Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема:8 Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД




Суммы, выплаченные за счет средств федерального бюджета

Полномочия прокурора.

Объем полномочий прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина идентичен полномочиям прокурора по надзору за исполнением законов. В частности, прокурор имеет следующие права:

1) беспрепятственно входить в помещения и посещать органы;

2) иметь доступ к документам и материалам;

3) проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения прав граждан;

4) требовать от руководителей и других должностных лиц представлений необходимых документов, материалов.

2)требовать выделение специалистов;

3)требовать проведение проверок и ревизий;

4)имеют право получать от должностных лиц и граждан объяснения по поводу нарушений прав граждан

Полномочия прокурора по осуществлению данного вида надзора изложены в статье 27 Закона о прокуратуре

1) рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

2) разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

3) принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Возмещению подлежат:

1. заработок и другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств существования гражданина;

2. имущество;

3. штрафы;

Специфическим для надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина является прежде всего право рассмотрения и проверки заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод граждан

В соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры РФ существуют следующие виды обращений граждан:

Обращение – изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное гражданина, должностного лица или иного лица

Заявление – обращение гражданина по поводу реализации его прав и свобод, закрепленных в Конституции и законодательстве РФ

Жалоба – обращение гражданина по поводу нарушения его прав и свобод, решениями и действиями государственного органа, должностных лиц и иных лиц.

Ходатайство – изложенное в письменной форме обращение гражданина, с просьбой о признании определенного статуса, прав, свобод.

Коллективное обращение – обращение 2-х и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга.

Письменное обращение гражданина, должностного лица или иного лица должно содержать:

1) Ф.И.О.;

2) наименование органа или должностного лица, которому оно направлено;

3) изложение существа вопроса;

4) указание на нарушенный, по мнению заявителя, закон;

5) дату и личную подпись

Обращения, не содержащие сведения о лице признаются анонимными и оставляются без разрешения.

По каждому обращению принимают решения:

1) о принятии к производству;

2) передача на разрешение в нижестоящий орган прокуратуры;;

3) направление в другой орган;

4) приобщение к ранее поступившей жалобе

Рассматривая и разрешая обращение граждан, прокуроры получают информацию:

1) о нарушениях прав и свобод граждан;

2) о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях;

3) об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и совершивших иные правонарушения;

4) об органах и должностных лицах, не выполняющих требования законодательства об обращениях граждан

В прокуратуре ведется личный прием граждан. Он организуется таким образом, чтобы им было известно, когда, где и кто из прокурорских работников ведет прием. В этих целях в помещениях прокуратуры вывешивается график приема посетителей. В соответствии с приказом прокуроры обязаны лично принимать граждан не реже 1 раза в неделю. О лицах, принятых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема.

В книге содержатся:

сведения о гр-не, обратившемся краткие содержание принятое решение

к прокурору обращения

Все заявления и жалобы подлежат обязательной регистрации.

Необходимо иметь в виду, что запрещено пересылать жалобы в орган или должностному лицу, решения или действия которых обжалуются.

По общему правилу, поступившие в прокуратуру обращения должны быть рассмотрены и разрешены в течение 1 месячного срока, а не требующие изучения и проверки в течение 15 дней, если иного срока не предусмотрено законом. Так жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающих в Генеральную прокуратуру, прокуратуры субъектов РФ и военные прокуратуры рассматриваются до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры – безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня их поступления.

Безотлагательно рассматриваются обращения, поступающие от Президента РФ, Председателя Правительства РФ и его заместителей, руководителя администрации Президента РФ

Решения по заявлению или жалобе принимаются после проверки изложенных в них обстоятельств. О нем сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении – о мотивах отклонения со ссылкой на закон.

По результатам проверки может быть:

- направлено в суд заявление о признании акта недействительным;

- вынесено постановление о возбуждении производства об административных правонарушениях или об уголовном деле

Значительную роль в предупреждении нарушений прав и свобод граждан играет письменное предостережение о недопустимости нарушения закона.

В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан. По его результатам составляется акт или справка.

Таким образом, своевременное выявление прокурором нарушений законов и принятие мер по их устранению пресекают противоправные действия

Приоритетные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

1. Одним из основных направлений деятельности прокурора является соблюдение прав и свобод гражданина, который в силу состояния здоровья (физических или психических недостатков), возраста и по иным причинам не могут сами защищать свои права и свободы.

Особого внимания прокурора требуют беженцы и вынужденные переселенцы, права и законные интересы которых далеко не всегда соблюдаются. К этой же группе можно отнести и граждан, оказавшихся безработными.

Прокурор должен оказывать внимание гражданам, пострадавшим от катастроф техногенного и природного характера, а также от преступлений, связанных с хищением или расходованием не по назначению средств выделяемых государством.

Приоритетными направлениями прокурорского надзора является исполнение законодательства о гражданстве, о льготах и пособиях, пенсионного законодательства, законодательства о материнстве и детстве, о несовершеннолетних, о ветеранах, о занятости населения. Приоритетным является надзор за исполнением законодательства о здравоохранении и экологического законодательства.

Надзор за исполнением законодательства об образовании находится на одном из первых мест.

В поле постоянного внимания прокуратуре должно находиться исполнение законодательства об обращениях граждан.

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуратуры.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите сущность, предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

2. Назовите полномочия прокурора

3. Определите организацию работы и средства прокурорского надзора в сфере прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Григорьев, В.Н. Прокурорский надзор [Текст]: Учебное пособие / В.Н. Григорьев – М., 2009. – 512 с.

2. Прокурорский надзор: Учебник [Текст] / Под ред. Ю.Е. Винокурова. – М., 2011. – 459 с.

3. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник [Текст] /Под ред. А.Н. Савенкова. – М., 2010. – 418 с.

Дополнительная литература:

1. Ванькаева, А.Н. Место и роль прокуратуры в системе разделения властей РФ [Текст] / А.Н. Андреев //Российский следователь. – 2008. - №10. – С.32-34

2. Галузо, В.Н. Власть прокурора в России: Историко-правовое исследование. [Текст] / В.Н. Галузо:Монография. –М., 2008. – 557 с.

3. Грузкова, Г. С. Организация деятельности прокуратуры по рассмотрению обращений граждан [Текст] / Г.С. Глузкова // Законность. – 2008. - №5. – С.31-34

4. Карпов, Н.Н. Прокуратура в системе государственной власти РФ [Текст] /Н.Н. Карпов. Монография. – М., 2007. – 127 с.

5. Кашепов, В.П. Концепция развития уголовного законодательства [Текст] // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А.Тихомирова.-М.: Эксмо, 2010. С.271-299.

 

Цель занятия:

1уяснение и закрепление понятия, сущности и значения прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД; развитие практических навыков и основных умений сравнивать, анализировать, обобщать; формирование интереса к изучаемому курсу, уважения закона;

2.привитие навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературой, нормативными правовыми актами;

3.повышение правовой культуры и правового сознания студентов, привитие навыков самостоятельной работы с научной и учебной литературой, нормативными правовыми актами;

 

.

Ключевые слова: надзор, проверка, подконтрольные органы, ОРД.

Вопросы:

1.Предмет и пределы ПН за исполнение законов органами, осуществляющие ОРД.

2.Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющие ОРД.

3.Организация ПН за исполнение законов органами, осуществляющие ОРД.

 

1) Прокурорский надзор за исполнение законов органами, осуществляющие ОРД сравнительно новое направление деятельности прокуратуры. Статья 213 «Об ОРД» посвящена прокурорскому надзору за оперативно-розыскной деятельностью. Федеральный закон «Об ОРД» 1995 указывал на то, что прокурор вправе знакомиться лишь с оперативно-служебными документами, послужившими основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Это снижало реальную эффективность прокурорского надзора.

ФЗ от 5.01.1999 ст. 21ФЗ «Об ОРД» была изменена.

Предмет прокурорского надзора за исполнением законов, органами осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, сформулирован в ст. 2 3акона «О прокуратуре».

Предметом прокурорского надзора является соблюдение прав и свободы человека и гражданина, установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

В целом предмет прокурорского надзора представляет законность оперативно-розыскную деятельность как вида государственной правоохранительной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность определяется как вид деятельности, осуществляемой гласной и негласной оперативными государственными органами, уполномоченными на то законом в пределах их компетенции посредствам проведения оперативно-розыскной деятельности в целях защиты жизни, здоровья, прав свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Ст.2 ФЗ «Об ОРД» определены задачи оперативно-розыскной деятельности. К ним относятся:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2)осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

3)добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

Прокурор должен надзирать за тем, чтобы эта деятельность не выходила за пределы законов. При этом надо учитывать и положение закона о том, какие государственные органы наделены правом на оперативно-розыскную деятельность. К таким органам относятся:

1. ОВД;

2.ФСБ;

3.Федеральные органы налоговой полиции;

4.Федеральные органы государственной охраны;

5.Орган пограничной службы РФ;

6.Таможенные органы РФ;

7.Служба внешних разведок РФ;

8.Министерство юстиции.

Кроме того, право проводить оперативно-розыскные мероприятия в ограниченных пределах наделены оперативные подразделения организаций внешней разведки Министерства обороны РФ и оперативные подразделения органов внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ.

Право милиции на оперативно-розыскные мероприятия закреплено в законе РФ «О милиции». В соответствии с ч.1 ст.83 оперативно-розыскные мероприятия принимаются для решения таких задач криминальной милиции:

- предупреждение, пресечение, раскрытие преступлений, по делам которых производство предварительного следствия обязательно;

- организации и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда.

-уклоняющихся от исполнения прав наказания без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 84 УПК РФ задачами оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях являются:

1.обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц;

2.выявление, предупреждения и пресечения готовящихся и совершаемых в этих учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания;

3.розыск осужденных, уклонившихся от отбывания наказания, совершивших побег;

4.содействия в выявлении и раскрытии преступления, совершенных осужденными до прибытия в исправительные учреждения.

Ст.224 Таможенного кодекса определяет компетенцию таможенного органа по проведению оперативно-розыскной деятельности. Согласно п.5 ст.151 УПК РФ это дело о контрабанде, уклонения от уплаты таможенных платежей.

К задачам прокурорского надзора можно отнести:

- выявление и предупреждение случаев проведения оперативно-розыскных мероприятий, не предусмотренных законом;

- превышение полномочий органов перечисленных выше.

Ст.21 ФЗ «Об ОРД» содержит перечень сведений, которые могут быть представлены прокурору лишь при определенных условиях. Ч.3 ст.21 указывает, что сведения о лицах внедренных в организованные преступные группы; о штатных негласных сотрудниках органом, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе предоставляются соответствующему прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц.

Оперативно-розыскная деятельность не должна нарушать конституционные права и свободы человека и гражданина. Исключение составляют случаи, оговоренные в Конституции РФ. Так, ограничиваются права каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений на основании судебных решений.

При установлении, что в процессе оперативно-розыскных мероприятий изъяты какие-либо предметы, прокурор должен выяснить, не было ли нарушено права на частную собственность, запрещающее лишать гражданина его имущества иначе как по решению суда.

К основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий закон относит: наличие возбужденного уголовного дела, ставшее известными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность сведения о:

1.признаках подготавливаемого, совершаемого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших;

2.событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

3.лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4.лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов. Прокурор выясняет вопрос о том, имелось ли какое-либо из перечисленных оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также внимание на соблюдение порядка, который также определен законом.

В силу прямого указания закона о прокуратуре (ст.29) в предмет прокурорского надзора входит законность решений, принимаемых при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

К таким решениям относятся:

1.заведение и прекращение дела оперативного учета;

2.проведение и прекращение конкретных оперативно-розыскных мероприятий;

3.представление результатов оперативно-розыскных мероприятий органу дознания, следователю или в суд;

4. рассекречивание сведений об использованных или используемых при проведение оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках и методах, о лицах, внедренных в организованные преступные группы.

Таким образом, резюмируя, можно отметить что при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность прокурору необходимо знать, какие органы вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность и что входит в деятельность данного органа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.