КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В. А. Сухомлинский
Поставь перед собой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя и сам требовать от себя. Деятельности Образ жизни и его отражение в профессиональной Лекция 5
1. Здоровье человека как ценность. 2. Здоровый образ жизни. 3. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности. Здоровье — величайшая ценность, «Здоровье — наивысшее благо», — говорили древние. Хорошее здоровье — основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недуга». Существуют десятки концепций, основанных на различном понимании и определении здоровья, и продолжают появляться все новые. Как показывает анализ определений здоровья, наиболее часто в них встречаются следующие признаки: 1. Отсутствие болезни — традиционный взгляд. Здоровье — это нормальное физическое состояние, т.е. состояние целостности и свободы от физических и психических заболеваний или болезней. 2. Нормальная функция организма на всех уровнях его организации, нормальное течение типичных физиологических и биохимических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству, причем функции относятся к биологической категории, а нормальность — к статистической. Здоровье — функциональное состояние организма, обеспечивающее продолжительность жизни, физическую и умственную работоспособность, самочувствие и функцию воспроизводства здорового потомства. 3. Способность к полноценному выполнению основных социальных функций. Здоровье — это состояние организма, которое обеспечивает полноценное и эффективное выполнение им социальных функций. 4. Полное физическое, душевное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции, гармонического взаимодействия всех органов. Здоровье — состояние динамического равновесия внутри каждой данной подсистемы: органа, личности, социальной группы, общества. 5. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде (адаптация). Здоровье — взаимосвязь с социальной ситуацией через факторы успешной или неуспешной адаптации от индивидуальных биологических или психологических характеристик до социокультурной реальности. Состояние здоровья зависит от множества внутренних и внешних факторов, которые в разной степени оказывают влияние на здоровье и могут улучшить или ухудшить его. Таблица 1. Наиболее важные факторы, влияющие на здоровье человека (Н. Моаск, 1987)
Эксперты Всемирной организации здравоохранения в 1980-х гг. определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы. Таблица 2. Факторы, влияющие на здоровье
Виды здоровья: физическое, психическое, социальное, нравственное. Физическое здоровье — это уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов, обеспечивающие приспособление организма к воздействию различных факторов. К основным факторам физического здоровья человека относятся: 1. уровень физического развития, 2. уровень физической подготовленности, 3. уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок, 4. уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающие его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания. Психическое здоровье — способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Под психикой понимается сфера эмоций, чувств и мышления.. Психическое здоровье должно, как и здоровье в целом, характеризоваться: 1. отсутствием психических или психосоматических заболеваний; 2. нормальным развитием психики, если речь идет о ее возрастных особенностях; 3. благоприятным (нормальным) функциональным состоянием. Социальное здоровье — это мера социальной активности, деятельного отношения индивида к миру. Социальное здоровье заключается в способности формировать и использовать для самосохранения субъективные представления людей о внешнем мире и их роли в нем. Данная составляющая здоровья отражает социальные связи, ресурсы, способность к общению. Социальное здоровье измеряется способностью выживания в социально-экономической и политической среде и может быть выражена отношением того, что личность получает от общества и что она дает обществу. Социальное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками социального здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Профессиональное здоровье характеризует функциональное состояние человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность. Главным показателем профессионального здоровья является работоспособность человека. Профессиональная работоспособность определяется тремя группами показателей: физический статус, психологический статус и социальные факторы. Физический статус чаще обозначается как физическая работоспособность. Ведущими здесь являются: 1. Физическое развитие, т.е. антропометрические данные — рост, масса, объем грудной клетки, талии, жизненная емкость легких. 2. Физическая подготовленность — сила (в ее различных проявлениях), быстрота, выносливость, координация, гибкость. 