниловского мятежа (3-5-сентября)

B. на II съезде Советов (октябрь)

C. на первом заседании ВЦИК (октябрь)

D. после отражения наступления Краснова-Керенского (3 ноября)

 

5. Основу Декрета о мире составляла идея

A. о мире без аннексий и контрибуций

B. мира любой ценой

C. сепаратного мира

D. мира во имя грядущей пролетарской революции

 

6. Событием ускорившим введение НЭПа было

A. кронштадский мятеж

B. корниловский мятеж

C. Х съезд ВКП(б)

D. денежная реформа

 

7. К итогам НЭПа не относится

A. всеобщая занятость населения

B. достижение основных послевоенных показателей

C. развитие мелкой промышленности, розничной торговли

D. восстановление довоенных посевных площадей

 

8. Коллективизация сельского хозяйства привела к

A. уничтожения крестьянства как класса

B. перекачки средств из города в деревню

C. увеличению производства зерновых

D. укреплению частнособственнического крестьянского хозяйства

 

9. НЭП это

A. полное огосударствление экономики

B. введение экономических методов управления экономикой

C. введение уравнительного принципа оплаты труда

D. усиление черт командно-административной системы

 

10. Какие из основных целей индустриализации СССР указаны не верно:

A. первоочередное развитие отраслей легкой и пищевой промышленности

B. ликвидация технико-экономической отсталости страны

C. достижение экономической независимости

D. создание мощной оборонной промышленности

 

11. Начало «полосы признаний» СССР в 1924 г. было ознаменовано установлением дипломатических отношений между СССР и...

A. Германией

B. Великобританией

C. США

D. Францией

 

12. Для советской политической системы 30-х гг. было характерно

A. расширение политических и гражданских свобод

B. совершенствование системы разделения властей

C. широкие дискуссии внутри правящей партии

D. унификация общественной жизни

 

13. На Генуэзской конференции обсуждался вопрос о...

A. отказе от войны в качестве орудия национальной политики

B. условиях политического признания Советского государства странами Запада

C. судьбе Коминтерна

D. ограничении морских вооружений

 

14. Какая дата считается датой образования СССР

А. 1.12.1920 г.

В. 30.11.1923 г.

С. 30.12.1922 г.

D. 20.10.1921 г.

Е. 25.11.1924 г.

 

15. Назовите, какой орган стал высшим органом власти с момента образования СССР

A. Совет Народных Комиссаров

B. ЦИК

C. ВСНХ

D. Совет Национальностей

E. съезд Советов

 

Задание 4

Сравните два этапа индустриализации в СССР: 1926-1928 гг. и 1928-1937 гг. Укажите, что в них было общим, а что – различным.

Задание 5.

Большинство советских историков называли 1930- е гг. временем всестороннего развития, расцвета науки и культуры в СССР

Какие другие суждения о характере развития науки и культуры в СССР в эти годы вам известны?

Какие суждения вы считаете более убедительными? Аргументируйте свой ответ.

Практические задания к лекции №10

Задание 1

Сравните процессы демократизации общественной жизни в СССР в период «оттепели» ив период перестройки. Укажите, что в них было общим, а что – различным.

Задание 2.

Назовите основные направления проведения реформ в период перестройки в СССР в 19185-1991 гг. Приведите примеры экономических преобразований этого периода.

Задание 3. Прочитайте источник и ответьте на вопросы

Из заявления Межрегиональной группы депутатов съезда народных депутатов СССР.

