КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы перераспределения средств
Модель межбюджетных отношений включает регулирование в форме горизонтального и вертикального бюджетного выравнивания. В процессе вертикального бюджетного выравнивания устраняются несоответствия между расходными функциями бюджетов всех уровней и их доходными возможностями, т. е. достигается сбалансированность всех звеньев бюджетной системы по вертикали. Горизонтальное выравнивание предполагает территориальное перераспределение бюджетных средств, которое направлено на сближение уровней экономических потенциалов субъектов РФ, достигаемого в результате передачи части финансовых ресурсов «дотационным» регионам. На практике имеет место определенное комбинирование методов вертикального и горизонтального выравнивания. Методы и задачи такого выравнивания определяются нормативно-правовыми документами, ежегодными бюджетными посланиями Президента РФ и др. В практике взаимоотношений между бюджетами разных уровней осуществляются также взаимные расчеты, являющиеся методом оперативного межбюджетного регулирования. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ перечисления средств одного бюджета другому бюджету бюджетной системы РФ осуществляются в форме межбюджетных трансфертов. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в следующих формах: финансовая помощь бюджетам субъектов РФ, в том числе дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и иные дотации и субсидии; субвенции бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда компенсаций и иных субвенций; финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемая в случаях и в порядке, установленном федеральными законами; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления; бюджетные кредиты бюджетам субъектов РФ. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах. Бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности перед федеральным бюджетом. Дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются при условии подписания и соблюдения условий соглашений с Министерством финансов РФ о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта РФ. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ определяется путем умножения объема указанного Фонда, подлежавшего утверждению на текущий финансовый год, на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен). Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на очередной финансовый год утверждается при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год во втором чтении. Распределение дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ между субъектами РФ утверждается при рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении. В целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития, в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд регионального развития. Федеральный фонд компенсаций образуется в составе федерального бюджета в целях предоставления субвенций на исполнение расходных обязательств субъектов РФ и муниципальных образований, финансовое обеспечение которых в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Субвенции из Федерального фонда компенсаций распределяются между всеми субъектами РФ по единой для соответствующего вида субвенций методике пропорционально общей численности населения, численности потребителей соответствующих бюджетных услуг, численности лиц, имеющих право на получение трансфертов населению, и соответственно другим показателям, учитывающим объективные условия, влияющие на стоимость предоставления бюджетных услуг и выплат в субъектах РФ. Бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до 1 года в объеме, утвержденном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Основания, порядок предоставления, использования и возврата указанных бюджетных кредитов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства РФ. Предоставление бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов из федерального бюджета осуществляется по процентной ставке, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ предоставляются в форме: 1. финансовой помощи местным бюджетам, в том числе дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений, дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и иных дотаций и субсидий; 2. субвенций местным бюджетам из региональных фондов компенсаций и иных субвенций, в том числе бюджетам автономных округов, входящих в состав краев, областей для реализации полномочий органов государственной власти субъектов РФ, передаваемых на основании договоров между органами государственной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края или области, заключенных в соответствии с федеральным законодательством; 3. средств, перечисляемых в федеральный бюджет в связи с погашением и обслуживанием государственного долга субъекта РФ перед федеральными органами государственной власти и (или) исполнением иных обязательств субъекта РФ перед федеральным бюджетом; 4. иных безвозмездных и безвозвратных перечислений; 5. бюджетных кредитов местным бюджетам. Формы, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований из бюджетов субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — устанавливаются законами указанных субъектов РФ. Субвенции и субсидии бюджетам субъектов РФ предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, а именно: расходов по федеральным целевым программам; капитальных расходов; расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; иных целевых расходов. Субъекты РФ имеют право на привлечение целевых бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат, либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до 6 месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления указанных ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам РФ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Оказание финансовой помощи из бюджета субъекта РФ местному бюджету может быть осуществлено в следующих формах: предоставление из фондов финансовой поддержки муниципальных образований субъектов РФ; предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов; иные формы, предусмотренные бюджетным законодательством субъекта РФ. Федеральным законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена финансовая помощь местным бюджетам на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными целевыми программами либо федеральными законами.
Источники финансирования дефицита бюджета РФ: 1) Внутренние источники: 1. кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в национальной валюте; 2. государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; 3. бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
2) Внешние источники: - государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; - кредиты правительств иностранных государств, банков и т.д., предоставляемые в иностранной валюте. С 1990 по 1995 года для покрытия БД в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования бюджета не применяется. Для этой цели используют различные ценные госбумаги, а именно 1 казначейское обязательство, 2 облигации внутреннего валютного государственного займа, 3 облигации федеральных займов, 4 государственные сберегательные займы, 5 золотые сертификаты. В «Стратегии развитие РФ» на период до 2010 г. указано, что бюджетная политика играет важнейшую роль в политике страны в целом. Реализация бюджетной политики, в сочетании с денежно-кредитной политикой, обеспечивает выполнение следующих основных функций: ♦ финансовое обеспечение выполнения государством своих функций; ♦ поддержку финансовой стабильности в стране; ♦ обеспечение финансовой целостности федеративного государства; ♦ создание финансовых стимулов для поступательного социально-экономического развития. Бюджетная политика — это совокупность принимаемых решений и осуществляемых органами власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства. Бюджетная политика проявляется в системе форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и их распределения, она представляет собой единство процессов формирования и использования средств бюджета всех уровней, реализующее стратегические цели государственной экономической политики. Рассматривать эффективность бюджетной политики государства можно только в рамках тех задач, которые она решает. Если бюджетная политика акцентирована преимущественно на решении проблемы финансовой стабилизации, то показателями ее эффективности являются размер бюджетного дефицита и сумма государственного долга, отражающие состояние государственных финансов. Если же бюджетная политика нацелена на решение задач макроэкономической стабилизации, то и показателями ее эффективности будут такие макроэкономические показатели, как рост ВВП, рост совокупных чистых инвестиций, изменение уровня инфляции, благосостояния населения и безработицы. В условиях рыночной экономики бюджетная политика является главным рычагом экономического воздействия государства на общественное производство. В бюджетных реформах различных стран все с большей настойчивостью утверждается роль бюджета в качестве инструмента макроэкономического управления. Главными целями социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу являются: последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Указанные цели будут достигаться при сочетании пяти основных направлений бюджетной реформы: · создания эффективной системы управления государственными финансами; · концентрации финансовых ресурсов на выполнении базовых функций управления; · проведения целенаправленной политики управления государственным долгом и активами; · совершенствования межбюджетных отношений; · налоговой реформы. Основными задачами бюджетной политики в среднесрочной перспективе являются обеспечение выполнения государством своих функций и достижение финансовой стабильности. В этих целях Правительством РФ поставлена задача: добиться сбалансированности бюджетов всех уровней и повысить эффективность функционирования бюджетной системы. В рамках бюджетной политики разрабатываются: 1) концепция бюджетной политики; 2) законодательные, административные основы осуществления бюджетной политики; 3) механизмы реализации бюджетной политики. Бюджетный механизм — это составная часть финансового механизма, представленная следующими элементами: совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, комплексом специфических методов мобилизации и использования бюджетных средств, принципами планирования финансовых потоков, методами осуществления финансового контроля. Бюджетный механизм на каждом уровне управления обладает определенной спецификой, обусловленной совокупностью бюджетных прав соответствующих уровней управления. Важным элементом бюджетного механизма является регулирование бюджетных отношений на уровне президентской власти. Основной формой такого регулирования являются, в соответствии со ст. 170 Бюджетного кодекса РФ, ежегодные Бюджетные послания Президента Федеральному собранию, в которых определяются основные направления и ориентиры бюджетной политики на соответствующий год. Дальнейшее повышение качества бюджетной политики в 2005 г. будет достигаться за счет реализации следующих мер: 1. приведения бюджетного законодательства в полное соответствие с предъявляемыми к нему требованиями, что должно устранить ситуацию, когда сложившиеся механизмы и процедуры бюджетного процесса ограничивают возможности и институциональные стимулы к повышению эффективности правления государственными финансами; 2. достижения достаточно высокой экономической эффективности государственного сектора экономики за счет оптимизации сети бюджетополучателей, что должно повысить эффективность 3. использования программно-целевых методов при формировании бюджета. Федеральные целевые программы должны стать эффективным инструментом структурных реформ; 1. урегулирования порядка обеспечения выполнения государственных обязательств по инвестиционным проектам и другим программам, продолжительность реализации которых превышает финансовый год; отказа от практики ревизии государственных обязательств на основе субъективных критериев при формировании бюджета; 2. совершенствования механизмов закупки товаров и услуг для государственных нужд с целью рационального использования бюджетных средств; 3. выработки эффективных механизмов, обеспечивающих реализацию права на получение доступной и качественной медицинской помощи для всех слоев населения; 4. завершения налоговой реформы, устранения неоправданно большой налоговой нагрузки для ряда видов экономической деятельности, из-за которой ограничены возможности для модернизации и диверсификации производства, для создания новых рабочих мест. Требуют решения вопросы налогового администрирования, упрощения налогового учета, улучшения взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. Бюджетная политика призвана способствовать эффективному решению важнейших социально-экономических задач. В основу бюджета должны быть положены долгосрочные приоритеты развития страны. Важнейшей задачей бюджетной политики остается обеспечение общей макроэкономической сбалансированности. Основные параметры бюджета должны обеспечивать: гарантированное исполнение заложенных в бюджет обязательств; связывание избыточной денежной ликвидности; последовательное сокращение расходов на обслуживание государственного долга. Средства Стабилизационного фонда Российской Федерации целесообразно использовать исключительно на замещение источников погашения внешнего долга и финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в случаях отсутствия иных способов решения соответствующих задач. Акценты бюджетного процесса необходимо перенести с управления затратами на управление результатами. Бюджет следует формировать исходя из целей и планируемых результатов государственной политики, а бюджетные ассигнования должны иметь четкую привязку к государственным функциям. В этих целях необходимы действия по следующим направлениям. 1. Реформа бюджетной классификации и бюджетного учета. На федеральном уровне должны определяться лишь основные, обязательные для всех уровней бюджетной системы позиции экономической и функциональной классификации. Такой подход обеспечит большую свободу маневра для органов государственной власти в ходе бюджетного процесса. 2. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета, включая аналитическое разделение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств. Действующие обязательства подлежат безусловному включению в расходную часть бюджета, если не принято решение об их отмене или приостановлении. Новые расходные обязательства могут приниматься лишь при наличии соответствующих финансовых возможностей на весь период их действия и при условии обязательной оценки их ожидаемой эффективности. Это позволит упростить процедуру рассмотрения бюджета, повысит степень прогнозируемое всей системы бюджетирования, обеспечит определенность в финансировании долго срочных программ и проектов. 3. Повышение роли перспективного финансового плана в бюджетном процессе. Это позволит расширить горизонт планирования, повысить предсказуемость бюджетной политики и качество подготовки бюджета, создать стимулы для оптимизации бюджетных расходов. 4. Распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и реализуемыми ими бюджетными программами необходимо осуществлять в зависимости от планируемого уровня достижения поставленных перед ними целей, в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов. Это предполагает расширение самостоятельности администраторов бюджетных средств при повышении их ответственности за обеспечение планируемых результатов, которые должны быть описаны с использованием четких критериев и индикаторов оценки достижения этих результатов. 5. Четкое определение системы показателей результативности деятельности федеральных государственных органов. 6. Ориентация федеральных целевых программ на решение крупных и требующих длительных сроков реализации инвестиционных, научно-технических и структурных проектов межотраслевого характера с четко сформулированными и количественно измеримыми индикаторами результативности. Необходимо ввести в практику формирование ведомственных целевых программ. В эти программы целесообразно перенести значительную часть бюджетных расходов, осуществляемых в настоящее время по сметному принципу. 7. Создание новой нормативной базы и обеспечение четкого соблюдения правил государственных закупок, распространяемых на все осуществляемые в интересах государства закупки (в том числе в сфере обороны и безопасности). Бюджетную классификацию в настоящее время строят на основе международных стандартов, разработанных Международным валютным фондом. Россия перешла на международную систему бюджетной классификации в середине 90-х гг. XX в., что позволило, в частности, обеспечить общероссийскую сопоставимость бюджетных показателей. 22 мая 2004 г. Правительство РФ приняло Концепцию реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг., в которой определены меры по реформированию бюджетной классификации РФ. Переход на новую бюджетную классификацию обеспечивает, как отмечено в Концепции, повышение прозрачности деятельности органов власти и администраторов бюджетных средств. Бюджетная классификация используется в целях группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней, источников финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их характеристик. Бюджетная классификация РФ включает: 1. классификацию доходов бюджетов РФ; 2. функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; 3. экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; 4. классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; 5. классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; 6. классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований; 7. классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ; 8) ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Бюджетная классификация РФ в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональной классификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходов бюджетов РФ, классификации источников финансирования дефицитов бюджетов РФ является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |