Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инвестиционная политика регионов




ЛЕКЦИЯ 15

 

Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

- экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;
- величиной имеющегося производственного потенциала;

- природно-климатическими условиями;

- оснащенностью сырьевыми ресурсами;

-географическим местонахождением и геополитическим положением;
- состоянием окружающей среды;

- демографической ситуацией;

- привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Создание эффективной системы управления инвестиционным процессом в целях укрепления экономического и финансового потенциала области является одной из основных задач органов исполнительной власти.

Рассмотрим управление инвестиционным процессом в регионе на примере Астраханской области.

Почти 8 лет назад Губернатором области была поставлена задача обеспечения экономического роста за счет привлечения инвестиций в экономику. Решение этой задачи предполагалось за счет привлечения внебюджетных источников инвестиций для реализации конкретных инвестиционных проектов. Вместе с тем, существующая в те годы финансовая система не стимулировала банки для вложения средств в эти проекты.

Поэтому первоначально преимущественным видом государственной поддержки инвестиционной деятельности являлись государственные гарантии регионального бюджета, предоставляемые при реализации инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, что сделало возможным привлечение кредитных ресурсов банков. В 1997 году Администрацией области были приняты решения о выдаче обязательств поручительства 23 предприятиям под кредиты банков на 700 млн. деноминированных рублей.

Особенно следует отметить открытие кредитной линии ЕБРР под гарантию Администрации области для финансирования предприятий ЗАО «Нефтезачистной комплекс «Юг-Танкер» - на завершение строительства комплекса зачистки нефтефлота и ОАО «Комбинат хлебопродуктов» - для реконструкции комбината. Эти проекты послужили катализатором активизации инвестиционного процесса в области. Вместе с тем, назревала необходимость в создании условий для повышения инвестиционной активности самих предприятий. Совершенствование инвестиционной политики потребовало создания серьезной законодательной нормативной базы. В частности, был разработан и принят Закон «Об инвестиционной деятельности в Астраханской области», в развитие которого принят целый блок законодательных нормативных актов, составляющих основу нынешнего регионального инвестиционного законодательства. В Законе впервые были определены формы государственной поддержки, основным инструментом которой является налоговое стимулирование предприятий путем присвоения инвестиционным проектам статусов «особо важный» и «одобренный Администрацией области». За 1998-2005 годы статус «инвестиционный проект, одобренный Администрацией области» присвоен 46 проектам, среди которых наиболее крупные: «Восстановление стекольного производства на территории Астраханской области (ОАО «Астраханьстекло»); «Строительство второй очереди пионерного причала морского порта Оля» (Морская администрация порта «Астрахань»); «Стратегическая программа реконструкции и развития ГУП «Астраханский морской рыбный порт» (ГУП «Астраханский морской рыбный порт»).

Использование налоговых льгот, которые можно рассматривать как финансирование инвестиционных проектов из регионального бюджета, позволяло предприятиям облегчить условия реализации проекта и сократить срок его окупаемости. Вместе с тем, представляемые гарантии и налоговые льготы были направлены на оказание поддержки проектам, реализуемым по инициативе предприятий. Однако необходимость активизации экономического роста, обеспечения сбалансированности развития всех отраслей экономики требовало от региональных властей перехода от поддержки инвестиционных проектов к стимулированию реализации проектов, инициируемых Администрацией субъекта Федерации, исходя из общей концепции развития его экономики. Таким инструментом стал Бюджет развития, закон о котором принят в 2001 году, посредством которого Администрация области стала соинвестором инвестиционных проектов. Это позволило мобилизовать средства частных инвесторов, значительно превышающие объемы расходов Бюджета развития, в чем и заключается мультипликативный эффект инвестиций.

В развитие пакета инвестиционных законов в области создана необходимая нормативная база. Разработаны положения о предоставлении государственных гарантий и статусов «особо важный» и «одобренный Администрацией», а также по каждому из видов государственной поддержки в рамках Бюджета развития, в которых четко описан порядок и критерии отбора проектов. Подготовлены документы, облегчающие инвестору разработку бизнес-планов, положение об аккредитации консалтинговых фирм, занимающихся их разработкой, система контроля за использованием бюджетных средств и другие. Важную роль в активизации инвестиционной деятельности играет совершенствование системы отбора проектов, обеспечение ее соответствия современным требованиям. В этой связи необходимо постоянно корректировать работу с инвесторами, уточнять приоритеты в критериях оценки эффективности капиталовложений. На первое место среди критериев отбора поставлен не срок окупаемости проекта, как принято по официальным российским методикам, а его социальные последствия: созданные или сохранённые рабочие места, налоги, поступающие в бюджеты различных уровней. Поддерживая проекты с этих позиций, область выигрывает гораздо больше путем получения синергетического эффекта. Сейчас в области создана система управления инвестиционным процессом, особенностями которой являются гибкость и разнообразие форм поддержки проектов. Достаточно проста и эффективна также и схема осуществления инвестиционного процесса, в которой используется принцип «одного окна». Для получения какого-либо вида государственной поддержки предприятию необходимо предоставить в Министерство экономического развития области строго определенный пакет документов, включающий бизнес-план инвестиционного проекта по установленной форме, разработанной в помощь заявителям. Кроме того должны быть представлены различные документы, позволяющие оценить финансовое состояние претендента, его способность отвечать по своим долгам. Остальная работа по организации сбора заключений, подготовке необходимых правовых актов и других документов осуществляется органами исполнительной власти области.

Разработка бизнес-плана, отвечающего требованиям как Администрации области, так и коммерческого банка, – довольно сложный и трудоемкий процесс и предприятиям-претендентам зачастую требуется профессиональная консультативная помощь. Поэтому в целях развития рынка консалтинговых услуг в регионе, а также, в целях защиты предприятий от контактов с некомпетентными и нечистоплотными фирмами, Правительство области проводит политику, направленную на формирование сети уполномоченных консалтинговых фирм. Порядок и условия аккредитации специализированных институтов, оказывающих услуги в области экономической, управленческой, информационной поддержки разработки и реализации инвестиционных проектов, определены соответствующим Положением и утверждены постановлением Губернатора области.

После получения от предприятия-заявителя пакета документов на получение государственной поддержки департамент экономического развития организует проведение многоканальной экспертизы бизнес-плана инвестиционного проекта в заинтересованных органах исполнительной власти. Результатом такой экспертизы является разработка сводного заключения, в котором отражается соответствие проекта основным критериям, влияющим на принятие решения: социальная и бюджетная эффективность проекта, создание новых рабочих мест, средняя заработная плата работников по проекту, наличие софинансирования из внебюджетных источников. Окончательное решение об оказании государственной поддержки инвестиционным проектам принимается Инвестиционным советом при Губернаторе области, который является постоянно действующим совещательным органом по вопросам реализации инвестиционной политики. В случае положительного решения Инвестиционного совета выпускается нормативный акт Губернатора области об оказании инвестиционному проекту государственной поддержки, осуществляемой в рамках соглашения между предприятием и Администрацией области, в котором отражены все аспекты сотрудничества двух сторон в ходе его реализации.

Правительство области осуществляет организационное сопровождение проектов с целью разрешения возникающих проблем в процессе реализации. Финансируя проект напрямую или через предоставление налоговых льгот, Правительство области вправе требовать от предприятия, получившего государственную поддержку, выполнения взятых на себя обязательств. С этой целью в течение всего срока действия государственной поддержки осуществляется постоянный мониторинг реализации инвестиционных проектов, отслеживается динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности, организуются выезды на предприятия. Это позволяет достаточно быстро выявлять факты нарушения условий соглашений со стороны предприятий и принимать соответствующие адекватные меры, вплоть до прекращения оказания государственной поддержки.

Таким образом, в рамках созданной в области системы инвестиционного регулирования инвестор практически на всех этапах проекта может воспользоваться какой-либо из форм поддержки. На этапе возникновения идеи и формирования инвестиционного предложения такой формой является информационное и организационное сопровождение проекта. На этапе реализации проекта предоставляются областные гарантии, участие в уставном капитале, субвенции для погашения процентов по банковским кредитам. На этапе выпуска новой продукции и выхода на проектную мощность предприятия в рамках проекта освобождаются от части выплаты налогов на прибыль и имущество в областной бюджет. Благодаря оказанной государственной поддержке в экономику области за 1997-2004 годы привлечены инвестиции в сумме 12,6 млрд. рублей. Таким образом, 1 рубль бюджетных средств, направленный на финансирование инвестиционных проектов, способствовал привлечению 111,8 рублей из других источников, что говорит об эффективности проводимой инвестиционной политики в области.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.