Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ставских И А




Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)

 

 

Аккредитация (лат. accredo – доверяю) органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) является важным компонентом системы подтверждения соответствия. В ФЗ «О техническом регулировании» проблеме аккредитации посвящена глава 5 «Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)». Глава 5 содержит одну статью 31, включающую три пункта (цели, принципы и порядок аккредитации).

Цели аккредитации, выполненной в соответствии с ФЗ, - обеспечение компетентности органов по сертификации и доверия к ним, создание условий

для признания результатов деятельности по сертификации.

Принципы аккредитации органов по сертификации - обеспечение добровольности, открытости правил, компетентности органов, осуществляющих

аккредитацию, возможности конкуренции и равных условий, недопустимости совмещения функций сертификации и аккредитации, а также обеспечение недопустимости ограничений деятельности по территориальному признаку.

Порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, а также перечень органов по аккредитации определяется Правительством РФ.

Аккредитация как признание, что физическое или юридическое лицо достаточно компетентны для выполнения работ в области оценки соответствия, – важный психологический и организационно -технический для всех сторон

фактор, включая органы по сертификации, испытательные лаборатории и центры. Аккредитация должна обеспечивать гарантии непредвзятости, независимости и компетентности.

Закон обусловливает требования к аккредитующему органу, его статусу и

качеству, области распространения системы аккредитации. Последняя регламентируется руководством по качеству. Аккредитующий орган определяет порядок проведения аккредитации, процедуру рассмотрения жалоб, порядок регистрации.

Предполагается, что отечественная система аккредитации будет интегрироваться в европейскую и мировую системы, а документы будут

гармонизированы с европейскими стандартами EN 45000.


5. 5 Положения о подтверждении соответствия и аккредитации в законе «О техническом регулировании»

 

 

Глава 4 «Подтверждение соответствия» включает 13 статей: цели (ст. 18), принципы (ст. 19), формы (ст. 20), добровольное подтверждение соответствия (ст. 21), знаки соответствия (ст.22), обязательное подтверждение соответствия (ст. 23), декларирование соответствия (24), обязательная сертификация (25), организация обязательной сертификации (26), знак обращения на рынке (27), права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия (ст. 28), условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (29), признание результатов подтверждения соответствия (30). Глава 5 «Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров)» включает статью 31 (одну) с наименованием, аналогичным наименованию главы.

В ФЗ «О техническом регулировании» сформулированы основные положения технической политики, относящиеся к сфере подтверждения соответствия.

Некоторыепонятия, определённыевФЗ(ст. 2):

Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Форма подтверждения соответствия – определённый порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов,

процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства,

монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации,

выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов,

положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Схема подтверждения соответствия – перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в

качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.

Оценка соответствия – прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Заявитель – физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за

получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия. Сертификация – форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов,

положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Орган по сертификации – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения

работ по сертификации.


Сертификат соответствия – документ, удостоверяющий соответствия объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Система сертификации – совокупность правил выполнения работ по сертификации, её участников и правил функционирования системы

сертификации в целом.

Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определённой области оценки соответствия.

Декларирование соответствия – форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие

выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Знак обращения на рынке – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Знак соответствия – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы

добровольной сертификации или национальному стандарту.

Согласно ст. 18 подтверждение соответствия осуществляется в целях:

– удостоверения соответствия продукции, процессов производства,

эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

– содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

– повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

– создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международного экономического,

научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Главная цель подтверждения соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции, работ или услуг требованиям технических регламентов,

стандартов или условиям договоров. Продукция, соответствующая национальному стандарту, маркируется знаком соответствия. Указанное определяет достижение целей производства продукции и оказания услуг –

содействие приобретателям в выборе продукции, работ, услуг и обеспечение свободного перемещения и реализации товаров внутри страны и на международном рынке.

Важным условием реализации положений закона являются принципы

подтверждения соответствия (ст. 19):

– доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия;

– недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;


– установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определённых видов продукции в техническом регламенте;

– уменьшение сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

– недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения

соответствия, в том числе в определённой системе добровольной сертификации;

– защита имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при подтверждении соответствия;

– недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия

добровольной сертификацией.

В законе указывается, что подтверждение соответствия осуществляется независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления

процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов и особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами,

приобретателями. Указанные принципы закрепляют свободу действия производителя; создают благоприятное условия для осуществления подтверждения соответствия (минимизация сроков и затрат,

конфиденциальность информации и др.); оговаривают обязательность подтверждения соответствия требованиям технических регламентов и недопустимость распространения на них условий добровольной сертификации;

указывают на одинаковость правил и схем обязательного и добровольного подтверждения соответствия для всех объектов независимо от страны или места изготовления и других факторов.

Реализация подтверждения соответствия может осуществляться в

добровольной или обязательной формах (ст. 20).

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии (декларирования соответствия) и обязательной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия (ст. 21) осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации для установления соответствия национальным стандартам,

стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольной сертификации являются продукция, процессы и производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых

устанавливаются требования стандартами, системами добровольной сертификации и

договорами.

Система добровольной сертификации может быть создана одним или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и зарегистрирована Федеральным органом по техническому


Добровольное подтверждение соответствия осуществляется органами по сертификации, которые выдают заявителю документальное подтверждения соответствия в виде сертификатов соответствия и права на применение знака соответствия.

Лица, создающие систему добровольной сертификации:

– устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации и их характеристик;

– устанавливают правила выполнения работ по сертификации и порядок их оплаты;

– определяют состав участников системы.

Участниками системы могут быть орган по сертификации, испытательные лаборатории (центры), организации, осуществляющие сертификацию систем

качества заявителя.

Соответствие объектов национальным стандартам, стандартам организаций,

условиям договоров, требованиям системы сертификации подтверждается выдачей сертификата соответствия и предоставлением права маркировки знаком

соответствия национальному стандарту или знаком соответствия системы добровольной сертификации (ст. 22). Применение знаков соответствия облегчает

приобретателям выбор продукции, работ, услуг, способствует реализации принципа максимального учёта законных интересов заинтересованных лиц.

Обязательное подтверждение соответствия (ст. 23) проводится только в

случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, т.е. требованиям в отношении безопасности. Требования по другим свойствам продукции, услуг и работ подлежат добровольному подтверждению соответствия только по инициативе заявителя (ст. 19 и 21). Обязательное подтверждение соответствия распространяется на продукцию, применяемую только в РФ (ст.23).

Схема сертификации сочетает различные контрольные и инспекционные действия и принимается в каждом случае с учётом специфики всех факторов.

Выбор формы схемы обязательного подтверждения соответствия происходит при разработке технического регламента. В любом случае декларация или

сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории РФ.

Правительство определяет стоимость работ по обязательному подтверждению

соответствия, что способствует планированию и упорядочению работ в этой области.

Закон устанавливает две схемы декларирования соответствия (ст.24). В

первой схеме заявитель сам формирует материалы о соответствии:

технологическую документацию, результаты испытаний и др. Состав документов и лица, которые могут быть заявителем декларирования соответствия, определяются техническим регламентом.

Во второй схеме материалы заявителя должны быть дополнены материалами органа по сертификации и (или) испытательной лаборатории (центра): протоколами испытаний, сертификатом системы качества. Состав доказательных


Вторая схема применяется в случаях, когда параметры безопасности продукции могут подтверждаться доказательствами заявителя, а остальные должны контролироваться аккредитованной испытательной лабораторией (центром). Соблюдение требований при этом гарантируется сертификацией и контролем системы качества органом по сертификации.

Закон определяет обязательный состав информации, который должен быть отражён в декларации – сведения о заявителе, изготовителе, объекте подтверждения соответствия (продукции, услугах) и др. Сущность декларации заключается в заявлении заявителя о безопасности продукции при её использовании в соответствии с целевым назначением и о том, что приняты все необходимые меры по обеспечению содействия продукции требованиям технических регламентов.

Обязательная сертификация (ст. 25) осуществляется для подтверждения соответствия требованиям технических регламентов и завершается выдачей сертификата соответствия. В технических регламентах устанавливают схемы сертификации для определённых видов продукции, которые могут различаться по доказательности и по объёму контрольных и инспекционных действий и стоимости. Заявитель имеет право сам выбирать схему сертификации.

Cертификат соответствия содержит сведения о заявителе, изготовителе, органе по сертификации, выдавшем сертификат, объекте сертификации, проведённых испытаниях и представленных материалах, подтверждающих соответствие продукции требованиям, установленных в технических регламентах. Совокупность перечисленных данных позволяет органу по сертификации (ст. 26) и государственному контрольному органу (ст. 33) установить факт сертификации объекта.

Система организации обязательной сертификации, предусмотренная ФЗ, отличается от системы, действовавшей в РФ в 1993 – 2000 гг. в соответствии с Федеральным законом «О сертификации продукции и услуг». Согласно ФЗ «О техническом регулировании» структура системы сертификации не предусматривает функционирование центральных органов по сертификации. Органы по сертификации должны выполнять правила по аккредитации, устанавливаемые Правительством РФ, им предоставляется самостоятельность.

Главная задача органов по сертификации – выдача сертификатов соответствия. Для решения этой задачи органы по сертификации привлекают

аккредитованные испытательные лаборатории (центры) на договорной основе для проведения исследований (испытаний) и измерений, представляют информацию заявителям о порядке проведения сертификации, устанавливают стоимость работ.

После выдачи сертификата орган по сертификации осуществляет контроль за объектом сертификации, если он предусмотрен схемой сертификации, приостанавливает или прекращает действие сертификата в случае выявления

нарушений требований технических регламентов.

Орган по сертификации передаёт в Федеральный орган по техническому регулированию, который ведёт единый реестр выданных сертификатов сведения


о выданных сертификатах, а также сведения о продукции, не выдержавшей сертификационные испытания.

Главная задача аккредитованных испытательных лабораторий и центров – проведение объективных исследований, испытаний и измерений характеристик п родукции и выдача достоверных результатов в виде протоколов в орган по

сертификации.

Для повышения объективности результатов испытаний закон запрещает органам по сертификации предоставлять испытательным лаборатория и центрам сведения о заявителях.

Знак обращения на рынке (ст. 27) может наноситься на продукцию, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено декларацией о соответствии или сертификатом соответствия. В случае

отсутствия подтверждения о соответствии закон запрещает маркировать продукцию знаком обращения на рынке.

Закон определяет права и обязанности заявителя при обязательном

подтверждении соответствия (ст. 28).

Заявитель имеет право:

– выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определённых видов продукции соответствующим техническим регламентом;

– обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию,

которую заявитель намеревается сертифицировать;

– обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) в соответствии с законодательством РФ.

Заявитель обязан:

– обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов,

– выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления

такого подтверждения соответствия;

– указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации соответствия;

– предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам

документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);

– приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия

сертификата соответствия или декларации о соответствии истёк либо действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;

– извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;


– приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Закон регламентирует условия ввоза на территорию РФ продукции,

подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 29), и признания результатов подтверждения соответствия (ст. 30).

Импортная продукция, на которую распространяется действие технических регламентов, должна иметь подтверждение соответствия по правилам,

аналогичным для продукции отечественных производителей. На продукцию, которая не поступает в торговлю, подтверждение соответствия не требуется. Порядок ввоза и оформления импортируемой продукции, на которую требуется

представление декларации или сертификата соответствия, включая срок хранения на таможне и др., определяется Правительством РФ

Для сокращения времени материальных затрат, необходимых для

подтверждения соответствия, международным договором РФ могут признаваться результаты подтверждения соответствия (документы, знаки, протоколы), осуществлённые в стране - импортёре (ст. 30).

После вступления в действие ФЗ «О техническом регулировании» с 1 июля

2003 г. утратили силу ФЗ «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации», другие ФЗ действуют в части,

не противоречащей закону «О техническом регулировании».

Запрещается совмещать сертификацию и аккредитацию, обязательную сертификацию и государственный надзор.

Декларации о соответствии подлежат регистрации в органе по техническому

регулированию, декларацию о соответствии на основе собственных доказательств может подавать только изготовитель. После принятия технических регламентов обязательная сертификация и декларирование не распространяются на продукцию, включённую в регламенты, если это не предусмотрено регламентами; для этой продукции не требуется предъявление сертификатов или деклараций о соответствии сертификации при её ввозе в РФ. Если обязательное подтверждение соответствия предусмотрено техническим регламентом, оно осуществляется по форме и правилам, предусмотренным в регламенте. Сертификация или декларирование продукции, не предусмотренной техническими регламентами, перестают быть обязательными.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий

(центров) (ст. 31) осуществляется в целях:

– подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных центров, выполняющих работу по подтверждению соответствия;

– обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных

лабораторий;

– создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных центров.


Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:

– добровольности;

– открытости и доступности правил аккредитации;

– компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

– недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров);

– обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

– недопустимости совмещения полномочий по аккредитации и подтверждение

соответствия;

– недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

– принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно

устранить нарушения требований технических регламентов;

– приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;

– привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством РФ;

– принимать иные предусмотренные законодательством РФ меры в целях

недопущения причинения вреда;

– направлять информацию о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в соответствии с положениями главы 7 ФЗ;

– осуществлять другие предусмотренные законодательством РФ полномочия.

– неисполнение предписаний и решений органа государственного контроля

(надзора);

– причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений в результате несоответствия продукции требованиям технических регламентов, а также в результате нарушений требований технических регламентов при осуществлении процессов;

– угроза причинения вреда объектам, перечисленным в предыдущей ситуации, в результате тех же самых нарушений.

 

 

Глава 6. ИНФОРМАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЗ.

 

 

Глава «Информация о технических регламентах и документах по


стандартизации» включает две статьи - 43 и 44.

Ст. 43 «Информация о документах по стандартизации» касается информации о технических регламентах и документах по стандартизации. Национальные

стандарты, своды правил, общероссийские классификаторы и информация об их разработке должны быть доступны, опубликование указанных документов

осуществляется национальным органом по стандартизации.

Ст. 44 «Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов» касается формирования и доступа к материалам фонда. База фонда формируется на основе совокупности технических регламентов,

документов национальной системы стандартизации, международных стандартов и др. документов. Для свободного доступа к информационным ресурсам и обеспечения заинтересованных лиц документами, входящими в указанный фонд,

в РФ создается единая информационная система. Порядок создания, ведения и пользования документами фонда устанавливается Правительством РФ.

Глава 9 «Финансирование в области технического регулирования» включает

статью 45 (одну) с наименованием, аналогичным наименованию главы.

За счет средств федерального бюджета финансируются расходы на проведение на федеральном уровне государственного

Контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

За счет средств федерального бюджета могут финансироваться расходы на:

- создание и ведение Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов;

- реализацию программы разработки технических регламентов и программы разработки национальных стандартов, предусмотренных п. 12 ст. 7 и п. 1 ст. 16, а также проведение экспертизы отдельных проектов технических регламентов и

проектов национальных стандартов;

- разработку правил, норм и рекомендаций в области стандартизации;

- разработку сводов правил;

- разработку правил и методов исследований (испытаний) и измерений, в том числе правил отбора образцов для проведения исследований (испытаний), необходимых для применения и исполнения технических регламентов;

- разработку указанных в ст. 5 нормативных документов федеральных органов исполнительной власти;

- регистрацию систем добровольной сертификации и ведение единого

реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации;

- разработку и ведение общероссийских классификаторов;

- ведение единого реестра сертификатов соответствия и единого реестра деклараций о соответствии;

- осуществление учета и анализа случаев причинения вреда вследствие нарушения требований технических регламентов;

- уплату взносов в международные организации по стандартизации.

Глава 10 «Заключительные и переходные положения» включает статьи 46, 47

и 48.

Согласно ст. 46 «Переходные положения» со дня вступления в силу ФЗ «О

техническом регулировании» впредь до вступления в силу технических


регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, и утилизации, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

– защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

– охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

– предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов

Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в целях,

определенных п. 1 ст. 6, вправе вносить изменения в нормативные правовые акты РФ, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу технических регламентов. Проекты нормативных правовых актов РФ и проекты нормативных документов федеральных органов исполнительной власти о внесении указанных изменений должны быть размещены в информационной системе общего пользования в электронно - цифровой форме не позднее чем за 60 дней до дня их принятия. Такие проекты, доработанные с учетом замечаний заинтересованных лиц, и перечень этих замечаний, полученных в письменной форме, направляются в экспертную комиссию по техническому регулированию, созданную в соответствии с положениями п. 9 ст. 9 федеральным органом исполнительной власти, разрабатывающим такие проекты, не позднее чем за 30 дней до дня их принятия. В состав экспертной комиссии по техническому регулированию на паритетных началах включаются представители данного и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей. Решения об утверждении или отклонении таких проектов принимаются на основании заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия осуществляется в отношении продукции,

выпускаемой в обращение только на территории РФ. До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательная оценка соответствия, в том числе подтверждение соответствия и государственный

контроль (надзор), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляется в соответствии с правилами и процедурами, установленными нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами

федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании».

До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов

Правительством РФ утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень


продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

До вступления в силу технических регламентов схема декларирования соответствия на основе собственных доказательств допускается для применения только изготовителями или лицами, выполняющими функции иностранного

изготовителя.

До принятия технических регламентов сохраняется действие ФЗ «О карантине растений», «О ветеринарии», «Об использовании атомной энергии», «О радиационной безопасности населения».

Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании», т.е. к 2010 г. Обязательные требования к объектам технического регулирования, в отношении

которых технические регламенты не были приняты в указанный срок, прекращают действие по его истечении. По истечении указанного срока технические регламенты разрабатываются в порядке, определенном настоящим

ФЗ.

Документы об аккредитации, выданные органам по сертификации и испытательным лабораториям (центрам) до вступления в силу настоящего ФЗ, и

документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии), принятые до вступления в силу настоящего ФЗ, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.

Согласно ст. 47 «Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом» со дня вступления в

силу ФЗ «О техническом регулировании» утрачивают силу:

- ФЗ от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг», постановление

ВС РФ от 10 июня 1993 г. о введении в действие указанного закона, ФЗ от 31 июля 1998г. о внесении изменений и дополнений в ФЗ «О сертификации продукции и услуг»;

- ФЗ РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» и постановление ВС РФ от 10

июня 1993 г. о введении в действие указанного закона;

- изменения и дополнения в отдельные пункты и статьи ФЗ от 27 декабря 1995г.

«О пожарной безопасности», от 2 марта 1998г. «О рекламе», от 10 июля

2002г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской

Федерации».

Согласно ст. 48 Федеральный закон «О техническом регулировании» вступил в силу с 1 июля 2002г. по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования 27 декабря 2002г.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Сергеев А.Г., Латышев М.В., Терегея. В.В. Метрология. Стандартизация.

Сертификация. Учебное пособие. М.: Логос, 2005. - 380с.

2. Сергеев А.Г., Крохин В.В. Метрология. Учебное пособие. М.: Логос, 2006. –

407 с.


3. Радкевич Я.М., Схиртладзе А.Г., Лактионов Б.И. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2006. – 800 с.

4. Шишкин И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством. Учебник для вузов. М.: Изд-во стандартов, 2005. – 342 с.

5. Рудзит Я.А., Плуталов В.Н. Основы метрологии, точность и надежность в

приборостроении. Учебное пособие. М.: Машиностроение, 1991. – 303 с.

6. Тюрин Н.И. Введение в метрологию. Учебное пособие – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Изд-во стандартов, 1985. – 248 с.

7. Селиванов М.Н., Фридман А.Э, Кудряшова Ж.Ф. «Качество измерений»,

Метрологическая справочная книга, Л.: Лениздат, 1987. – 295 с.

8. Бурдун Ж.Ф., Марков Б.Н. «Основы метрологии», М.: Изд-во стандартов,

1985. – 276 с.

9. Кузнецов В.А., Якунина Г.В. «Метрология (теоретические, прикладные и законодательные основы). Учебное пособие. М.: ИПК. Издательство стан- дартов, 1998. – 106 с.

10. Назаров. В.Н. Метрология, стандартизация, сертификация. Часть 1. Учебное пособие. СПб ГИТМО, 2002. – 80 с.

12. Федеральный Закон от 27 декабря 2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регу-

лировании». – 34 с.

13. Федеральный Закон от 1 мая 2007 г. № 65 – ФЗ «О внесении изменений в

Федеральный Закон «О техническом регулировании». – 12 с.

264 с.


 

14. Лифиц И.М. Стандартизация,метрология и подтверждение соответствия,

М.,Юрайт, 2010

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

1.Федеральный закон РФ от 27 декабря 2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании». Главы и статьи.

 

 

Глава 1. Общие положения.

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона.

Статья 2. Основные понятия.

Статья 3. Принципы технического регулирования.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 5. Особенности технического регулирования в отношении оборонной

продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российкой Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной

безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирова ния (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки,

эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения

 

указанной продукции и указанных объектов. Наименование ст. 5 в
соответствии с ФЗ от 1 мая 2007 г. № 65 – ФЗ.        
Глава 2. Технические регламенты.        
Статья 6. Цели принятия технических регламентов.        

Статья 7. Содержание и применение технических регламентов.

Статья 8. Виды технических регламентов. Ст. 8 утратила силу в соответствии с ФЗ от 1 мая 2007 г. № 65 – ФЗ.

Статья 9. Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического

регламента.

Статья 10. Особый порядок разработки и принятия технических регламентов.

Глава 3. Стандартизация. Статья 11. Цели стандартизации. Статья 12. Принципы стандартизации.

Статья 13. Документы в области стандартизации.

Статья 14. Национальный орган Российской Федерации по стандартизации,

технические комитеты по стандартизации.

Статья 15. Национальные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Статья 16. Правила разработки и утверждения национальных стандартов.

Статья 17. Стандарты организаций.

Глава 4. Подтверждение соответствия.

Статья 18. Цели подтверждения соответствия.


Статья 19. Принципы подтверждения соответствия.

Статья 20. Формы подтверждения соответствия.

Статья 21. Добровольное подтверждение соответствия.

Статья 22. Знаки соответствия.

Статья 23. Обязательное подтверждение соответствия.

Статья 24. Декларирование соответствия.

Статья 25. Обязательная сертификация.

Статья 26. Организация обязательной сертификации.

Статья 27. Знак обращения на рынке.

Статья 28. Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия.

Статья 29. Условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции,

подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Статья 30. Признание результатов подтверждения соответствия.

Глава 5. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

Статья 31. Аккредитация органов по сертификации и испытательных

лабораторий (центров).

Глава 6. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.

Статья 32. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением

требований технических регламентов.

Статья 33. Объекты государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Статья 34. Полномочия органов государственного контроля (надзора).

Статья 35. Ответственность органов государственного контроля (надзора) и должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Глава 7. Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции.

Статья 36. Ответственность за несоответствие продукции или связанных с

требованиями к ней процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов. Наименование ст. 36 в соответствии с ФЗ от 1 мая 2007 г. № 65 – ФЗ.

Статья 37. Информация о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.

Статья 38. Обязанности изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции

иностранного изготовителя) в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.

Статья 39. Права органов государственного контроля (надзора) в случае

получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.

Статья 40. Принудительный отзыв продукции.


Статья 41. Ответственность за нарушение правил выполнения работ по сертификации.

Статья 42. Ответственность аккредитованной испытательной лаборатории

(центра).

Глава 8. Информация о технических регламентах и документах по стандартизации.

Статья 43. Информация о документах по стандартизации.

Статья 44. Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов.

Глава 9. Финансирование в области технических регламентов.

Статья 45. Порядок финансирования за счет средств федерального бюджета расходов в области технического регулирования.

Глава 10. Заключительные и переходные положения.

Статья 46. Переходные положения.

Статья 47. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим

Федеральным законом.

Статья 48. Вступление в силу настоящего Федерального закона.

 

 

2. Коды ЕАН некоторых стран для штрихового кодирования

 

 

Код Страна   Израиль
00 - 09 США и Канада   Швеция
30 – 37 Франция 700 – Гватемала
  Болгария   Мексика
  Словения   Венесуэла
  Хорватия   Швейцария
400 – Германия   Колумбия
45 – 49 Япония   Уругвай
460 – Россия   Перу
  Эстония   Аргентина
  Филиппины   Чили
  Гонконг   Эквадор
  Великобритания   Бразилия
  Греция 80 – 83 Италия
  Кипр   Испания
  Ирландия   Куба
  Бельгия, Люксембург  
  Польша   Южная Корея
  Венгрия   Таиланд
  Марокко   Индонезия
  Тунис 90 - 91 Австрия
  Финляндия   Австралия
  Китай   Новая Зеландия
  Норвегия   Малайзия

Чехия

  Португалия   Югославия
  Исландия   Турция
  Дания   Нидерланды

 

   

Министерство образования РФ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

Кафедра «Управление качеством и сертификация»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.