Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Микроэкономическое регулирование цен (методы прямого административного контроля)




· Установление фиксированных цен на отдельные группы и виды товаров (избирательно отдельные товары, группы и/или виды товаров). Это:

- установление фиксированных цен на отдельные группы и виды товаров и услуг в пределах рыночного соотношения спроса и предложения (ограниченная номенклатура);

- замораживание (блокирование) цен на ограниченный период (как показывает практика это в основном краткосрочные периоды длительностью от одного до шести месяцев);

- соглашение по ценам на определенный срок между потребителями и

производителями товаров (при посредничестве государства или без него);

- фиксированные цены с нормированием потребления или производства (исключительная номенклатура товаров и услуг, имеющих особую социальную значимость).

· Субсидирование цен на конкретные, отдельные виды товаров (избирательно в исключительных случаях на отдельные товары, группы и/или виды товаров). Это:

- субсидирование цен по ставкам на единицу натурального товара;

- субсидирование цен в процентах к обороту;

- субсидирование разницы в ценах.

Эти методы могут применяться как к фиксированным ценам, так и к плавающим ценам, складывающимся при равновесии спроса и предложения.

· Применение акцизного налогообложения на конкретные, отдельные виды товаров. (избирательно в соответствии с законодательством). Это:

- применение акцизного налога по ставкам на единицу натурального товара;

- применение акцизного налога в процентах к обороту;

- применение акцизного налога в виде разницы в ценах;

Аналогично субсидированию цен акцизное налогообложение может применяться как к фиксированным ценам, так и к плавающим ценам, образующимся в результате равновесия спроса и предложения.

· Установление предельных цен на конкретные группы или виды товаров (избирательно в исключительных случаях). Это:

- установление предельных цен в расчете на единицу продукта или его эффективную единицу;

- установление предельных цен на продукцию в расчете на единицу основного потребляемого сырья или материала, основного комплектующего изделия.

· Целенаправленная социальная защита малообеспеченных слоев населения и социальные гарантии (сфера охвата социальной политики в соответствии с законодательными актами). Это:

- целенаправленные социальные субсидии малообеспеченным категориям населения;

- поддержание фиксированных цен, предельных цен по отдельным видам потребительских товаров и услуг первой необходимости;

- бесплатное предоставление (гарантированное) населению некоторых товаров и услуг, имеющих особую социальную значимость;

- индексация денежных доходов и сбережений населения с учетом роста цен.

- поддержание ценовых паритетов;

- согласование потребительских цен с профсоюзами, потребительскими обществами и другими организациями потребителей.

· Экологическая политика в части цен, налогов, и платежей (сфера экологического регулирования окружающей среды). Это:

- переход к рыночной системе цен и платежей за землю, природные ресурсы;

- поэтапное введение штрафных платежей, санкций за вредные выбросы и загрязнения и другой ущерб, причиняемый окружающей среде, соответствующих полному возмещению потерь, причиненных населению и окружающей среде.

· Применение нормативов при определении цен реализации товаров (исключительное применение в строго определенной среде). Это:

- установление предельных нормативов рентабельности к себестоимости при определении цены на конкретные товары;

- установление предельных нормативов рентабельности к фондам по предприятиям, применяемых при формировании цен на выпускаемую ими продукцию.

· Индексация цен (в ограниченной области, четко определенной

законодательно или постановлениями правительства). Это:

- установление фиксированного (предельного) темпа роста цен;

- индексация фиксированных цен на товары, услуги в зависимости от изменения цен на основную сырьевую составляющую или комплектующие изделия;

- индексация установленных государством или муниципальным органом цен с целью поддержания принятого паритета по отношению к ценам на смежные товары-субституты, или цены на товары, формирующие издержки индексируемых цен;

- одновременная индексация цен и доходов.

· Использование фондов регулирования цен (бюджетного, специального) для поддержания разницы в ценах потребителя и производителя (в сфере действия фондов). Это:

- поддержание разницы в ценах потребителя и производителя с использованием бюджетных субсидий;

- поддержание разницы в ценах потребителя и производителя с использованием фондов регулирования цен.

· Мониторинг, прогнозирование (определенные показатели и номенклатура товаров). Это:

- статистическое наблюдение за ценами и создание соответствующего банка данных;

- анализ, проведение экспертиз и прогнозирование цен.

· Контроль за ценами (сфера административного регулирования). Это:

- контроль за соблюдением законодательства по ценам и ценообразованием;

- координация деятельности государственных и муниципальных органов регулирования цен.

В настоящий момент времени основными нормативными документами, определяющими и разграничивающими полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на внутреннем рынке являются Указ Президента РФ от 28.02.1995 года № 221, постановление Правительства РФ от 7.03.1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".

Основными методами регулирования цен являются установление фиксированных цен (тарифов), предельных торговых надбавок, предельных коэффициентов повышения цен, предельного уровня рентабельности, согласование цен с регулирующим органом.

В случае, если установленная регулирующим органом - Администрацией области цена (тариф) ниже экономически обоснованной, то из средств областного бюджета предусмотрена выплата дотаций. Аналогично покрываются убытки предприятий, связанные с предоставлением отдельным категориям населения ценовых льгот (скидок). В сумме на эти цели в областном бюджете ежегодно предусматривается не менее 100 млн. рублей.

 

Регулирование цен (тарифов) на услуги естественных монополий

Наиболее важной сферой государственного регулирования остается деятельность локальных естественных монополий.

Отметим, что политика заниженных тарифов на товары и услуги естественных монополий снижает издержки остальных отраслей реального сектора, повышает их конкурентоспособность и создает стимулы к росту, но консервирует моральное и физическое старение инфраструктурных отраслей, высокую энергоемкость потребителей их продукции и услуг.

С другой стороны политика завышенных тарифов на товары и услуги естественных монополий стимулирует энергосбережение экономики, способствует эффективной перестройке инфраструктурных отраслей, формирует новую экономику, но, если эту политику провести раньше, чем окрепнут другие отрасли, можно подорвать возобновившийся рост.

В большинстве развитых стран (США, Великобритания, Франция и др.) тарифное регулирование естественных монополий основано на следующем: регулирование рентабельности (rate of return regulation), участие в прибыли (profit-sharing regulation), RPI-X регулирование, конкуренция за рынок (вместо конкуренции на рынке).

В случае регулирования рентабельности цена обеспечивает безубыточность работы предприятия при условии, что регулирующий орган устанавливает ее исходя из анализа экономически обоснованных затрат. Однако, в данном случае отсутствует мотивация к снижению издержек и происходит неоправданное наращивание производственных активов, так как уровень цены прямо пропорционален величине

амортизации и прибыли:

,

P - цена, С - издержки, К - капитал, r - рентабельность капитала.

При этом не стоит сбрасывать со счетов и некоторую субъективность оценки "необходимого уровня " рентабельности.

В случае, если важно оценить эффективность использования вложенного капитала, а также получить некоторую экономию за счет снижения издержек необходимо "завязать" уровень цены с показателями инфляции (RPI-X регулирование):

 

1= Р0 * (RPI - X)

где 1 - цена в отчетный период, Р0 - цена в базовый период, RPI - индекс потребительских цен, X - корректирующий индекс.

При таком подходе формирования цены явно прослеживается стимул к увеличению эффективности производства. Однако, неясны перспективы капиталовложений. К примеру, если при установлении цены на следующий регулируемый период используются фактические данные капиталовложений, а не планировавшийся уровень инвестиций, т.е. если предприятие инвестировало более эффективно в отчетном периоде и затратило на это меньше средств, то в следующем регулируемом периоде соответствующая составляющая цены будет уменьшена. Как выход - наращивание объема основных средств.

Как и в случае определения "необходимого уровня" рентабельности, так и при определении X (корректирующий индекс), вопрос объективной оценки их величин остается наиболее "узким".

Поэтому более логичным кажется участие регулирующего органа в доли прибыли (profit-sharing regulation). Тогда при установлении цены используются прогнозируемые издержки предприятия. Далее, если по данным мониторинга фактические затраты меньше прогнозных, то уровень цены снижается на величину пропорционально полученной "сверхприбыли". Таким образом, фактическая прибыль доводится до величины прогнозной. При таком способе регулирования требуется четко организовать мониторинг фактических затрат, прибыли предприятий.

В отсутствии конкуренции на рынке для монополиста предлагается введение совершенно нового подхода к регулированию

ценообразованием, а именно замена в данном случае конкуренции на рынке конкуренцией за рынок. К примеру, на рынок допускается тот претендент, который предлагает наилучшее соотношение цены и качества. В данном случае регулирующим органом создаются реальные конкурентные стимулы.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.