КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Державна податкова служба україни. Раздел V. Познание правовойреальности и правовая деятельность
_ 17* Раздел V. Познание правовой реальности и правовая деятельность.. Глава 2. Философско-правовая эпистемология
• закономерности диалектики в процессе познания правовой реальности; ■ закономерности процесса социального познания, в том числе и прежде всего познания правовой реальности. К первой группе относятся закономерности, которые выражают противоречивость процесса познания правовой реальности, его акку-мулятивность, качественные и количественные изменения. В процессе познания мы можем изолировать одну форму связей от другой, учитывать одни связи и игнорировать другие. Однако в объективно-реальной действительности все формы связей переплетаются и находятся в единстве. Открытие в каждом правовом явлении и процессе общей закономерности или тенденции развития дает возможность обнаружить их связи с другими явлениями жизненного мира человека, а значит, глубже понять правовое явление. Например, нормы гражданского и уголовного права имеют общую основу — правовую реальность во всей ее сложности и противоречивости. Правовая реальность обусловливает их единую сущность и общую цель, т.е. и гражданское, и уголовное право конкретного общества едины как феномены данной, конкретной правовой реальности. Общие закономерности самой правовой реальности позволяют выделить различия норм гражданского и уголовного права. Так, гражданское право регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные отношения (защита чести, достоинства, деловой репутации). А уголовное право — это совокупность юридических норм, определяющих преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений. И в том, и в другом случае правовая реальность представлена общей для данных отраслей права закономерностью — нормативностью общественных отношений, следовательно, и принципы познания в этих отраслях должны быть общими. Вторая группа закономерностей демонстрирует диалектику абстрактного и конкретного, исторического и логического в познавательном процессе. Юридическая оценка права, закона, правоотношений, правовой культуры и в целом правовой реальности как явлений правосудных и неправосудных, законных и незаконных получает глубинное осмысление только на основе философско-правового познания. Это объясняется тем, что именно философско-правовая эпистемология исследует соотношение материального и духовного, объективного и субъективного в жизненном мире человека. Очевидно, что осмысление правовых явлений невозможно без понимания жизненного мира как общего, в котором взаимодействуют повседневная реальность и системный мир, ибо сущность правовых явлений не лежит на поверхности: чтобы ее обнаружить, необходимо отвлечься от единичного, случайного и найти общее, необходимое, закономерное. Конечно, познание правовых явлений нуждается не только в изучении общих закономерностей. Необходимо также учитывать признаки, определяющие их специфику. Суд, прокуратура, нотариат, например, являются по своей сущности правовыми, но каждый из них имеет свои функции, свои задачи, предназначение, состав и т.д. Третья группа закономерностей диалектической логики позволяет судить о специфике их проявления при познании правовой реальности. В общем виде эта специфика наблюдается во взаимодействии должного (нормы) и сущего (правопорядка), которое, как правило, выступает в трех аспектах: • как степень адекватности (соответствия) идеального должного, • как человеческая жизнедеятельность, представляющая собой • как степень воплощения {или невоплощения) должного в сущее, (Проблема должного и сущего, наиважнейшая как в гносеологическом, так и в праксиологическом отношениях, пока слабо исследована и требует дальнейшей разработки.) Четвертая группа законов диалектической логики связана со спецификой социального познания, к сфере которого относится правовая реальность. Известно, что социальное познание детерминируется не только объектом, но и познающим субъектом. При обращении к анализу правовой реальности неизбежно обнаруживаются (и должны учитываться) социально-классовые, национальные, профессиональные, половозрастные и другие групповые интересы. Понятно, что интересы МУРа и солнцевской преступной группировки абсолютно противоположны, в силу этого одно и то же событие познается и оценивается с разных позиций. Для одних «вор в законе» — авторитет, для других — бандит, который, в соответствии с кредо Жеглова, «должен сидеть в тюрьме». Собственно, специфика познания социальных явлений была подмечена еще Т. Гоббсом, утверждавшим, что «если бы геометрические аксиомы затрагивали интересы людей, то они бы опровергались». Раздел V. Познание правовой реальности и правовая деятельность... Глава 2. Философско-правовая эпистемология
Диалектическая логика позволяет в процессе познания правовой реальности обнаруживать и учитывать гуманистические и антигуманистические, социальные и асоциальные, альтруистические и эгоистические ориентации конкретных групп и индивидов. § 3. Проблема метода в философии права Методологическая роль философии права заключается прежде всего в том, что она не только исследует, разрабатывает методы, применяемые в правовой сфере, но и вооружает специальные юридические и другие науки. Современная методология понимает под методом совокупность приемов, способов, алгоритмов достижения поставленной цели. По степени общности различаются философские методы (некоторые авторы называют их методами-подходами), общенаучные методы (методы-приемы) и специальные методы конкретных наук. Понятно, что философия права не дает рекомендации по поводу конкретной деятельности — как проводить обыск, организовывать засаду, задержать вооруженного преступника и т.п. Ее уровень — это предельно общие методы, в частности исторический, диалектический, метафизический, логический, феноменологический, системный, деятельностный, герменевтический. Исторический метод подразумевает рассмотрение правовой реальности как взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего, выяснение динамики изменения какого-либо правового феномена по мере развития человечества, смены исторических эпох. Важность этого метода в том, что он «удерживает» исследователя от излишнего абстрагирования, дает возможность уяснить прошлое как предпосылку и обязательное условие для познания сути настоящего и построения моделей будущего. Диалектический метод требует руководствоваться следующими основными принципами: объективности — рассматривать правовую реальность таковой, какова она есть на самом деле, а не какой хотелось бы ее видеть; всесторонности — подходить к изучению правовой реальности с максимально возможных позиций, учитывая как можно больше связей и зависимостей, а среди этого множества выделять главные, определяющие; развития — исследовать правовую реальность не как застывшую данность, а как процесс. Основные законы диалектики, выполняя методологическую функцию, ориентируют исследователя правовой реальности на необходимость: а) выявления противоречий правовой реальности, прежде всего б) сочетания количественного и качественного подходов при ана в) выявления и опоры на «новое», активного отрицания «старого», Так называемые неосновные законы диалектики позволяют исследователю или законодателю обнаружить или обеспечить единство содержания и формы правовых феноменов, не допустить формализма (доминирование формы над содержанием); выявить подлинные причины изменения правовой реальности и предвидеть следствия, различить причины, повод и предлог происходящих изменений; увидеть за внешними проявлениями сущность правовой ситуации; понять, что единичные факты не существуют изолированно от общего состояния, а общее проявляет себя только через единичное; что случайные события, накапливаясь, неизбежно ведут к закономерному, а в каждой закономерности присутствует элемент случайности и т.д. Вместе с тем следует подчеркнуть, что применение диалектического метода (как, впрочем, и любого другого) автоматически не ведет к успеху. Он не может все объяснить, а дает лишь один из способов объяснения. Более того, преувеличение, гипертрофирование возможностей диалектического метода оборачивается релятивизмом. Метафизический метод также широко используется в познании правовой реальности. Особенно он эффективен там, где нужно «остановить», «зафиксировать» процесс изменения в определенной точке пространства или времени. Такая потребность возникает при исследовании отдельных элементов правовой реальности, при проведении классификаций, систематизации правовых событий, когда необходимо отвлечься от некоторых реальных связей, использовать только количественные или только качественные характеристики. Однако преувеличение возможностей этого метода ведет к догматизму, т.е. к рассмотрению правовой реальности как неизменной, раз и навсегда данной. Но это вовсе не свидетельствует об ущербности или неполноценности этого метода, как его иногда характеризуют, следуя марксистской традиции. Феноменологический метод позволяет рассматривать правовую реальность с позиций жизненного мира, учитывая внутреннее состояние, чувства человека. С помощью системного метода правовую реальность изучают как систему, состоящую из взаимодействующих элементов, компонентов и подсистем. Деятельностный метод ориентирует исследователя на то, что правовая реальность не существует вне деятельности человека, вне его активности, направленной на достижение определенных целей. Аксиологический метод дает возможность обнаружить значимое для человека как в конкретной ситуации, так и вне ее рамок, выявить ценности повседневной реальности и системного мира, отличить ценности от псевдоценностей. Особое значение в познании правовой реальности играет герменевтический метод, рассмотрению которого посвящена следующая глава. Естественно, для познания правовой реальности широко используются и общенаучные методы — анализ, синтез, аналогия, сравнение, моделирование, абстрагирование, индукция, дедукция, эксперимент, наблюдение и пр. К специальным методам права и правоохранительной деятельности относят следственный эксперимент, наружное наблюдение, внедрение в преступную группу, засаду, прослушивание, пеленгацию, допрос, очную ставку, опрос свидетелей и др. Еще раз подчеркнем, что философия права как общая методология выступает основанием, всеобщим ориентиром для общенаучных и специальных методов. Каждый метод важен и дает максимальные результаты «в пределах своей компетенции», какой-либо один метод, безусловно, не решает всех проблем познания и преобразования правовой реальности. Быть методологически вооруженным специалистом — это значит знать и уметь пользоваться максимально возможным количеством методов, разумно их сочетать, компенсировать недостатки одного метода достоинствами другого. Пригодного на все случаи, единственного правильного метода, будь-то диалектический или системный, не существует. Как не существует и «никаких правил, алгоритма или логики, с помощью которых можно было бы чисто механически получать новые истины, делать открытия в науке»1 или расследовать преступление. А вот некую примерную последовательность познания и преобразования реальности установить можно. Скажем, процесс рассле- Рузавин, Г. И. Методология научного исследования. М., 1999. С. 2. дования преступления в эпистемологическом плане представляет собой последовательное выполнение следующих мыслительных операций. 1. Определение факта действительности, требующего исследова 2. Постановка проблемы, т.е. установление известного и неизвест 3. Выдвижение гипотезы, т.е. предположение о том, что неизвестно. 4. Проверка гипотезы, для чего проводятся две операции — ее до Если доказывается несостоятельность гипотезы, выдвигается новая. Если гипотеза получается достаточно обоснованной, делается гипотетический вывод, который затем проверяется на практике либо моделируется в эксперименте. Правильность вывода подтверждает правильность гипотезы. Таким образом, в основе исследования правовой реальности лежат общие принципы теории познания. Однако, учитывая специфику объекта познания, применяемых средств и операций, можно говорить о выделении в теории познания особой, правовой эпистемологии как учения об общих принципах познания именно правовой реальности. Методологическая вооруженность специалиста обеспечивается знанием и умением применять в познавательном процессе максимально разнообразные методы, приемы и методики. Методологический плюрализм служит своего рода противовесом догматизму, прак- Глава 3. Герменевтика и толкование законов
тицизму или схоластическому теоретизированию как неприемлемым крайностям в познании и преобразовании правовой реальности. 11111 Контрольные вопросы и задания 1. Какие концепции познания существовали в истории философско-право 2. Чем отличаются уровни познания объективного мира? 3. Охарактеризуйте специфику правовой реальности как объекта познания. 4. На что ориентирует диалектическая логика при познании правовой реаль 5. Каковы требования (принципы) основных философских методов? 6. Какова всеобщая логика исследования правовой реальности? Литература Алексеев, П. В., Панин, А. В. Теория познания и диалектика. М., 1991. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества. Мм 1979. Границы науки; о возможности альтернативных моделей познания. М., 1991. Ильенков, Э. В. Проблема идеального//Вопросы философии. 1979. №6—7. Керимов, Д. А. Основы философии права. М., 1992. Миронов, В. В., Иванов, А. В. Онтология и теория познания. М., 2005. Познание в социальном контексте. М., 1994. Рузавин, Г. И. Методология научного исследования. М., 1999. Теория познания: в 4 т. М., 1991—1995. Глава 3. Герменевтика и толкование законов § 1. Герменевтика и право Работа юриста основывается на постоянном обращении к законам, и для того чтобы грамотно и четко решать поставленные задачи, необходимо правильно их понимать. Правильное понимание юридических законов для юриста важно еще и потому, что он в своей работе опирается на взаимопонимание, что связано с недопущением несправедливости при применении закона. Под герменевтикой сегодня в науке понимается один из основополагающих методов толкования скрытого (внутреннего) смысла памятника культуры. Для естествознания познать окружающий мир — значит описать его таким, каков он есть, установить на основе собранных фактов типичное, общее, сформулировать закон, объясняющий возникновение, существование и развитие конкретного явления. Для социального познания, исследующего человеческие отношения, такой подход неприемлем уже в силу того, что объяснить можно все, но не все можно понять. В этих случаях весьма полезна герменевтика — теория интерпретации, понимания, истолкования, располагающая большими методологическими возможностями. Мифологический Гермес доставлял с Олимпа вести от богов в форме чудес и видений, которые необходимо было «расшифровывать», интерпретировать. Поэтому учение об интерпретации и получило наименование герменевтики. Зачаточные элементы герменевтики — толкования снов, гаданий, шаманских предсказаний и т.п. — существовали еще в эпоху варварства. Одним из первых обратил внимание на проблему толкования Аристотель. В сочинении «Об истолковании» он объясняет, как различать «истинную и ложную» письменную речь на основе анализа содержащихся в тексте утверждений, отрицаний, противоречий, высказываний о будущем и т.д. ] В Средние века герменевтическая методология широко используется для интерпретации Священного Писания. Герменевтика получада мощный импульс развития в трудах Августина Блаженного, обратившегося к ней как к системе правил нахождения подлинного смысла Евангелия. Собственно, одной из причин раскола католицизма послужило провозглашение протестантами возможности свободной интерпретации богооткровенной книги. Как самостоятельное философское учение герменевтика возникает в начале XIX в. Ее родоначальниками считаются немецкие философы Фридрих Шлейермахер (1768—1834) и Карл Шлегель (1772— 1829), которые впервые поставили проблему понимания как разновидности искусства. Согласно Ф. Шлейермахеру, понимание чужого текста, речи требует гениальности, ибо писавший или говоривший имел свою неповторимую жизнь, свое самосознание, свои религиозные чувства. Иными словами, у каждого свой жизненный мир, для проникновения в который необходимо быть либо гением, либо См.: Аристотель. Об истолковании // Соч.: в 4 т. Т. 2. М., 1978. С. 91 —116. Раздел V. Познание правовой реальности и правовая деятельность.. Глава 3. Герменевтика и толкование законов
знать правила понимания и интерпретации. Ф. Шлегель с позиций эстетики пытался объяснить, как понимать иронию, художественные образы и другие иносказания. У истоков герменевтики стоял еще один немецкий философ — Вильгельм Дильтей (1833—1911), рассматривавший ее как специфический способ познания социальной сферы. Основной методический прием такого познания — «вчувствование». Скажем, чтобы понять истинный смысл гамлетовского «быть или не быть», надо поставить себя на место Гамлета, «стать» Гамлетом. Именно Дильтей разделил два метода: объяснения — используемого в естественных науках, и понимания — применяемого в социальной сфере, требующего вчувствования, сопереживания, духовного единения с говорившим или писавшим. Эдмунд Гуссерль (1859—1938) не ограничивал герменевтику толкованием духовной жизни индивида. Ее методологические возможности, утверждай он, могут быть использованы и для интерпретации всего жизненного мира человека. Большое внимание проблемам герменевтики уделял немецкий экзистенциалист Мартин Хайдеггер (1889—1976). В работе «О сущности истины» он обратил внимание на то, что неаутентичность (неточность) языка преодолевается с помощью самого же языка. Другой его важный вклад в герменевтику — теория о преднахождении и предпонимании. Хайдеггер полагал, что познающий всегда вовлекается в то, о чем мыслит, «преднаходит» себя в том месте и в то время, о котором читает или слышит. Такое преднахождение обеспечивает подлинное понимание происходившего: до истолкования текста он уже нами понят1. Названные проблемы, сформулированные родоначальниками герменевтики, получили свое развитие в современной философии. Сегодня главная задача герменевтических исследований заключается в выявлении различия между объяснением в естествознании и пониманием в человекознании. Ибо, как отмечают исследователи, не всегда возможно учесть цели, мотивы, интересы и другие субъективные факторы, влияющие на поступок. Видное место в герменевтической литературе отводится проблеме понимания. Подчеркивается, что понимание — это постижение не объективной истины, а субъективного смысла. Такое постижение происходит не через обобщение опытных фактов, а через сопереживание с тем субъектом, который вложил в постигаемое конкретный смысл. Ведь одному и тому же факту можно придавать противоположный смысл. Виднейшие представители современной герменевтики — немецкий философ Ханс Георг Гадамер (1900—2002) и французский философ Поль Рикер (род. 1913). Х.Г. Гадамер рассматривает герменевтику как деятельность по осмыслению не только текстов, но и социальных фактов. При осмыслении текстов, подчеркивает философ, важно выявить подтекст, а при оценке социальных фактов обязательно следует учитывать ситуацию, в которой этот факт совершался1. В работе «Истина и метод» он утверждает, что у человека еще до понимания возникает предпонимание, а истина постигается человеком не рационально, а интуитивно. Схематично процесс понимания Гадамер строит следующим образом: первый смысл текста — проекция (ожидание) — исправление — понимание текста. В этой системе предпониманием выступает проекция как предвосхищение того, что написано, как угадывание развязки, ожидание логического развертывания событий. На нарушении ожиданий читателей строятся сюжеты детективов, боевиков, приключенческих романов. Именно поэтому они и становятся «захватывающими». Еще одна важная посылка теории Гадамера — герменевтический круг. Его суть сводится к следующему: текст как целое состоит из отдельных частей (слов, предложений, смысловых разделов); для того чтобы понять целое, необходимо понять отдельное, а чтобы понять отдельное, необходимо понять целое. Получается замкнутый круг типа «курица — яйцо». Задача исследователя — проникнуть внутрь этого круга, понять текст из самого текста через сопричастие к изложенным событиям, а не через какой-либо метод. Любой метод, уверен Гадамер, извращает действительность, искажает истину, и только герменевтика способна открыть познающему истину подлинную. П. Рикёр — наиболее популярный сегодня представитель герменевтики. Пытаясь сгладить радикализм предшественников, он рассматривает герменевтику как специфический метод интерпретации именно социальных явлений. Одним из его частных проявлений Рикёр считает прогрессивно-регрессивный метод как осмысление событий и исторических фактов в единстве прошлого и настоящего. С одной стороны, интерпретация утверждает традицию, а с другой — эта традиция уже современна. Поэтому, полагает Рикер, следует обратиться к «третьему» времени — времени самого смысла. Герменевтика тесно связана с правом. Однако большинство юристов, занимающихся проблемой толкования законов, ограничиваются
1 См.: Хайдеггер, М. О сущности истины // Философские науки. 1990. № 4. См.: Гадамер, X. Г. Истина и метод. М., 1988. 270 Раздел V. Познание правовой реальности и правовая деятельность... повторением и комментированием правил толкования, сформулированных римскими юристами и сохранившихся в Юстиниановых сводах, изредка делая кое-какие поправки и дополнения. Некоторые юристы пытаются самостоятельно исследовать процесс толкования, касаясь все же его не целиком, а лишь частично1. Действительно, для того чтобы реализовать правовые нормы, провести в жизнь юридические законы, их нужно понимать, причем однозначно. Однозначность восприятия закона в правовой сфере предстает как однозначность толкования закона. Не случайно уже древние философы и юристы выдвигали требование ясной, четкой и лаконичной формулировки закона. Толкование права означает выявление его объективного содержания и учет его субъективного восприятия, устранение двусмысленностей, согласование содержания текста закона и формы его изложения, учет формального характера права и динамики реальных общественных отношений в конкретно-историческое время. Юридические законы могут нести в себе определенные черты субъективизма, что и влечет за собой их неоднозначное восприятие. Кроме того, возникают противоречия между теми, кто обязан исполнять эти законы, и теми, кто стоит на страже их исполнения. Поэтому толкование закона — это не только акт познания, но и интеллектуально-волевая деятельность, представляющая собой важное связующее звено между текстом закона и его реализацией. Выделяют различные подходы к толкованию права; грамматический (исследование смысла слов, понятий), логический (изучение смысла понятий и суждений при помощи законов логики), системный (уяснение места конкретной нормы в системе других правовых норм), исторический (обращение к прошлым примерам), политический (определение социально-классовых интересов и позиций), социально-юридический (определение выраженности властной воли законодателя в правовой норме) и др. Среди них философско-правовой подход занимает особое место, ибо его эпистемологический статус — это исследование самой методологии и практики толкования, интерпретации. Он интегрирует все знания об интерпретации — юридические, логические, лингвистические, психологические, исторические, социально-политические и др. 1 См.: Вальковстй, Е. В. Руководство к толкованию и применению законов. СПб., 1997. С. 17; Ветчинкына, М. Герменевтика — толкование скрытого смысла текста. СПб., 1997; Овчинников, Л. И. Правовое мышление в правоприменительном процессе: опыт герменевтической методологии. М, 1997. С. 197.
1лава 3. Герменевтика и толкование законов Поэтому государственные органы, осуществляющие толкование права, создающие законы и внедряющие их в практику1, не могут обойтись без философско-правовой герменевтики. § 2. Методологические возможности философско-правовой герменевтики в толковании законов Философско-правовая герменевтика позволяет вырабатывать методологию толкования законов, которая, как и общая философская методология, выступает в двух ипостасях: 1) как учение о методах, но только тех, которые способствуют тол 2) как теория, «опрокинутая» на анализ явления, как учение; в слу Философско-правовая герменевтика располагает большим спектром методологических возможностей оптимизации правотворчества и правоприменения. Обусловлены они прежде всего тем, что теория интерпретации является философским способом постижения опыта, поиска истины, нахождения оптимума, в котором ключевую роль играет человек со своим пониманием сущего. Но ведь именно так и поступают законодатели! Конечно, от крайностей юриста, как правило, охраняет здравый юридический такт и собственный опыт. Так, юрист благодаря долгому упражнению и образованию приобретает навык обращаться с законами, быстро ориентироваться в законодательстве и извлекать из него данные для разрешения конкретных случаев, выдвигаемых жизнью. Однако и сам юридический такт, и опыт требуют достоверных знаний. Справедливо утверждение, что научное толкование законов имеет такое же значение для обнаружения истины и даже самого постижения правового опыта, как логика или грамматика. Можно правильно мыслить, не имея понятия о логике; можно отлично говорить на любом языке, не зная грамматики. Но логика и грамматика учат мыслить и говорить сознательно и находить ошибки в мысли и речи у себя и у других. «Если есть правила, — говорит Дж.Ст. Милль, — которым, сознательно или бессознательно, подчиняется каждый ум в каждом случае, когда он заключает верно, то едва ли не бесполезно доказывать, что человек скорее наблюдает эти правила, зная их, чем не будучи с 1 В Российской Федерации правом «толкования права» наделены Конституционный суд. Верховный суд РФ, Пленум Высшего арбитражного суда РФ, Центризбирком. Раздел III. Онтологические проблемы философии права. Глава 2. Правовая реальность
же мысль более научно: человека нельзя описать путем перечисления объективно присущих ему свойств и качеств. Тем не менее можно попытаться идти путем не перечисления признаков правового человека, а выделения интегрального правового свойства. В философско-правовом смысле под таким свойством вполне логично понимать дисциплинированность. Дисциплинированность — это умение (способность) человека строго и точно выполнять установленные в обществе правовые (писаные и неписаные) правила, нормы и требования. Собственно, степень дисциплинированности служит показателем того, насколько человек представляет собой правовое существо. Объективный критерий человека как правового существа состоит в соответствии его поступков, качеств, интересов, потребностей, идеалов коренным общественным интересам и одновременно в соответствии его поступков, качеств, интересов и потребностей своей природе как свободной и равноправной личности. Контрольные вопросы и задания 1. Что значит быть правовым существом согласно взглядам мыслителей 2. Какую правовую характеристику человека И. Кант считал главной? 3. Что представляет собой жизненный мир человека? 4. Дайте характеристику основных правовых регуляторов деятельности че 5. В чем сущность социализации личности? 6. По каким каналам идет социализация личности? 7. Что может выступать критерием правового поведения человека? Литература Бергман, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. Коркунов, Н. М. Общественное значение права. СПб., 1998. Мальцев, Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. М., 1979. Право, свобода, демократия. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1990. № 7. Франк, С. Л. Реальность и человек. М., 1997. Хабермас, 10. Демократия. Разум. Нравственность. М, 1995. Глава 2. Правовая реальность § 1. Реальность и бытие человека «Бытие» — одна из основных философских категорий. Эвристическая значимость таких предельно широких понятий, как «бытие», «небытие», «действительность», «ничто», «нечто» и др., заключается в том, что они позволяют через общее познать и понять сущность конкретных единичных явлений. Бытие — это нечто существующее, это то, что есть. Противостоит бытию небытие как ничто, как то, что было, но чего уже нет. Еще в эпоху Античности возник вопрос: существует ли небытие? Парменид, например, утверждал, что бытие есть, а небытия нет. Действительно, как может существовать то, чего нет? Однако категоричность Парменида уязвима. Уже софист Протагор, стоя с кувшином на площади, вопрошал окружающих его учеников: «У кувшина есть небытие?» На что получил ответ: «Конечно, нет!» Тогда Протагор уронил кувшин, и тот разлетелся на кусочки. Философ указал на них и сказал: «Вот вам небытие кувшина». Протагор мудро, как видим, решил сложную философскую проблему. Так, сейчас античности нет, но когда-то она была. Поэтому бытие следует рассматривать не в статике, а в динамике, как процесс. В ракурсе такого подхода можно выделить: прошлое бытие — то, что было когда-то, где-то или здесь, но сейчас его нет; будущее бытие — то, что будет когда-то, где-то или здесь, но сейчас его нет; настоящее бытие, т.е. действительность. Прошлое, настоящее и будущее бытие в своем единстве формируют реальность. Реальность — это совокупность существовавшего, существующего и могущего существовать во всех сферах природы и общества. То, что существует здесь и сейчас как актуальное бытие, как сущее, ту часть реальности, которая вовлечена в жизнь человека, именуют жизненным миром. Жизненный мир человека — это «сплав» прошлого, настоящего и зарождающегося будущего. По своей сути это социальная реальность как бытие социумов, как отношения людей к природе, друг к другу, к обществу, человека к своему Я. В философской мысли встречается различная типология реальностей. Дело в том, что реальность относится к разряду понятий, понимаемых преимущественно интуитивно, что выражается в их неопределенном или, напротив, ограниченном толковании. Чтобы дать определение понятия «правовая реальность», очень коротко проанализируем некоторые общие классификации реальности. Раздел III. Онтологические проблемы философии права.. Глава 2. Правовая реальность
Так, немецкий философ Н. Гартман в сочинении «Строение реального мира» установил четыре формы реальности: духовная, психическая, живая природа и неживая природа. В этом аспекте мир выступает как единство материального и духовного, как комплекс природного и социального. Английский философ Карл Поппер (1902—1994) в книге «Логика и рост научного знания» называл три мира: физический, ментальный и мир идей, которые он полагал реально существующими. К. Маркс и Ф. Энгельс наряду с миром природного бытия выделяли общественное бытие как надприродный и надындивидуальный феномен, представляющий собой материальную жизнь общества. В последующем в марксистской литературе некоторые авторы, например В.П. Тугаринов, к общественному бытию относили всю человеческую жизнедеятельность — и материальную, и духовную. Немецкий философ Ю. Хабермас, рассматривая реальность как жизненный мир человека, различает: объективный мир — материальная и целерациональная реальность; субъективный мир — мир чувств, надежд, намерений; социальный мир — мир норм и оценок1. Первый и второй миры — это повседневная реальность, например уборка квартиры, закупка продуктов, приготовление обеда, работа, учеба, встреча с другом и т.п. Во всех этих ситуациях человек ищет основания для разумного выбора, сообразуясь с наличными условиями, средствами, со своими способностями, желаниями, силой воли. Социальный мир — мир институциональной реальности: политика, право, религия, мораль, традиции. Повседневную реальность как основную сферу жизнедеятельности человека рассматривали также А. Шюц, П. Бергер и Т. Лук-ман. В их понимании повседневная реальность — это мир человека в системе различных привычных явлений, связанных с другими людьми, обществом, природой, человека и его Я. Организуясь вокруг «здесь» моего тела и «сейчас» моего времени, такая реальность выступает объективной по отношению к отдельному человеку, она существовала до него и будет существовать после него в форме морали, религии, права, экономических отношений и т.д. Это «здесь и сейчас» осознается человеком через призму его практических интересов: обеспечения себя средствами существования, продолжения рода, в правилах общения с другими людьми и т.п. Человек создает свои проекты и модели поведения в повседневной реальности. Однако его «здесь и сейчас» не всегда совпадают со 1 См.: Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995. С. 157. «здесь и сейчас» других людей, с их намерениями и моделями поведения. А. Шюц объясняет это несовпадение неповторимостью «биографической ситуации» конкретного индивида — обстоятельств его рождения, взросления, идеологического и религиозного воспитания. Человек воспринимает внешний мир, прежде всего исходя из своего «здесь и сейчас», из своего повседневного опыта. В этом опыте он не только соизмеряет свои действия с действиями других, но и прогнозирует, что сделает в типичной ситуации: в автобусе, в гостях, когда случайно кому-то наступит на ногу, при встрече со знакомыми, на занятиях в университете и т.д. Ю. Хабермас, П. Бергер и Т. Лукман рассматривают повседневную реальность как эмпирическую данность, как существенную часть жизненного мира человека. Этот мир, имея в своей основе эмпирическую повседневность, включен, вовлечен в индивидуальную жизнедеятельность каждого человека. Взаимосвязь жизненного мира и человека обоюдна. С одной стороны, жизненный мир детерминирует поведение человека, предопределяет его мотивы, цели, интересы и потребности; с другой стороны, человек «вторгается» в жизненный мир, формирует его посредством своих знаний, способностей, воли, намерений, упрямства, капризов, враждебности, милосердия и пр. Причем «вторжение» может радикально менять жизненный мир не только индивида, но и социума. Такое понимание взаимосвязи жизненного мира и индивида Семен Людвигович Франк (1877—1950), один из самых значительных русских философов после В.С. Соловьева, иллюстрировал следующим примером: «Садизм, безумное властолюбие и мания величия Гитлера были для человечества недавно, к несчастью, эмпирической реальностью, не менее объективной и гораздо более грозной и могущественной, чем ураган и землетрясение»1. Франк приходит к выводу, что «реальность в качестве всеобъемлющего единства имеет всякое отношение внутри себя... реально все»; «реальность есть всегда нечто большее, чем она сама»2. Таким образом, материальные и духовные, объективные и субъективные явления переплетены в человеческой жизнедеятельности и органично вписываются в повседневную реальность. Ведущую роль в осознании действительности, по мнению Т. Лук-мана, играют знания, так как они лежат в основе трех главных процес- 1 Франк, С. Л. Реальность и человек. СПб., 1997. С. 11. 2 Там же. С. 24. Раздел III. Онтологические проблемы философии права... Глава 2. Правовая реальность
сов, ее конструирующих: экстернализации — деятельности по преобразованию окружающей действительности и самого человека; инсти-туционализации — взаимной типизации привычных действий и возведения их в норму, в объективное требование, созданное людьми, но объективированное от них; интернализации — перевода объективных норм в сознание, осознания объективированного социального мира. Повседневной реальности противостоит системный — нормативно-оценочный — мир, подчиняющий человека, диктующий ему моральные, правовые, политические и другие правила и требования. Он регламентирует жизненный мир человека (с такого-то возраста можно идти в школу, вступать в брак, привлекаться к уголовной ответственности, участвовать в выборах органов власти и т.д.), предписывает, как вести себя по отношению к старшим, к женщинам, нуждающимся в помощи и т.д. По отношению к конкретному индивиду системный мир выступает и как объективный, и как субъективный. С одной стороны, он «подлинно есть», т.е. реален и требует от индивида соответствующих действий, а с другой — индивид может какие-то требования обходить, не замечать и даже нарушать. В данном случае объективная сторона системного мира беднее, ограниченнее мира субъективного, который реализуется преимущественно в повседневной реальности. Именно благодаря возможности смыслового измерения жизненного мира человека и социальных измерений жизнедеятельности всего общества применяются формальные, количественные и системные методы (используемые, например, в философии права), которые делают онтологию не просто учением о бытии, а наукой. Известен проект разработки формальной онтологии Э. Гуссерля на основе абстрактной логики. Ныне этот проект трансформирован в программу построения формальных онтологии и формальной метаонтологии1. Под метаонтологией понимается единая система логически выраженных взаимосвязей смыслов и социальных явлений. Учитывая, что определение смысла правовых норм имеет первостепенное значение лишь в связи с содержанием общественных явлений, законотворчество и правоприменительная практика призваны опираться на это метаонтологическое основание. Итак, повседневная реальность и системный мир формируют жизненный мир как реальность, в которой осуществляется жизнедеятель- 1 См.: Драгалина-Чёрная, Е. Г. Формальная онтология: аналитическая реконструкция. М., 2000; Фалько, В. И. Формальные онтологии // Философские науки. 2004. № 9; он же. Типология реальностей // Философские науки. 2005, № 7, 8; Уёмов, А. И., Лю-бутин, К. N. Философское значение атрибутивных общественных параметров // Вопросы философии. 2003. № 2. юсть человека. Одно из важнейших мест в его мире принадлежит гравовой реальности. В то же время вся общественная жизнь — это гравовая жизнь общества, органично связанная с правовой реальнос-гью жизненного мира человека.
§ 2. Правовая реальность и ее структура При рассмотрении правовой реальности можно использовать разные (етодологические подходы. Диалектико-материалистический подход органично связан с мате-жалистическим пониманием истории, согласно которому правовая реальность есть единство материального и идеального, объективного
и субъективного. Правосознание — это и объективная, и субъективная реальность как общественное и индивидуальное сознание; правоотношения — это идеологические и материальные отношения. На основе феноменологического подхода правовая реальность ис-
следуется как взаимодействие социума (личности, социальной группы), системного мира и повседневной реальности. Это та часть жизненного мира социального субъекта, которая опосредована, пронизана правом, т.е. нормами, юридическими законами, отношениями по поводу свободы, равенства и справедливости, законного и незаконного. В силу того что право и его атрибуты непосредственно связаны с системным миром, правовая реальность представляется прежде всего как часть системного мира, как системная реальность. «Системность» правовой реальности выражается в ее связи с государством как «системным» институтом и с правом как системой норм и юридических законов. Правовые нормы и институты, будучи внешними, объективными условиями жизнедеятельности человека, воз-1ействуют на него и вынуждают не только знать эти условия, но и
включать их в свой социальный мир в виде отношений, поступков, оценок и т.д. Таким образом, правовая реальность обладает одновременно противоположными характеристиками: она и объективна, и субъективна. Объективность правовой реальности определяется тем, что, во-первых, новые поколения человечества не создают эту реальность каждый раз заново, а получают уже готовые и действующие правовые нормы, законы, соответствующие определенному уровню развития правовых отношений и правосознания; во-вторых, возникает правовая реальность на основе институциализации, которая устанавливает ее границы, очерчивает принадлежащее ей пространство. Раздел III. Онтологические проблемы философии права... Глава 2. Правовая реальность
Сущность институциализации, по Т. Лукману и П. Бергеру, заключается в хабитуализации (опривычивании) на основе многократного повторения определенных образцов поведения, типизации действий и их закрепления как обязательных для исполнения. После этого уже институт осуществляет функцию социального контроля над теми же, кто его (институт) создал. В этом случае, если контроль оказывается недостаточно успешным, возникает система вторичного контроля в форме санкций, защищающих и поддерживающих институт1. Конечно, степень институциализированности правовой сферы зависит от конкретных исторических условий. В первобытном обществе, например, ведущую роль в социальном контроле играл институт морали — обычаи, обряды, традиции, табу. В условиях идеациональ-ного (божественного) права роль главного «социального контролера» перешла к церкви. Таким образом, историчность правовой реальности очевидна, она имеет свое историческое пространство и свое историческое время, которыми и определяются правовая деятельность как способ существования правовой реальности, ее структура, направленность, содержание и другие характеристики. Процесс институциализации права и соответственно формирование правовой реальности характеризуются, по крайней мере, следующими особенностями. Во-первых, в структуре социума возникают профессиональные группы людей, которые разрабатывают юридические законы, осуществляют контроль за их исполнением, формируют правосознание, содействуют функционированию института права. Во-вторых, институциализация, объективируя разработанные субъектом нормы, правила, правовые