Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кодирование информации. Единицы измерения информации

Количество информации, которое можно получить при ответе на вопрос типа “да/нет” (включено/выключено, true/false, 0/1), если эти состояния равновероятны, называется “ бит ” (англ. bit – binary digit – двоичное число).

Лампочка горит? (да/нет) – 1 бит информации (при равных вероятностях).

В системе из 2-х лампочек 2 бита информации.

Если есть 3 бита - то из них можно составить один из восьми вариантов: 000, 001, 010, 100, 110, 101, 011,111

4 бита- 16 вариантов, 5 бит- 32 варианта, 6 бит- 64 варианта, 7 бит- 128 вариантов, 8 бит- 256 вариантов,

N бит - 2 в степени N вариантов.

Группа из 8 бит называется байтом (byte – binary term – двоичный элемент)

На основании 1 байта можно получить 256 различных комбинаций.

Производные единицы измерения информации.

1 Kb (килобайт) = 210 b = 1024 b (тысяча байт)

 

 

1 Mb (мегабайт) = 220b = 1024 Kb (миллион байт)

 

 

1 Gb (гигабайт) = 230b = 1024 Mb (миллиард байт)

 

 

1 Tb (терабайт) = 240b = 1024 Gb (триллион байт)

1 Pb (петабайт) = 250b = 1024 Tb (квадриллион байт)

1 Eb (эксабайт) = 260b = 1024 Pb (квинтиллион байт)

1 Zb (зеттабайт) = 270b = 1024 Eb (секстиллион байт)

1 Yb (йоттабайт) = 280b = 1024 Zb (септиллион байт)

 

 

Кодирование - преобразование информации из одной знаковой системы в другую.

В компьютере для представления информации используется двоичное кодирование (0 и 1), т.к. такую информацию легко технически смоделировать:

· в какой-то момент времени по проводнику идет ток, то по нему передается единица, если тока нет- ноль.

· если направление магнитного поля на каком-то участке поверхности магнитного диска одно- на этом участке записан ноль, другое- единица.

· если определенный участок поверхности оптического диска отражает лазерный луч- на нем записан ноль, не отражает- единица.

Кодирование текстовой информации.

Начиная с 60-х годов, компьютеры все больше стали использовать для обработки текстовой информации и в настоящее время большая часть ПК в мире занято обработкой именно текстовой информации.

Традиционно для кодирования одного символа используется количество информации = 1 байту (1 байт = 8 битов).

Учитывая, что каждый бит принимает значение 1 или 0, получаем, что с помощью 1 байта можно закодировать 256 различных символов. (28= 256)

Кодирование заключается в том, что каждому символу ставиться в соответствие уникальный двоичный код от 00000000 до 11111111 (или десятичный код от 0 до 255).

Важно, что присвоение символу конкретного кода - это вопрос соглашения, которое фиксируется кодовой таблицей.

Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера (коды), называется таблицей кодировки.

Для разных типов ЭВМ используются различные кодировки. С распространением IBM PC международным стандартом стала таблица кодировки ASCII (American Standard Code for Information Interchange) - Американский стандартный код для информационного обмена.

Стандартной в этой таблице является только первая половина, т.е. символы с номерами от 0 (00000000) до 127 (0111111). Сюда входят буква латинского алфавита, цифры, знаки препинания, скобки и некоторые другие символы.

Остальные 128 кодов используются в разных вариантах. В русских кодировках размещаются символы русского алфавита.

В настоящее время существует 5 разных кодовых таблиц для русских букв (КОИ8, СР1251, СР866, Mac, ISO).

В настоящее время получил широкое распространение новый международный стандарт Unicode, который отводит на каждый символ два байта. С его помощью можно закодировать 65536 (216= 65536) различных символов.

Сегодня очень многие люди для подготовки писем, документов, статей, книг и пр. используют компьютерные текстовые редакторы. Компьютерные редакторы, в основном, работают с алфавитом размером 256 символов.

В этом случае легко подсчитать объем информации в тексте. Если 1 символ алфавита несет 1 байт информации, то надо просто сосчитать количество символов; полученное число даст информационный объем текста в байтах.

Пусть небольшая книжка, сделанная с помощью компьютера, содержит 150 страниц; на каждой странице — 40 строк, в каждой строке — 60 символов. Значит страница содержит 40x60=2400 байт информации. Объем всей информации в книге: 2400 х 150 = 360 000 байт.

1 Кб соответствует примерно половине страницы текста.

1 Мб соответствует примерно 500 страницам текста

1 Гб соответствует примерно 2 комплектам энциклопедии

1 Тб соответствует примерно 2000 комплектам энциклопедии.

Кодирование графической информации.

В человеческом глазе присутствуют два вида рецепторов: палочки и колбочки. Палочки реагируют на оттенки серого, а колбочки воспринимают спектр цветов. Существует три типа колбочек: первые реагируют на красно-оранжевый цвет, вторые - на зеленый, а третьи - на сине-фиолетовый.

Любой цвет, видимый человеческим глазом, можно получить путем механического смешивания основных цветов. В качестве таких составляющих используют три основные цвета: красный (Red, R), зеленый (Green, G) и синий (Blue, B). Такая система кодирования называется системой RGB.

Создавать и хранить графические объекты в компьютере можно в виде – растрового изображения и векторного изображения.

Растровое изображение формируется из определенного количеств строк, каждая из которых содержит определенное количество точек (пикселов).

Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная (0), либо белая (1)).

Для четырехцветного – 2 бита.

Цветные изображения могут иметь различную глубину цвета (бит на точку).

Изображение Основа кодирования Глубина цвета Кол-во цветов
В оттенках серого 256 градаций серого (от черного до белого) 8 бит  
Цветное излучающее RGB (Red, Green, Blue) 24 бит 16 777 216 (True Color)

 

Векторное изображение рассматривается как графический объект, представляющий собой совокупность графических примитивов (точек, линий, прямоугольников, окружностей и т.д.) и описывающих их математических формул.

Положение и форма графического объекта задается в системе графических координат, связанных с экраном. Обычно начало координат расположено в верхнем левом углу экрана. Информация о векторном изображении кодируется как обычная буквенно-цифровая. По этим данным соответствующие программы построят нужную фигуру на экране дисплея.

Кодирование звуковой информации.

Использование компьютера для обработки звука началось позднее, нежели чисел, текстов и графики.

Звук - волна с непрерывно изменяющейся амплитудой и частотой. Чем больше амплитуда, тем он громче для человека, чем больше частота, тем выше тон.

Цифровой звук – это аналоговый звуковой сигнал, представленный посредством дискретных численных значений его амплитуды.

В процессе кодирования звукового сигнала производится его временная дискретизация - непрерывная волна разбивается на отдельные маленькие временные участки и для каждого такого участка устанавливается определенная величина амплитуды.

Таким образом, непрерывная зависимость амплитуды сигнала от времени заменяется на дискретную последовательность уровней громкости (см. рисунок).

Каждому уровню громкости присваивается его код. Чем большее количество уровней громкости будет выделено в процессе кодирования, тем большее количество информации будет нести значение каждого уровня и тем более качественным будет звучание.

Оцифровка звука (оцифровки звука или аналогово-цифровое преобразование) - технология преобразования аналогового звукового сигнала в цифровой вид, которая осуществляется путем замеров амплитуды сигнала с определенным временным шагом (частота дискретизации) и последующей записи полученных значений в численном виде.

Качество двоичного кодирования звука определяется глубиной кодирования и частотой дискретизации.

Частота дискретизации - количество измерений уровня сигнала в единицу времени.

Количество уровней громкости определяет глубину кодирования. Современные звуковые карты обеспечивают 16-битную глубину кодирования звука. При этом количество уровней громкости равно N =216 = 65536.

Основные характеристики, влияющие на качество звука:

1. Разрядность -размерность (количество) бит информации кодируемое/декодируемое при при кодировании/декодировании

2. Частота дискретизации (англ. sample rate) - частота взятия отсчетов непрерывного во времени сигнала при его дискретизации, измеряется в Герцах.

3. Шум -нежелательные фазовые и/или частотные случайные отклонения передаваемого сигнала

4. Передискритизация -изменение частоты дискретизации дискретного (чаще всего цифрового) сигнала.

Основные форматы:

1. OGG -универсальный формат аудио компрессии.

2. MP3 -третий слой формата кодирования звуковой дорожки MPEG, лицензируемый формат файла для хранения аудиоинформации

3. WAV -формат файла-контейнера для хранения записи оцифрованного аудиопотока.

4. WMA -лицензируемый формат файла, разработанный компанией Microsoft для хранения и трансляции аудиоинформации.

Представление видеоинформации

В последнее время компьютер все чаще используется для работы с видеоинформацией. Простейшей такой работой является просмотр кинофильмов и видеоклипов. Следует четко представлять, что обработка видеоинформации требует очень высокого быстродействия компьютерной системы.

Что представляет собой фильм с точки зрения информатики? Прежде всего, это сочетание звуковой и графической информации. Кроме того, для создания на экране эффекта движения используется дискретная по своей сути технология быстрой смены статических картинок. Исследования показали, что если за одну секунду сменяется более 10-12 кадров, то человеческий глаз воспринимает изменения на них как непрерывные.

Казалось бы, если проблемы кодирования статической графики и звука решены, то сохранить видеоизображение уже не составит труда. Но это только на первый взгляд, поскольку, при использовании традиционных методов сохранения информации электронная версия фильма получится слишком большой. Достаточно очевидное усовершенствование состоит в том, чтобы первый кадр запомнить целиком (в литературе его принято называть ключевым), а в следующих сохранять лишь отличия от начального кадра (разностные кадры).

Мультимедийная информация – это совокупность визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют: текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Далее рассмотрим наиболее известные форматы видеофайлов.

AVI (Audio-Video Interleaved) - один из самых распространенных медиаконтейнеров для операционных система Windows. Этот формат может содержать в себе информацию четырех типов: видео, аудио, текст и midi. В этот контейнер может входить видео различных форматов от MPEG-1 до MPEG-4. AVI имеет большое количество разновидностей по внутренней структуре и может воспроизводиться на смартфонах, коммуникаторах и других устройствах. Медиаконтейнер AVI не накладывает никаких ограничений на тип используемого кодека.

WMV (Windows Media Video) - цифровой видео формат, созданный и контролируемый компанией Microsoft. WMV файлы могут содержать аудио- и видео данные, упакованные с помощью кодеков Windows Media Audio (WMA) и Windows Media Video (WMV).

MOV - этот формат разработан компанией Apple для QuickTime медиа плеера. Для воспроизведения подобных файлов необходимо иметь QuickTime плеер или плееры с уже установленными кодеками MOV. Формат может содержать видео, анимацию, графику, 3D. Данный формат поддерживает любые аудио- и видеокодеки.

ASF (Advanced Streaming Format) - потоковый формат от Microsoft. Основан на MPEG-4 и сипользуется для передачи видео с низким и средним битрейтом в Интернет. ASF представляет собой мультимедиа контейнер, поддерживающий практически все видеокодеки.

MPEG (Moving Pictures Experts Group) - видеофайлы, в которых содержится видео, закодированное с помощью стандартов Mpeg1, Mpeg2, Mpeg3, Mpeg4. Технология MPEG использует поточное сжатие видео, при котором обрабатывается не каждый кадр по отдельности, а анализируются изменения видеофрагментов и удаляется избыточная информация. MPEG-1 - представляет собой формат для хранения аудио и видео данных на мультимедиа носителях. Формат MPEG-4 обычно используется для обмена и передачи видео-файлов в Интернете, видеотелефонии, электронных информационных изданиях и т.п. В этом формате используется раздельное сжатие для аудио и видео дорожек. MPEG-4 рассчитан на очень низкие потоки данных.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информатика как научно-учебная дисциплина | Периферийные устройства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 6311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.