Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. А. Сухомлинский




Поставь перед собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя.

Деятельности

Образ жизни и его отражение в профессиональной

Лекция 5

 

1. Здоровье человека как ценность.

2. Здоровый образ жизни.

3. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности.

Здоровье — величайшая ценность, «Здоровье — наивысшее благо», — говорили древние. Хорошее здоровье — основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.

Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недуга».

Существуют десятки концепций, основанных на различном по­нимании и определении здоровья, и продолжают появляться все но­вые. Как показывает анализ определений здоровья, наиболее часто в них встречаются следующие признаки:

1. Отсутствие болезни — традиционный взгляд. Здоровье — это нормальное физическое состояние, т.е. состояние целостности и свободы от физических и психических заболеваний или болезней.

2. Нормальная функция организма на всех уровнях его организа­ции, нормальное течение типичных физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству, причем функции относятся к биологической категории, а нормальность — к статистической. Здоровье — функциональное состояние организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, самочувствие и функцию воспроизводства здорового потомства.

3. Способность к полноценному выполнению основных социаль­ных функций. Здоровье это состояние организма, которое обеспечивает полноценное и эффективное выполнение им социальных функций.

4. Полное физическое, душевное, умственное и социальное бла­гополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов. Здоровье — состояние ди­намического равновесия внутри каждой данной подсистемы: органа, личности, социальной группы, общества.

5. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся ус­ловиям существования в окружающей среде (адаптация). Здоровье — взаимосвязь с социальной ситуацией через факторы успешной или неуспешной адаптации от индивидуальных биологических или психологических характеристик до социокультурной реальности.

Состояние здоровья зависит от множества внутренних и внешних факторов, которые в разной степени оказывают влияние на здоровье и могут улучшить или ухудшить его.

Таблица 1.

Наиболее важные факторы, влияющие на здоровье человека

(Н. Моаск, 1987)

 

Система Положительное влияние Отрицательное влияние
Человек
Биологическая система Иммунитет, хороший статус питания Плохое питание, подверженность инфекциям
Познавательная система Осознание своего «я», положительное отношение к здоровью, адекватные знания Несоответствующее отношение к здоровью, неправильная информация
Человек в целом   Эмоциональная стабильность, физическая форма Общая уязвимость
Поведение
Привычки Здоровые привычки Курение, алкоголь, пере­едание, неподвижность
Работа Плодотворная и без стрессов Перегрузка, опасная и со стрессами
Восстановление   Достаточный сон и восстановление Недостаточный сон и восстановление
Социокультурная система
Культура и пратика Положительные показатели, нормы, образ жизни, религия Нестабильные показатели, нестабильная религиозность, нездоровый образ жизни
Социальная есть Социальная интеграция, социальные связи Социальная изоляция, отсутствие социальной поддержки
Организация работы Наличие работы, положительный климат на работе, удовлетворенность Безработица, стрессы на работе, неудовлетворен­ность
Службы здоровья Адекватная служба здоровья, социальные службы, обучение Отсутствие или неприемлемость
Социоэкономи-ческие структуры Адекватные материальные ресурсы, доход, социальная безопасность Отсутствие или неравномерное распределение ресурсов
Физико-биологическая среда
Физические ресурсы Адекватная пища и потребительские товары Недостаточная и нездоровая пища, лёгкий доступ к сигаретам, алкоголю
Микросреда Адекватное жилище и связь, вода, транспорт, удаление отходов Неадекватное жилище и связь, вода, транспорт, удаление отходов
Макросреда Здоровый климат, охрана природы Загрязнение среды, эксплуатация природы

Эксперты Всемирной организации здравоохранения в 1980-х гг. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы.

Таблица 2.

Факторы, влияющие на здоровье

Сфера влияния факторов Факторы, укрепляющие здоровье Факторы, ухудшающие здоровье
Генетические (15—20%) Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок воз­никновения заболевания Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям
Состояние окру­жающей среды (20-25%) Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания. Вредные условия быта и про­изводства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки
Медицинское обеспечение (10-15%) Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полно­ценная медицинская помощь Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание
Условия и образ жизни (50—55%) Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия, социальный и психологический дискомфорт, неправильное питание, вредные привычки

Виды здоровья: физическое, психическое, социальное, нравственное.

Физическое здоровье — это уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспо­собление организма к воздействию различных факторов.

К основным факторам физического здоровья человека относятся:

1. уровень физического развития,

2. уровень физической подготовленности,

3. уровень функциональной подготовленности организма к вы­полнению физических нагрузок,

4. уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.

Психическое здоровье — способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления..

Психическое здоровье должно, как и здоровье в целом, характеризоваться:

1. отсутствием психических или психосоматических заболеваний;

2. нормальным развитием психики, если речь идет о ее возрастных особенностях;

3. благоприятным (нормальным) функциональным состоянием.

Социальное здоровье — это мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру. Социальное здоровье заключается в способности формировать и использовать для самосохранения субъективные представления людей о внешнем мире и их роли в нем. Данная составляющая здоровья отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению. Социальное здоровье измеряется способностью выживания в социально-экономической и политической среде и может быть выражена отношением того, что личность получает от общества и что она дает обществу.

Социальное здоровье определяется теми моральными принци­пами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками социального здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нор­мальному образу жизни.

Профессиональное здоровье характеризует функциональное состояние человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной дея­тельности, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, со­провождающим эту деятельность.

Главным показателем профессионального здоровья является ра­ботоспособность человека.

Профессиональная работоспособность определяется тремя группами показателей: физический статус, психологический статус и социальные факторы.

Физический статус чаще обозначается как физическая работо­способность. Ведущими здесь являются:

1. Физическое развитие, т.е. антропометрические данные — рост, масса, объем грудной клетки, талии, жизненная емкость легких.

2. Физическая подготовленность — сила (в ее различных прояв­лениях), быстрота, выносливость, координация, гибкость.

3. Показатели вегетативного обеспечения физической деятельности. Наиболее распространенные, имеющие международные стандарты — аэробная производительность, оцениваемая по максимальному потреблению кислорода (МПК), анаэробная производительность, оцениваемая по максимальному кислородному долгу (МКД), и тест PWC170, оценивающий физическую работоспособность.

Психологический статус (часто обозначают как умственную ра­ботоспособность). К нему относятся:

1. Степень адекватности состояния психической активности (от состояния функционального покоя до психоэмоционального стресса) применительно к определенным конкретным условиям.

2. Характеристики внимания: активность, направленность, широта, переключение, концентрация, устойчивость.

3. Восприятие как совокупность процессов, в результате которых формируется субъективный (идеальный) образ объективно сущест­вующей реальной действительности и которые заканчиваются опо­знанием этого образа. Критериями опознания образа принято счи­тать его вербализацию или адекватное реагирование на него.

4. Научение, проявляющееся в личностных особенностях к обу­чаемости и по виду информации или навыков, и по скорости, и по способу.

5. Память (ее различные виды, скорость консолидации, длительность, сохранение способности к воспроизведению).

6. Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

7. Свойства личности, которые влияют на поведение человека и эффективность его деятельности, личностная и реактивная тревож­ность, конформность, способность к психологической защите, а также специальные способности.

Социальные факторы, из которых наиболее важны следующие:

1. Полная или достаточная укомплектованность коллектива.

2. Профессиональная подготовленность специалистов.

3. Материально-техническая обеспеченность.

4. Эффективное управление.

5. Межличностные отношения, благоприятный психологический климат в коллективе.

6. Мотивация к деятельности.

Таким образом, количество показателей, влияющих в большей или меньшей степени на профессиональную работоспособность, до­статочно велико.

Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется де­ятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только оп­ределенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных на­чалах.

Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания.

Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля.

Практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам.

Здоровый образ жизни – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.

К основным составляющим здорового образа жизни относят:

1. режим труда и отдыха;

2. организацию сна;

3. режим питания;

4. организацию двигательной активности;

5. выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;

6. профилактику вредных привычек;

7. культуру межличностного общения;

8. психофизическую регуляцию организма;

9. культуру сексуального поведения.

Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека.

В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности.

В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности.

В функциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки.

 

Таблица 3.