учреждения, ставя их над субъектом, тем не менее, предполагает, что каждый субъект является носителем права, а правовая реальность формируется в процессе реализации (или нереализации) требований системного мира. В-третьих, появляется устойчивая тенденция укрепления и расширения сферы действия права. Границы институциализации, как отмечалось, могут меняться, но правовая реальность существует уже как объективная и необходимая, подчиняя себе все больше свойств и явлений жизненного мира. В-четвертых, происходит интеграция субъективных и объективных, материальных и духовных правовых процессов, превращение одного в другое. Например, институциализация «собирает» в единое целое материальные и идеологические правовые отношения законного См.: Современная американская социология. М., 1994. С. 237. ш незаконного. А правовое сознание, как духовный феномен, реализуется в материальной деятельности, в практике, в силу чего субъективное сознание обретает объективное бытие. Институциализация права позволяет выделить две стороны правовой реальности, границей между которыми служит противостояние «материальный—духовный», «объективный—субъективный», «первичный—вторичный». Социальный субъект, будучи и субъектом правовой реальности, «первичной» правовой реальностью считает норму, закон, а их реализацию в общественных формах рассматривает как «вторичную» реальность. Однако это иллюзия. «Первичная» реальность не возникает и не может быть понята сама из себя или из «человеческого духа», по сути, она «вторична», являясь отражением и фиксацией материальных отношений. Этот постулат лежит в основе материалистического подхода к пониманию правовой реальности, некоторые положения которого будут детализированы ниже. Следующий подход к рассмотрению правовой реальности — системный. Если феноменологический подход преимущественно ориентирован на «человеческую» сторону правовой реальности, а материалистический — на выяснение соотношения материального и духовного, то системный прежде всего обращает внимание на структурно-функциональные показатели. Под правовой реальностью он подразумевает всю систему жизнедеятельности общества, его субъек-1тов, основанную на праве и юридических законах. Подобно любой системе, правовая реальность может быть определена как целостность, состоящая из элементов, наделенных индивидуальными функциями. Причем характеристики целостности не совпадают с характеристиками ни отдельных элементов, ни их простого «сложения». Такое понимание правовой реальности дает возможность рассмотреть ее в двух аспектах: функциональном и элементном. Первый аспект позволяет выделить такие подсистемы, различающиеся по специфике функционирования и задачам, выполняемым в общей системе правовой реальности, как: 1. Интеллектуально-психологическая: функционально обеспечивает формирование у социумов правосознания. Содержательно эта подсистема состоит из общественного, группового и индивидуаль-1 ного сознания, отражающего правовую материальную сферу. Правосознание включает правовую идеологию, правовую науку (юриспруденцию), правовую психологию (правовые чувства, настроения, симпатии, обычаи, обряды, традиции) и правовые эмпирические знания. Раздел III. Онтологические проблемы философии права... 2. Нормативно-регулятивная: формирует правовую реальность как 3. Социально-результативная: фиксирует полноту освоения соци 4. Организационно-деятельностная: охватывает все виды правового Интеграционной основой всей системы правовой реальности является право, а все подсистемы правовой реальности обслуживают право и одновременно выступают механизмами его функционирования. С точки зрения элементного подхода правовая реальность представляет собой надстроечное явление, включающее правовые учреждения, правовые отношения и правовое сознание. Следующий подход рассмотрения правовой реальности — сферный. В литературе по социальной философии отмечается четыре основные сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная и духовная. Соответственно этим сферам существуют экономическая правовая реальность, политическая правовая реальность, социальная правовая реальность и духовная правовая реальность. Эти реальности выступают в единстве материальных и духовных явлений. Материально-производственные отношения имеют три стороны: технологическую, экономическую и правовую. Последняя по характеру субъектно-объектна, представляет собой единство материального и идеального. Так, любой экономический договор (например, договоры аренды, ренты, дарения, энергоснабжения, купли-продажи и т.п.) предполагает общие положения об обязательствах сторон данного правоотношения (идеальная природа, много субъективных моментов) и саму реализацию (исполнение) договора (материальная природа деятельности, для которой договор выступает явлением объективного характера). Таким образом, правовая реальность выступает в виде правоотношений, правовых идей, правовой деятельности, правовой культуры, правовых учреждений. Правовые учреждения — это специально созданные государством органы и организации, которые регулируют правовые отношения,
Глава 2. Правовая реальность формирующие у граждан правовое сознание, обеспечивающие правопорядок, функционирование права, принятого в государстве. К ним относятся суды, прокуратура, исправительно-трудовые учреждения, органы дознания и др. Исследованием правовых учреждений занимается юридическая дисциплина «Правоохранительные органы». Правовые отношения и правовое сознание рассмотрены в нижеследующих параграфах. Правовая реальность, существующая как правовые отношения, правовое сознание, правовая культура, может быть охарактеризована с точки зрения ее сущности как социальная надындивидуальная правовая реальность и межиндивидуальная правовая реальность. § 3. Правовые отношения: сущность и специфика Правовые отношения — это все социальные взаимодействия, детерминированные правом. Они охватывают материальную и духовную жизнь общества и человека, объективную и субъективную реальность. Конечно, общественные отношения имеют свою специфику. Скажем, экологическим правом регулируются материальные отношения человека к природе; экономические отношения получают свое закрепление в юридических правах на собственность; политические — определяются конституцией. Национальные и религиозные, семейные и межгосударственные — все эти отношения также пронизаны и регулируются правом. Собственно, и само право, как и вся общественная жизнь, формируется отношениями людей к другим людям, к окружающему миру. В отечественной философской литературе долгое время существовало убеждение, что право — это надстройка над экономическим базисом, т.е. выступало совокупностью экономических производственных отношений. Однако такое понимание права ведет к экономическому детерминизму и не соответствует реальному положению дел. Еще Ф. Энгельс видел ограниченность такого понимания, подчеркивая, что зависимость права от экономического базиса выражается лишь «в конечном счете». Реформирование России в 90-х гг. XX в. — начале XXI в. тому свидетельство: если право не соблюдается, возникают противоречия во всей общественной системе. В современной философско-правовой мысли доминирует точка зрения о том, что право через нормированную законами деятельность вплетено в сами экономические и технологические отношения — собственности, производства, обмена, потребления и распределения. Раздел Ш. Онтологические проблемы философии права... Глава Право и закон: природа, сущность, взаимодействие
Глава 3. Право и закон: природа, сущность, взаимодействие § 1. Право как общественный феномен Право как социальное явление исследуют различные науки. Для историка право — это общественный институт, возникающий при определенных исторических условиях в целях регулирования жизнедеятельности людей и общества. Для политолога — средство реализации определенных социально-классовых интересов, «воля господствующего класса, возведенная в закон». Психолог принимает право как переживание применения правовой нормы. Социолог — как отношения между людьми. Юрист видит в нем систему норм и «юридическую форму бытия общества»1. Вместе с тем еще раз отметим, что изначально понятие «право» вырабатывалось философией наряду с такими понятиями, как «общество», «человек», «личность», «государство», «свобода», «справедливость», «долг» и др., и, несмотря на некоторое различие точек зрения, всегда рассматривалось и рассматривается как важнейший феномен общественной жизни, имеющий глубокие связи со всеми сферами существования индивида и общества. В философской интерпретации сущность права состоит в организации системы человеческой жизнедеятельности посредством ее нормативности, формальной определенности, закрепленной санкциями государства, а в догосударственном состоянии — санкциями общественного мнения, старейшинами, всем родом. Главный признак права — соразмерность поведения и нормы, действий и требований, как общественных, так и естественных. Не случайно философы так много внимания уделяли человеку в «естественном состоянии» и человеку «обремененному» общественным договором. Философии принадлежит заслуга и в разработке исходного тезауруса (понятийного аппарата) правовой теории. Приведем лишь некоторые ее понятия. Обычай — стереотипный способ поведения, привычный для той или иной общности. В эпоху Античности, кстати, остро стоял вопрос: что важнее — обычай или закон? ! Теория государства и права / под ред. В. М. Корельского и В. Д. Псрсвалова. М-, 1997. С. 233. Правило — образец поведения или действия, принятый конкретным обществом. Норма — узаконенное, признанное обязательным правило, причем не любое, а установленное обществом и государством и направленное на регулирование общественных отношений. Юридическая норма — форма определения и закрепления прав и обязанностей, носящих всеобщий характер и зафиксированных в соответствующем государственном документе. История человеческого общества свидетельствует, что условием, предопределившим становление человека как биопсихосоциального существа, явились не только труд и язык, но и сопровождавшие его жизнедеятельность особые правила — запреты, разрешения, поведенческие стереотипы. Можно с уверенностью утверждать, что право — сугубо человеческий феномен. Правда, мы говорим о праве на жизнь озер, растений, животных, отстаивая его, заводим Красные книги... Однако это поэтическое преувеличение. Право — феномен собственно человеческий, социальный, его возникновение связано с требованиями человеческой природы права на жизнь, права на средства жизни, права на свободу. Внутриродовые, внутри общинные отношения носили первоначально эгалитарный характер. Так, Н.Н. Миклухо-Маклай рассказывал, что подаренный им одному из туземцев острова Борнео кусок ткани был моментально разделен поровну между членами племени. Сохранились воспоминания русского купца, когда-то побывавшего на Чукотке: он угостил мальчика-чукчу кусочком сахара, тот пососал его и передал стоящему рядом; так сахар и переходил изо рта в рот, от одного человека к другому, пока не растаял во рту последнего. Приведенные примеры говорят о том, что в родоплеменной общине деление на «мое» и «твое» еще не существовало, а господствовала норма «равенства всех во всем». Как норма, единая для всех, воспринималась и воля вождя. Общеобязательность ее выполнения не подвергалась сомнению. Таким образом, уже самые ранние нормы означали обязательные требования, согласовывавшие и регулировавшие совместную жизнь людей. Постепенно возникли надобщинные структуры, осуществлявшие социально-нормативную регуляцию всей жизни первобытной общины. В исторической литературе они получили наименование «прото-государства», Протогосударство и естественное право оказались взаимосвязанными, в их основе лежит не классовое господство, как Долгое время считалось в отечественной марксистской литературе, а Раздел Ш. Онтологические проблемы философии права. Глава 3. Право и закон: природа, сущность, взаимодействие
эволюционное взаимодействие надобщинных структур, превращающих хаотичную человеческую деятельность в жизнедеятельность, ре- гушруёмуго определенными ценностями и нормами. Появление государства означало переход человечества от варварства к цивилизации и к позитивному праву, которое существует как нормативное право, санкционированное государством. С развитием общества изменялось и право. Оно превратилось в сложное, многогранное общественное образование, охватывающее и регулирующее практически все сферы жизнедеятельности человека. Сегодня право делится на трудовое, семейное, гражданское, уголовное, акционерное, экологическое, военное, конституционное, международное и др. Его многогранность подтверждается неразрывной связью со свободой, равенством, справедливостью, общим благом, моралью, политикой, экономикой. Право прежде всего проявляется в закреплении отношений собственности, оно выступает регулятором форм, методов и меры распределения труда и его результатов (продуктов труда) между людьми, между человеком и обществом, упорядочивает организацию и деятельность государственного механизма, определяет меры борьбы с посягательством на сложившиеся общественные отношения, разрабатывает механизм процедуры разрешения конфликтов, гармонизирует межличностные отношения, регламентирует отношения между государствами. Говоря словами й. Канта, право — это способность социального субъекта быть «господином самому себе», что всегда предполагает автономию и самостоятельность человека, нации, государства. Как справедливо пишет Э.Ю. Соловьев, на арене социальной жизни автономия обнаруживает себя как инициативность, ответственность, предприимчивость, способность строго контролировать свое поведение и подчинять его единой жизненной стратегии1. В истории философско-правовой мысли существовали и существуют разные подходы к пониманию права, которые можно разделить на два основных вида. Первый — запретительный, в котором право зиждется на принципе «запрещено все, что не разрешено» и рассматривается как порождение государства (ибо именно государство жаловало «особые права», «вольности», титулы и владения). Второй — разрешительный, начало которому положила эпоха Просвещения XVIII в., провозгласившая принцип «разрешено все, что не запрещено». Про- 1 См.: Соловьев, Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991. С. 404; он же. Категорический императив нравственности и права. М., 2005. С. 165 и др. светители убедительно показали бесперспективность запретительных методов, неизбежно ведущих к деспотии, доказали, что строгость и беспощадность наказания, усиление репрессивных мер вовсе не способствуют ликвидации преступности. В разрешительном подходе право и закон стали рассматриваться как взаимосвязанные, но нетождественные правовые феномены. § 2. Соотношение права и закона Вопрос о соотношении права и закона до сих пор вызывает много споров. Одна из точек зрения сводится к тождественности права и закона; основной аргумент ее сторонников: право обретает жизнь, лишь становясь законом, следовательно, вне закона права быть не может. Другая точка зрения заключается в утверждении, что право нельзя сводить лишь к нормам, так как оно включает в себя и естественное право (прежде всего социально-правовые притязания человека), не обязательно фиксируемое в законах. ■ Наконец, третья точка зрения, поддерживаемая авторами настоящего учебника, настаивает на том, что, поскольку право — это продукт общества, а закон — продукт государства, право не бывает неправым, тогда как закон может быть и правым, и неправым, завися прежде всего от государственной власти. Разграничение права и закона не просто методологический прием, необходимый для уяснения их сущности. Оно имеет глубокий гуманистический смысл, ибо позволяет констатировать, что право как содержание закона выступает критерием его качества. Именно благодаря праву мы имеем возможность отличать законы правовые от неправовых, справедливые от несправедливых, гуманные от негуманных. Юридический закон — это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Если закон соответствует праву, то он обретает силу устрашающей санкции. Но и такие санкции — запретительные, устрашающие, карательные — всегда, даже в периоды смут (междоусобиц, местнического самочинства, передела собственности, массовых грабежей, погромов и т.д.), должны опираться на права личности на жизнь, собственность, благополучие. Основой и источником юридического закона служит право. И именно поэтому действие закона носит всеобщий характер, распространяется на каждого. Не должен закон делить людей на «юпитеров» и «быков», как и не должно быть, говоря словами Ж.Ж. Руссо, «всеобщего равенст- Раздел Ш. Онтологические проблемы философии права. Глава 3. Право и закон: природа, сущность, взаимодействие
ва в бесправии». Иначе он становится антиправовым, что неизбежно оборачивается тоталитаризмом, абсолютизмом, порождает атмосферу верноподданничества, угодничества, конформизма, «телефонного права». В таких случаях закон и право несовместимы. Именно это наблюдалось во времена сталинских репрессий, когда чуть ли не весь народ оказался «врагом народа». Для понимания соотношения права и закона важное значение имеет учет степени социокультурной политико-правовой развитости не только общества и государства, но и личности, ибо право и законы не существуют вне человека. А судить о развитости личности позволяют юридические права и свободы: совести, слова, собственности, личной неприкосновенности, передвижения и др. В соответствии с этой взаимосвязью человека и его прав и должно реализовываться законотворчество. Отрадно, что именно такое правовое начало заложено в Конституции Российской Федерации 1993 г. Исходные положения о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»', представляют собой правовой фундамент всех законов и подзаконных актов. Более того, Конституция запрещает принятие антиправового (правонару-шающего) закона: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»2. Таким образом, право выступает «духом» закона, его глубинной сущностью. Именно право посредством закона содействует установлению и охране правопорядка. В этом отношении очень важную сторону взаимодействия права и закона подметил И.А. Ильин, подчеркнув, что через правопорядок осуществляется «взаимное духовное признание» права и закона3. Если закон отражает и защищает право, то право торжествует в реальной действительности как правопорядок, правовая культура, правосознание. Подчиняться закону, быть законопослушным гражданином — значит согласиться признать правоту этого закона. Если цели и достоинства права находятся в полном согласии с субъектом права и если они отражены в действующем законе, то формируются эффективные правоотношения. «В основе всякого правоотношения лежит троякое признание права, дважды осуществленное. Во-первых, каждый из субъектов, вступая в правоот- 1 Конституция Российской Федерации. М., 1994. Гл. 2, ст. 17. 2 Там же. Гл. 2, ст. 55. 3 См-: Ильин, И. А. О сущности правосознания // Соч.: в 10 т. Т. 4. С. 365. ношение, признает право как основу отношения, как форму жизни, ' как объективно значащую идею. Во-вторых, каждый из субъектов признает свою духовность, т.е. его достоинство и свою автономию как Правотворящую силу. В-третьих, каждый из субъектов признает духовность другого субъекта, т.е. его достоинство и его автономию как силу, способную к творчеству»1. Юридический закон — многоаспектный и противоречивый феномен. Порой он бывает «дурным» или несправедливым, как, например, с точки зрения сегодняшнего дня закон кровной мести: око за око, зуб за зуб. Природа закона двойственна: через него действуют и тот, кто его дает, и тот, кто его принимает. Другими словами, закон одновременно есть и законо-дательство, и законо-положение. Закон всегда направлен на «доброе», а обращен к «недоброй», «греховной» природе человека, стремящейся нарушить правила общежития, права другого человека. Противоречиво и аксиологическое содержание закона, ибо юридические нормы — это не вечные ценности, они постоянно меняются, иногда на противоположные. Например, брак может быть оформлен в противоположных нормах — «разводиться разрешено» или «разводиться не разрешено». Наконец, закон непременно имеет в виду противоборствующие стремления, которые он связывает и «укрощает». Вместе с тем он никогда не указывает, как совершать конкретные действия, а лишь ставит им пределы. Однако реальная жизнь во всей ее полноте законом не охватывается и законом не создается. Так, закону неподвластно творчество. Оно ускользает от всякой нормы, потому что оно индивидуально, неповторимо ни на уровне личности, ни на уровне социума. Закон «не животворит», он лишь помогает создавать условия для творчества. Вот почему так велика роль специфической правовой деятельности всенародно избранных представителей народа — правотворчества и законотворчества. И еще один важный аспект: законы — это достояние цивилизации и культуры. По их содержанию, строгости, справедливости мы оцениваем уровень цивилизованности общества, степень развития его культуры. Как утверждал Б.П. Вышеславцев, «закон есть основная святыня всего античного мира, основной принцип дохристианской и нехристианской этики: жизнь в законе, праве и государстве есть совершенная жизнь»2. Сегодня мы восстанавливаем этот великий принцип, стремимся реанимировать основную святыню Античности. Трудный, но неизбежный процесс. ' Там же. С. 364. 2 Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного Эроса. Киев, 1994. С. 34. 10-7091 Раздел Ш. Онтологические проблемы философии права. Исторический опыт человечества подтверждает: действенность закона покоится на авторитете права, а авторитет права — на действующем законе. В этой взаимосвязи важная роль принадлежит государству, обладающему правовыми полномочиями, которые позволяют ему выступать силой права. Понятие «сила права» отражает важные свойства права: быть объективной реальностью, обладать способностью к действию, устанавливать правопорядок, содействовать формированию общественных отношений. Сила права имеет и другой смысл, когда рассматривается как выражение воли социального субъекта. Здесь важно отметить, что речь идет не о проявлении воли, а именно о выражении воли как способности социального субъекта реализовать право в действительность. Эта способность не является «чисто правовой». Она включает психологическую составляющую — настойчивость, непоколебимость, решительность; нравственную — честность, неподкупность, обязательность; социальную —■ справедливость, законопослушание, исполнительность, ответственность и др. Именно поэтому право, опираясь на наличные объективные социо-экономические и социокультурные условия, и способно стать силой. Право как сила обретает жизнь через юридические законы и государственную власть. В этом аспекте саму власть следует понимать как силу, санкционированную правом. В настоящее время перед нашим обществом стоит задача создания правового государства. Это как раз и означает иметь государство как силу, которая санкционируется правом, а также иметь право, которое существует только в законах, носящих, в свою очередь, правовой характер. Зачастую силу права усматривают в принуждении. Безусловно, принуждение присутствует при реальном воплощении права, и именно принуждение чаще всего «лежит на поверхности» юридического закона. В то же время принудительность закона бывает разной, и зависит это прежде всего от власти. История человечества свидетельствует, что государственная власть, выступающая как сила принуждения, сама может быть правовой и неправовой. Юристы и философы тщательно исследуют феномен правового принуждения, его основные характеристики (обоснованность, реальность, законность, справедливость) и формы (проверка документов, административное задержание, привод, обыск и пр.). Неправовая сила принуждения государственной власти проявляется в неправовых законах. Впрочем, российская правовая действительность знает и иную форму неправового принуждения: когда формально законы выступают как правовые, но государственной властью они игнорируются, а то и открыто нарушаются. Глава 3. Право и закон: природа, сущность, взаимодействие Таким образом, действенность государственной власти во многом определяется тем, что собою представляет государство — и как субъект власти, и как субъект права. Государство — юридическое лицо, но не простое, а по своему социальному предназначению существующее ради граждан и через граждан. Следовательно, оно имеет не частноправовой, а публично-правовой характер и призвано употребить свою власть на то, чтобы посредством юридических законов создать правовые условия для своих граждан, обеспечить правопорядок в обществе. Правовое государство обязано через силу права дать человеку возможность не только жить, но жить достойно. Магистральный путь реализации этой социальной задачи — соединение силы права с силой закона. § 3. Законы общества, государства и социальная технология Законы обшества и государства часто рассматриваются как тождественные. Однако это не так, поскольку они имеют совершенно разную природу: первые объективны, формируются как результат действий больших масс людей, не зависят от индивидуального сознания человека по своему характеру, но зависят от него при своем возникновении, так как каждый человек преследует свои цели, направляет усилия на их реализацию. Однако эти цели совпадают или не совпадают. В результате возникают и повторяются явления, как правило независящие от одного, отдельно взятого человека. Известно, что уже английские экономисты XVII—XVIII вв. А. Смит и Д. Рикардо открыли закон стоимости и предложения как закон спроса товаров на рынке. Однако законы обшества, направленность их действий обусловлены волей и сознанием правителей и немногочисленных законодателей. Общественные законы выражают последовательность развития явлений, их устойчивые, идентичные, существенные, общие, необходимые связи и отношения, права и свободы людей, могут определяться случайными или временными конъюнктурными связями в конкретной правовой ситуации. Государственные юридические законы, во-первых, являются «законами долженствования» (такая оценка встречается у И. Канта). Они суть правила, которые людям надлежит соблюдать. И.А. Ильин по этому поводу писал: «Каждый раз, как живой человек действует или совершает известный поступок, он может делать свое дело лучше или хуже. При этом, если он живет сознательной жизнью, он имеет возможность обдумывать свой образ действий, выбрать лучший путь ю* НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ДЕРЖАВНОЇ ПОДАТКОВОЇ СЛУЖБИ УКРАЇНИ ЗАТВЕРДЖУЮ Завідувач кафедри
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 561; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |