Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контраст цветов. Цветовая адаптация

Цветовая адаптация - изменение цветового и яркостного восприятия во времени - присутствует практически всегда, но редко осознается наблюдателем. Когда мы начинаем что-то рассматривать, восприятие быстро изменяется. По прошествии некоторого времени, глаз привыкает (адаптируется) к распределению цветов в поле зрения и картина стабилизируется. Цветовая адаптация протекает в течение более короткого времени, чем световая адаптация. Наибольшее время адаптации потребуется для красного цвета, наименьшее - для желтого и зеленого цветов. Человек, длительное время работающий с поверхностями красного цвета, теряет способность определять тонкие различия в оттенках этого цвета. Поэтому опытные продавцы рядом с тканями красного цвета помещают зеленые и синие, чтобы избежать цветовой адаптации и восстановить правильное восприятие цвета. Контраст цветов означает, что при их сравнении видны принципиальные различия. Интересно, что общепринятой классификации контрастов не существует.

Мы рассмотрим семь типов контрастов, отдавая дань уважения великому педагогу Ваухауза И. Иттену. Терминология Иттена не во всем совпадает с общепринятой.

Контраст цветовых сопоставлений (или хроматический контраст). Этот контраст обусловлен различиями цветовых тонов. Часто его называют цветовым контрастом. Возможно, это неудачный перевод термина. В нашей литературе этот контраст называется просто контрастом. Например, по Шугаеву, два контрастных цвета - это цвета содержащие примеси двух дополнительных основных цветов.

Наибольшим цветовым контрастом обладают три основных цвета: синий, желтый и красный; или четыре (те же, плюс зеленый). Интенсивность цветового контраста уменьшается по мере удаления цветов от основных. Так, оранжевый, зеленый и фиолетовый по своей контрастности гораздо слабее, чем красный, желтый и синий. Все чистые цвета обладают выраженным хроматическим контрастом, но не в одинаковой степени. Если границу соприкосновения чистых цветов обвести черным цветом, то напряженность их цветового контраста снижается, а яркость увеличивается. В этом случае каждый цвет выступает в своем органическом и независимом качестве. Рядом с белым яркость прилежащих цветов снижается. Использование этого контраста требует осторожности, ибо он придает композиции активность и динамичное напряжение. Осветление и затемнение чистых цветов ведет к уменьшению цветового контраста. Как правило, интересные решения получаются, если один из цветов, чтобы подчеркнуть его свойства, выбирается чистым, а контрастные к нему приглушаются добавлением белого и/или черного.

Контраст светлого и темного. Между максимально черным цветом и максимально белым расположены все возможные оттенки серого цвета. Нейтральный серый цвет легко изменяется под воздействием соприкасающихся с ним тонов. Любой цвет может вывести нейтральный серый в цветовой ряд, придав ему оттенок цвета, дополнительного к данному хроматическому цвету. Это превращение происходит только в глазах наблюдателя. При этом спектральный состав света, отраженного от нейтрально серой части композиции, не меняется. Соседство серого может смягчить другой цвет, а может заставить его выглядеть более сочным. В качестве нейтрального посредника он примиряет между собой яркие противоположности, одновременно поглощая их силу.

Чтобы увидеть контраст светлого и темного во всех возможных градациях следует изобразить равноступенный ряд серых тонов от черного до белого.

Контраст светлого и темного имеется и у хроматических цветов. Это легко увидеть, если построить равноступенную шкалу серых образцов, например из 12 тонов, и сопоставить с нею 12 цветов из цветового круга. Тогда можно убедиться в том, что чистый желтый цвет соответствует третьей ступени серого (начиная от белого); оранжевый - пятой; красный - шестой; синий - восьмой, а фиолетовый - десятой. Желтый - самый светлый цвет, а фиолетовый - самый темный. Чтобы совместить желтый цвет с темными тонами серой шкалы, его нужно затемнять уже с четвертой ступени. Каждая примесь черного или белого уменьшает насыщенность цвета. Из-за очень большой светлоты чистого желтого цвета, такого цвета, как темно-желтый не существует. Насыщенный синий цвет очень темен, а его осветленные тона выглядят бледными и неяркими. Красный цвет только в темных градациях заслуживает своего благородного наименования. Сильно осветленные оттенки красного, мы обычно называем телесным или бежевым цветом.

Контраст теплого и холодного. Если в цветовом круге провести две оси: вертикальную через желтый и фиолетовый; и горизонтальную через красно-оранжевый и сине-зеленый, то первая ось соединит цвета, максимально контрастирующие по светлоте. Вторая ось соединит цвета, которые являются полюсами контраста холодного и теплого. Ассоциация очевидна: так соотносятся оттенки холодного льда и горячего огня. Интересно, что холодные и теплые цвета вызывают разные физиологические ощущения. По Иттену, контраст холодный - теплый имеет много синонимичных пар для своего обозначения: теневой - солнечный; успокаивающий - возбуждающий; жидкий - густой; воздушный - земной; далекий - близкий; легкий - тяжелый; влажный - сухой. Это указывает на огромные выразительные возможности контраста холода и тепла.

В природе более удаленные предметы в силу отделяющего их от нас воздушного слоя, всегда кажутся более холодными, сдвинутыми по цветовому тону в синюю сторону. Обратное также верно: холодная тональность некоторого плана заставляет воспринимать его более удаленным. Таким образом, контраст холодного и теплого цветов делает этот контраст важнейшим изобразительным средством в передаче перспективы и ощущений.

Очень важно! Если необходимо создать композицию, строго выдержанную с точки зрения определенного контраста, то все остальные виды контрастов должны занять подчиненное положение, или вообще не использоваться. Контраст холодного и теплого является самым выразительным среди всех контрастов.

Контраст дополнительных цветов. Мы уже отмечали, что важно всегда понимать, о каком способе получения цвета идет речь: о смешивании потоков цветного света, или двух красок. Ранее было дано определение дополнительных цветов, как цветов таких двух окрашенных потоков света, которые в смеси дают белый свет. Это - физически (или оптически) дополнительные цвета. Существует еще и другое определение: два цвета красок являются дополнительными, если при их смешивании можно получить черный, или нейтральный серый цвет. Важно уточнить, что пары цветов, которые считаются в этих случаях дополнительными различны. Так, при оптическом смешивании дополнительными будут синий и желтый цвета, а при смешивании красок - желтый и фиолетовый. В данном случае мы будем исходить из смешивания красок.

Дополнительные цвета резко противоположны по своим свойствам. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости, и взаимоуничтожаются при смешивании. Физиологически при восприятии какого-то цвета, зрительная система одновременно симулирует в поле зрения дополнительный к нему (явление симультанного контраста). Зрение само подсказывает, какого цвета оно ждет. Поэтому дополнительные цвета признаются гармоничными в любой теории цветовой гармонии.

С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые “цветные” тона серого. Так называют серый, незначительно смещенный от нейтральности в сторону какого-либо хроматического цвета. Старые мастера пользовались специальной техникой, чтобы добиться столь красивого серого. На основной цвет полосками накладывали дополнительный к нему цвет, или покрывали первый слой цвета тончайшим полупрозрач-ным слоем дополнительного к первому цвета. Пуантилисты наносили мельчайшие точки дополнительных цветов близко друг от друга. Тогда серый результат получался путем оптического смешивания уже в глазах зрителя. Интересно, что в последнем случае дополнительные цвета чаще выбирались как физически-дополнительные цвета.

Симультанный контраст. Так называется явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета. Он может быть последовательным или одновременным. Последовательный контраст - изменение цвета в результате предварительного воздействия на глаз других цветов. Симультанный контраст тесно связан с другими видами контрастов. Поэтому в данном разделе неизбежны некоторые повторения. Симультанно порожденные цвета объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Тем не менее, этот тип контраста необходимо учитывать. Возможно, недооценка роли симультанного контраста - это основная причина негармоничности многих цветовых сочетаний.

Прикроем половину листа белой бумаги черным листом. Если смотреть в какую-либо точку на границе черного и белого в течение 20 с, а затем убрать черный лист, продолжая смотреть в ту же точку, то ранее закрытая черным часть белого листа будет казаться значительно более светлой, чем остальной белый лист. Это пример последовательного контраста, заключающийся в кажущемся изменении светлоты цвета. Причина этого явления - в следующем. Во время фиксации глаза на границе раздела белого и черного, в глаз попадают лучи, отраженные от белой и черной частей листа, причем эти лучи действуют на разные участки сетчатки. Лучи от белой части листа «утомляют» соответствующий участок сетчатки, в то время как другой участок «отдыхает». После того, как черный лист убрали, на все участки сетчатки действует свет одинаковой интенсивности, но утомленные нервные окончания воспримут его как более темный, а окончания почти не работавшие - как более светлый.

Последовательный контраст может быть и хроматическим. Поместим на белый лист бумаги небольшой кружок красного цвета и будем в течение 20 с сосредоточенно наблюдать этот кружок. Если после этого перевести взгляд на чистый участок листа, то на новом месте в течение нескольких секунд мы будем видеть такой же кружок голубовато-зеленого цвета, но менее насыщенного. Дело в том, что при рассматривании красного кружка в большей степени работали красночувствительные колбочки, в результате чего произошло снижение их чувствительности. При перемещении взгляда на белый участок, на сетчатку попадут примерно одинаковые отраженные лучи. Однако в тех местах сетчатки, где «поработали» красночувствительные колбочки, их дополнительная стимуляция красным цветом в составе белого уже не вызовет столь сильной реакции. Поэтому идущая от них в зрительную кору мозга мощность импульса будет меньше, чем от отдохнувших колбочек. Преобладание импульсов от сине- и зеленочувствительных колбочек вызовет указанное ощущение образа кружка голубовато-зеленого цвета. Если вместо красного взять зеленый кружок, то в результате последовательного контраста мы увидим розовый кружок. Из этих опытов видно, что возникающий при хроматическом контрасте цвет близок к цвету, дополнительному по отношению к цвету исходного объекта.

Последовательные образы могут наблюдаться и на цветном фоне, смешиваясь с ним. Это порождает проблему компенсации такого искажения цвета. Впрочем, эта проблема возникает и при одновременном контрасте.

Одновременный контраст отличается тем, что два цвета рассматриваются не один после другого, а одновременно. Одновременный контраст также бывает и светлотным и хроматическим. Известно, что восприятие цвета зависит от цвета фона. Один и тот же оранжевый цвет на фоне красного кажется более светлым, а на фоне желтого - более темным. Лимон выглядит на белой скатерти более темным, чем на синей. Положим две одинаковые серые фигуры на белый и черный листы бумаги и сравним их цвет. Оказывается, фигура на черном фоне будет выглядеть светлее, чем на белом. Это пример светлотного одновремен-ного контраста. Если взять вместо серых фигур фигуры какого-либо хроматического цвета, то восприятие их светлоты будет также зависеть от светлоты фона. Светлотный контраст проявляется всегда, когда светлота фигуры заметно отличается от светлоты фона. На темном фоне фигура кажется светлее, а на светлом - темнее.

При одновременном хроматическом контрасте ахроматические цвета могут казаться окрашенными. Серая фигура на желтом фоне будет синеватой, а на зеленом - розоватой. Желтая фигура на зеленом фоне выглядит желто-оранжевой, а фигура розового цвета на зеленом фоне смотрится более насыщенной. Таким образом, при хроматическом контрасте всякий цвет под влиянием окружающих его хроматических цветов изменяется так, как если бы к нему добавили в небольшом количество цвет, дополнительный к цвету фона.

Для одновременного контраста цветов характерны две закономерности: чем больше светлота фона отличается от светлоты цвета фигуры, тем в большей степени проявляется светлотный контраст; чем ближе светлота цвета фигуры к светлоте фона, тем сильнее проявляется хроматический контраст. При большой разнице в светлотах фона и фигуры хроматический контраст менее заметен. Хроматический контраст заметнее, если оба цвета имеют средний уровень светлоты. Когда и фон и фигура слишком темные, хроматический контраст менее заметен вследствие пониженной чувствительности глаза к восприятию цветности при малой яркости цветов. При слишком высоких светлотах и фона и фигуры хроматический контраст также менее заметен, что объясняется более слабой реакцией в соответствии с законом Вебера-Фехнера.

Насыщенность цвета фона также влияет на восприятие хроматического контраста: на мало насыщенном цветном фоне он проявляется сильнее. Это - тонкость. Действительно, на высоко насыщенном фоне ахроматическая фигура приобретает более насыщенный цвет, чем на мало насыщенном фоне. Однако из-за большой разницы в насыщенностях фона и фигуры в первом случае (фон - насыщенный) изменение цвета фигуры менее заметно.

Одновременный контраст проявляется тем сильнее, чем большую площадь занимает цвет, вызывающий контраст. Из двух фигур с одинаковой площадью контраст проявляется сильнее на той их них, которая имеет больший периметр. Если площадь фона мала, а площадь фигуры большая, цвет меняется только по краям (краевой контраст).

Контраст цветового насыщения выражает противополжность между цветами чистыми, насыщенными и цветами разбавленными. Цвета разложения белого света являются цветами максимальной чистоты и насыщенности. При затемнении или осветлении чистые цвета ослабляют свою яркость.

Цвета могут быть осветлены или затемнены четырьмя способами, причём цвета весьма различно реагируют на средства, которые используются в этих целях. Чистый цвет может быть смешан с белым, что придаёт ему несколько более холодный характер. Карминно-красный цвет при добавлении белого приобретает синеватый оттенок. Жёлтый тоже становится более холодным благодаря примеси белого, а основной характер синего цвета остаётся в значительной мере неизменным. Фиолетовый цвет чрезвычайно чувствителен к примеси белого: насыщенный тёмно-фиолетовый цвет резко отличается от разбеленного - лилового.

При смешивании чистого цвета с чёрным: жёлтый теряет свою лучистую светлоту и яркость и приобретает коварную ядовитость. Чёрный цвет усиливает присущую фиолетовому цвету мрачность. При подмешивании чёрного цвета к ярко-красному кармину последний получает звучание, приближающее его к фиолетовому. Красная киноварь при подмешивании чёрного даёт нечто вроде красно-коричневого вещества. Достаточно небольшого добавления чёрного к синему цвету, чтобы его яркость быстро исчезла. Зелёный цвет допускает гораздо больше модуляций, чем фиолетовый или синий, и имеет много возможностей своего изменения. Обычно чёрный цвет отнимает у цветов их светлоту. Он отдаляет их от света и более или менее быстро «убивает».

Насыщенный цвет может быть разбавлен благодаря добавлению к нему смеси чёрного и белого, то есть серого цвета. В этом случае получаются более блёклые тона.

Чистые цвета могут быть изменены путём добавления соответствующих дополнительных цветов. Если к фиолетовому цвету подмешать жёлтый, то получатся промежуточные тона между светло-жёлтым и тёмно-фиолетовым. Зелёный и красный не очень различаются по светлоте, но при смешивании переходят в серо-черный. Смеси двух дополнительных цветов при осветлении их белым цветом дают редкостные по своей сложности тона.

Если мы хотим добиться выразительности, используя только контраст насыщения, то яркий красный должен контрастировать с блёклым красным, а яркий синий с блёклым синим. Но нельзя ставить рядом яркий красный с блёклым синим, или яркий зелёный с блеклым красным. Потому, что в этом случае контраст насыщения будет заглушен другими контрастами, например, контрастом холода и тепла.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Порог цветоразличения | Диэлектрики в электрическом поле. Контраст цветового размещения (контраст площадей) характеризует соотношения между площадями, занимаемыми разными цветами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.