Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальной философии

Лекция 21. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

 

1. Философское понимание общества. Социальная философия изучает общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. Выделяются два направления исследований социальной философии: ценностное – обсуждает желаемые формы общественного устройства, ищет смысл общества и истории; и аналитическое – исследует реальные общество и историю. Оба направления дополняют друг друга. Одна из главных проблем социальной философии – определение основы общественной жизни, субстанции общественной жизни. Существуют два основных взгляда на нее:

1) социальный атомизм – общество есть сумма людей, объединившихся для удовлетворения общих интересов, и результатов их деятельности (отсюда делается вывод, что возможно построение более совершенного общества – следует только разумным путем определить более удачную социальную структуру и ввести ее);

2) социальный холизм – общество есть единый организм, обладающий свойствами, отсутствующими у отдельных людей, а отдельный человек есть “клеточка” общества, обязанная подчинять ему свои интересы (отсюда делается вывод, что социальные закономерности превышают человеческие стремления, менять общество нельзя).

В отличие от других человеческих коллективов, общество обладает возможностью воспроизводить свои черты – как людей (в смене поколений), так и собственно социальной реальности (общественных институтов и культурных норм).

Вряд ли возможно дать одно определение общества, в котором найдут отражение все аспекты его существования и развития. Вот одно из возможных определений. Общество – это исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, самоорганизующаяся система их взаимоотношений друг с другом и с природой. Общество включает людей (не только ныне живущих, но и прошлые поколения), а также продукты и формы их совместной деятельности, созданные ими общественные отношения, социальные институты и духовные ценности.

Отношения между людьми можно разделить на межличностные и общественные. В межличностных отношениях люди взаимодействуют вне зависимости от того, к каким социальным группам принадлежат, в общественных отношениях они выступают как представители социальных групп. Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие между социальными группами и внутри них. Общественные отношения – объективная реальность, не зависимая от воли и желания отдельного человека, хотя они и порождены деятельностью людей и существуют через эту деятельность. Поколения людей могут сменять друг друга, а присущие обществу связи соединяют их в единое целое. Каждое новое поколение застает уже сложившуюся систему общественных отношений, которые зависят от достигнутого уровня развития производства, от природных условий, от культуры и психологии общества. Общественные отношения можно разделить на материальные и идеологические. Материальные отношения формируются в ходе практической деятельности человека, отражают ее и непосредственно организуют. Идеологические отношения формируются через сознание людей, отражают их взаимоотношения между собой и формируют их.

До начала философского исследования общества определяющей силой в его построении и изменении считалась воля Бога. Теперь основные концепции социальной философии, исследующей структуру и развитие общества, таковы:

1) социальный волюнтаризм – утверждает, что причина всех общественных институтов и их изменения – желание людей, а значит, люди по своей воле могут конструировать или общественные институты;

2) социальный идеализм – общество цементируют духовные ценности (культура, идеи, национальный характер), которые имеют объективную природу и не подчиняются воле отдельных людей, но подчиняют их себе;

3) социальный материализм – утверждает, что обществом управляют объективные законы, основной источник его изменения – развитие производительных сил; хотя, кроме объективных условий, существуют и субъективные – воля и желания людей, но поскольку человек, прежде чем начинать изменять общество, сам им формируется, субъективные факторы подчинены объективным;

4) географический детерминизм – за основу общественного развития принимается влияние окружающей среды: она определяет не только хозяйственные условия, но и характер людей, общественное устройство;

5) биологический детерминизм – распространяет биологические законы на понимание общественной жизни, считая, что структура общества связана с расовыми признаками людей, а двигатель общественной жизни – борьба за существование и естественный отбор;

6) технический детерминизм – автоматически выводит из уровня развития техники все остальные явления общественной жизни – и общественные отношения, и социальную структуру, и преобладающее мировоззрение;

7) социальный эмпиризм – утверждает, что все социальные явления подчиняются объективным законам, которые могут быть описаны количественно, поэтому методы социального исследования могут быть столь же точными, как и методы естествознания; социальную философию нужно освободить от ценностных суждений.

Выделяются основные сферы жизни общества: материальная, социальная, политическая, духовная. Материальная сфера включает производство и распределение материальных благ. Социальная сфера – отражает структурное устройство общества, многочисленные способы его деления. Политическая сфера – совокупность учреждений и организаций, которые осуществляют руководство обществом. Духовная сфера выражается в создании духовных ценностей и их взаимообмене.

 

2. Материальная сфера жизни общества. Материальная жизнь общества представляет собой производство материальных благ и услуг, их распределение, обмен и потребление. Материальное производство – процесс взаимодействия общества и природы, в ходе которого люди преобразуют природную среду для получения необходимых материальных благ.

Наиболее известный анализ материальной сферы жизни общества принадлежит марксизму. Центральное понятие марксистской социологии – производительные силы: это – система элементов, необходимых для осуществления обмена веществ между обществом и природой. В производительные силы входят: ч еловек, его знания и опыт – главная производительная сила; о рудия труда – то, чем человек непосредственно влияет на природу; предметы труда – то, на что направлен труд человека; средства труда – все остальное, необходимое для процесса производства (транспорт, производственные здания).

Также, согласно К.Марксу, в процессе общественного производства и движения общественного продукта между людьми складываются производственные отношения. Они включают отношения людей при производстве (включая организацию экономики), распределении, обмене и потреблении. Основа производственных отношений – это отношения собственности на средства производства и на произведенный продукт.

Ведущая сторона способа производства – производительные силы, которым соответствуют определенные производственные отношения. В то же время, производственные отношения могут оказывать влияние на производительные силы, ускоряя или тормозя их развитие. Производительные силы непрерывно развиваются, и, наконец, приходят в противоречие с сохранившимися производственными отношениями, которые превращаются в тормоз для их развития. Противоречие усиливается и разрешается революцией – уничтожением устаревших производственных отношений и установлением новых.

Общественная жизнь, согласно К.Марксу, имеет две стороны – объективную, или общественное бытие, и субъективную, или общественное сознание. Общественное бытие – это материальные условия жизни общества, материальные отношения людей друг к другу и к природе. Они объективны, то есть существуют независимо от сознания людей. К общественному бытию относятся: материально-техническая база общества – совокупность орудий и средств труда, технологий и приемов организации производства; географические условия – климат, полезные ископаемые, растения и животные т.п.; демографические характеристики – численность народонаселения, его плотность и т.п.; производственные отношения. Общественное сознание – это система чувств, взглядов, идей, теорий, характерных для общества в целом; осознание обществом самого себя и окружающей действительности. К.Маркс утверждал, что сознание не может быть чем-либо иным, чем осознанным бытием, т.е. осознанием реальной жизни: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»[1]. Из комплекса общественных отношений К.Маркс ведущими считал производственные, называя их базисом, «на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания»[2]. Базис – это совокупность производственных отношений, возникающих в процессе производства, распределения и обмена материальных благ. Надстройка включает остальные общественные отношения (правовые, политические, идеологические), связанные с ними формы общественного сознания (взгляды, теории, представления, отражающие психологию отдельных групп и общества в целом), а также закрепляющие их общественные организации (государство и т.п.). Все они формируются через сознание людей, а значит, выражают субъективную сторону общественной жизни (хотя для отдельного человека она объективна). С изменением базиса должна меняться надстройка. Основа согласования базиса и надстройки – человек. Он, занимая свое место в производстве, стремится закрепить его в политических и правовых отношениях, осмыслить формами культуры и т.п.

Современные философы, рассматривая материальную жизнь общества, изучают ее в более широком контексте общественного производства как совместной деятельности людей по воспроизводству общественной жизни. В него входят как материальное производство (присвоение и обработка предметов природы), так и духовное. Конечный результат общественного производства один – человек как член данного общества. По отношению к этой цели произведенный продукт – лишь материальное условие осуществления людьми своего общественного бытия. Но воспроизводство человека неотделимо от создания материальных и духовных обстоятельств жизнедеятельности людей. Поэтому исторические типы общества классифицируются по типу общественного производства: на собирательное, аграрное, индустриальное, информационное.

Так, в качестве фундаментальной основы развития человечества А.М.Ковалев рассматривает способ производства общественной жизни. Это понятие охватывает в комплексе способ воспроизводства человеческой жизни, духовное и материальное производство, а также воспроизводство географической среды[3]. Материальное и духовное производство, согласно А.М.Ковалеву, – две стороны человеческой деятельности: предмет труда для материального производства – окружающая среда, а для духовного – сами люди и отношения между ними. Их цели – соответственно создание упорядоченных материальных и духовных структур, производство вещей и производство идей. Материальное производство обеспечивает преобразование окружающего мира, а духовное – адаптацию человека к миру (продукт его деятельности – не только производство идей, но и воспроизводство собственной жизни). Поэтому возможны сложные взаимоотношения между ними: например, «недостаточное развитие орудий и средств производства в обществе компенсируется… мобилизацией усилий самих индивидов, повышением уровня их сплоченности и коллективизма… Наоборот, при повышении уровня орудий труда ослабляется роль коллективистских усилий и увеличивается степень свободы человеческой личности»[4]. Основным противоречием общественной жизни, согласно работам А.М.Ковалева, выступает противоречие между природой и искусственной средой[5].

По ходу исторического развития изменяются соотношения между компонентами способа производства общественной жизни: в условиях первобытного строя структура общества определялась преимущественно способом производства собственной жизни, в традиционных обществах ведущую роль играло духовное производство, в индустриальном обществе – материальное, а сегодня будущее человечества зависит от нахождения способа воспроизводства окружающей среды[6].

3. Духовная сфера жизни общества. Духовная сфера жизни общества – та сфера деятельности людей, где производятся и распространяются духовные ценности, в которой предметная реальность отражается в форме идеального. Она включает духовное производство – создание духовных ценностей, их освоение и распространение; духовные потребности – побудительные силы духовного производства, нужда человека и общества в создании и освоении духовных ценностей; духовное потребление – процесс удовлетворения людьми своих духовных потребностей; духовные ценности – продукты духовного производства; духовные отношения – связи, складывающиеся между людьми в их совместной духовной деятельности.

В результате духовной деятельности в обществе возникает культура или совокупность достижений человека в духовной сфере. Главная цель духовного производства – воспроизводство общественного сознания. Общественное сознание – это исторически сложившиеся духовные формы освоения действительности и способы производства духовных ценностей, выраженные в созданных данной совокупностью людей языке, социальных нормах, творениях культуры. Оно включает лишь то, что имеет значение для общественной жизни людей и типично для данной группы. Общественное сознание не совокупность индивидуальных сознаний, а целостное духовное явление.

Общественное сознание создается индивидуальными сознаниями и существует в них, как их общие стороны. Индивидуальное сознание – система психических процессов, которые участвуют в осмыслении человеком объективного мира и самого себя. Оно возникает в трудовой и общественной деятельности человека, его материальная оболочка – язык. Индивидуальное сознание принадлежит отдельному человеку как отражение им условий его жизни в форме идей, теорий, оценок и т.д. Оно впитывает из общественного сознания нормы, мнения, знания и усваивает их, приспособляя для своей жизни. Как правило, человек творчески подходит к общественному сознанию: одно берет, другое отвергает. Индивидуальное сознание формируется под воздействием общественного сознания. Но и само общественное сознание формируется из идей, выдвинутых отдельными людьми: именно индивидуальное сознание – единственный источник нового. Итак, между личным и общественным сознанием происходит постоянное взаимодействие: нормы общественного сознания усваиваются отдельным человеком, личные идеи приобретают общественную ценность.

Существуют разные принципы структурирования общественного сознания: по уровню отражения, по сферам отражения.

По уровню отражения в общественном сознании выделяются общественная идеология и общественная психология.

Общественная психология – это совокупность чувств, настроений, эмоций, привычек, вкусов, традиций, возникающих у членов общественной группы на основе сходства их интересов и условий жизни. Ее носитель – все члены данной группы, она формируется стихийно, на основе повседневной жизни и закрепляется в обычаях. В ней основное место занимают не знания о действительности, а отношение к ней: поэтому общественная психология включает эмоционально-волевую сферу и передается неосознанно: психология людей формируется под влиянием психологии той группы, к которой они принадлежат.

Общественная идеология – это система теорий, идей, воззрений, которые в логически стройной, систематизированной форме отражают интересы социальной группы: она содержит оценку окружающей действительности и программу действий. В идеологии социальная группа осознает себя и свои потребности, формулирует свои цели: ее роль – объединять людей в социальную общность, обосновывая необходимость такого объединения. Но идеология и разделяет людей, обосновывая чуждость интересов других социальных групп. Общественная идеология – продукт деятельности особых людей, идеологов. Она основана на общественной психологии, проясняя то, что чувствуется людьми. Но, появившись и передаваясь через систему воспитания и образования, идеология начинает активно влиять на психологию общества, усиливая одни черты и ослабляя другие. Можно ли говорить об истинности или ложности идеологии? Она истинна, если точно определяет положение социальной группы и ее интересы, указывая правильную цель и подходящие средства; она ложна, если не делает этого.

Действительность отражается в общественном сознании в различных формах. Форма общественного сознания – это устойчивая совокупность идей, взглядов, принципов, теорий, отражающих определенную область общественного бытия. Формы общественного сознания различаются по предмету и содержанию отражения, по способу и форме отражения, по происхождению и сущности, по месту и роли в жизни общества.

Выделяются семь форм общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, научное, религиозное, философское. Они взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга и играют различные общественные роли на разных этапах исторического развития. Любая форма общественного сознания содержит различные уровни, любой уровень представлен в разных формах. Основное разделение на формы проводится по предмету отражения: например, политическое сознание отражает взаимоотношения между социальными группами и государствами, религиозное сознание – взаимоотношения человека с объективированным духовным миром, эстетическое осваивает мир с помощью категории прекрасного и т.д. Однако не все формы легко разделить по данному критерию: например, предмет отражения науки и философии одинаков – мир и познание. Существенно различие по способам отражения: например, наука отражает действительность в форме понятий, моделей, законов; искусство – в виде художественных образов; мораль – в виде ценностей, идеалов, моральных норм. Особенности развития форм общественного сознания различны, что можно видеть, например, при сравнении науки и искусства. Развитие науки совершается в виде прогресса, то есть постоянного уточнения и увеличения знаний; можно утверждать, что каждое последующее поколение имеет более развитую науку, чем предыдущее. Напротив, развитие искусства нельзя определить в категориях прогресса или регресса. Что до выполняемых социальных функций, то они характеризуют роль каждой формы общественного сознания в жизни общества. По этому признаку иногда все формы делят на две группы: одни связаны с регулированием отношений между людьми (политика, право, мораль), другие – с духовным освоением действительности (искусство, наука, философия).

Результат общественного сознания – культура. Это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов создавать их, использовать и передавать от поколения к поколению; способ организации и развития человеческой жизни, представленный в системе социальных норм и ориентиров взаимодействия людей друг с другом и миром. Культура – человеческий способ бытия (в отличие от биологического бытия животных), средство самореализации человека, мера овладения миром, реализация человеческой свободы и творчества.

Материальная культура охватывает сферу материальной деятельности и ее результаты – быт, одежду, жилище и т.п. Духовная культура охватывает сферу сознания, создание и распределение духовных ценностей. Обе формы культуры тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга: духовная культура всегда имеет материальное воплощение.

Основные социальные функции культуры таковы: приспособительная – помогает человеку адаптироваться к природной и социальной среде; познавательная – помогает познавать окружающий мир и общество; информативная – накапливает опыт и передает последующим поколениям; коммуникативная – сохраняет и развивает язык как главное средство общения; гуманитарная – воспитывает гуманизм как признание верховной ценности человеческой личности; нормативная – содержит образцы поведения человека и помогает его регулированию; интегративная – объединяет членов данного общества вокруг общей истории, единых социальных ценностей и целей.

Одна из областей культуры – искусство: духовное освоение действительности в форме художественного творчества. Присущая только искусству форма освоения действительности – художественный образ. Художественное творчество заключается в создании образов, которые есть не просто копии реальных объектов, а их художественное обобщение. В нем сочетаются отражение действительности, ее понимание и ее оценка. С помощью образа духовное содержание выражается в конкретно-чувственной форме, а через индивидуальное показывается типическое. Среди функций искусства выделяются эстетическая – создание эстетических образов и их созерцание; познавательная – передача духовного опыта человечества в чувственной форме; коммуникативная – изображение идеалов и примеров для воздействия на духовно-нравственное становление человека, объединение людей вокруг общих ценностей; ценностная – развитие способности человека воспринимать и творчески преобразовывать мир и себя по законам красоты.

