Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы перераспределения средств




Модель межбюджетных отношений включает регулирование в форме го­ризонтального и вертикального бюджетного выравнивания. В процессе вертикального бюджетного выравнивания устраняются несоответствия между расходными функциями бюджетов всех уровней и их доходными возможностями, т. е. достигается сбалансированность всех звеньев бюд­жетной системы по вертикали. Горизонтальное выравнивание предпола­гает территориальное перераспределение бюджетных средств, которое направлено на сближение уровней экономических потенциалов субъек­тов РФ, достигаемого в результате передачи части финансовых ресурсов «дотационным» регионам. На практике имеет место определенное комби­нирование методов вертикального и горизонтального выравнивания. Ме­тоды и задачи такого выравнивания определяются нормативно-правовы­ми документами, ежегодными бюджетными посланиями Президента РФ и др.

В практике взаимоотношений между бюджетами разных уровней осуществляются также взаимные расчеты, являющиеся методом опе­ративного межбюджетного регулирования.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ перечисления средств одного бюджета другому бюджету бюджетной системы РФ осущест­вляются в форме межбюджетных трансфертов.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предостав­ляются в следующих формах:

финансовая помощь бюджетам субъектов РФ, в том числе дота­ции из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и иные дотации и субсидии;

субвенции бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда ком­пенсаций и иных субвенций;

финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных обра­зований, предоставляемая в случаях и в порядке, установленном федеральными законами;

иные безвозмездные и безвозвратные перечисления;

бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исклю­чением субвенций из Федерального фонда компенсаций) предостав­ляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах. Бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предо­ставляются при условии отсутствия просроченной задолженности перед федеральным бюджетом.

Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъек­тов РФ и бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются при условии подписания и соблюде­ния условий соглашений с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и уве­личению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ.

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ образу­ется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджет­ной обеспеченности субъектов РФ. Объем Федерального фонда фи­нансовой поддержки субъектов РФ определяется путем умножения объема указанного Фонда, подлежавшего утверждению на текущий финансовый год, на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен). Объем Федераль­ного фонда финансовой поддержки субъектов РФ на очередной фи­нансовый год утверждается при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во вто­ром чтении.

Распределение дотаций из Федерального фонда финансовой под­держки субъектов РФ между субъектами РФ утверждается при рас­смотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении.

В целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для до­левого финансирования инвестиционных программ (проектов) разви­тия общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития, в составе федерального бюджета может быть образован Фе­деральный фонд регионального развития.

Федеральный фонд компенсаций образуется в составе федерального бюджета в целях предоставления субвенций на исполнение расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, финансо­вое обеспечение которых в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществляется за счет субвенций из федераль­ного бюджета.

Субвенции из Федерального фонда компенсаций распределяются между всеми субъектами РФ по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально общей численности населения, численности потребителей соответствующих бюджетных услуг, чис­ленности лиц, имеющих право на получение трансфертов населению, и соответственно другим показателям, учитывающим объективные условия, влияющие на стоимость предоставления бюджетных услуг и выплат в субъектах РФ.

Бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюд­жета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до 1 года в объеме, утвержденном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Основания, порядок предоставления, ис­пользования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавлива­ются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нор­мативными правовыми актами Правительства РФ. Предоставление бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов из федерального бюдже­та осуществляется по процентной ставке, устанавливаемой федераль­ным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ предостав­ляются в форме:

1. финансовой помощи местным бюджетам, в том числе дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений, дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и иных дотаций и субсидий;

2. субвенций местным бюджетам из региональных фондов компен­саций и иных субвенций, в том числе бюджетам автономных окру­гов, входящих в состав краев, областей для реализации полномо­чий органов государственной власти субъектов РФ, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с федераль­ным законодательством;

3. средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с пога­шением и обслуживанием государственного долга субъекта РФ перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта РФ перед федераль­ным бюджетом;

4. иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;

5. бюджетных кредитов местным бюджетам.

Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфер­тов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюдже­тов субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — устанавливаются законами указанных субъектов РФ.

Субвенции и субсидии бюджетам субъектов РФ предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, а именно: расходов по федеральным целевым программам; капитальных расхо­дов; расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; иных целевых расходов.

Субъекты РФ имеют право на привлечение целевых бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным ха­рактером затрат, либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до 6 месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Цели пре­доставления указанных ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюд­жетных ссуд субъектам РФ определяются федеральным законом о фе­деральном бюджете на очередной финансовый год.

Оказание финансовой помощи из бюджета субъекта РФ местному бюджету может быть осуществлено в следующих формах: предостав­ление из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов РФ; предоставление субвенций на финансирование отдель­ных целевых расходов; иные формы, предусмотренные бюджетным за­конодательством субъекта РФ.

Федеральным законом о федеральном бюджете может быть преду­смотрена финансовая помощь местным бюджетам на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными целевыми програм­мами либо федеральными законами.

 

 

Источники финансирования дефицита бюджета РФ:

1) Внутренние источники:

1. кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте;

2. государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

3. бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

 

2) Внешние источники:

- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- кредиты правительств иностранных государств, банков и т.д., предоставляемые в иностранной валюте.

С 1990 по 1995 года для покрытия БД в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования бюджета не применяется. Для этой цели используют различные ценные госбумаги, а именно

1 казначейское обязательство,

2 облигации внутреннего валютного государственного займа,

3 облигации федеральных займов,

4 государственные сберегательные займы,

5 золотые сертификаты.

В «Стратегии развитие РФ» на период до 2010 г. указано, что бюджет­ная политика играет важнейшую роль в политике страны в целом. Ре­ализация бюджетной политики, в сочетании с денежно-кредитной по­литикой, обеспечивает выполнение следующих основных функций:

♦ финансовое обеспечение выполнения государством своих функ­ций;

♦ поддержку финансовой стабильности в стране;

♦ обеспечение финансовой целостности федеративного государства;

♦ создание финансовых стимулов для поступательного социально-экономического развития.

Бюджетная политика — это совокупность принимаемых решений и осуществляемых органами власти мер, связанных с определением ос­новных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Бюджетная политика проявляется в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и их распределения, она представля­ет собой единство процессов формирования и использования средств бюджета всех уровней, реализующее стратегические цели государствен­ной экономической политики.

Рассматривать эффективность бюджетной политики государства можно только в рамках тех задач, которые она решает. Если бюджет­ная политика акцентирована преимущественно на решении пробле­мы финансовой стабилизации, то показателями ее эффективности являются размер бюджетного дефицита и сумма государственного долга, отражающие состояние государственных финансов. Если же бюджетная политика нацелена на решение задач макроэкономической стабилизации, то и показателями ее эффективности будут такие мак­роэкономические показатели, как рост ВВП, рост совокупных чистых инвестиций, изменение уровня инфляции, благосостояния населения и безработицы.

В условиях рыночной экономики бюджетная политика является главным рычагом экономического воздействия государства на обще­ственное производство. В бюджетных реформах различных стран все с большей настойчивостью утверждается роль бюджета в качестве ин­струмента макроэкономического управления.

Главными целями социально-экономической политики Правитель­ства РФ на долгосрочную перспективу являются: последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравен­ства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, вос­становление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Указанные цели будут достигаться при сочетании пяти основных направлений бюджетной реформы:

· создания эффективной системы управления государственными финансами;

· концентрации финансовых ресурсов на выполнении базовых фун­кций управления;

· проведения целенаправленной политики управления государствен­ным долгом и активами;

· совершенствования межбюджетных отношений;

· налоговой реформы.

Основными задачами бюджетной политики в среднесрочной перс­пективе являются обеспечение выполнения государством своих функ­ций и достижение финансовой стабильности. В этих целях Правитель­ством РФ поставлена задача: добиться сбалансированности бюджетов всех уровней и повысить эффективность функционирования бюджет­ной системы.

В рамках бюджетной политики разрабатываются:

1) концепция бюджетной политики;

2) законодательные, административные основы осуществления бюд­жетной политики;

3) механизмы реализации бюджетной политики.

Бюджетный механизм — это составная часть финансового механиз­ма, представленная следующими элементами: совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, комплексом специфиче­ских методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципами планирования финансовых потоков, методами осуществ­ления финансового контроля.

Бюджетный механизм на каждом уровне управления обладает опре­деленной спецификой, обусловленной совокупностью бюджетных прав соответствующих уровней управления. Важным элементом бюджетно­го механизма является регулирование бюджетных отношений на уров­не президентской власти. Основной формой такого регулирования яв­ляются, в соответствии со ст. 170 Бюджетного кодекса РФ, ежегодные Бюджетные послания Президента Федеральному собранию, в которых определяются основные направления и ориентиры бюджетной поли­тики на соответствующий год.

Дальнейшее повышение качества бюджетной политики в 2005 г. бу­дет достигаться за счет реализации следующих мер:

1. приведения бюджетного законодательства в полное соответствие с предъявляемыми к нему требованиями, что должно устранить ситуацию, когда сложившиеся механизмы и процедуры бюджет­ного процесса ограничивают возможности и институциональные стимулы к повышению эффективности правления государствен­ными финансами;

2. достижения достаточно высокой экономической эффективно­сти государственного сектора экономики за счет оптимизации сети бюджетополучателей, что должно повысить эффективность
использования средств федерального бюджета. Бюджетные ассигнования должны распределяться между бюджетными учреж­дениями в прямой зависимости от объема и качества предостав­ляемых ими услуг, от их общественной полезности. Необходимо преодолеть формальный характер контроля со стороны государ­ства за внебюджетной деятельностью федеральных учреждений и за принимаемыми ими на себя обязательствами;

3. использования программно-целевых методов при формировании бюджета. Федеральные целевые программы должны стать эф­фективным инструментом структурных реформ;

1. урегулирования порядка обеспечения выполнения государствен­ных обязательств по инвестиционным проектам и другим про­граммам, продолжительность реализации которых превышает финансовый год; отказа от практики ревизии государственных обязательств на основе субъективных критериев при формиро­вании бюджета;

2. совершенствования механизмов закупки товаров и услуг для го­сударственных нужд с целью рационального использования бюд­жетных средств;

3. выработки эффективных механизмов, обеспечивающих реализа­цию права на получение доступной и качественной медицинской помощи для всех слоев населения;

4. завершения налоговой реформы, устранения неоправданно боль­шой налоговой нагрузки для ряда видов экономической деятель­ности, из-за которой ограничены возможности для модернизации и диверсификации производства, для создания новых рабочих мест.

Требуют решения вопросы налогового администрирования, упроще­ния налогового учета, улучшения взаимодействия налоговых орга­нов с налогоплательщиками.

Бюджетная политика призвана способствовать эффективному реше­нию важнейших социально-экономических задач. В основу бюджета должны быть положены долгосрочные приоритеты развития страны. Важнейшей задачей бюджетной политики остается обеспечение общей макроэкономической сбалансированности. Основные параметры бюд­жета должны обеспечивать: гарантированное исполнение заложенных в бюджет обязательств; связывание избыточной денежной ликвидно­сти; последовательное сокращение расходов на обслуживание государ­ственного долга.

Средства Стабилизационного фонда Российской Федерации целе­сообразно использовать исключительно на замещение источников по­гашения внешнего долга и финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в случаях отсутствия иных способов решения соответствующих задач.

Акценты бюджетного процесса необходимо перенести с управления затратами на управление результатами. Бюджет следует формировать исходя из целей и планируемых результатов государственной поли­тики, а бюджетные ассигнования должны иметь четкую привязку к государственным функциям. В этих целях необходимы действия по следующим направлениям.

1. Реформа бюджетной классификации и бюджетного учета. На феде­ральном уровне должны определяться лишь основные, обязатель­ные для всех уровней бюджетной системы позиции экономической и функциональной классификации. Такой подход обеспечит боль­шую свободу маневра для органов государственной власти в ходе бюджетного процесса.

2. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета, включая аналитическое разделение действующих и вновь при­нимаемых расходных обязательств. Действующие обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательства могут приниматься лишь при на­личии соответствующих финансовых возможностей на весь пери­од их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности. Это позволит упростить процедуру рассмотрения бюджета, повысит степень прогнозируемое всей системы бюдже­тирования, обеспечит определенность в финансировании долго­ срочных программ и проектов.

3. Повышение роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе. Это позволит расширить горизонт планирования, повы­сить предсказуемость бюджетной политики и качество подготовки бюджета, создать стимулы для оптимизации бюджетных расходов.

4. Распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и реализуемыми ими бюджетными програм­мами необходимо осуществлять в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической поли­тики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов. Это предполагает расширение само­стоятельности администраторов бюджетных средств при повыше­нии их ответственности за обеспечение планируемых результатов, которые должны быть описаны с использованием четких критериев и индикаторов оценки достижения этих результатов.

5. Четкое определение системы показателей результативности дея­тельности федеральных государственных органов.

6. Ориентация федеральных целевых программ на решение крупных и требующих длительных сроков реализации инвестиционных, на­учно-технических и структурных проектов межотраслевого харак­тера с четко сформулированными и количественно измеримыми индикаторами результативности. Необходимо ввести в практику формирование ведомственных целевых программ. В эти програм­мы целесообразно перенести значительную часть бюджетных рас­ходов, осуществляемых в настоящее время по сметному принципу. 7. Создание новой нормативной базы и обеспечение четкого соблю­дения правил государственных закупок, распространяемых на все осуществляемые в интересах государства закупки (в том числе в сфере обороны и безопасности).

Бюджетную классификацию в настоящее время строят на основе между­народных стандартов, разработанных Международным валютным фон­дом. Россия перешла на международную систему бюджетной классифи­кации в середине 90-х гг. XX в., что позволило, в частности, обеспечить общероссийскую сопоставимость бюджетных показателей.

22 мая 2004 г. Правительство РФ приняло Концепцию реформиро­вания бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг., в которой определе­ны меры по реформированию бюджетной классификации РФ. Пере­ход на новую бюджетную классификацию обеспечивает, как отмечено в Концепции, повышение прозрачности деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств.

Бюджетная классификация используется в целях группировки до­ходов и расходов бюджетов всех уровней, источников финансирова­ния их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспече­ния сопоставимости их характеристик. Бюджетная классификация РФ включает:

1. классификацию доходов бюджетов РФ;

2. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

3. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

4. классификацию источников внутреннего финансирования дефи­цитов бюджетов РФ;

5. классификацию источников внешнего финансирования дефици­та федерального бюджета;

6. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

7. классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация РФ в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, класси­фикации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ яв­ляется единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и орга­ны местного самоуправления могут производить дальнейшую детали­зацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.