3. Показатели вегетативного обеспечения физической деятельности. Наиболее распространенные, имеющие международные стандарты — аэробная производительность, оцениваемая по максимальному потреблению кислорода (МПК), анаэробная производительность, оцениваемая по максимальному кислородному долгу (МКД), и тест PWC170, оценивающий физическую работоспособность. Психологический статус (часто обозначают как умственную работоспособность). К нему относятся: 1. Степень адекватности состояния психической активности (от состояния функционального покоя до психоэмоционального стресса) применительно к определенным конкретным условиям. 2. Характеристики внимания: активность, направленность, широта, переключение, концентрация, устойчивость. 3. Восприятие как совокупность процессов, в результате которых формируется субъективный (идеальный) образ объективно существующей реальной действительности и которые заканчиваются опознанием этого образа. Критериями опознания образа принято считать его вербализацию или адекватное реагирование на него. 4. Научение, проявляющееся в личностных особенностях к обучаемости и по виду информации или навыков, и по скорости, и по способу. 5. Память (ее различные виды, скорость консолидации, длительность, сохранение способности к воспроизведению). 6. Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. 7. Свойства личности, которые влияют на поведение человека и эффективность его деятельности, личностная и реактивная тревожность, конформность, способность к психологической защите, а также специальные способности. Социальные факторы, из которых наиболее важны следующие: 1. Полная или достаточная укомплектованность коллектива. 2. Профессиональная подготовленность специалистов. 3. Материально-техническая обеспеченность. 4. Эффективное управление. 5. Межличностные отношения, благоприятный психологический климат в коллективе. 6. Мотивация к деятельности. Таким образом, количество показателей, влияющих в большей или меньшей степени на профессиональную работоспособность, достаточно велико. Сохранение и воспроизводство здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры. Культура отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. В культуре проявляется деятельный способ освоения человеком внешнего и внутреннего мира, его формирования и развития. Культура подразумевает не только определенную систему знаний о здоровье, но и соответствующее поведение по его сохранению и укреплению, основанное на нравственных началах. Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Повышенное внимание к нему проявляется на уровне общественного сознания, в сфере культуры, образования, воспитания. Выражением саморегуляции личности в жизнедеятельности является ее стиль жизни. Это поведенческая система, характеризующаяся определенным постоянством составляющих ее компонентов и включающая приемы поведения, обеспечивающие достижение студентом намеченных целей с наименьшими физическими, психическими и энергетическими затратами. Становясь привычкой, стиль жизни приобретает некоторую свободу от сферы сознательного контроля. Практические занятия по физическому воспитанию в вузе не гарантируют автоматически сохранение и укрепление здоровья студентов. Его обеспечивают многие составляющие образа жизни, среди которых большое место принадлежит регулярным занятиям физическими упражнениями, спортом, а также оздоровительным факторам. Здоровый образ жизни – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма. К основным составляющим здорового образа жизни относят: 1. режим труда и отдыха; 2. организацию сна; 3. режим питания; 4. организацию двигательной активности; 5. выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания; 6. профилактику вредных привычек; 7. культуру межличностного общения; 8. психофизическую регуляцию организма; 9. культуру сексуального поведения. Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека. В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности; ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, оптимистическом настрое, умении обеспечить свой полноценный и приятный отдых, целостную культуру жизнедеятельности. В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов; в хорошо выраженной волевой организации (самообладании, целеустремленности, настойчивости в достижении поставленной цели, решительности), уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии, ипохондрии, мнительности. В функциональном проявлении можно отметить: более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности; снижение заболеваемости и болезненных ощущений; более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности; усиление иммунных механизмов защиты организма; активность обменных процессов в организме; усиление половой потенции, нормализация соотношения массы тела и роста; хорошую осанку и легкость походки.
Таблица 3. Критерии здорового образа жизни
Средством саморазвития личности выступает самовоспитание, которое представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность по обнаружению, утверждению и совершенствованию личностных качеств, умений, способов поведения и взаимодействия с окружающими. В процессе самовоспитания человек анализирует свои поступки, выделяет положительные качества и недостатки, от которых нужно избавиться; ставит цели и разрабатывает программу деятельности по совершенствованию одних и устранению других качеств. Как и любая деятельность, самовоспитание характеризуется потребностно-мотивационной основой, целями, способами и результатами. Мотивы самовоспитания широки и многообразны. Они возникают на основе самых различных потребностей: 1. в саморазвитии, самоутверждении, самосовершенствовании, самоактулизации; 2. связанных с неудовлетворенностью собой, своим нынешним положением; 3. личностно-престижного характера. Необходимым условием возникновения мотивов самовоспитания является выделение самовоспитания в самостоятельную деятельность. Это возможно только при наличии осознанно поставленных целей, планирования, затрат определенных волевых усилий. Поэтому самовоспитание — это волевой процесс, требующий от личности мужества, самоотверженности, целеустремленности. К способам самовоспитания относятся: 1. самостимулирование — процесс, в результате которого личность самостоятельно определяет себе мотивы для занятий самовоспитанием, взвешивает все положительные и отрицательные стороны достигнутых результатов; 2. самоубеждение, когда используются логические доводы, убеждающие в необходимости самоизменений; 3. самопрограммирование, когда на основе создания собственной программы осуществляется акт планирования деятельности, направленной на достижение результатов; 4. самонаблюдение за процессом саморазвития и осуществления задуманного; 5. самоанализ и самоконтроль, которые в своей совокупности позволяют вносить необходимые коррективы, как в ход самой деятельности, так и в программу саморазвития; 6. самоотчет и самооценка того, что было сделано, тех качеств и особенностей поведения, которые были приобретены. Культура самовоспитания включает в себя индивидуально подобранные способы постановки целей, выбора средств и получения результатов, утверждения и преобразования себя, своих личностных качеств, психических процессов и особенностей деятельности и поведения. Другими словами, культура самовоспитания — это стремление к самоутверждению и самосовершенствованию. Структура культуры самовоспитания включает: культуру выбора и постановки целей самовоспитания; культуру самопознания; культуру способов и средств самовоспитания; культуру условий, в которых осуществляется самовоспитание. Культура выбора и постановки целей самовоспитания заключается в способности личности ставить адекватные настоящему состоянию цели самовоспитания, обусловленные этапом развития человека. Физическое самовоспитание понимается как процесс целенаправленной, сознательной, планомерной работы над собой и ориентированный на формирование физической культуры личности. Он включает совокупность приемов и видов деятельности, определяющих и регулирующих эмоционально окрашенную, действенную позицию личности в отношении своего здоровья, психофизического состояния, физического совершенствования и образования. Основными мотивами физического самовоспитания выступают: требования социальной жизни и культуры; притязание на признание в коллективе; соревнование, осознание несоответствия собственных сил требованиям социально-профессиональной деятельности. Физиология – биологическая наука, изучающая функции человеческого организма в различных их проявлениях. Использование различных средств физической культуры, занятия разными видами спорта тесно связаны с физиологическими закономерностями функционирования организма человека. Еще в 1809 г. Жан Батист Ламарк опубликовал материалы, в которых отметил, что у всех живых существ, обладающих нервной системой, органы, которые упражняются, — развиваются, а органы, которые не упражняются, — слабеют и уменьшаются. Это положение стало основой для физиологического постулата: «Работа строит орган». При восстановлении работоспособности различают активный и пассивный отдых, а также некоторые дополнительные средства восстановления работоспособности, которые условно можно отнести к пассивному отдыху. Активный отдых. В 1903 г. основоположник отечественной физиологии И.М. Сеченов на самом себе произвел опыт. Правая рука ученого поднимала и опускала груз. Длительная работа приводила к снижению высоты подъема груза, наступало утомление. Оказалось, что для быстрого восстановления работоспособности утомленных мышц правой руки лучше не пассивный отдых, а отдых, при котором левая рука производит аналогичное движение правой руки. Подобный отдых получил наименование активного (феномен Сеченова). Объяснение обнаруженного феномена раскрывается в мудрой фразе самого исследователя: «Источник ощущения усталости помещают обыкновенно в работающие мышцы; я же помещаю его исключительно в центральную нервную систему». К настоящему времени накопился солидный экспериментальный материал различных исследователей в области физиологии труда и спорта, который позволил возвести «активный отдых» в ранг одной из целевых задач физической культуры. Выводы об эффективном использовании активного отдыха при восстановлении работоспособности: 1. Эффект активного отдыха зависит от величины нагрузки. 2. Использование в интервалах отдыха упражнений, близких по структуре к основной работе. 3. Эффект активного отдыха зависит от степени развития утомления. 4. Влияние активного отдыха не ограничивается только восстановлением мышечной работоспособности, а приводит к глубокой позитивной перестройке функций дыхания и кровообращения — к более значительным сдвигам вегетативных функций (частота пульса, минутный объем дыхания), чем при пассивном отдыхе. 5. Существует определенная зависимость от индивидуальных проявлений работоспособности. Пассивный отдых. Переход на другие виды деятельности, связанные с физическими или умственными нагрузками (легкая бытовая работа, чтение интересной для вас периодической печати или литературы, просмотр телевизионных передач, посещение зрелищных мероприятий и т.п.), может быть также отнесен к пассивному отдыху со всеми его рекреационными признаками; сон. Сон — это особое состояние мозга, при котором происходит торможение нервных клеток больших полушарий головного мозга. Во время сна становится реже дыхание и сердцебиение, понижается кровяное давление, замедляется ток крови, особенно в таких жизненно важных органах, как мозг, печень, почки, снижается температура тела, наиболее полно расслабляются мышцы. Дополнительные средства восстановления: аутогенная тренировка, успокаивающий массаж, баня или теплый душ, ионизированный воздух, использование биологически активных веществ и дополнительной витаминизации. Благодаря физической тренировке значительно увеличиваются функциональные возможности организма, улучшается регуляция протекающих в нем процессов и совершенствуются механизмы, поддерживающие и восстанавливающие постоянство его внутренней среды, повышаются резервные возможности, позволяющие лучше приспосабливаться не только к большим физическим перегрузкам, но и к перегреванию, переохлаждению, перепадам атмосферного давления, эмоциональным напряжениям и стрессам. Тренировка приводит к увеличению способности органов чувств различать более мелкие характеристики динамики мышечных сокращений (веса и размеров предметов, амплитуды движений, положения тела в пространстве и др.). При этом человек получает способность к лучшему усвоению новых движений и перестройке уже имеющихся. Тренированные люди при различных двигательных нагрузках расходуют гораздо меньше энергии, чем нетренированные, и легче для себя могут выполнять более тяжелую и продолжительную работу. Систематическая физическая тренировка оказывает свое влияние на должное соотношение в организме жировой и мышечной ткани. Это находит свое отражение в хорошем телосложении, в качественных особенностях движений, в уровне развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Центральная нервная система регулирует, управляет и совершенствует двигательную деятельность человека через двигательные единицы. Двигательная единица состоит из двигательной нервной клетки, нервного волокна и группы мышечных волокон. Каждая мышца включает в себя от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч двигательных единиц. Чем большее напряжение должна развить мышца, тем большее количество двигательных единиц включается в работу. Посредством изменения силы и частоты биоэлектрических импульсов в нервных клетках возникают процессы возбуждения и торможения. Возбуждение — деятельное состояние клеток, когда они трансформируют и передают электрические импульсы другим клеткам; торможение — обратный процесс, направленный на снижение биоэлектрической активности и восстановление затраченной энергии. В процессе физической тренировки совершенствуется взаимодействие этих двух основных процессов. Именно посредством координации возбуждения и торможения регулируется работа многих мышечных групп и функциональных систем при формировании и совершенствовании какого-то отдельного движения или его различных сочетаний в трудовой деятельности, а также в ходе специальной физической тренировки. Вся деятельность человека, в том числе и овладение двигательными навыками, протекает по принципу взаимосвязи условных рефлексов с безусловными рефлексами. Рефлекторная природа двигательной деятельности лежит в основе любого мышечного действия. Двигательный стереотип — это стойкая последовательность автоматического выполнения ряда движений на уровне навыка. То есть образуется стойкая система нервных процессов — строго определенная последовательность рефлексов. Достаточно подействовать только первому раздражителю, как приходит в действие вся цепочка нервных процессов, участвующих в движении. Фаза генерализации характеризуется расширением возбудительного процесса. При этом происходит вовлечение в работу даже «лишних» групп мышц, неоправданно большое напряжение работающих мышц и т.п. Фаза концентрации, когда возбуждение благодаря дифференцированному торможению концентрируется в нужных зонах головного мозга. В фазе автоматизации навык настолько уточняется и закрепляется, что выполнение необходимых движений становится как бы автоматическим и не требует деятельного контроля сознания. Таким образом, новые сложные координации всегда формируются на фоне прежде сложившихся связей в ЦНС и опорно-двигательном аппарате. Биомеханика — учение о двигательных возможностях и двигательной деятельности человека и животных. Термин биомеханика составлен из двух греческих слов: bios — жизнь и mexane — орудие. Как известно, механика— это раздел физики, изучающий механическое движение и механическое взаимодействие материальных тел. Отсюда понятно, что биомеханика — это раздел науки, изучающий двигательные возможности и двигательную деятельность живых существ. Биомеханика движений, основываясь на данных анатомии и теоретической механики, исследует структуру органов движения, характер приложения мышечных сил, вызывающих движения в суставах, кинематику сочленений, распределение массы тела по его звеньям, закономерности движения этих звеньев и тела в целом, определяет характер, направление и значение действующих сил. Ходьба и бег относятся к циклическим локомоциям. Ходьба отличается от бега тем, что не имеет периодов полета. В каждом шаге возникает период двойной опоры: переносная нога уже поставлена на опору, а толчковая еще не отделилась от нее. Цикл ходьбы состоит из трех фаз: задний шаг, передний шаг и переход опоры (двойная опора). Фаза переход опоры по длительности примерно в 5 раз меньше одиночной опоры. Бег состоит из периодов полета и опоры. Период полета состоит из двух фаз: разведения и сведения стоп. С момента постановки стопы на опору начинается период опоры. Он состоит так же из двух фаз: подседания и отталкивания с выпрямлением опорной ноги. При сохранении общего построения (деление на фазы и их взаимодействие) бег с разной скоростью имеет существенные различия в длине, частоте шагов, их ритме, кинематических и динамических характеристиках. Средняя скорость бега колеблется от 10 м/с (в беге на 100м) до 5 м/с (в марафоне). Длина шага меняется значительно: 100м - 2,20м, 5000м - 2,05м. Частота шагов меняется существеннее: 100м - 4,3 1/с, 5000 - 2,8 1/с. В достижении высокой частоты шагов большую роль играют безопорные фазы полета, активность сведения стоп в полете. Время опоры почти в 2 раза меньше, чем время полета, причем это наиболее резко проявляется в спринте. В зависимости от того, какая часть всей мышечной массы активна, физическую работы делят на локальную (менее 1/3), региональную (от 1/3 до 2/3) и глобальную (более 1/3). Ходьба и бег относятся к мышечной деятельности глобального характера. Важнейшей динамической характеристикой ходьбы и бега является сила взаимодействия с опорой. В прыжках расстояние преодолевается полетом. При этом достигается либо наибольшая длина прыжка (прыжок в длину с разбега, тройной прыжок), либо наибольшая высота (прыжок в высоту с разбега, прыжок с шестом), либо значительная и длина и высота (опорный прыжок в гимнастике). В спортивных прыжках различается подготовка к отталкиванию, отталкивание от опоры, полет и амортизация (после приземления).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |