Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория цен товаров, виды цен




Из сферы производства товар попадает в сферу обмена. Независимо от того, в какой форме представлен товар (вещественной или невещественной), он имеет цену. А чем определяется цена? Определение цены зависит от подхода к определению стоимости товара.

В соответствии с теорией трудовой стоимости К.Маркса величина стоимости определяется общественно необходимыми затратами труда на производство товара, затратами при средних общественно-нормальных условиях производства при условии, что предложение соответствует спросу. Согласно этой теории цена есть денежное выражение стоимости товара. И, следовательно, на нее влияют:

а) стоимость самого товара. Чем больше величина стоимости, тем больше цена. И наоборот;

б) стоимость денег (золота). Чем меньше стоимость денег, тем больше цена товара. И наоборот;

в) рыночная конъюнктура – соотношение спроса и предложения. В каждом отдельном акте купли-продажи цена под влиянием спроса и предложения может отклоняться от стоимости.

В результате цены колеблются вокруг стоимости товара.

В соответствии с теорией предельной полезности цена есть денежное выражение ценности предельного продукта.

В современной экономической теории наибольшие распространения получила концепция цены А.Маршалла. Он отказался от поиска единственного источника стоимости и соединил теорию издержек, теорию предельной полезности, теорию спроса и предложения.

Цена, которую готов заплатить покупатель, определяется полезностью товара.

Цена, которую назначает продавец, определяется издержками производства товара.

Рыночная цена устанавливается покупателями и продавцами в результате столкновения спроса и предложения. Она, в свою очередь, влияет на величину спроса и предложения, а, следовательно, на поведение покупателей и продавцов.

Итак, цена – это форма выражения ценности благ, которая проявляется в процессе их обмена.

Цена выполняет ряд функций: учетную, распределительную, стимулирующую, социальную.

Учетная функция цены позволяет учитывать затраты на производство товара, определять количество денег, которое покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар.

Распределительная функция заключается в возможности цен влиять на величину спроса и предложения, перераспределять их и определять таким образом структуру производства.

Стимулирующая функция цены проявляется в заинтересованности производителей снижать издержки производства, повышать его объемы и качество продукции для увеличения выручки от продаж.

Социальная функция цены обусловлена их влиянием на структуру и объемы потребления благ и услуг, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.

По ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды. Рассмотрим основные виды цен.

В зависимости от вида торговли, масштабов торговых операций и вида товара цены делятся на:

· оптовые, по которым реализуются крупные партии то вара в условиях оптовой торговли;

· розничные, по которым продаются отдельные единицы товара индивидуальным покупателям в розничной торговой сети;

· закупочные цены – цены государственных закупок товаров у предприятий, организаций, населения;

· тарифы, по которым производится оплата коммунальных, бытовых услуг, услуг связи и др.

По степени и способу регулирования цены делятся на:

· жесткофиксированные, твердые цены, которые назначаются органами ценообразования или другими государственными органами;

· регулируемые, которые регулируются государственными органами путем установления верхней или нижней границы цены на определенные группы товаров, предельного уровня рентабельности (прибыльности);

· договорные цены, величина которых определяется контрактом между продавцом и покупателями;

· свободные, рыночные цены, освобождены от вмешательства государственных органов, формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Переход от фиксированных цен к свободным называется либерализацией цен.

В зависимости от вида рынка, на котором складываются цены, различают, биржевые, аукционные, комиссионные цены.

Наличие разных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен, т.е. цен мирового рынка.

Каждая страна имеет свой уровень цен.

Уровень цен – это средневзвешенная величина цен, товаров и услуг, произведенных в стране. Он выражается индексом цен.

Индекс цен – это соотношение между совокупной ценой потребительской корзины данного периода и совокупной ценой потребительской корзины в базисном периоде.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.