КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория цен товаров, виды цен
Из сферы производства товар попадает в сферу обмена. Независимо от того, в какой форме представлен товар (вещественной или невещественной), он имеет цену. А чем определяется цена? Определение цены зависит от подхода к определению стоимости товара. В соответствии с теорией трудовой стоимости К.Маркса величина стоимости определяется общественно необходимыми затратами труда на производство товара, затратами при средних общественно-нормальных условиях производства при условии, что предложение соответствует спросу. Согласно этой теории цена есть денежное выражение стоимости товара. И, следовательно, на нее влияют: а) стоимость самого товара. Чем больше величина стоимости, тем больше цена. И наоборот; б) стоимость денег (золота). Чем меньше стоимость денег, тем больше цена товара. И наоборот; в) рыночная конъюнктура – соотношение спроса и предложения. В каждом отдельном акте купли-продажи цена под влиянием спроса и предложения может отклоняться от стоимости. В результате цены колеблются вокруг стоимости товара. В соответствии с теорией предельной полезности цена есть денежное выражение ценности предельного продукта. В современной экономической теории наибольшие распространения получила концепция цены А.Маршалла. Он отказался от поиска единственного источника стоимости и соединил теорию издержек, теорию предельной полезности, теорию спроса и предложения. Цена, которую готов заплатить покупатель, определяется полезностью товара. Цена, которую назначает продавец, определяется издержками производства товара. Рыночная цена устанавливается покупателями и продавцами в результате столкновения спроса и предложения. Она, в свою очередь, влияет на величину спроса и предложения, а, следовательно, на поведение покупателей и продавцов.
Итак, цена – это форма выражения ценности благ, которая проявляется в процессе их обмена. Цена выполняет ряд функций: учетную, распределительную, стимулирующую, социальную. Учетная функция цены позволяет учитывать затраты на производство товара, определять количество денег, которое покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Распределительная функция заключается в возможности цен влиять на величину спроса и предложения, перераспределять их и определять таким образом структуру производства. Стимулирующая функция цены проявляется в заинтересованности производителей снижать издержки производства, повышать его объемы и качество продукции для увеличения выручки от продаж. Социальная функция цены обусловлена их влиянием на структуру и объемы потребления благ и услуг, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. По ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды. Рассмотрим основные виды цен. В зависимости от вида торговли, масштабов торговых операций и вида товара цены делятся на: · оптовые, по которым реализуются крупные партии то вара в условиях оптовой торговли; · розничные, по которым продаются отдельные единицы товара индивидуальным покупателям в розничной торговой сети; · закупочные цены – цены государственных закупок товаров у предприятий, организаций, населения; · тарифы, по которым производится оплата коммунальных, бытовых услуг, услуг связи и др. По степени и способу регулирования цены делятся на: · жесткофиксированные, твердые цены, которые назначаются органами ценообразования или другими государственными органами; · регулируемые, которые регулируются государственными органами путем установления верхней или нижней границы цены на определенные группы товаров, предельного уровня рентабельности (прибыльности);
· договорные цены, величина которых определяется контрактом между продавцом и покупателями; · свободные, рыночные цены, освобождены от вмешательства государственных органов, формируются под влиянием конъюнктуры рынка. Переход от фиксированных цен к свободным называется либерализацией цен. В зависимости от вида рынка, на котором складываются цены, различают, биржевые, аукционные, комиссионные цены. Наличие разных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен, т.е. цен мирового рынка. Каждая страна имеет свой уровень цен. Уровень цен – это средневзвешенная величина цен, товаров и услуг, произведенных в стране. Он выражается индексом цен. Индекс цен – это соотношение между совокупной ценой потребительской корзины данного периода и совокупной ценой потребительской корзины в базисном периоде.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |