Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления исследований




Типы и уровни исследования

ИССЛЕДОВАНИЯ.

По этапам исследования

По уровню знания

По масштабу применения

МЕТОДЫ.

Уровни знания

ЗНАНИЕ О ПРЕДМЕТЕ.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ.

а) уровни методологии

1. Общенаучная (относится к социологии в целом).

2. Частнонаучная (относится к отдельным разделам социологии).

б) Разделы социологии

1. Мировоззренческие и методологические принципы.

2. Учение о предмете социологии.

3. Знание о методах.

4. Знание о социологическом знании.

5. Знание о процессе социологического исследования.

6. История социологии и др.

1. Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы теоретического знания.

2. Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания.

1. Общенаучные (напр., математические методы).

2. Частнонаучные (напр., методы опроса).

1. Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.).

2. Эмпирические (наблюдение, анализ документов и др.).

1. Методы сбора.

2. Методы обработки

3. Методы анализа

а) По характеру знания

1. Методологические

2. Неметодологические

б) По уровню знания

1. Теоретические

2. Эмпирические

в) По ориентации исследования

1. Фундаментальные

2. Прикладные

г) По предмету исследования

1. Социологические

2. Комплексные (социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и др.).

д) Стадии исследования

1. Методологическая

2. Эмпирическая

3. Теоретическая

(по предмету и объекту исследования)

1. Социальные группы

2. Социальные институты

3. Социологические организации

4. Социология труда и т.д.

Наряду с этими уровнями социологи выделяют макро, микросоциологию, теорию среднего уровня.

Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Исследователи работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главный предмет их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми. Микросоциологический подход используется символическим интеракционизмом.

Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически длительные процессы. Примерами макросоциологического подхода могут служить теория конфликта и функционализм.

Термин «теории среднего уровня» был введён в практическую деятельность американским социологом Робертом Мертоном. По его мнению, теории среднего уровня – это «теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными, но тоже необходимыми рабочими гипотезами, во множестве возникающими в ходе повседневных исследований, и всеохватывающими систематическими попытками создать единую теорию, которая будет объяснять все наблюдаемые типы социального поведения, соц-х организаций и социальных изменений». Такие теории призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания, таких, как изучение семьи, конфликта, отклоняющегося поведения и т.д.

 

3 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Факт социальный – событие описанное в чётких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой оно имело место. Социологи используют пять основных подходов при изучении и объяснении различных фактов:

1. Первый подход демографический. Этот подход главным образом интересует, как тенденции в развитии народонаселения воздействуют на социальные институты; особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей.

2. Второй подход психологический. Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе.

3. Коллективистический подход применяется, когда идёт изучение двух или более людей, образующих группу или организацию. Здесь рассматриваются такие первичные группы как семья, формальные организации как армия и т.д.

Данный подход применяют при изучении групп, бюрократических организаций и различного рода общностей. Например

С его помощью социологи могут анализировать конкуренцию между политическими партиями, конфликты на расовой основе и др. Этот подход важен при изучении коллективного поведения, напр. действий толпы, реакции аудитории и др.

4. Четвёртый подход выявляет взаимоотношения. Общественная жизнь рассматривается не через определённых участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями.

Определив роли внутри группы, мы сможем выявить отношения между членами группы и следовательно, проанализировать её структуру.

5. Пятый подход культурологический. Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры как общественные правила и общественные ценности.

При культурологическом подходе правила поведения или нормы, рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Напр. в соответствии с уголовным кодексом убийство, ограбление другого человека считаются неприемлемыми и наказуемыми.

Существуют также подразумеваемые нормы, напр. не жуй с открытым ртом и т.д.

Идеи, определяющие, какие общественные цели являются желательными, входят в другой аспект культуры. Эти идеи, которые называются ценностями, служат обоснованием социальных норм. Напр. в обществе в котором человеческая жизнь ценится очень высоко, имеются устойчивые нормы, осуждающие убийство и т.д.).

 

4 ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ.

по В.Н.Лавриненко

1. Познавательная функция – заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления о их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития.

2. Практическая функция – состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации.

3. Идеологическая функция – т.к. социология в той или иной форме выражает интересы определённых социальных групп, классов, политических партий и движений.

В.С.Рахманин выделяет 1) культурно-просветительную функцию т.к. социология формирует знание об обществе, его социальных системах, социальном состоянии и тем самым обогащает духовный мир человека, повышает культуру его социального и политического мышления.

2) Мировоззренческую функцию (одно и тоже что идеологическая функция).

3) Социально-прогностическую.

4) управленческую функцию.

5) социально-преобразовательную функцию.

К.А.Радугин: 1) прикладную функцию и 2) функцию социального контроля.

 

Технические средства, используемые на лекции: мультимедийная презентация.

Литература:

1. Гидденс Э. Социология. – М., 1999.

2. Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

3. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. – М., 1998.

4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М., 1996.

5. Кульсеева Т.Г. Основы социологии. – Курск, 2004.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.