Критерии здорового образа жизни

Критерий Содержательные характеристики
Организационный Стратегический способ организации жизнедеятельности, целостное восприятие жизни
Гигиенический Рациональный режим труда и отдыха, оптимальный двигательный режим, соблюдение правил личной гигиены
Коммуника тивно-деятельностный Широкая палитра различных видов деятельности, успешность в учебной деятельности, способность к продуктивному общению, установлению глубоких межличностных взаимоотношений, регулярная оздоровительная деятельность, наличие по­исковой активности, творческие способности
Адаптационно-ролевой Гармоничное протекание процессов социализации и индивидуализации, способность быстро приспосабливаться к меняющейся социальной ситуации, гибкость в поведении, конгруэнтность
Культурно-эстети­ческий Широта культурных контактов, наличие эстетического идеала, способность противостоять проявлениям антикультуры, разумное следование моде
Ценностно-мотива-ционный Приоритет духовных ценностей, уважение человеческой личности, ответственное отношение к среде обитания, наличие валеологического идеала, устойчивая мотивация саморазвития и здравотворчества
Эмоционально-волевой Эмоционально-психологическая устойчивость, преодоление жизненных трудностей на эмоционально-положительном фоне, внутренний «голос контроля», спонтанность, развитая саморегуляция
Индивидуально-личностный Достаточный уровень самопринятия и самоуважения, способность ценить и сохранять уникальность своей личности; сензитивность к самому себе, стремление к творческой самореализации

Средством саморазвития личности выступает самовоспитание, которое представляет собой сознательную и целенаправленную дея­тельность по обнаружению, утверждению и совершенствованию личностных качеств, умений, способов поведения и взаимодействия с окружающими. В процессе самовоспитания человек анализирует свои поступки, выделяет положительные качества и недостатки, от которых нужно избавиться; ставит цели и разрабатывает программу деятельности по совершенствованию одних и устранению других качеств.

Как и любая деятельность, самовоспитание характеризуется потребностно-мотивационной основой, целями, способами и резуль­татами. Мотивы самовоспитания широки и многообразны. Они воз­никают на основе самых различных потребностей:

1. в саморазвитии, самоутверждении, самосовершенствовании, самоактулизации;

2. связанных с неудовлетворенностью собой, своим нынешним положением;

3. личностно-престижного характера.

Необходимым условием возникновения мотивов самовоспита­ния является выделение самовоспитания в самостоятельную дея­тельность. Это возможно только при наличии осознанно поставлен­ных целей, планирования, затрат определенных волевых усилий. Поэтому самовоспитание — это волевой процесс, требующий от личности мужества, самоотверженности, целеустремленности.

К способам самовоспитания относятся:

1. самостимулирование — процесс, в результате которого личность самостоятельно определяет себе мотивы для занятий само­воспитанием, взвешивает все положительные и отрицательные стороны достигнутых результатов;

2. самоубеждение, когда используются логические доводы, убеждающие в необходимости самоизменений;

3. самопрограммирование, когда на основе создания собственной программы осуществляется акт планирования деятельности, на­правленной на достижение результатов;

4. самонаблюдение за процессом саморазвития и осуществления задуманного;

5. самоанализ и самоконтроль, которые в своей совокупности позволяют вносить необходимые коррективы, как в ход самой дея­тельности, так и в программу саморазвития;

6. самоотчет и самооценка того, что было сделано, тех качеств и особенностей поведения, которые были приобретены.

Культура самовоспитания включает в себя индивидуально подобранные способы постановки целей, выбора средств и получения результатов, утверждения и преобразования себя, своих личностных качеств, психических процессов и особенностей деятельности и по­ведения. Другими словами, культура самовоспитания — это стремле­ние к самоутверждению и самосовершенствованию.

Структура культуры самовоспитания включает: культуру выбора и постановки целей самовоспитания; культуру самопознания; культуру способов и средств самовоспитания; культуру условий, в которых осуществляется самовоспитание. Культура выбора и постановки целей самовоспитания заключается в способности личности ставить адекватные настоящему состоянию цели самовоспитания, обусловленные этапом развития человека.

Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования.

Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности.

Физиология – биологическая наука, изучающая функции человеческого организма в различных их проявлениях.

Использование различных средств физической культуры, занятия разными видами спорта тесно связаны с физиологическими закономерностями функционирования организма человека. Еще в 1809 г. Жан Батист Ламарк опубликовал материалы, в которых отметил, что у всех живых существ, обладающих нервной системой, органы, которые упражняются, — развиваются, а органы, которые не упражняются, — слабеют и уменьшаются. Это положение стало основой для физиологического постулата: «Работа строит орган».

При восстановлении работоспособности различают активный и пассивный отдых, а также некоторые дополнительные средства восстановления работоспособности, которые условно можно отнести к пассивному отдыху.

Активный отдых. В 1903 г. основоположник отечественной физиологии И.М. Сеченов на самом себе произвел опыт. Правая рука ученого поднимала и опускала груз. Длительная работа приводила к сниже­нию высоты подъема груза, наступало утомление.

Оказалось, что для быстрого восстановления работоспособности утомленных мышц правой руки лучше не пассивный отдых, а отдых, при котором левая рука производит аналогичное движение правой руки. Подобный отдых получил наименование активного (феномен Сеченова).

Объяснение обнаруженного феномена раскрывается в мудрой фразе самого исследователя: «Источник ощущения усталости поме­щают обыкновенно в работающие мышцы; я же помещаю его исклю­чительно в центральную нервную систему».

К настоящему времени накопился солидный экспериментальный материал различных исследователей в области физиологии труда и спорта, который позволил возвести «активный отдых» в ранг одной из целевых задач физической культуры.

Выводы об эффективном использовании активного отдыха при восстановлении работоспособности:

1. Эффект активного отдыха зависит от величины нагрузки.

2. Использование в интервалах отдыха упражнений, близких по структуре к основной работе.

3. Эффект активного отдыха зависит от степени развития утомления.

4. Влияние активного отдыха не ограничивается только восстанов­лением мышечной работоспособности, а приводит к глубокой позитивной перестройке функций дыхания и кровообращения — к более значительным сдвигам вегетативных функций (частота пульса, минутный объем дыхания), чем при пассивном отдыхе.

5. Существует определенная зависимость от индивидуальных проявлений работоспособности.

Пассивный отдых. Переход на другие виды деятельности, связанные с физическими или умственными нагрузками (легкая бытовая работа, чтение интересной для вас периодической печати или литературы, просмотр телевизионных передач, посещение зрелищных мероприятий и т.п.), может быть также отнесен к пассивному отдыху со всеми его рекреационными признаками; сон. Сон — это особое состояние мозга, при котором происходит торможение нервных клеток больших полушарий головного мозга. Во время сна становится реже дыхание и сердцебиение, понижается кровяное давление, замедляется ток крови, особенно в таких жизненно важных органах, как мозг, печень, почки, снижается температура те­ла, наиболее полно расслабляются мышцы.

Дополнительные средства восстановления: аутогенная тренировка, успокаивающий массаж, баня или теплый душ, ионизирован­ный воздух, использование биологически активных веществ и допол­нительной витаминизации.

Благодаря физической тренировке значительно увеличиваются функциональные возможности организма, улучшается регуляция протекающих в нем процессов и совершенствуются механизмы, поддерживающие и восстанавливающие постоянство его внутренней среды, повышаются резервные возможности, позволяющие лучше приспосабливаться не только к большим физическим перегрузкам, но и к перегреванию, переохлаждению, перепадам атмосферного давления, эмоциональным напряжениям и стрессам.

Тренировка приводит к увеличению способности органов чувств различать более мелкие характеристики динамики мышечных сокра­щений (веса и размеров предметов, амплитуды движений, положения тела в пространстве и др.). При этом человек получает способность к лучшему усвоению новых движений и перестройке уже имеющихся. Тренированные люди при различных двигательных нагрузках расхо­дуют гораздо меньше энергии, чем нетренированные, и легче для се­бя могут выполнять более тяжелую и продолжительную работу.

Систематическая физическая тренировка оказывает свое влияние на должное соотношение в организме жировой и мышечной ткани. Это находит свое отражение в хорошем телосложении, в качественных особенностях движений, в уровне развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

Центральная нервная система регулирует, управляет и совершенствует двигательную деятельность человека через двигательные единицы. Двигательная единица состоит из двигательной нервной клетки, нервного волокна и группы мышечных волокон. Каждая мышца включает в себя от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч двигательных единиц. Чем большее напряжение должна развить мышца, тем большее количество двигательных единиц включается в работу.

Посредством изменения силы и частоты биоэлектрических импульсов в нервных клетках возникают процессы возбуждения и торможения. Возбуждение — деятельное состояние клеток, когда они трансформируют и передают электрические импульсы другим клеткам; торможение — обратный процесс, направленный на снижение биоэлектрической активности и восстановление затраченной энергии. В процессе физической тренировки совершенствуется взаимодействие этих двух основных процессов. Именно посредством координации возбуждения и торможения регулируется работа многих мышечных групп и функциональных систем при формировании и совершенствовании какого-то отдельного движения или его различных сочетаний в трудовой деятельности, а также в ходе специальной физической тренировки.

Вся деятельность человека, в том числе и овладение двигательными навыками, протекает по принципу взаимосвязи условных рефлексов с безусловными рефлексами. Рефлекторная природа двигательной деятельности лежит в основе любого мышечного действия.

Двигательный стереотип — это стойкая последовательность автоматического выполнения ряда движений на уровне навыка. То есть образуется стойкая система нервных процессов — строго оп­ределенная последовательность рефлексов. Достаточно подейство­вать только первому раздражителю, как приходит в действие вся це­почка нервных процессов, участвующих в движении.

Фаза генерализации характеризуется расширением возбудитель­ного процесса. При этом происходит вовлечение в работу даже «лиш­них» групп мышц, неоправданно большое напряжение работающих мышц и т.п.

Фаза концентрации, когда возбуждение благодаря дифференцированному торможению концентрируется в нужных зонах головного мозга.

В фазе автоматизации навык настолько уточняется и закрепляется, что выполнение необходимых движений становится как бы автоматическим и не требует деятельного контроля сознания.

Таким образом, новые сложные координации всегда формируются на фоне прежде сложившихся связей в ЦНС и опорно-двигательном аппарате.

Биомеханика — учение о двигательных возможностях и двигательной деятельности человека и животных.

Термин биомеханика составлен из двух греческих слов: bios — жизнь и mexane — орудие. Как известно, механика— это раздел физики, изучающий механическое движение и механическое взаимодействие материальных тел. Отсюда понятно, что биомеханика — это раздел науки, изучающий двигательные возможности и двигательную деятельность живых существ.

Биомеханика движений, основываясь на данных анатомии и теоретической механики, исследует структуру органов движения, характер приложения мышечных сил, вызывающих движения в суставах, кинематику сочленений, распределение массы тела по его звеньям, закономерности движения этих звеньев и тела в целом, определяет характер, направление и значение действующих сил.

Ходьба и бег относятся к циклическим локомоциям. Ходьба отличается от бега тем, что не имеет периодов полета. В каждом шаге возникает период двойной опоры: переносная нога уже поставлена на опору, а толчковая еще не отделилась от нее. Цикл ходьбы состоит из трех фаз: задний шаг, передний шаг и переход опоры (двойная опора). Фаза переход опоры по длительности примерно в 5 раз меньше одиночной опоры.

Бег состоит из периодов полета и опоры. Период полета состоит из двух фаз: разведения и сведения стоп. С момента постановки стопы на опору начинается период опоры. Он состоит так же из двух фаз: подседания и отталкивания с выпрямлением опорной ноги. При сохранении общего построения (деление на фазы и их взаимодействие) бег с разной скоростью имеет существенные различия в длине, частоте шагов, их ритме, кинематических и динамических характеристиках. Средняя скорость бега колеблется от 10 м/с (в беге на 100м) до 5 м/с (в марафоне). Длина шага меняется значительно: 100м - 2,20м, 5000м - 2,05м. Частота шагов меняется существеннее: 100м - 4,3 1/с, 5000 - 2,8 1/с. В достижении высокой частоты шагов большую роль играют безопорные фазы полета, активность сведения стоп в полете. Время опоры почти в 2 раза меньше, чем время полета, причем это наиболее резко проявляется в спринте.

В зависимости от того, какая часть всей мышечной массы активна, физическую работы делят на локальную (менее 1/3), региональную (от 1/3 до 2/3) и глобальную (более 1/3). Ходьба и бег относятся к мышечной деятельности глобального характера.

Важнейшей динамической характеристикой ходьбы и бега является сила взаимодействия с опорой.

В прыжках расстояние преодолевается полетом. При этом достигается либо наибольшая длина прыжка (прыжок в длину с разбега, тройной прыжок), либо наибольшая высота (прыжок в высоту с разбега, прыжок с шестом), либо значительная и длина и высота (опорный прыжок в гимнастике). В спортивных прыжках различается подготовка к отталкиванию, отталкивание от опоры, полет и амортизация (после приземления).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.