Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Русская народная проза. Волшебные сказки. Социально-бытовые сказки-новеллы




 

1. Волшебные сказки, их происхождение, своеобразие вымысла, система персонажей.

2. Поэтика волшебных сказок.

3. Бытовые сказки: комические и сатирические; герои бытовой сказки.


    1. Народные анекдоты.

 

Мы переходим к разговору о той группе сказочной прозы, которая вызывает наибольший интерес. В Указателе сказочных сюжетов финского ученого Анти Аарне 192 сюжета волшебных сказок, из них 144 сюжета – русских. Количество волшебных сказок значительно больше, чем сказок о животных. Волшебная сказка – наиболее характерный для жанра тип сказки.

Выделяются следующие группы волшебных сказок:


  1. Сказки, в которых отразились мифологические представления. Это рассказы о мире, в котором еще много опасностей. Защищая себя от враждебной силы, язычники обставили свой быт разнообразными запретами – табу (в переводе с полинезийского языка – «нельзя»). При этом они воспроизводится схема древнего мифа: запрет – нарушение запрета – магическое действие – положительный результат.

  2. Рассказы о плохо представляемом человеком мире природы, загробном мире, где господствуют губительные силы («Снегурушка», «Терешечка», «Морской царь и Василиса Премудрая»).

  3. Рассказы о реальном мире, о невинно обиженных, в которых справедливость торжествовала – о падчерице, о младшем сыне («Крошечка-Хаврошечка»).

  4. В группе волшебных выделяются волшебно-фантастические сказки. В них выражаются мечты людей о будущей жизни, появляются чудесные предметы: ковер-самолет, прялка-самопрялка, кошелек-самотряс. В этих сказках звучит вера в то, что коллективным трудом можно добиться очень многого (двенадцать молодцев, пчелы). В волшебной сказке присутствует категория страшного, ужасного.


^ Основные образы волшебной сказки: Кащей Бессмертный.

В волшебных сказках часто присутствует конь. В славянской мифологической системе этот образ имел очень важное значение. В виде дара герой получает коня, который оказывается посредником между двумя мирами. Культ коня в древности имел такое же значение, как и культ предков, культ семейного очага.

- Главный герой волшебной сказки (обычно связан с чудесным – у него чудесное рождение, необычайная судьба).

- Основные идеи волшебной сказки.

Волшебная сказка обладает более сложной структурой повествования. Воссоздает необычность сказки и с самого начала оговаривает право на неограниченную выдумку первый структурный элемент её – присказка.

Первый элемент сюжета сказки – зачин, который одновременно является и завязкой. Завязка обязательно должна заинтриговать, она связана с появлением магического, волшебного существа.

Каждый сказочный сюжет строится и развивается индивидуально. Хотя мы можем выделить общие, клишированные места, каждый сюжет имеет неповторимое развитие.

В каждой сказке герой существует в двоемирном пространстве. В каждой сказке герой рано или поздно вступит во взаимодействие с волшебными, чудесными силами, переступит пограничье. На пересечении этих двух миров сюжет сказки развивается необыкновенно привлекательно. Сказка имеет свою особую структуру – морфологию.

Структуру русской народной сказки изучали такие фольклористы, как В.Я.Пропп, Александр Николаевич Никифоров, Н.И.Савушкина, В.П.Аникин.

Большой интерес представляет работа В.Я.Проппа «Морфология сказки». Она была написана в 1928 году и вызвала очень противоречивые оценки.

Пропп проработал по собранию Афанасьева 110 сюжетов и пришел к ряду выводов: Общее в сказках – это действия и поступки персонажей. Для изучения сказки важно, что делают сказочные персонажи. Пропп насчитывает 31 функцию сказочных персонажей. Ученый замечает закономерное повторение функций в сказках. В основе многих разнообразных сюжетов лежит единый композиционный стержень. В.Я.Пропп типизировал и персонажей сказки. Всего в волшебной сказке он выявляет 7 типов персонажей: родители героя; сам главный герой, совершающий подвиг; даритель, который наделяет главного героя каким-то чудесным свойством или предметом (например, баба Яга); чудесные помощники героя (их много, но тип один: Василиса Премудрая, мудрые девы, старухи, печь, скатерть и т.д.); герой, освобожденный главным героем (чаще всего женщина); антагонист главного героя; ложный герой (например, в сказках о мачехе и падчерице – дочь).

На взаимодействии этих 7 типов персонажей строится сказка, развивается цепь действий. Сюжетика волшебной сказки отличается многоэпизодностью. Сюжетная пестрота создается на стыке 2-х миров: реального и нереального – в результате их взаимодействия и создается художественная прелесть сказки.

В волшебной сказке условная кольцевая композиция. Завершается всё возвращением героя в реальный мир. Герой сказки свободно ориентируется и в том и в другом мире.

Обязательна в сказке встреча героя с обитателями фантастического мира. Они всегда страшные (баба Яга). Обязательным атрибутом волшебной сказки является момент испытания героя. Сказочный герой должен преодолеть все трудности. Волшебная сказка так же использует здесь принцип кумулятивного построения (3 испытания). Одно испытание сменяется другим. Преодолеть испытания герою помогают чудесные помощники. Это могут быть антропоморфные существа, старики, которые за этичное обращение героя наделяют его каким-то даром, чудесные предметы.

Следует отметить наличие в волшебной сказке устойчивых речевых формул.

Последний элемент композиции волшебной сказки – концовка. Она может быть шутливо иронической. Могут быть концовки, передающие удовлетворение счастливым концом. Волшебная сказка – глубоко нравственное произведение. Побеждает в сказке доброта, человечность, правда, трудолюбие.

Третья группа - социально-бытовые сказки и анекдоты. Основное их отличие от сказок о животных и волшебных – в природе вымысла. Они изображают необычные, но не волшебные приключения героя. Герой изображается не в фантастической обстановке, а в хорошо знакомой сказочнику обстановке русской деревни. В сказке указывается социальное положение героя: деревенский мужик, бедняк, батрак, солдат, поп, барин.

Герой бытовой сказки борется за свою жизнь, за заработанную копейку, напрягая все свои силы, ловкость, ум, чтобы отомстить обидчику. Социально-бытовые сказки также высмеивают общечеловеческие пороки: лень, глупость, праздность, скупость. Сказки эти дают блестящие гротескные портреты лентяев, дурней, делающих все невпопад, упрямых жен. Например, сказка «Горшок».


Основная литература


  1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки (в 3-х томах). – Любое издание.

  2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.,2001 – С.446-495.

  3. Мифы народов мира. В 2-х томах. – М.,1991.

  4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. –Л.,1986, 1996.

  5. Пропп В.Я. Морфология сказки. – М., 1969.

  6. Пропп В.Я. Русская сказка.-М.,1984.


Дополнительная литература


  1. Аникин В.П. Русская народная сказка.

  2. Мелетинский Е.М. Низкий герой волшебной сказки.-М.,1977.

  3. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. М.,2002.-С.133-168.


10. Пропп В.Я. Поэтика фольклора.-М.,1998.-С.202-268


Тема: Предания, легенды, бывальщины, былички

План

1. Эстетика несказочной прозы.

2. Быличка. Определение жанра, классификация, система персонажей, поэтика, особенности современного бытования.

3. Легенда. Определение жанра, основные жанровые разновидности, сюжетно-тематический состав, система персонажей.

4. Предание. Определение, связь с историей. Основные жанрово-тематические разновидности. Сюжетный состав.


К несказочной прозе в фольклористике принято относить быличку, легенду, предание.

Быличка. Быличка – это жанр, который стоит на пограничье мифологического и исторического времени. Это один из наиболее древних жанров фольклора, её истоки находятся в первобытной мифологии. Под быличкой мы будем понимать устный прозаический суеверный рассказ о столкновениях человека с представителями «чужого» мира или с людьми-посредниками между «своим» и «чужим» мирами.

Что значит «суеверный рассказ»? Это рассказ, отражающий бытовые верования человека, верования «всуе». Поэтому персонажами былички становятся существа низшей мифологии, то есть те, которые живут рядом с человеком, а не высшие божества. Это прежде всего хозяева природных сфер: 1) духи природы: леший, водяной, русалка, полевик; 2) домашние духи (связанные с культом дома и с культом предков: домовой, банник, кикимора, покойник; 3) люди, обладающие сверхъестественными способностями: ведьмы, колдуны, знахари, знахарки, проклятые, предсказатели судьбы; 4) змеи; 5) клады; 6)черт.

Рассказ может звучать от первого лица, иметь характер свидетельского показания и тогда он называется меморат, а может – от третьего лица – это фабулат. В соответствии с этим некоторые ученые (Э.В.Померанцева) разделяли суеверный рассказ на две жанровые разновидности: быличку и бывальщину. Думается, что место рассказчика, является он сам участником события или его свидетелем, не влияет на жанровые особенности былички, в которомй в любом случае имеется установка на достоверность, присутствуют субьект и объект действия,одим из которых является МП и сюжетообразующее действие между ними.

Среди современных записей быличек встречаются тексты с разными доминантными функциями.

Таким образом, былички являются звеном, связывающим живущих с давно минувшими поколениями, и именно через них передаются познания, мысли и убеждения, накопленные веками и не потерявшие своей важности в наше время.

Поэтика былички. Поскольку былички – это жанр несказочной прозы, важнейшим жанровым признаком является установка на достоверность. В тексте это может проявляться в форме рассказа (от 1-го лица), то есть рассказ имеет характер свидетельского показания, в нем нередко приводится ссылка на достоверность. Быличка чаще всего одноэпизодна, то есть, в основе её сюжета – одно событие, одно столкновение. Однако она может содержать и несколько эпизодов, объединенных одним и тем же мифологическим персонажем.

Выделение мотивов былички приводит к мысли, что существуют сквозные мотивы-функции, в которых закрепляются представления людей о чужом мире: МП меняет облик, пугает, предвещает исчезает, показывается. Но для каждого персонажа существуют мотивы, связанные с его характером. Например: Ведьма вредит в крестьянском хозяйстве, портит, привораживает. Покойник ходит в дом к жене. Домовой ухаживает за скотиной, выживает, душит и.д.

В быличке нередко описывается атмосфера, в которой происходит событие, передается эмоциональное состояние участников, что создает замедленный характер повествования. Быличка может описывать не только действие мифического персонажа, но и человека. Мотивы-инварианты, в которых субъектом является человек, устойчивы: Человек нарушает запрет. Человек разоблачает Мифологического персонажа. Человек вступает в контакт с мифологическим персонажем. Человек защищается от мифологического персонажа. Человек переживает последствия столкновения с мифологическим персонажем.

Легенда. «Легенда» - от латинского «legenda» (то, что надлежит прочитать»). Это произведение, в котором обязательно наличие элементов чудесного, фантастического. Но воспринимается это чудесное как достоверное знание. Хотя в настоящее время легендами обозначаются разные виды устной прозы, существенными признаками жанра считают прямую или косвенную связь с господствующей единобожеской религией и ярко выраженный дидактический характер. Легенда возникает и бытует на границе исторического и мифологического времени. Вымысел в быличке носил бессознательно-художественную форму, она шла от языческих представлений, вымысел легенды определен христианской культурой. Тем не менее, многие схемы, сюжеты легенды переходят из мифа, дохристианских представлений. Например, легенда передает систему представлений этиологического порядка.

Персонажами легенд являются герои Священной истории, Библии. Эти легенды имеют своей целью рассказать о жизни канонизированных святых или подвижников, угодников Христа в ином мире. Христос, Богородица, святые во время своих страннических хождений по Русской земле творят справедливый суд. («Чудо на мельнице» Афанасьев А.Н.Народные русские легенды).

Легенда в большей степени, чем быличка, касается общественного устройства, социальной справедливости, нравственно-этических норм. Суть легенды как фольклорного жанра – в утверждении законов народной традиционной морали. В соответствии с этим - особенно значительны легенды на тему греха (о скупости, пьянстве, лености, тунеядстве, о преступлениях и семейных отношениях, о долге перед родителями, судьбе, смерти).

С бытованием во времени легенда становится социально детерминированным жанром – возникают социально-утопические легенды. Это могут быть легенды о чудесном спасении героя, о справедливом возмездии и т.д.

Предание. Народ всегда ощущал потребность в сохранении и передаче собственной истории. Живая память о минувшем – залог единства, жизнестойкости общества. У жителей каждого села, города, края – своя история, свои рассказы о событиях, происходивших на их малой родине, но глубоко связанных с большой историей. Эти рассказы принято называть преданиями. «Предание» – от греческого «передача», «преподавание». Здесь схвачена жанровая суть. Рассказы этого жанра представляют собой сообщение, передачу знаний, накопленных поколениями.

Предание сложно определить в речевом потоке.

Определение жанра. (В.П.Кругляшова «Жанры несказочной прозы Уральского горнозаводского фольклора». – Свердловск, 1974): Предание – это рассказ, в народном представлении заслуживающий доверия, о жизни в прошлые времена, о лицах, которых рассказчик не видел, о событиях, в которых не участвовал. Это рассказ о жизни, ставшей историей. В предании содержится не история как таковая, а народные представления о ней.

Жанровой предпосылкой, источником предания можно считать устный рассказ, нередко представляющий собой повествование участника событий. В течение столетий устный рассказ предельно сокращается в формальном плане – он как бы изгоняет из себя несущественные детали, второстепенные мотивы. В системе общерусских преданий выявляются элементы, свойственнные преданиям разных регионов. Тематические доминанты преданий в русском фольклоре называет Криничная Н.А.:


  1. Предания о первопоселенцах, о заселении и освоении края;

  2. О прежних аборигенах, о коренных жителях края (о чуди);

  3. Предания о родоначальниках (о людях, основавших деревню, город, село, о местных семейных фамилиях);

  4. Предания о кладах;

  5. Предания о силачах;

  6. Предания о борьбе с внешними и внутренними врагами;

  7. Предания о разбойниках;

  8. Предания о раскольниках;

  9. Предания об исторических лицах.


Предания – жанр, который имеет тенденцию циклизации или возможность жанровых групп собираться по функциям какого-то персонажа в группы.

Цикл – это совокупность сюжетов и мотивов на одну тему. Существуют две основные смысловые группы преданий. В.К.Соколова делит предания на исторические и топонимические. Топонимические – это предания, объясняющие названия географических объектов. В исторических преданиях речь идет, как уже было сказано, о событиях местной истории. Предание является полифункциональным жанром. Однако доминантная его функция – информативная. Исходя из этого, не все исследователи рассматривали предание как жанр, имеющий право присутствия в фольклоре. Это происходило в силу того, что умалялась другая важнейшая функция предания – эстетическая. Художественный секрет преданий состоит в сочетании обобщения с конкретизацией и детализацией.

В процессе живой передачи рассказчик стремится вызвать в слушателях то же отношение к событию или личности, ту же оценку их, какие разделяет он сам. К этому присоединяется стремление заинтересовать слушателей, увлечь их рассказом. Таким образом, художественная жизнь преданий, их эстетическое оформление во многом зависит от личности рассказчика.

Основная литература


  1. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия под ред. А.М.Новиковой.-М.,1987.-С.134-150.

  2. Морохин В.Н. Прозаические жанры русского фольклора. Хрестоматия.- М.,1983.

  3. Легенды, предания, бывальщины. Сост. Н.А.Криничная.-М.,1989.

  4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.,1983.-С.116-131.

  5. Аникин В.П. Русское устное народное творчество.-М.,2001.-С.271-300.

  6. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений.-М.,2002.-С.169-185.

  7. Цветкова А.Д. Русская устная мифологическая проза Центрально-Северного Казахстана. – Павлодар, 2009.


Дополнительная литература


  1. Померанцева Э.В. Русская устная проза. – М.,1985.-С.173-256.

  2. Криничная Н.А. Русская народная историческая проза. Вопросы генезиса и структуры.- Л.,1987

  3. Криничная Н.А. Персонажи преданий. Становление и эволюция образов. Л.,1988.

  4. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике. Сост.Ю.Г. Круглов.-М., 1987. Статьи: Соколова В.К. Жанровые особенности исторических преданий и их основные типы. Померанцева Э.В. Устные рассказы о мифических существах и их жанровые особенности. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды 17-19 вв.

 


Тема: Былины


1. Определение жанра. Значение термина «былина».

2. Классификация. Былин.

3. Проблема происхождения былевого эпоса. Основные этапы развития.

4. Воинские былины.

5. Социально-бытовые былины.

6. Поэтика былин: особенности композиции, типические места, эпический характер и принципы его создания, былинный стих.


Былины - единственный жанр русского фольклора, который изучен весьма разносторонне. Уже в 19 веке сложились научные школы, различные в подходе к былинам (историческая, мифологическая, культурно-типологическая).

^ Определение жанра. Былины – это древние эпические песни легендарно-героического или социально-бытового характера (В.А.Василенко).

В.Я.Пропп в своей монографии «Русский героический эпос» (М.,1958) называет основные признаки эпоса:


    1. Наиболее важным, решающим признаком эпоса по Проппу является героический характер содержания. Содержанием его всегда являются борьба и победа. И борьба эта ведется за самые высокие в данную эпоху идеалы народа.

    2. Второй признак состоит в том, что эпос слагается из песен, предназначенных не для чтения, а для музыкального исполнения.

    3. Следующим важнейшим признаком эпоса является стихотворная форма песен, тесно связанная с напевом.


^ К истории термина: В народной среде этот жанр имел иное название: ст а рина, старин а, старинка, песня. Термин «былина» ввел в 19 веке Иван Петрович Сахаров.

^ Проблема классификации былин. Как мы можем в содержательном плане классифицировать былины? Существует несколько классификаций. Самая распространенная из них связана с локализацией былин. По этому принципу многие исследователи делят их на два большие цикла: киевский (если упоминается Киев) и новгородский. Хотя мы можем встретить и владимиро-суздальский, и галицкий и др. циклы. Однако эта классификация условна, так как былина – явление многослойное.

По причине этой многослойности мы должны представить также циклизацию былин по характеру эстетического отражения мира, эстетического образного воплощения богатыря, его подвига, его связи с миром. Исходя из этого, исследователи делят былины на 1) героические (о святорусских богатырях) и 2) новеллистические (по Ф.М.Селиванову – социально-бытовые). Это былины более позднего происхождения, они отражают более позднюю историческую эпоху Руси, сцены жизни городской, посадской.

^ Проблема происхождения былин. Один из первых вопросов, который вставал перед исследователями – это вопрос, к какому времени относится происхождение и развитие этого жанра. Существовало мнение, что былины возникли в 19 веке, потому что золотой запас русского эпоса был собран именно в 19 веке. Через ряд северных исследователей, таких, как Гильфердинг, Рыбников, Бессонов, Марков, братья Соколовы, на русском Севере был открыт пласт плохо представляемой раньше культуры. В 19 веке также было высказано предположение, что былины – такое явление поэтической культуры, которое не древнее 9 века. В 30-е годы 20 века некоторые сказители пытались сложить былины, которые они называли новины (Трофим Рябинин, Марфа Крюкова), но эти тексты не вошли в традицию, потому как они были чужеродны народному сознанию.

В.П.Аникин утверждает, что русский героический эпос слагался в несколько этапов или характеризуется несколькими периодами становления и развития.

1 период бытования былин – Мифологический – начало 2-3 – конец 9 века. Как это ни парадоксально, но именно в это время сложились основы былевого эпоса. Есть гипотезы, относящие ранние песни славян к 5-3 вв до н.э.

2 период – конец 9 – середина 12 вв – Киевский период.

3 период – середина 12 – середина 14 вв – Владимиро-суздальский. В это время активизируется процесс хозяйственного и этнического развития на северо-востоке Руси. Определение национального лица былины совпадает именно с этим периодом.

4 период – вторая половина 14 века – 17 век. Этот период можно назвать как вторичный. В это время идет пересмотр старых образов и сюжетов в применении к новым уровням сознания человека.

Таким образом, 9-14 вв – время сложения и оформления былин. Рассмотрим, какие сюжеты, какие образы связываются с названными этапами.

С первым, Мифологическим, периодом связаны сюжеты о Святогоре, о Вольге и Микуле Селяниновиче, о Дунае, о Михайле Потыке. В этот период складывались основы художественной системы былин. Русские былины как бы идеологически оформили создание этнической общности, создание нации, так как эпос прежде всего связан с идеей государственности. Герои эпоса этого времени – представители народа, земли русской, а не класса, узкой группы внутри этноса. Наиболее интересны в мифологическом цикле былины о Святогоре. Известно 2 варианта сюжетов о нем: 1) Святогору не с кем померяться силой; 2) о встрече Святогора с Ильей Муромцем (Селиванов Ф.М. Русский героический эпос.- С.104). В науке существует ряд попыток определить первичный смысл былины. С точки зрения Д.М.Балашова, сюжет о передаче силы Илье Муромцу символизирует закат культуры праславян и появление культуры новых славян.

Воспоминания восточных славян о своей далекой родине, представления о прежней культуре трансформировались в образе Микулы Селяниновича в былине «Вольга и Микула Селянинович». Микула олицетворяет собой существование предков-землепашцев, символизирующих образ жизни, судьбу народа, занимающегося земледелием.

В мифологический период сформировалась художественная форма былин, был создан достаточный круг сюжетов.

Очень важной стадией в развитии эпоса был Киевский период, охватывающий два столетия. Это время от крещения Руси в 988 году до раздробления государства на отдельные княжества. Память о Киевской Руси до нас дошла как о веке золотом. Главное событие здесь – Крещение Руси, вокруг которого произошла консолидация государства. Круг сюжетов этого времени не широк. Но создается цикл, главным героем которого является единый богатырь. Один из самых популярных героев русского эпоса этого времени – Добрыня Никитич. В качестве главного персонажа Добрыня представлен примерно в 10 былинных сюжетах. Самый популярный из них – «Добрыня и змей». (Текст). Змееборство – один из самых распространенных сюжетов мирового фольклора. Змей – одно из ярких художественных воплощений того зла, против которого в раннем русском эпосе ведется борьба.

Подвиг только личного порядка уже немыслим в русском эпосе (как это было в сказке). Убивая змея, Добрыня спасает племянницу Владимира Забаву, а также выступает на защиту всех христианских вдов.

Третий период – Владимиро-суздальский. Это период феодальной раздробленности. Среди князей прокатилась волна непонимания, междоусобиц. К концу 12 века участились набеги со стороны степи. На историческую судьбу Руси существенно повлияло и монголо-татарское нашествие.

В этих условиях в былине произошли изменения, особенно в системе персонажей. Самые главные персонажи этого периода по происхождению – люди из социальных низов. Илья Муромец – крестьянин, Алеша Попович _ сын священника. Теперь уже князь Владимир не рассматривается как идеальный персонаж. Богатыри могут противостоять ему. Это будет сквозная тема.

С этим периодом связана прежде всего циклизация эпоса об Илье Муромце. Это самый известный герой русского эпоса, признаваемый другими богатырями за главного. Он встречается как эпизодическое лицо во многих былинах, а в качестве центрального героя выступает в 15 сюжетах. Сюжеты былин об Илье Муромце могут быть выстроены в хронологическом порядке и представлять собой своеобразное жизнеописание героя. Причем, относятся эти сюжеты к разным периодам, многие из них могли возникнуть спустя какое-то время.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» - первая из повествующих о боевых подвигах богатыря. (Текст).

К этому же периоду восходит ряд сюжетов, связанных с третьим былинным богатырем – Алешей Поповичем. Уже само имя говорит, что он - сын священника, в текстах имеются свидетельства, что родина Алеши – Ростов. Из самостоятельных и хорошо разработанных воинских былин об Алеше, сохранилась лишь одна – «Алеша Попович и Тугарин». Из трех героев – Алеша самый молодой. Он наделен не только всеми достоинствами героя, но и некоторыми недостатками, свойственными молодости. Пропп пишет: «Суровый и могучий Илья, выдержанный и культурный Добрыня, веселый и находчивый Алеша выражают героические черты русского народа. В них народ изобразил самого себя».

В большинстве социально-бытовых былин, относящихся к 4 периоду, нашло отражение падение политического престижа Киева. В них богатыри, приехавшие из других русских земель и городов, побеждают князя Владимира в различного рода состязаниях.

В былины этого периода вошли женщины. И это уже не женщины-оборотни, колдуны, поляницы, которых необходимо было одолеть в бою. Век гордых и самостоятельных женщин отодвинулся далеко в прошлое.

Особое место в русском былевом эпосе занимает Новгородский цикл (по локализации). Новгород – второй после Киева политический, хозяйственный и культурный центр, который находился на скрещении водных путей. Более того, Новгород не подвергался многочисленным нашествиям внешних врагов, от которых бесконечно страдали другие русские города. Основное занятие новгородцев – торговля. Все это отразилось в новгородских былинах.

Новгородцы всецело зависели от водной стихии, и именно с морским царем вступает в контакт герой былины о Садко. Эта былина состоит из 3-х самостоятельных сюжетов: «Садко-гусляр получает богатство», «Спор Садко с новгородцами», «Садко в подводном царстве». В Новгородском цикле известны также 2 сюжета былин о Василии Буслаеве: «Василий Буслаев в Новгороде» и «Василий Буслаев молиться ездил». При всех нравственных изъянах в поведении Василия Буслаева – он богатырь наш, русский. В былинах наблюдается невольное любование проделками новгородского озорника. (Текст, с.196)

^ Поэтика былин. В художественной системе былин выделяется ряд уровней: художественный мир, композиция, язык и его напевно-ритмическая организация.

Художественный мир. Герои решают крупные общенародные и государственные задачи. Эпический мир былин объединил в себе людей разных столетий и эпох. Они образовали круг людей, живущих самостоятельной жизнью, но не в отрыве от других людей. У них особый этикет: «крест кладут по-писаному, поклоны ведут по-ученому». С одной стороны, это реальный мир, а с другой, - предельно гиперболизированный.

Композиция. Зачин в былине часто представляет собой завязку (описание пира, выезд богатыря, изображение наезда врага на русскую землю).

Действие развивается по принципу выделения главного героя. В былине обычно одна сюжетная линия. Кульминация – описание сражения. Поединок краток, победа дается легко, без помощи. Это обобщенная историческая правда побед русского народа над своими врагами. В развязке подчеркивается реальность и историческая достоверность описываемых в былине событий.

^ Композиционные принципы и приемы. *Принцип антитезы (богатырь – добр, справедлив, противник – зол, коварен). * Прием выделения главного героя. *Прием гиперболизации. *Диалоги драматизируют сюжет, помогают полнее охарактеризовать героев. *Прием повторений, чтобы акцентировать внимание на главной мысли. *Общие места.

^ Язык былины. Основные художественные средства: Метафора не так часто встречается в былине, но используется для выражения чувства (гнева, осуждения): Ах ты, волчья сыть, травяной мешок».

Эпитет – одно из основных изобразительных средств в былине. В былине часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Для былины характерно обилие предлогов. Они образуют своеобразную разрядку и тем самым повышают удельный вес слов, акцентируют внимание на их значении: Из того ли то из города из Мурома…

В былине нередко обнаруживается прямая речь, палилогия (повтор в конце одной и начале другой строки), анафора (повторы в начале строк), эпифора (повторы в конце строк).

Употребляются слова с осложненной семантической функцией – для сохранения ритма.

Глаголы в былине чаще всего несовершенного вида – так как таким образом событие лучше представляется воображению.

Стих былины. Используются чуть ли не все стихотворные размеры, свойственные литературной поэзии. Большинство былинных стихов – трехударные с безударными интервалами от одного до трех слогов. Рифма может быть неточной.


Основная литература


  1. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. –М.-Л.,1958, 1977 (тексты былин).

  2. Былины. Сост., автор вступ. ст. и примеч. Б.Н.Путилов.-М.,1986.

  3. Русская народная поэзия. Эпическая поэзия. Сост. Б.Н.Путилов.-М.,1984.

  4. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.- М.,1983.-С.132-169.

  5. Русское народное поэтическое творчество. Под ред. А.М.Новиковой.-М.,1986.-С.172-210.

  6. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.,2001. –С.301-365.

  7. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений.-М.,2002.-С.187-248.

  8. Селиванов Ф.М. Русский эпос.-М.,1988.

  9. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике под ред. Ю.Г.Круглова.-М.,1986. Статьи: Пропп В.Я. Русский героический эпос. Введение. Лихачев Д.С. Эпическое время былин. Селиванов Ф.М. Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.


Дополнительная литература


  1. Пропп В.Я. Русский героический эпос.-М.,1958.

  2. Фроянов И.Я., Юдин Ю.И. Русский былинный эпос. Учеб. Пособие.-Курск, 1995.

 


Тема: Исторические песни

План

1. Проблема происхождения исторической песни. Определение жанра.


  1. Взаимосвязь исторической песни с другими жанрами фольклора.

  2. Проблема классификации исторических песен.

  3. Основные тематические циклы исторических песен.

 

В русском песенном фольклоре известно более 600 сюжетов, отражающих события политической истории в их последовательности и взаимной связи. Историческая песня есть одна из форм народного искусства, своим содержанием обращенная к истории. Неизменная эстетическая установка песен – создание конкретно-исторических сюжетов с конкретными историческими героями и более или менее откровенно политическими конфликтами.

Однако эта эстетическая установка вовсе не приводит песню к точному, достоверному воспроизведению фактов истории. Содержанием исторических песен оказываются нередко такие события, такие факты, каких в реальной истории никогда не было и быть не могло. Песенные сюжеты не находят себе прямого соответствия в истории. Конкретно-исторический характер жанра состоит в том, что песни отражают в форме конкретно-исторических сюжетов реальные политические конфликты, характерные для данного исторического момента и почему-либо важные для народа. Исторические песни отражают движение истории, как она осознается народным творчеством.

Предметом исторических песен является современная история, а не более или менее далекое прошлое. Песня черпает жизненный материал из современности. Попадая затем в условия новой действительности, она становится собственно исторической.

То, что историческая песня живет настоящим, приводит к тому, что в исторических песнях оказываются смещенными подлинные масштабы происходившего: то, что объективная история зачислила со временем в ряд событий второстепенного или даже третьестепенного значения, в песне предстает как первостепенное; напротив, то, что закреплено историей на первом плане, совсем не отмечено в песне.

Историческая песня прошла промежуточные формы, в которых постепенно подготавливалось завершение процесса становления жанра. В ходе своего развития она обращалась к разным поэтическим традициям. Первое место здесь занимали традиции эпоса, затем баллады, сфера которой преимущественно частная, семейная жизнь. Влияние на неё оказали также лирическая песня, причет, сказка. Сосуществуя во времени былина и историческая песня по-разному отражают действительность. В основе вымысла былин лежит историческая действительность, но не в виде каких-то конкретных событий и фактов (как это наблюдается в исторической песне), эпос – есть художественное обобщение исторического опыта народа целой эпохи.

Какие события отбираются народом для изображения в историческом фольклоре?

Исторический фольклор сосредоточивается вокруг таких событий и явлений политической жизни, которые в наибольшей степени затрагивают жизнь народа, связаны с его коренными интересами, и в которых наиболее активно выявляется историческая деятельность народных масс.

У истоков жанра русской исторической песни лежат песни, возникшие в связи с татарским нашествием.

Жанр исторической песни до 16 века только складывался, и хотя некоторые существенные особенности его уже определились, он еще не получил полного развития. По-видимому, непрерывного создания сюжетов в это время еще не наблюдалось. Исторические песни возникали, так сказать, время от времени, не образуя единой и непрерывной линии. 16 век дает во многих отношениях новую картину. От этого периода до нас дошло большое число сюжетов. Будучи приведены в систему, эти сюжеты образуют определенный последовательный ряд.

Если судить по числу известных вариантов, «Взятие Казани» принадлежит к числу наиболее популярных исторических песен 16 века. «Взятие Казани» знаменует качественно новый этап в развитии эстетических принципов исторической песни. Происходит осознание художественной значимости реальных фактов. Факт в его конкретности и исторической неповторимости становится первоосновой сюжета.

«Авдотья Рязаночка» - вымысел, рожденный на почве действительности и истолковываемый как реальность. «Щелкан» - реальность, подвергнутая эпической переработке. «Взятие Казани» - действительность, полностью сохраняющая и внешние очертания реальности и внутреннюю историчность, - это принципиально новое.

Задачу создания образа исторического героя народное творчество решает через создание песенных циклов. Так, образ Ермака из одной, отдельно взятой песни совершенно неясен. Из цикла же песен вырастает определенный, цельный и довольно значительный образ. То же можно сказать относительно Ивана Грозного. Только в цикле раскрывается образ Степана Разина.

На грани 16-17 вв историческая песня претерпевает значительные изменения. Эпическая монументальность, обстоятельность поэтического строя исчезает. Но при этом возрастает тематический кругозор песен и резко усиливается их публицистическое звучание. Историческая песня развивалась на протяжении всего 17 века, но наиболее интенсивные формы это развитие приобрело в период национально-освободительной борьбы против иностранной интервенции и период Второй крестьянской войны под руководством Степана Разина. Этот фольклор мог быть назван разинским эпосом. Отразив многие черты своего исторического прототипа, образ Разина в песне стал приобретать эпические черты

Таким образом, важнейшие песни, пришедшие на смену песням 16 века, - это песни разинского восстания и военно-солдатская лирика 18-19 вв. В отличие от исторических песен 16 века, разинский песенный фольклор и солдатские песни отмечены сильным воздействием протяжных лирических песен.

Хотя в песнях 18 века получили отражение и многие события гражданской истории, все же историческая песня этого времени в огромном своем большинстве обращена к истории военной. Это в полном смысле солдатская песня.


^ Основная литература


  1. Русская историческая песня. Библиотека поэта. / Вст. ст, сост. и примеч. Л.И.Емельянова. –Л., 1990

  2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия под ред. Ю.Г.Круглова.- М.,1993.- С.314-338.

  3. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия под ред. А.М.Новиковой. – М.,1987.- С. 239-267

  4. Русские исторические песни. Хрестоматия. / Сост. В.И.Игнатов. – М., 1985

  5. Русская народная поэзия. Эпическая поэзия. /Сост. Путилов Б.Н. – Л.,1984. – С. 212-264

  6. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. – М.,1983. – С.170-189


Дополнительная литература


  1. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений. –М., 2002. – С.249-266

  2. Пропп В.Я. Поэтика фольклора. – М.,1998.- С.106-136, 150-154

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.482 сек.