"...Первый её этап был лишь новой оттепелью; второй этап стал началом гласности и отказа от прежней политики; третий этап озна­менован, прежде всего, возникновением самодеятельных обще­ственных движений; тем самым зародились элементы гражданс­кого общества; это обеспечило взлет национально-освободитель­ных движений..., начался неудержимый распад централизованного бюрократического государства. В целом требующий, разумеется, от демократов положительной оценки, этот процесс отмечен, одна­ко,... необыкновенной болезненностью, сопровождающийся во мно­гих случаях взрывами межнационального раздора, дикого насилия и геноцида, на которые правительство и общество не находят... эффективного ответа....Оба главных кризиса - определенно нара­стают в геометрической прогрессии, отчасти накладываясь, и под­черкивая друг друга....Многие разуверились и в М.С. Горбаче­ве... Суть текущего этапа состоит в застое,... в остановке перед подлинно структурными реформами в отношении собственности и власти. Процесс перешел к самому принципиальному рубежу, воз­росло сопротивление реакционных заправил аппарата и нерешитель­ность горбачевского руководства понятна. Но ошибочна".

Какое название получил период, описанный авторами? Укажите его хронологические рамки.

На основе текста и знаний по курсу истории укажите, какие достижения и недостатки могут быть отмечены в про­ведении политики М.С. Горбачева.

Каково отношение авторов заявления к описанному про­цессу и к методам его осуществления? Каких политических взглядов, судя по тексту, они придерживаются?

 

Из статьи Г.М. Корниенко "Холодная война: истоки, причины и последствия".

"Провозглашенное М.С. Горбачевым "новое мышление" во вне­шних делах скоро стало превращаться в концептуальном плане в нечто лишенное логики. Увлекшись велеречивыми рассуждениями о примате общечеловеческих ценностей и интересов, руководите­ли Советского государства перестали видеть и принимать в расчет все другие интересы - национальные, классовые и т.д. Выдавая желаемое за действительное, они повели себя так, будто весь мир, за исключением нас, живет по общечеловеческим заповедям.

В практическом плане это проявилось в том, как решались воп­росы разоружения, как произошло объединение Германии и какой карт-бланш был дан Соединенным Штатам для действия в "тре­тьем мире".

Какому периоду отечественной истории посвящен при­веденный текст? О какой сфере политики в нем идет речь?

Каковы были основные результаты проведения полити­ки "нового мышления"? Используйте для ответа приведенный текст и Ваше знание истории.

 

Задание4.

Некоторые историки, публицисты считают причиной распада СССР действия лидеров России, Украины, Белоруссии, подписавшие в декабре 1991 г. Беловежские соглашения о роспуске СССР.

Какие другие оценки причин распада СССР вам известны?

Какую из оценок вы считаете наиболее убедительной. Аргументируйте свое мнение фактами.

Задание 5. Ответьте на вопросы теста

 

1. Какое из утверждений является правильным

A. в 1990 г. Б.Н. Ельцин стал Председателем Верховного Совета РСФСР

B. в 1985 г. М.С. Горбачев стал Президентом СССР

C. в 1989 г. Н.И. Рыжков стал Председателем Верховного Совета СССР

D. в 1985 г. В.С. Павлов стал Председателем Совета Министров СССР

E. в 1990 г. Е.Т. Гайдар стал Председателем правительства России

 

2. Какую задачу ставил М.С. Горбачев и его окружение, начиная перестройку?

A. Кардинальные политико-экономические преобразования

B. Проведение экономических реформ

C. Реформа аппарата политического управления страной

D. Обновление социализма при сохранении власти КПСС

E. Улучшение жизненного уровня населения

 

3. Назовите первое политическое объединение созданное на I съезде народных депутатов СССР?

A. «Демократический союз»

B. «Профессиональный союз депутатов»

C. «Союз демократов»

D. объединение «Демократическая Россия»

E. «Межрегиональная депутатская группа»

 

4. Рыночные реформы в России начались:

A. весной 1991

B. в августе 1991

C. в январе 1992

D. в январе 1993

E. в декабре 1993

 

5. СССР как государство был ликвидирован решением:

A. референдума

B. референдума Украинской ССР о государственной независимости республики

C. Беловежских соглашений

D. Прибалтийских республик о выходе из состава ССССР

E. М.С. Горбачева о снятии с себя полномочий Верховного Главнокомандующего


РАЗДЕЛ 4. Словарь основных терминов (глоссарий)

.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 1.027 сек.