Осмыслением прекрасного в искусстве и в жизни занимается одна из философских дисциплин – эстетика. Предмет эстетики – неутилитарное отношение человека к действительности; тот способ духовного освоения мира, в процессе которого человек переживает духовно-чувственное наслаждение. Хотя эстетика как философская дисциплина оформилась лишь в ХVIII веке, теоретическое осмысление эстетического опыта было предметом философии с древности. Термин «эстетика» ввел А.Баумгартен, определив ее как науку о чувственном познании, постигающую как прекрасное в вещах, так и в искусстве. Особое внимание уделялось поискам объективных оснований красоты и связей эстетического с этическим. Эстетика исследует природу эстетического, его место в системе ценностей, значение эстетической деятельности человека. Среди ее вопросов – определение природы искусства, его соотношения с моралью, природой, наукой, а также теоретическое обоснование различных методов художественной деятельности. Классическая эстетика занималась разработкой этих вопросов.

Основная категория эстетики – прекрасное. Прекрасное отражает основную эстетическую ценность, связанную с эстетическим наслаждением, совершенством, гармонией. Платон, например, понимал прекрасное как объективное идеальное начало, имеющее отношение к высшему благу и поэтому указывающее путь к моральному и духовному совершенствованию человека. Эпоха Возрождения, закрепляя ориентацию искусства на создание красоты, пыталась математически определить совершенные пропорции. Затем стала подчеркиваться субъективная природа прекрасного как реакции человека.

Особое место отводил эстетике И.Кант: он считал, что именно эстетическое чувство, или способность суждения, снимает противоречие между разумом и рассудком. И.Кант противопоставил прекрасное и возвышенное: если чувство прекрасного пробуждается созерцанием объекта, соразмерного с человеком, то чувство возвышенного – тем, что превосходит человека и показывает его несводимость к природе. Если прекрасное связано с формой, то возвышенное – с безграничностью: человек переживает чувства восхищения, восторга – и одновременно трепета, он видит свою малость рядом с объектом созерцания и свою глубинную сопричастность к нему. Если прекрасное основано на чувстве удовольствия, то возвышенное – на неудовольствии человека самим собой. Если прекрасное присуще природе, то возвышенное касается только субъекта, видящего столкновение мира природы и мира свободы.

Довольно рано возникло противоречие между двумя целями искусства – создания прекрасных образов и подражания реальности (в которой есть безобразные предметы и поступки). Классическая эстетика не одобряла изображение безобразного и предписывала его украшение. Позже, в эстетике реализма, безобразное и прекрасное стали понимать как две стороны бытия, равно заслуживающие внимания. Для постклассической эстетики характерно повышенное внимание к безобразному. Так, психоанализ сводит эстетические образы к сублимации запретных желаний и анализ произведений искусства понимает как отыскание бессознательных влечений творца. С одной стороны, развенчание традиционных ценностей культуры привело к свободному философствованию в сфере эстетики: калейдоскоп смыслов, текстов, символов, кодов рассматривается как игра, лишенная принципов. Считается, что эстетическое удовольствие может доставить все – вплоть до безобразного. С другой стороны, современные достижения психологии и технологии анализируются и используются в дизайне – рациональном художественном конструировании окружающей среды.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Как понимается в философии сущность общества?

2. Какие факторы важны для общественной жизни?

3. Что включает материальная сфера жизни общества?

4. Что такое духовное производство?

5. Какова связь между общественным сознанием и индивидуальным?

6. В чем отличие между материальной культурой и духовной?

7. Какие социальные функции выполняет искусство?

8. Каковы основные вопросы эстетики?

 


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т.13. – С.7.

[2] Там же. – Т.13. – С.6-7.

[3] Ковалев А.М. Человек – продукт природы и основа социума. – М., 2000. – С.418.

[4] См.: Ковалев А.М. Способ духовного производства в структуре общества. – М., 2001. – С.140-149.

[5] Ковалев А.М. Промышленная цивилизация и судьба России. – М., 2003. – С.8.

[6] См.: Ковалев А.М. Законы истории и облик современного мира. – М., 2003. – С.25.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
II. Материалистическое объяснение природы сознания | А.Н. Позднышев
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.