КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие о диалектике и ее принципах
ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ ОБ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СВЯЗЯХ И РАЗВИТИИ Лекция 10. ДИАЛЕКТИКА БЫТИЯ. Функции сознания Структура и функции сознания В самом общем смысле структура сознания включает три основных элемента. 1. Знания - это основной структурный компонент сознания. Благодаря ему осознаются объекты внешнего мира, отношения, оценки, цели и стремления. Существуют две основные ступени знаний: · чувственная ступень (ощущения, восприятия, представления) · рациональная ступень (понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории). 2. Воля - это осознанное стремление, это подчинение деятельности человека достижению поставленной цели, это умение управлять своим поведением в экстремальных ситуациях. 3. Эмоции - это отражение внешнего и внутреннего мира в переживаниях, это осознание переживания, отношения, оценки. ■ Основная функция сознания - познавательная. Познание - это осознанное отражение действительности, это процесс получения, хранения, переработки и передачи информации. ■ Функция целеполагания. Сознание человека способно проявить свою активность только в результате подчинения деятельности человека поставленной цели. Знания, эмоции и воля сплавляются в этой функции. ■ Функция продуктивного творчества. Суть ее в том, что сознание не только получает, хранит и перерабатывает информацию, но и создает новые образы, прототипов которых нет в реальной действительности. В этом процессе большую роль играют эмоции и научная фантастика. ■ Функция управления, регулирования. Сознание человека управляет его поведением, его производственной и общественной деятельностью. Таким образом, структура и функции сознания детерминируются внешней средой и потребностями субъекта. План 1. Понятие о диалектике и ее принципах 2. Законы диалектики и их характеристика 3. Категории диалектики В Древней Греции под диалектикой понимали искусство спора, дискуссии, умение плодотворно обсуждать дискутируемую тему. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных и даже противоположных мнений (вел беседы о смысле красоты, мужества и др.) Обобщив его опыт, Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений - к общим понятиям - идеям. Другими словами, он гениально угадал диалектику вещей в диалектике идей, но не больше, ибо был объективным идеалистом. Современная философия дает следующее определение диалектики. Диалектика - это наука о наиболее общих формах связей и наиболее общих законах развития мира и отображающего его человеческого сознания. Диалектика как теория и метод философии опирается на ряд принципов, важнейшими из которых являются: 1. Принцип объективности. Независимо от человека и его сознания существует объективный мир, который развивается по внутренне присущим ему законам, а развивающиеся элементы мира находятся во взаимосвязи. Сознание человека отражает мир и его диалектику на двух уровнях: на стихийном уровне, если человек не познает внутренних, сущностных причин развития мира, и на научном уровне - уровне познания законов диалектики. Причем существуют раздел диалектики, изучающий развитие мира, и раздел диалектики, изучающий процесс познания. 2. Принцип всеобщей связи. Связь - это такое отношение между предметами, когда изменения в одном из них обязательно вызывают изменения в другом. Под связью следует понимать не только взаимодействие предметов и их частей в каждый данный момент. Связь в самом общем смысле включает в себя также связи генетические, выражающиеся в наличии общего между родственными субъектами, которые могут непосредственно не взаимодействовать, например, между соснами в Карелии и Сибири. Связь между предметами в каждый данный момент дополняется связями состояний любого предмета во времени. Поэтому диалектика как наука о связях включает в себя принцип детерминизма (признание причинной обусловленности последующих состояний предшествующими). Каждая конкретная наука изучает связи внутри определенного круга явлений. Чем большей степенью общности обладает наука, тем сильнее в ней проявляется необходимость признания всеобщего характера связей. Например, теоретическая физика в законах сохранения прямо обращается к всеобщим связям в природе и настаивает на универсальности этих законов. Всеобщность связей характерна не только для Вселенной, но и для любого частного объекта в ней. В биологии 20 века и кибернетике, то есть науках, изучающих высокоорганизованные самоуправляемые системы, особенно ощущается необходимость системного подхода и структурного анализа. В мире существует огромное количество связей. Попытавшись их классифицировать, мы придем, во-первых, к выделению связей, присущих видам материи и формам ее движения. Это связи: · механические · физические вещественно-энергетические · химические · биологические информационные · социальные Во-вторых, к выделению связей, присущих формам существования материи и механизму ее существования. Это связи: · пространственные · временные · структурные · генетические · причинные · функциональные. В-третьих, если в качестве критерия классификации взять характер связей, то можно выделить следующие виды связей: · внутренние и внешние · существенные и несущественные · необходимые и случайные · устойчивые и неустойчивые · общие и единичные (уникальные). В соответствии с характером связей диалектика формулирует и определение закона. Закон - это внутренняя, существенная, необходимая, устойчивая, общая и повторяющаяся связь явлений и вещей действительности, определяющая их развитие. В зависимости от широты формирующих закон связей, законы можно классифицировать на всеобщие (действующие в природе, и в обществе, и в сознании), общие (действующие либо только в природе, либо только в обществе, как, например, закон стоимости) и законы конкретных наук (химии, физики). З. Принцин развития. К пониманию развития следует идти от понимания движения. Движение, как мы помним, - это изменение вообще. Развитие - тоже изменение, но уже не любое изменение. Развитие есть определенно направленное, необратимое изменение объекта от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому. Противоположностью развития является, например, деградация. Схематично понимание развития можно представить следующим образом:
Движение Изменение Деградация
Развитие Прогресс Регресс
Прогресс - это фиксированная восходящая ветвь в развитии. Регресс, наоборот - фиксированная нисходящая ветвь в развитии. Любое общество, любой человек в процессе своего развития переживает как прогрессивные, так и регрессивные этапы. В природе, в отличие от общества, понятие прогресса и регресса неприменимо. Их заменяет понятие эволюции. В развитии философской мысли в понимании связи и развития существовали диалектическая, догматическая и метафизическая точки зрения. Противоположность этих концепций заключалась в следующем: 1. Единственный вид связей, признаваемых догматической концепцией, - связь между телами по законам механики. 2. В понимании мышления догматизм оперирует закостенелыми, оторванньши друг от друга понятиями. Философские категории противопоставлялись друг другу. Например, явление считалось либо необходимым, либо случайным. 3. Противоположность в понимании всеобщей связи находит продолжение в их противоположности как двух концепций развития. При этом важно учитывать эволюцию антидиалектических воззрений. Метафизическому взгляду на мир 17-18 веков идея развития была, в целом, чужда. Изменения признавались, но как чисто внешние. Первая брешь в догматическом мировоззрении была пробита космогонической теорией Канта-Лапласа, а к концу 19 века идея исторического развития природы и общества под давлением фактов, особенно благодаря дарвинизму, вошла во всеобщее сознание. И тогда на первый план выдвинулся вопрос о том, как понимать развитие? Противоположность диалектики и метафизики четко просматривалась в различном понимании источника развития, характера и способа развития и направления развития. Метафизики под источником развития понимали либо внешний первотолчок, либо синтез противоположностей; характер развития они понимали либо только как эволюционные, количественные изменения, либо только как революционные, качественные преобразования. В оценке направления развития, в зависимости от мировоззрения философов, также было несколько подходов. Одни считали, что развитие - это вечное движение по кругу, другие - что это гладковосходящее движение, третьи - что это постепенное движение к упадку, четвертые - что это постоянно пульсирующее движение. Диалектика рассматривала эти составляющие развития в русле открытых Гегелем в начале 19 века законов диалектики. Их рассмотрение мы осуществим далее.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |