Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность рентабельности и понятие экономической эффективности производства. Основные показатели рентабельности




Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.

Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):

где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.

Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов):

где П – сумма прибыли; ОСср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.

Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.

С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом.

Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.

 

 

10. Сущность и функции цены на продукцию (работу, услуги) предприятия. Система цен и их классификация. Ценовая политика и ценовая стратегия предприятия.

Цена — это денежное выражение стоимости единицы товара. Она является экономической категорией, позволяющей косвенно измерить величину общественно необходимого рабочего времени, затраченного на производство товара. В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения спроса и предложения, а, следовательно, цены и стоимости.

Спрос и поведение покупателей зависят от уровня цены на требующийся товар. Если цена растет, то спрос может уменьшаться, и наоборот, если цена снижается, то спрос увеличивается. Для выражения зависимости между ценой товара и спроса на него рассчитывается коэффициент эластичности спроса по цене.

На уровень цен влияет поведение не только покупателя, но и производителя. Производитель понимает, что он должен предложить такую цену, которая не отпугнула бы покупателя и в то же время обеспечила бы производителю сбыт продукции, возмещение расходов и получение прибыли. С помощью цен производитель соизмеряет затраты и результаты хозяйственной деятельности, стимулирует производство и потребление, экономически обосновывает варианты капитальных вложений, улучшает качество продукции.

Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций.

Учетная функция цены отражает общественно-необходимые затраты труда на выпуск и реализацию продукции. В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей как количественных, так и качественных на уровне общества, отрасли, предприятия.

Цена выполняет распределительную функцию, заключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращение производства избыточного товара.

Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что она влияет на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции в целях увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния пролегает через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые непосредственно связаны с ценами на продукцию, товары и услуги.

Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.

Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока.

Таким образом, цены играют исключительно важную роль в развитии экономики страны в целом и для каждого отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.

Систему цен принято классифицировать в соответствии с определенными признаками:

· по характеру обслуживаемого оборота: оптовые, закупочные, розничные, на строительную продукцию, тарифы грузового и пассажирского транспорта, тарифы на платные услуги населению, надбавки в сфере обращения, цены внешнеторгового оборота;

· в зависимости от сферы регулирования: свободные, договорные, контрактные, регулируемые, фиксированные;

· по способу фиксации: контрактные, трансфертные, биржевые, торговые;

по степени обоснованности: базисные, справочные, прейскурантные, фактических сделок, потребления;

· по времени действия: постоянные, текущие, скользящие, сезонные, ступенчатые;

в зависимости от территории действия: единые или поясные цены, региональные (зональные) цены;

· в зависимости от величины включения транспортных расходов в цену товара: цена «франко-станция отправления», цена «франко-станция назначения», цена «франко-склад покупателя» и др.

Составной частью системы ценообразования является широко распространенная система скидок с установленных прейскурантных цен.

Скидки используют производители товаров и розничная торговля, как ответные действия на снижение цен конкурентами, уменьшая первоначальную цену в целях привлечения новых покупателей, сокращения запасов на складах.

Цены различаются в зависимости от того, на какой стадии они формируются. Обычный массовый товар проходит три стадии товароведения предприятие — оптовая торговля, оптовая торговля — розничная торговля, розничная торговля — потребитель. Соответственно этим стадиям товародвижения формируются три основных вида цен: оптовые цены предприятия, оптовые цены промышленности, розничные цены.

Оптовая цена предприятия состоит из полной себестоимости и прибыли, которую предприятие самостоятельно устанавливает на одну единицу продукции. Основу цены продукции составляет ее себестоимость, которая отражает текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Любое предприятие стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму прибыли. Прибыль должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов, но и развитие предприятия, создание резервных фондов.

На стадии «оптовая торговля — розничная торговля» реализуется оптовая цена промышленности. Оптовая цена промышленности — это цена, по которой производятся расчеты с оптовой торговлей. В количественном отношении в отличии от оптовой цены предприятия цена оптового посредника включает в себя издержки оптовой торговли плюс прибыль оптовой торговли плюс НДС.

На стадии «розничная торговля — потребитель» реализуется розничная цена. Розничная цена — это цена, по которой продукция реализуется населению. В количественном отношении розничная цена отличается от оптовой цены промышленности на величину издержек и прибыли розничной торговли и НДС.

Разновидностью оптовой цены предприятия является закупочная цена, когда речь идет о закупке сельскохозяйственной продукции снабженческо-сбытовыми организациями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.