Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о диалектике и ее принципах

ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ ОБ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СВЯЗЯХ И РАЗВИТИИ

Лекция 10. ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ.

Функции сознания

Структура и функции сознания

В самом общем смысле структура сознания включа­ет три основных элемента.

1. Знания - это основной структурный компонент созна­ния. Благодаря ему осознаются объекты внешнего ми­ра, отношения, оценки, цели и стремления. Существуют две основные ступени знаний:

· чувственная ступень (ощущения, восприятия, пред­ставления)

· рациональная ступень (понятия, суждения, умозак­лючения, гипотезы, теории).

2. Воля - это осознанное стремление, это подчинение дея­тельности человека достижению поставленной цели, это умение управлять своим поведением в экстремаль­ных ситуациях.

3. Эмоции - это отражение внешнего и внутреннего мира в переживаниях, это осознание переживания, отноше­ния, оценки.

Основная функция сознания - познавательная. Познание - это осознанное отражение действительности, это процесс получения, хранения, переработки и передачи информации.

Функция целеполагания. Сознание человека способно проявить свою активность только в результате подчи­нения деятельности человека поставленной цели. Зна­ния, эмоции и воля сплавляются в этой функции.

Функция продуктивного творчества. Суть ее в том, что сознание не только получает, хранит и перерабатывает информацию, но и создает новые образы, прототипов ко­торых нет в реальной действительности. В этом процессе большую роль играют эмоции и научная фантастика.

Функция управления, регулирования. Сознание челове­ка управляет его поведением, его производственной и общественной деятельностью.

Таким образом, структура и функции сознания де­терминируются внешней средой и потребностями субъекта.

План

1. Понятие о диалектике и ее принципах

2. Законы диалектики и их характеристика

3. Категории диалектики

В Древней Греции под диалектикой понимали ис­кусство спора, дискуссии, умение плодотворно обсуждать дискутируемую тему. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения и со­гласования различных и даже противоположных мнений (вел беседы о смысле красоты, мужества и др.) Обобщив его опыт, Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений - к общим понятиям - идеям. Дру­гими словами, он гениально угадал диалектику вещей в диалектике идей, но не больше, ибо был объективным идеалистом.

Современная философия дает следующее определе­ние диалектики. Диалектика - это наука о наиболее общих формах связей и наиболее общих законах развития мира и отображающего его человеческого сознания.

Диалектика как теория и метод философии опирает­ся на ряд принципов, важнейшими из которых являются:

1. Принцип объективности. Независимо от человека и его сознания существует объективный мир, который развивается по внутренне при­сущим ему законам, а развивающиеся элементы мира нахо­дятся во взаимосвязи. Сознание человека отражает мир и его диалектику на двух уровнях: на стихийном уровне, если человек не познает внутренних, сущностных причин разви­тия мира, и на научном уровне - уровне познания законов диалектики. Причем существуют раздел диалектики, изу­чающий развитие мира, и раздел диалектики, изучающий процесс познания.

2. Принцип всеобщей связи. Связь - это такое отношение между предметами, когда изменения в одном из них обязательно вызывают изменения в другом. Под свя­зью следует понимать не только взаимодействие предметов и их частей в каждый данный момент. Связь в самом об­щем смысле включает в себя также связи генетические, вы­ражающиеся в наличии общего между родственными субъ­ектами, которые могут непосредственно не взаимодейство­вать, например, между соснами в Карелии и Сибири.

Связь между предметами в каждый данный момент дополняется связями состояний любого предмета во време­ни. Поэтому диалектика как наука о связях включает в себя принцип детерминизма (признание причинной обусловлен­ности последующих состояний предшествующими).

Каждая конкретная наука изучает связи внутри оп­ределенного круга явлений. Чем большей степенью общно­сти обладает наука, тем сильнее в ней проявляется необхо­димость признания всеобщего характера связей. Например, теоретическая физика в законах сохранения прямо обраща­ется к всеобщим связям в природе и настаивает на универ­сальности этих законов.

Всеобщность связей характерна не только для Все­ленной, но и для любого частного объекта в ней. В биоло­гии 20 века и кибернетике, то есть науках, изучающих вы­сокоорганизованные самоуправляемые системы, особенно ощущается необходимость системного подхода и структур­ного анализа.

В мире существует огромное количество связей. По­пытавшись их классифицировать, мы придем, во-первых, к выделению связей, присущих видам материи и формам ее движения. Это связи:

· механические

· физические вещественно-энергетические

· химические

· биологические информационные

· социальные

Во-вторых, к выделению связей, присущих формам существования материи и механизму ее существования. Это связи:

· пространственные

· временные

· структурные

· генетические

· причинные

· функциональные.

В-третьих, если в качестве критерия классифика­ции взять характер связей, то можно выделить следующие виды связей:

· внутренние и внешние

· существенные и несущественные

· необходимые и случайные

· устойчивые и неустойчивые

· общие и единичные (уникальные).

В соответствии с характером связей диалектика формулирует и определение закона. Закон - это внутрен­няя, существенная, необходимая, устойчивая, общая и по­вторяющаяся связь явлений и вещей действительности, оп­ределяющая их развитие. В зависимости от широты фор­мирующих закон связей, законы можно классифицировать на всеобщие (действующие в природе, и в обществе, и в сознании), общие (действующие либо только в природе, либо только в обществе, как, например, закон стоимости) и законы конкретных наук (химии, физики).

З. Принцин развития. К пониманию развития сле­дует идти от понимания движения. Движение, как мы пом­ним, - это изменение вообще. Развитие - тоже измене­ние, но уже не любое изменение. Развитие есть определен­но направленное, необратимое изменение объекта от про­стого к сложному, от низшего к высшему, от старого к но­вому. Противоположностью развития является, например, деградация. Схематично понимание развития можно пред­ставить следующим образом:

 

Движение Изменение

Деградация

 

Развитие

Прогресс Регресс

 

Прогресс - это фиксированная восходящая ветвь в развитии. Регресс, наоборот - фиксированная нисходящая ветвь в развитии. Любое общество, любой человек в про­цессе своего развития переживает как прогрессивные, так и регрессивные этапы. В природе, в отличие от общества, понятие прогресса и регресса неприменимо. Их заменяет понятие эволюции.

В развитии философской мысли в понимании связи и развития существовали диалектическая, догматическая и метафизическая точки зрения. Противоположность этих концепций заключалась в следующем:

1. Единственный вид связей, признаваемых догматической концепцией, - связь между телами по законам механики.

2. В понимании мышления догматизм оперирует закосте­нелыми, оторванньши друг от друга понятиями. Фило­софские категории противопоставлялись друг другу. Например, явление считалось либо необходимым, либо случайным.

3. Противоположность в понимании всеобщей связи на­ходит продолжение в их противоположности как двух концепций развития. При этом важно учитывать эво­люцию антидиалектических воззрений. Метафизиче­скому взгляду на мир 17-18 веков идея развития была, в целом, чужда. Изменения признавались, но как чисто внешние. Первая брешь в догматическом мировоззре­нии была пробита космогонической теорией Канта-Лапласа, а к концу 19 века идея исторического развития природы и общества под давлением фактов, особенно благодаря дарвинизму, вошла во всеобщее сознание. И тогда на первый план выдвинулся вопрос о том, как по­нимать развитие? Противоположность диалектики и метафизики четко просматривалась в различном понимании источника развития, характера и способа разви­тия и направления развития.

Метафизики под источником развития понимали либо внешний первотолчок, либо синтез противоположно­стей; характер развития они понимали либо только как эво­люционные, количественные изменения, либо только как революционные, качественные преобразования. В оценке направления развития, в зависимости от мировоззрения философов, также было несколько подходов. Одни считали, что развитие - это вечное движение по кругу, другие - что это гладковосходящее движение, третьи - что это посте­пенное движение к упадку, четвертые - что это постоянно пульсирующее движение.

Диалектика рассматривала эти составляющие раз­вития в русле открытых Гегелем в начале 19 века законов диалектики. Их рассмотрение мы осуществим далее.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сознание как идеальное отражение действительности | Законы диалектики и их характеристика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.