Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Частушки




Читайте также:
  1. Банківська система: принципи побудови, цілі, механізм функціонування.
  2. Банковская система: структура и характеристика её элементов.
  3. Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов, этапы функционирования и развития.
  4. Лекция 12. Тема: Балладные песни
  5. Лекция 3. Рыночная система: спрос и предложение.
  6. Лекция № 16. Тема: АВАРИИ НА ТРАНСПОРТЕ.
  7. Лекция №14. Периферическая, вегетативная нервная система: спинно-мозговые сплетения
  8. Лекція 10. Тема: Реалізація проекту
  9. Лекція 13. Тема: Бюджети місцевого самоврядування.
  10. Лекція 8. Тема: Види технологічних процесів
  11. Лекція № 2. Тема: Елементи теорії матриць та основні закони розподілу випадкових величин.
  12. Международная валютная система: сущность. Структура. Эволюция


План


    1. Определение жанра.

    2. Проблема происхождения частушек.

    3. Жанрово-тематический состав частушек.

    4. Художественные особенности.

 

Частушки – лирические четырехстрочные (реже двухстрочные) рифмованные песенки с отчетливо выраженной установкой на публичное исполнение. Частушки – песенные миниатюры. Частушка злободневна. Она отражает мельчайшие социальные изменения и события частной жизни.

^ Проблема происхождения. Первые упоминания о частушках относятся к шестидесятым годам 19 века. На частушки сначала смотрели как на временное явление, как на порождение переходной эпохи, видели в ней продукт распада старинной поэтической культуры, но шли десятилетия – частушка обнаружила необычайную жизнеспособность и сформировала собственные оригинальные традиции.

В различных уголках России эти маленькие лирические песни называются по-разному: припевки, приговорки, прибаутки, коротушки и т.д. Термин «частушка» не народного происхождения. Он был введен в литературу писателем Г.И.Успенским. Разнообразен эмоциональный тон частушек: от безудержного веселья пляски до элегической грусти и безысходного горя.

^ Основные жанровые разновидности частушек (по определению Н.П.Колпаковой).

Лирические попевки – это «четверостишия, каждое из которых представляет собой художественно-законченную, замкнутую в себе песенную миниатюру на бытовую, семейную или любовную тему, - миниатюру, полную лирических красок, образности и экспрессии».

Второй тип – плясовые припевки. Частушки этого типа обладают особенной структурой, соответствующей ритму пляски. Смысл плясовых частушек почти исключительно юмористический.

Третий тип частушек – двухстрочные «страдания» - рифмованные двустишия особой интимно-лирической насыщенности, более сильной, чем в остальных частушках. В них встречаются и общественно-политические темы.

Четвертый тип – «Семеновна» - получил свое название вследствие частого обыгрывания имени лирической героини. У «Семеновны» особый напев, и ее склад заметно отличается от других типов частушек. Излюбленные ее мотивы – несчастная любовь, разлука, измена, убийства и самоубийства на почве личных драм и тому подобные бытовые трагедии.

«Яблочко» - небольшой цикл частушек 20-30-х гг с политически злободневной тематикой. Структурно они совападают с типом плясовых припевок, но с характерной интонацией и особым выкриком под пляску.

Разновидностью лирических попевок являются нескладухи или нескладицы – пародии на неумелое пение и просто частушки с нарочитой утратой смысла, допускаемой в юмористических целях.

^ Тематика частушек. Основная тема частушечной лирики – любовные отношения.



Частушка – песня деревенских гуляний, неотъемлемая часть жизни сельской молодежи. Этим и определяется тематика жанра. Способность частушки откликаться на все события жизни, преломляя их через призму личного восприятия, превратила ее в своеобразную газету, в летопись. В ней мы видим отражение всех сторон бытия. В частушке передается не только личная, бытовая жизнь, но и вся история страны.

Поэтика частушек.

Четырехстрочные и шестистрочные частушки могут быть одночастными или двухчастными. Одночастные имеют форму монолога или описания. Двухчастные частушки строятся на параллелизме, сравнении или имеют диалогическую форму.

Характер рифмовки в четырехстрочных частушках чрезвычайно разнообразен. Они рифмуются попарно, перекрестно. Могут рифмоваться три строчки – первая, вторая и четвертая либо все четыре. Двухстрочные частушки «страдания» и «семеновна» рифмуются попарно. У них устойчивый напев, размер и рифма.

Самым емким и выразительным средством создания образности частушки является присущая ей внутренняя драматургия. Для частушки характерен процесс развития, обогащения постоянных эпитетов. Ритмический строй частушки, ее звукопись подчинены одной задаче – найти наилучшую форму звукового и смыслового единства. Четкий танцевальный ритм обусловил перенесение привычных ударений.

Таким образом, фольклор можно считать устной народной летописью.

Так, например, революция 1917 года, гражданская война, последующая коллективизация дали жизнь новым частушкам, песням, отражающим эти события.

Бурные события вызвали к жизни целые частушечные спевы, героями которых были комсомолец, тракторист, школьный учитель. Важный признак этих частушек – осмысление событий и роли молодежи в новой жизни.

Небывалый всплеск народного творчества вызвали события Великой Отечественной войны. По воспоминаниям фронтовиков, наибольшей популярностью в те годы пользовались песня и частушка. Пели и с горя, и с радости, с песней шли в бой, с песней проводили время в минуты отдыха. Пели песни традиционные, создавали песни новые, переделывали популярные песни авторские. Частушка, пожалуй, была еще более популярна, она превратилась в своеобразную живую газету, в народную хронику фронтовой и тыловой жизни.

Столь же активным народное творчество было и в годы освоения целины.

Необходимо заметить, что система фольклорных жанров весьма подвижна. Многие жанры традиционного фольклора актуальны во все времена (например, пословицы и поговорки, сказки, предания, лирические песни, частушки). Жанры, не соответствующие современным воззрениям народа, уходят в прошлое (например, исторические песни, былины, народная драма). Однако с течением времени, в связи с теми или иными событиями, как уже было замечено, с изменением мировоззрения, становятся актуальны жанры, казалось бы, уже забытые и даже идущие из глубокой древности. Так, в современности популярны жанры, не бытовавшие в советское время, - такие, как былички и заговоры, отражающие языческую систему взглядов, христианские легенды.

По словам А.И.Лазарева, «фольклор – это искусство, вплетенное в быт народа, это досуговая культура, культура развивающаяся». Эти слова как нельзя лучше иллюстрируются процессами, происходящими в современном фольклоре. Поскольку фольклор развивающаяся культура, с течением времени в его системе появляются новые жанры и жанровые образования. В последнее время в фольклористике появился термин, относимый к таким явлениям – постфольклор. Сюда, например, можно отнести современный свадебный обряд, фольклор различных социальных групп и объединений (туристов, пожарников, студентов) и др.


Основная литература


  1. Библиотека русского фольклора в 15 томах. Т.9. Частушки. Сост. Ф.М.Селиванов.-М.,1988.

  2. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия под ред. А.М.Новиковой.-М.,1987.-С. 386-393, 423-427.

  3. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.-М.,1983.-С.244-255.

  4. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. М.,2001.-С.674-700.

  5. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор. Учебник для высших учебных заведений.-М.,2002.-С.315-366.

  6. Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы.-М.,1990.

  7. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М.,1989. Статьи: Композиция частушек. Эпитеты в былинах, исторических, лирических песнях и частушках. Стих частушек.

  8. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике под ред. Ю.Г. Круглова.-М.,1986. Сатьи: Колпакова Н.П. Типы народной частушки. Зырянов И.В. Частушечные спевы.


Дополнительная литература


  1. Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора.-Челябинск,1998.-С.169 -198.

 


Лекция 15. Тема: Детский фольклор

План

1. Классификация детского фольклора.

2. Система жанров детского фольклора.

3. Поэзия пестования.

4. Бытовой фольклор.


  1. Потешный фольклор.

  2. Игровой фольклор.

 





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2861; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.003 сек.