КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовая деятельность и управление
В течение истории человечества одни правовые системы сменяли другие, появлялись новые нормы, юридические законы, права и обязанности людей, «перестраивались» государственные правовые органы, – всё это фрагменты управленческой деятельности в правовой сфере. Потребность в управлении вытекает из системной природы общества, подразумевающей необходимость согласовывать, регулировать, соподчинять различные элементы системы. Стихийные механизмы управления возникают с появлением первых общественных коллективов. Так, в примитивных племенах не допускались близкородственные браки, т.е. брачные отношения стихийно регулировались – но не специализированными субъектами управления, а всем родом как социальным коллективом. С развитием племенной организации формируются социальные институты (обычаи, обряды, традиции, совет старейшин, вожди), выполнявшие некоторые управленческие функции. С появлением государства и права возникает система управления правовой сферой жизнедеятельности общества. Управление – процесс целенаправленного информационного и организационного воздействия субъекта управления на объект с целью поддержания всей системы в оптимальном состоянии, позволяющем ей успешно функционировать. В сложноорганизованных социальных системах выделяют несколько разновидностей управления – стихийное и сознательное, научное и эмпирическое. Управление правовой сферой – процесс целенаправленного информационного и организационного воздействия органов, организаций и учреждений государства (субъект управления) на правовые отношения граждан, их объединений и организаций (объект управления) с целью обеспечения правопорядка как базового условия оптимального функционирования общества. Любое управление – это деятельность. Она имеет общие принципы, функции, алгоритмы осуществления. Вместе с тем, каждая сфера отличается своей спецификой: понятно, что в экономике, политике, искусстве и в армии управление разное. Специфика управленческой деятельности в правовой сфере выражается прежде всего в её функциях. Основная из них – поддержание правопорядка. Правопорядок, как уже отмечалось, обеспечивает устойчивость социальной системы, предохраняет её от хаоса, дезинтеграции, разрушения. Поэтому вся деятельность правовой сферы в той или иной мере направлена на создание, упрочение и поддержание правопорядка. Этой генеральной по своей сути функции подчинены все другие функции управленческой деятельности: планирование – процесс постановки цели и определения последовательности, сроков, средств и способов её достижения; организация – выполнение задач, распределение средств, организация взаимодействия между элементами правовой системы; регулирование – перераспределение сил и средств в ходе выполнения задач, корректировка принятых ранее планов и поставленных задач; контроль – процесс установления соответствия деятельности объекта управления поставленным задачам и помощь в исправлении недостатков. Сам алгоритм управленческого действия включает получение или определение цели (задачи), анализ и оценку правовой ситуации, принятие управленческого решения, постановку задач подчинённым элементам правовой системы, осуществление контроля над деятельностью подчинённых элементов по выполнению поставленных задач. Стержнем управления правовой сферой является власть, выступающая в триединой форме – законодательной, исполнительной и судебной. Она осуществляет управление по следующим основным направлениям: рационализация правовой деятельности; информационное обеспечение; прогнозирование и моделирование правовой ситуации и необходимых форм и приёмов деятельности по её удержанию или изменению. Рационализация деятельности в правовой сфере означает обоснование необходимости изменения (или сохранения неизменной) правовой реальности на основе правовых программ, норм, юридических законов в целях избежания структурных и системных кризисов. Причём каждый класс, властный «клан», правящая элита стремятся рационализировать собственную деятельность в соответствии со своими целями и интересами. Нередко власть выдвигает такие цели, реализация которых либо невозможна, либо нежелательна с точки зрения большинства граждан государства. Политики и «придворные» юристы стремятся дать правовое обеспечение таким целям (вспомним «ваучеризацию всей страны»), однако принимаемые в этих случаях юридические законы обычно нежизненны. Их декларативность, ангажированность раздражает граждан и способствует усилению социальной нестабильности. Рационализация деятельности в сфере права напрямую связана с отбором и усвоением информации о процессах и явлениях, происходящих в правовой реальности, т.е. с информационным обеспечением управления. Власть доводит до сведения органов, организаций и граждан информацию о принятых законах, указах, постановлениях, приказах, ибо неполнота сведений о целях и задачах властных органов затрудняет и даже делает невозможным осуществление управленческого процесса. Другое дело, что информация может дозироваться либо в силу конфиденциальности, либо по причине идеологической. Однако всё тайное рано или поздно становится явным. Кроме того, как уже отмечалось, результат не следует за целью автоматически, а последствия как нецелеполагавшийся результат могут дискредитировать и информационно обеспеченную цель. Прогнозирование развития правовой ситуации осуществляется специальными государственными учреждениями (аналитическими центрами, научно-исследовательскими институтами), партийными фракциями в парламенте, отдельными депутатами. От точного прогноза во многом зависит действенность практических мер. К сожалению, это направление управленческой деятельности часто недооценивается. И тогда принимаемые решения в лучшем случае соответствуют крылатой для современной российской действительности фразе: хотели как лучше, а получилось как всегда. Степень научности управления правовой сферой можно выразить как соответствие требований объективных законов и объективной правовой ситуации принимаемым властью для обеспечения правопорядка субъективным решениям. Эмпирическое управление основывается на жизненном опыте, здравом смысле, традициях, зачастую осуществляется методом проб и ошибок и больше подвержено ситуативным факторам. Как и любая иная, управленческая деятельность в правовой сфере может быть актуальной и аккумулятивной. Актуальное управление, т.е. планирование, реализацию, контроль каждодневной деятельности в сфере права (например, надзор прокураторы за исполнением законов, прав и свобод человека федеральными министерствами и ведомствами, координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью), осуществляет Правительство Российской Федерации. В соответствии со статьёй 114 Конституции РФ оно наделено правом принимать меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Аккумулятивное управление выступает как система правовых норм и юридических законов, сохраняющих преемственность с ранее действовавшими нормами и законами и учитывающих традиции, менталитет народа. Так, стремление прозападных политиков и юристов «вестернизировать» правовую систему России, возвести в культ индивидуализм наталкиваются на пока ещё прочно удерживающийся коллективизм как ментальную черту населяющих её народов. Правовая деятельность как разновидность социальной деятельности характеризуется и общими с ней, и специфическими чертами. По своей сути правовая деятельность – способ существования права. Она имеет особую структуру, формы и служит методологической основой для познания и преобразования правовой ситуации в целях создания благоприятных условий жизнедеятельности человека. Основные правовые цели общества реализуются во многом благодаря одной из разновидностей правовой деятельности – управленческой деятельности. От степени её научности, научной подготовки субъектов управления во многом зависит формирование правового, демократического, социально ориентированного государства и правового человека.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |