Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опросные листы




Существует два типа опросных листов. 1) Универсальный (стандартизированный) опросный лист. который содержит в себе позиции общего характера и годится для большинства типов производств, предприятий, организаций и учреждений. Это преимущество и недостаток такой формы опроса. Преимущество заключается в том. что предлагается некая универсальная форма. которая охватывает все стороны деятельности предприятия, учреждения. Однако никакой универсальный опросник не в состоянии предусмотреть все возможные виды ущерба для конкретной отрасли или предприятия.

2) Специализированные опросные листы. которыеразрабатываютсяобычнодляконкретныхвидовдеятельностисучетомихособенностиидетализацииотдельныхположений.

Стандартныйопросныйлист включает в себя следующие пункты.

1. Общую информацию о предприятии, организации или учреждении.

2. Финансовые и административные данные.

3. Данные об управлении предприятием.

4. Сведения о территориальной структуре и расположении объекта.

5. Сведения о персонале и проживающем вблизи населении.

6. Описание технологии производства.

7. Перечень транспортных средств.

8. Данные о страховании объектов.

9. Перечень имущества (кроме транспортных средств).

10..Информация об убытках в результате аварий и отказов оборудования.

11. Данные о заявленных исках и выплаченных компенсациях.

12. Дополнительные сведения.

Каждый раздел опросного листа должен включать подробный перечень вопросов, позволяющий составить полное представление о структуре и количественных показателях объекта.

Следующий метод – структурных диаграмм. Этот метод предназначен для анализа особенностей структуры предприятия и вытекающих из этого рисков. Так, структурные диаграммы головной и дочерней компании позволяют определить несколько форм возможного внутреннего риска: дублирование, зависимость и концентрацию управления.

Следующий метод – карты потоков или потоковые диаграммы. Они изображают графически отдельные технологические процессы производства и их взаимосвязь. Анализ такой карты позволяет выявить последствия, связанные, например. с аварией на складе сырья и комплектующих и прекращением его поступления на последующие этапы производства. Таким образом, карта потоков позволяет выявить критические области производственного процесса и грубо оценить масштабы того или иного инцидента.

Карту потоков можно использовать и при движении денежных средств, например, в системе банков. когда нарушение одним субъектом экономики кредитного договора приводит к сбою всей кредитной системы и возникает так называемый «кредитный риск», риск ликвидности и т.д.

Очень действенным методом выявления риска является метод – прямая инспекция. Она проводится для получения более достоверной или дополнительной информации о рисках предприятия, учреждения непосредственно на них. Эффективность инспекции напрямую зависит от квалификации ее членов.

При планировании посещения любого объекта с инспекцией необходимо прежде всего четко определить перечень задач, которые должны быть решены в ходе ее проведения и учесть ряд специфических факторов:

– уровень лояльности и подчиненности руководства предприятия центральному управлению (для региональных отделений);

– общее количество времени, которое планируется затратить на инспекцию;

– время года, которое наиболее благоприятно для инспекции;

– возможные условия работы инспекторов на предприятии. степень оснащенности техникой, наличием современных средств связи с центральным офисом.

После предварительной оценки задач, которые предстоит решить в процессе инспекции. и учета различных особых факторов следует составить программу посещения предприятия. Приведем лишь примерный перечень вопросов программы посещения. которые могут быть решены, либо уточнены в процессе инспекции:

– расположение объекта и степень близости к населенным пунктам. другим промышленным объектам;

– описание и оценка системы управления (общий и финансовый менеджмент, маркетинг, бухучет и т.д.);

– наличие и состояние основных и оборотных фондов;

– общая характеристика и состояние особо опасных агрегатов;

– подробности недавних происшествий или заявленных претензий. если оборудование было застраховано.

После того как инспекция проведена, необходимо все результаты оформить в виде отчета, где для каждой запланированной задачи указать: цель обследования; дату и место его проведения; краткое содержание проведенных бесед с сотрудниками; полученные данные и материалы; результаты обследования; резюме.

По итогам инспекции в общую базу данных предприятия необходимо внести соответствующие уточнения, касающиеся списка оборудования, выявленных рисков, а также выработать рекомендации по пересмотру существующего уровня риска и методам его регулирования. Если риски были застрахованы, то риск–менеджеры обязаны немедленно известить страховщиков обо всех найденных в ходе инспекции изменениях, существенных для договора страхования.

Из всех методов наиболее действенным является анализ финансовой и управленческой отчетности. Причина важности этого метода в том, что в документах фиксируются все произошедшие инциденты, приведшие к убыткам, а также события, имеющие отношение к увеличению или уменьшению риска. Убытки предприятия, возникающие вследствие наступления непредвиденных событий, вначале фиксируются в актах, а затем находят свое отражение в бухгалтерской отчетности.

Рассмотрим, к примеру. как осуществляется отражение в документах аварии, произошедшей на промышленном предприятии..

Вначале составляется акт расследования аварии. Затем подготавливается так называемая дефектная ведомость по восстановлению объекта, на основании которой рассчитывается величина убытка и определяется объем работ. Далее в соответствии с объемами работ составляется смета, в которой указываются все убытки от аварии. В них включаются: стоимость потерянных основных и оборотных фондов, затраты материалов, запчастей, стоимость рабочей силы и т.д. Эти данные затем фиксируются в различных формах бухгалтерской отчетности.

Как известно, к финансовым документам предприятия относятся:

– бухгалтерский баланс;

– отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках);

– данные об учете основных средств;

– данные других форм бухгалтерской отчетности.

Из документов управленческой отчетности наиболее важными являются разнообразные договора: учредительный договор; договоры на поставку продукции; договоры с поставщиками сырья и производственного оборудования; импортно–экспортные контракты и т.п.

Более подробно последний метод будет рассмотрен позже, в теме, посвященной количественным методам анализа риска.

Среди методов оценки вероятности наступления неблагоприятных событий наиболее известными являются методы: «деревьев событий»; «события–последствия», индексов безопасности, «древа вероятностей» и др.

Так, метод «построения деревьев событий» представляет собой графический способ прослеживания последовательности отдельных возможных инцидентов, например, отказов или неисправностей каких–либо элементов технологического процесса или системы. с оценкой вероятности каждого из промежуточных событий и вычислением суммарной вероятности конечного события. приводящего к убыткам.

Метод «события – последствия» – это: тот же метод «деревьев событий», но только без использования графического изображения цепочек событий и оценки вероятности каждого события; критический анализ работоспособности предприятия с точки зрения возможных неисправностей или выхода из строя оборудования; расчленение сложных производственных систем на отдельные более простые и легче анализируемые части. когда каждая часть подвергается тщательному анализу с целью выявить и идентифицировать все опасности и риски.

Идентификация риска включает следующие этапы. на каждом из которых следует ответить на вопросы: 1) Каково назначение исследуемой части установки или процесса? 2) В чем состоят возможные отклонения от нормального режима работы? 3) В чем причина отклонения?

Метод «деревьев отказов» включает в себя: графическое представление всей цепочки событий. последствия которых могут привести к некоторому главному событию; определение путей, по которым отдельные индивидуальные события могут в результате их комбинированного воздействия привести к потенциально опасным ситуациям; алгоритм исследования, обратный методу «события–последствия». Этотметодпозволяет: выявить все пути, которые приводят к главному событию; определить минимальное число комбинаций событий, которые могут вызвать главное событие; описать сложные процессы или системы, отобразить и проанализировать структуру системы с учетом всех промежуточных звеньев; сделать анализ чувствительности отдельных событий к отклонениям параметров системы; выявить те части системы, которые вносят наибольший вклад в суммарный риск наступления неблагоприятных событий.

Основными путями повышения достоверности оценки вероятности исходных событий в методе «деревьяотказов» являются: ведение статистики отказов отдельных элементов, процессов через регистрацию подобных событий на фирме. предприятии; использование базы данных об отказах оборудования. имеющейся во всей экономике; использование»кредитных историй» в банках на клиентов; предоставление статистики об истории эксплуатации оборудования со стороны производителей потребителям, чтобы обеспечить доверие к своей продукции или предоставляемым услугам; получение субъективной информации об отказах оборудования от своих работников.

Основная цель метода индекса безопасности: оценить некоторым числовым значением (индексом) степень опасности рассматриваемой системы; ссумировать численно потенциальную опасность конкретных элементов процесса или технической, экономической системы. Для этого можно, например. использовать индекс Дау. который формируется как произведение двух показателей: узлового показателя опасности (Ф) и материального фактора (М), т.е., Ид= Фх М.

Таковы лишь некоторые основные методы и принципы выявления и анализа риска.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.