Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Герменевтика и право




ЛЕКЦИЯ 18. Герменевтика и толкование законов

1. Герменевтика и право.

2. Методологические возможности герменевтики в толковании законов.

 

 

Для естествознания познать окружающий мир, значит описать его таким, каков он есть, установить на основе собранных фактов типичное, общее, сформулировать закон, объясняющий возникновение, существование и развитие конкретного явления.

Для социального познания, исследующего человеческие отношения, такой подход неприемлем уже в силу того, что объяснить можно всё, но не всё можно понять. В этих случаях весьма полезна герменевтика – теория интерпретации, понимания, истолкования, располагающая большими методологическими возможностями.

Мифологический Гермес доставлял с Олимпа вести от богов в форме чудес и видений, которые необходимо было «расшифровывать», интерпретировать. Поэтому учение об интерпретации и получило наименование герменевтики.

Зачаточные элементы герменевтики – толкование снов, гадание, шаманские предсказания и т.п. существовали ещё в эпоху варварства. Одним из первых обратил внимание на проблему толкования Аристотель. В сочинении «Об истолковании» он объясняет, как различать «истинную и ложную» письменную речь на основе анализа содержащихся в тексте утверждений, отрицаний, противоречий, высказываний о будущем и т.д.

В Средние века герменевтическая методология широко использовалась для интерпретации Священного Писания. Собственно, одной из причин раскола католицизма послужило провозглашение протестантами возможности свободной интерпретации богооткровенной книги.

Как самостоятельное философское учение герменевтика возникла в начале XIX в. Её родоначальниками считаются немецкие философы Фридрих Шлейермахер (1768–1834) и Фридрих Шлегель (1772–1829), которые впервые поставили проблему понимания как разновидности искусства. Согласно Ф. Шлейермахеру, понимание чужого текста, речи требует гениальности, ибо писавший или говоривший имел свою неповторимую жизнь, своё самосознание, свои религиозные чувства. Иными словами, у каждого свой жизненный мир, для проникновения в который необходимо либо быть гением, либо знать правила понимания и интерпретации. Ф. Шлегель с позиций эстетики пытался объяснить, как понимать иронию, художественные образы и другие иносказания.

У истоков герменевтики стоял ещё один немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833–1911), рассматривавший её как специфический способ познания социальной сферы. Основной методический приём такого познания – «вчувствование». Скажем, чтобы понять истинный смысл гамлетовского «быть или не быть», надо поставить себя на место Гамлета, «стать» Гамлетом. Именно Дильтей разделил два метода: объяснения – используемого в естественных науках, и понимания – применяемого в социальной сфере, требующего вчувствования, сопереживания, духовного единения с говорившим или писавшим.

Эдмунд Гуссерль (1859–1938) не ограничивал герменевтику толкованием духовной жизни индивида. Её методологические возможности, утверждал он, могут быть использованы и для интерпретации всего жизненного мира человека.

Большое внимание проблемам герменевтики уделял немецкий экзистенциалист Мартин Хайдеггер (1889–1976). В работе «О сущности истины» он обратил внимание на то, что неаутентичность (неточность) языка преодолевается с помощью самого же языка. Другой важный вклад в герменевтику – теория о преднахождении и предпонимании. Хайдеггер полагал, что познающий всегда вовлекается в то, о чём мыслит, «преднаходит» себя в том месте и в то время, о котором читает или слышит. Такое преднахождение обеспечивает подлинное понимание происходившего: до истолкования текста он уже нами понят.

Названные проблемы, сформулированные родоначальниками герменевтики, получили своё развитие в современной философии. Сегодня главная задача герменевтических исследований заключается в выявлении различия между объяснением в естествознании и пониманием в человеко-знании. Ибо, как отмечают исследователи, не всегда возможно учесть цели, мотивы, интересы и другие субъективные факторы, влияющие на поступок. Видное место в герменевтической литературе отводится проблеме понимания. Подчёркивается, что понимание – это постижение не объективной истины, а субъективного смысла. Такое постижение происходит не через обобщение опытных фактов, а через сопереживание с тем субъектом, который вложил в постигаемое конкретный смысл. Ведь одному и тому же факту можно придавать противоположный смысл.

Виднейшие представители современной герменевтики – немецкий философ Ханс Георг Гадамер (род. 1900 г.) и французский философ Поль Рикёр (род. 1913 г.).

Х.Г. Гадамер рассматривает герменевтику как деятельность по осмыслению не только текстов, но и социальных фактов. При осмыслении текстов, подчёркивает философ, важно выявить подтекст, а при оценке социальных фактов обязательно следует учитывать ситуацию, в которой этот факт совершался в работе «Истина и метод» он утверждает, что у человека ещё до понимания возникает предпонимание, а истина постигается не рационально, а интуитивно. Схематично процесс понимания Гадамер строит следующим образом: первый смысл текста – проекция (ожидание) – исправление – понимание текста. В этой системе предпониманием выступает проекция как предвосхищение того, что написано, как угадывание развязки, ожидание логического развития событий. На нарушении ожиданий читателей строятся сюжеты детективов, боевиков, приключенческих романов. Именно поэтому они и становятся «захватывающими».

П. Рикёр – наиболее популярный сегодня представитель герменевтики. Пытаясь сгладить радикализм предшественников, он рассматривает герменевтику как специфический метод интерпретации именно социальных явлений. Одним из его частных проявлений Рикёр считает прогрессивно-регрессивный метод как осмысление событий и исторических фактов в единстве прошлого и настоящего. С одной стороны, интерпретация утверждает традицию, с другой – эта традиция уже современна. Поэтому, полагает Рикёр, следует обратиться к «третьему» времени – времени самого смысла.

Герменевтика тесно связана с правом. Действительно, для того чтобы реализовать правовые нормы, провести в жизнь юридические законы, их нужно понимать. Следовательно, правовые установления должны быть доступными как по содержанию, так и по направленности любому гражданину и приниматься им однозначно.

Однозначность восприятия закона в правовой сфере предстаёт как однозначность толкования закона. Не случайно уже древние философы и юристы выдвигали требование ясной, чёткой и лаконичной формулировки закона. Толкование права означает выявление его объективного содержания и учёт его субъективного восприятия, устранение двусмысленностей, согласование содержания текста закона и формы его изложения, учёт формального характера права и динамики реальных общественных отношений в конкретно-историческое время.

Юридические законы могут нести в себе определённые черты субъективизма, что и влечёт за собой их неоднозначное восприятие. Кроме того, возникают противоречия между теми, кто обязан исполнять законы и кто стоит на страже их исполнения. Поэтому толкование закона – это не только акт познания, но и интеллектуально-волевая деятельность, представляющая собой важное связующее звено между текстом закона и его реализацией.

Выделяют различные подходы к толкованию права: грамматический (исследование смысла слов, понятий), логический (изучение смысла понятий и суждений при помощи законов логики), системный (уяснение места конкретной нормы в системе других правовых норм), исторический (обращение к прошлым примерам), политический (определение социально-классовых интересов и позиций), социально-юридический (определение выраженности властной воли законодателя в правовой норме) и др.

Герменевтика в этом отношении представляет собой специальную науку, исследующую методологию и практику толкования, интерпретации. Она интегрирует все знания об интерпретации – юридические, логические, лингвистические, психологические, исторические, социально-политичес-кие и др. Поэтому государственные органы, осуществляющие толкование права, создающие законы и внедряющие их в практику, не могут обойтись без герменевтических знаний.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1793; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.