КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс и дизайн маркетингового исследования
Началу сбора данных предшествует ряд этапов, которые входят в сферу подготовки и разработки дизайна. До начала исследовательского процесса должны быть четко определены потенциальные причины, симптомы проблемы и общая потребность в информации для решения этой проблемы. Требуется установить, в каком виде необходима информация, для чего она будет использована. Как только проблемы исследования определены, открывается возможность формирования конкретных гипотез. Несоблюдение этой последовательности может свести процесс исследования к механическому сбору данных, не охваченному главной целью исследования - устранение разницы между желаемыми и существующими состояниями вещей или связями между переменными факторами в системе управления. Таким образом, дизайн - это проектирование и конструирование процесса исследования, разработка его модели. Эта фаза маркетингового исследования должна предшествовать началу поиска данных, их анализу и подготовке информации. Разработка дизайна обычно требует: 1. наличия утвержденной генеральной цели и оперативных целей; 2. связи генеральной и оперативных целей с поставленной проблемой; 3. обоснования формы, полученных результатов и направлений их использования; 4. выбора и описания методов для достижения целей исследования; 5. разработки календарного или сетевого графика для всего процесса; 6. планирования и расстановки персонала, участвующего в разработке проекта исследования, а также организации административного контроля за ходом проектирования; 7. определения бюджета с разбивкой по статьям расходов, при необходимости с разбивкой во времени; 8. подготовки формы и содержания окончательного документа в виде отчета или пояснительной записки. В процессе проектирования дизайна следует придерживаться определенной техники и технологии. Для этого часто требуется подготовить ответы на такие вопросы: 1. Какие данные необходимы для создания требуемой информации? 2. Где лучше получить вторичную информацию - из внутренних или из внешних источников? 3. Требуется ли дополнительно, кроме вторичной информации, получение данных за счет первичной информации? 4. Какие статистические методы и модели потребуются для обработки вторичной информации? 5. Какие исследования следует провести, чтобы получить первичную информацию? 6. Какие переменные факторы будут измеряться при исследовании и с помощью, каких приемов? Какие анкеты для опроса будут использоваться (структурированные, неструктурированные)? Какие вопросы задать и как контактировать с респондентами? 7. Каковы выборка исследования, размер панели? 8. Какие методы анализа полученных данных будут применяться? 9. Определены ли форма, вид и структура отчета о проведении исследования? 10. Сколько времени и затрат потребуется для выполнения исследования?
Дизайн маркетингового исследования может рассматриваться как проект организации и проведения маркетингового исследования. В процессе организации маркетингового исследования обычно выделяют три основных этапа построения дизайна. Первый этап - ознакомление с проблемой ситуации и задачами, которые поставлены менеджером перед маркетологом-исследователем. Здесь формируется первое представление о возможностях исследования, о наличии аналогичных исследований, их затратности, о возможных трудностях, которые могут быть связаны с видом, объемом и качеством маркетингового исследования. Исходя из основных посылок, выясняются следующие вопросы: 1. Какой объем исследований следует провести, потребуется ли глубокое или широкое исследование? 2. Соизмеримы ли будут полученные результаты исследования (их эффект) с предполагаемыми затратами на их проведение? 3. Существуют ли для исследуемой проблемы или аналогичной проблемы готовые решения, предложения и заключения? 4. Какого уровня значимости должна быть получена информация в результате исследования? 5. Каковы обоснование и формирование постановки задач исследования? 6. Каковы временные ограничения по представлению результатов исследования? Второй этап - предварительное планирование исследования, а именно проверка полученных на первом этапе представлений о методическом и временном процессах исследования. Здесь следует дать ответы на такие вопросы: 1. Какая, в каком количестве и какого качества потребуется информация? 2. Какие источники информации имеются в распоряжении? 3. Потребуется ли наряду с проведением вторичного исследования организация первичных исследований, а если потребуется, то будут или нет привлекаться к исследованию специализированные институты или другие организации по маркетинговым исследованиям? 4. Какие методики будут применяться для анализа и прогноза? Возможно ли использование ЭВМ для получения и обработки данных исследования? 5. На какие максимальные и временные затраты можно рассчитывать при заданном объеме исследований? Третий этап - разработка рабочей концепции проведения исследования. Он осуществляется независимо от того, будет ли исследование проводиться собственными силами или же с привлечением специализированной организации. Рабочая гипотеза проведения исследования структурно может включать такие разделы, как: 1. продукт, номенклатура продуктов, системы установки. Здесь обращается внимание на то, имеются ли на рынке подобные товары или выводятся на рынок новые товары аналогичного назначения; 2. определение главного назначения товаров: инвестиционного или производственного назначения, длительного (автомобили, телевизоры, стиральные машины и др.) и краткосрочного потребления (продукты питания, услуги и др.); 3. система обеспечения качества: уровень техники, показатели производительности, дизайн, цены, отношение цен и производительности и другие свойства; 4. потенциальные покупатели (потребители): промышленность, торговля, общественные заказчики и прочие, включая конечных пользователей товаров, потребительские группы, отдельных покупателей; 5. характеристика снабжения рынка: время ввода на рынок и вывода с рынка товаров с учетом динамики процесса их производства; 6. система сбыта продукции (пути сбыта, сбытовые организации): самостоятельная поставка конечному потребителю, торговля в розницу, оптовая торговля. Характеристика специалистов или предприятий сбыта, отраслевая направленность сбыта, система распределения, региональные трудности и проблемы сбыта; 7. конкуренция: общая ситуация конкурентной среды, положение на рынке основных конкурентов. После положительного согласования рабочей концепции и утверждения дизайна исследования руководством (заказчиком) переходят к четвертому этапу маркетингового исследования - формированию информации. На четвертом этапе осуществляются предварительное обоснование и выбор путей и методов сбора маркетинговой информации. Обращается внимание на экономичность путей получения информации, представительность источников информации, важность и необходимость проведения первичных и вторичных исследований в системе сбора информации. Пятый этап - обработка информации. Она осуществляется в тесной связи с целями исследования и применяемыми методами оценки. При необходимости усиливается количественный или качественный аспект анализа информации, чтобы она стала исходным базисом для осуществления прогнозов. Шестой этап - подведение итогов, обобщение. Он предполагает проведение причинно-следственного анализа полученной информации, который позволяет сделать оценку достижения главной цели исследования - достаточность полученной информации и ее достоверность. Здесь же обсуждается вопрос о необходимости дополнительной информации. Седьмой этап - оформление и презентация результатов исследования.
Контрольные вопросы: 1. Определите необходимость проведения маркетинговых исследований 2. Назовите тенденции, обусловившие в XXI веке актуальность получения компаниями более полной, достоверной и надежной информации для принятия управленческих решений в области маркетинга. 3. Дайте определение понятия «маркетинговое исследование». 4. Охарактеризуйте основные направления маркетингового исследования. 5. Раскройте содержание принципов проведения маркетингового исследования. 6. Определите понятия «объект», «предмет» и «проблема маркетингового исследования». 7. Перечислите цели и задачи маркетингового исследования. 8. Дайте определение понятия «дизайн маркетингового исследования». 9. Дайте характеристику схеме организации дизайна маркетингового исследования. 10. Раскройте сущность этапов дизайна маркетингового исследования.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |