Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление пассивами и капиталом

Метод распределения активов (конверсии средств)

Сущность данного метода заключается в том, чтобы сопоставить по срокам и суммам активы и пассивы банка. Для этого источники и основные направления размещения средств группируются и сопоставляются таким образом, чтобы средства определенной группы пассивов размещались в определенные группы активов с учетом доходности вложений и поддержания ликвидности банка.

Данная модель предполагает, что количество ликвидных активов, необходимых банку для поддержания ликвидности, напрямую зависит от источников привлечения ресурсов. Поэтому при использовании данного метода поддержания ликвидности делается ставка на разграничение источников, за счет которых будет проводиться дальнейшее формирование активов банка, т. е. неустойчивые и краткосрочные пассивы - с целью поддержания мгновенной и текущей ликвидности банка - направляются в высоколиквидные активы, а более долгосрочные пассивы соответственно вкладываются в нее ликвидные, но более доходные активы, например, в кредитный портфель банка.

Применение метода конверсии средств отчасти снимает проблему определения срочной структуры активов, возникающей при использовании метода общего фонда. Временная структура активов определяется, исходя из имеющихся у банка ресурсов.

В банке создаются так называемые "центры ликвидности-прибыльности", через которые производится размещение имеющихся источников средств. Эти центры называют банками внутри банка, поскольку размещение средств из каждого центра осуществляется независимо от размещения средств из других центров.

Итак, на начальном этапе руководство банка должно определить принадлежность средств к различным центрам и определить порядок их размещения. Здесь немаловажное значение будут иметь такие показатели, как нормы обязательного резервирования, устанавливаемые Центральным банком, а также скорость оборота средств, так как они налагают определенные ограничения на дальнейшее распределение и инвестирование пассивов.

Итак, мы рассмотрели второй метод управления ликвидностью банка через управление его активами.

Его главным преимуществом является то, что под средства каждой группы пассивов фактически создается определенный резерв ликвидных активов, размер которого зависит от степени влияния данной группы пассивов на риск несбалансированной ликвидности. Этот метод позволяет банку поддерживать и планировать свою ликвидность, обеспечивая достаточно обоснованное размещение средств в активы в соответствии со срочностью пассивов, а также позволяет корректировать объемы привлечения и размещения средств в зависимости от значимости операций для банка, доходности активов, издержек на привлечение пассивов, рискованности размещения средств, стабильности ресурсной базы и других факторов.

К недостаткам метода конверсии средств можно отнести то, что применение на практике основного принципа (создание резерва ликвидных активов под определенную группу пассивов) приводит к уменьшению доли работающих активов, что, в свою очередь, ограничивает доходную базу банка и в дальнейшем может отрицательно сказаться на его развитии. Справедливости ради отметим, что по сравнению с методом общего фонда средств данный метод позволяет несколько снизить размер резервов ликвидных средств под обеспечение обязательств банка, так как в нем учитываются качественные различия групп пассивов.

Рассмотренные выше методы управления ликвидностью банка через управление его активами позволяют в общих чертах определить возможные направления политики банка. В реальных условиях данные модели управления ликвидностью требуют существенных дополнений с учетом накопленного опыта управления банком, внесения поправок, отражающих современную и прогнозируемую конъюнктуру рынка, а также действия факторов, оказывающих влияние на деятельность коммерческого банка. Очевидно, что для принятия конкретных управленческих решений необходимо провести финансовый анализ, после чего данные модели должны быть существенно усложнены и дополнены.

Более сложный и углубленный подход к управлению ликвидностью дает использование математических методов и информационных технологий. Такой подход позволяет учитывать воздействие и взаимодействие между собой многочисленных факторов, определяющих деятельность банка в целом и его ликвидность в частности. Он заключается в построении математических моделей, обеспечивающих комплексный анализ проблемы и повышение эффективности управления ликвидностью на основе получаемых выводов.

 

Пассивы коммерческого банка с определенной долей условности представляют собой финансовые ресурсы, обеспечивающие его функционирование (существование и деятельность). Существуют различные подходы к классификации пассивов банка. Согласно наиболее распространенным из них базовыми элементами являются:

- собственные, привлеченные и заемные ресурсы;

- капитал и обязательства банка.

В общем виде управление капиталом банка нацелено на достижение и поддержания его достаточности, что предполагает формирование определенной величины собственных средств (в соответствии с рядом нормативов и соотношений), необходимых для обеспечения адекватной базы роста (при расширении объемов проводимых банковских операций, при освоении новых видов банковских продуктов, новых рынков, отраслей, при увеличении рисков требуется рост капитала). С современных позиций банковского надзора России нормативные ограничения по размеру капитала банка установлены на:

активы, взвешенные с учетом риска;

обязательства;

риск на одного заемщика;

привлеченные средства населения;

приобретение акций других юридических лиц;

выдача гарантий, поручительств;

поглощение возможных убытков (т.е. создание своеобразного буфера, резервного фонда, страхующего банк от резкого ухудшения его положения при появлении ков и позволяющего ему проводить достаточно рисковые операции);

защита финансовых интересов вкладчиков и кредиторов банка в случае ликвидации

Управление капиталом включает приемы и методы, которые позволяют банку удерживать достаточный размер капитала и увеличивать его соотносительно активам, рискам, обязательствам и иным нормативным требованиям.

В их число входят:

- работа с акциями (выпуск, предложение, размещение, выкуп, в том числе с целью поддержания котировок, конвертирование акций в облигации и наоборот). Этот метод имеет как несомненные преимущества, например краткие сроки концентрации капитала, так и существенные недостатки. Например, новые эмиссии акций "размывают", снижают веса пакетов предыдущих эмиссий, и контрольный пакет может сформироваться уже у других сторон.

- управление доходами и политика дивидендов. Это позволяет обеспечить адекватный рост нераспределенной прибыли, подлежащей капитализации, при этом прибыли держателей акций остаются стабильными, укрепляясь количественно. Вместе чрезмерное увлечение капитализацией может привести к уменьшению дивидендов, соответственно и к снижению привлекательности акций банка, падению котировок.

- контроль за активами, направленный на минимизацию убытков и дополнительных расходов, т.е. отслеживание не приносящих доход или убыточных активов, а своевременная переоценка активов.

Пассивы как обязательства банка формируются в общем плане в виде депозитных вкладов с различными режимами и ограничениями, а также эмитированных и размещенных долговых ценных бумаг, причем их качественные характеристики зависят о действия множества формирующих, возмущающих и ограничивающих факторов.

Управление пассивами - обязательствами состоит, в первую очередь, в достижении оптимального сбалансированного влияния двух важнейших групп факторов – задач банка и интересов его клиентов (потребителей банковских продуктов). При этом должны учитываться и внешние воздействия - их необходимо отслеживать и по возможности нейтрализовывать.

Задачи банка в управлении пассивами сводятся к следующему.

1. Не допускать привлечения ресурсов, не приносящих доходы:

- не привлекать (количественно) лишние депозиты и ресурсы долговых ценных бумаг, которые на текущий или ближайший моменты невозможно разместить;

- не привлекать ресурсы, качественные характеристики, условия привлечения которых неадекватны требованиям рынка, затрудняют или вообще не позволяют их разместить;

- минимизировать привлечение тех типов депозитов, условия размещения которых предполагают повышенные резервные требования.

2. Изыскивать и предпочтительно привлекать кредитные ресурсы, в количестве и по качеству необходимые и достаточные для: а) проведения и развития (расширения активных операций; б) формирования альтернативных источников погашения обязательств банка (экстремальный денежный поток).

3. Изыскивать "дешевые" кредитные ресурсы по их качественным характеристикам, условиям привлечения и изъятия.

4. Осуществлять поиск и привлечение максимально "стойких" кредитных ресурсов.

5. Изыскивать и привлекать (или держать готовыми к привлечению) по возможности легкодоступные по своим качественным характеристикам кредитные ресурсы.

6. В процессе привлечения ресурсов соблюдать принцип информационного и страхового обеспечения.

Эти цели и задачи банка по управлению пассивами приходится, особенно на начальных и критических этапах жизненных циклов пассивных банковских продуктов, постоянно соотносить с интересами и общими требованиями потребителей банковских услуг - клиентов банка, а именно: доходностью; сохранностью; возвратностью.

Эти три общих требования считаются базовыми, классическими. Они в свою очередь реализуются рядом других условий и требований, среди которых можно выделить следующие:

- ликвидность (рыночность) представляет собой требование оформления вклада с использованием таких финансовых инструментов (документы, ценные бумаги), которые позволили бы клиенту обеспечить возвратность средств при реализации их третьему лицу, получать дополнительный доход, использовать его в расчетных операциях, применять в качестве залога;

- соответствие сроков реализации предлагаемых банком пассивных продуктов периоду оборота активов клиента, потребностям накопления, циклам характерных колебаний ставок финансового рынка и т.д.;

- адекватная банковская политика в области защиты вкладов от досрочного изъятия (применение стимулирующих принципов, или политика умеренно жестких санкций);

- соблюдение интересов организационного характера, которые состоят в то что, кроме прочего, вклад или депозит в банке открывал широкий доступ к другим банковским продуктам и услугам;

- адекватность качественных характеристик (условий) депозитов целям вложений клиентов (текущие расчеты, накопления, доходы и т.д.);

- повышение имиджа в предпринимательской среде как клиента банка;

- возможность конверсии типа и характеристик пассивных продуктов в завис мости от потребностей клиентов (вклад до востребования - срочный - сберегательный; облигации - акции и т.д.).

Кроме описанных выше базовых сфер управления пассивами следует отслеживать, а при необходимости и возможности нейтрализовывать влияние управляющих факторов внешней среды, а именно: состояние денежного обращения в стране, дефицит свободных денежных средств; управленческие воздействия органов банковского надзора и регулирования; территориальные и социальные условия и ограничения; межбанковская конкуренция; сфера влияния банка.

Качественные характеристики пассивных банковских продуктов, по которым осуществляются балансировка и корректировка вышеперечисленных факторов и процентное управления пассивами в общем виде сводится к следующему: размер, величина привлекаемых ресурсов; сроки привлечения; тип вкладчика, отрасли, территории; режим и порядок возврата; величина и порядок начисления процентов; вид процентов, возможности и причины их изменения; порядок оформление документов и оплата услуг по предоставлению пассивных банковских услуг; наличие и комплекс сопровождающих и дополнительно предоставляемых услуг; возможности и условия конверсии характеристик договора займа; режим и жесткость защиты от досрочного изъятия средств и т.д.

Формирование этих качественных характеристик осуществляется на базовых принципах политики диверсификации.

Управление пассивами, как и управление активами проводится в двух главных направлениях:

- управление качеством конкретного банковского продукта;

- управление портфелем банковских продуктов.

Управление качеством конкретного банковского продукта состоит в формирован поддержании - и необходимой или вынужденной - корректировке его качественных характеристик.

Управление портфелем банковских продуктов предполагает, что их конкретные качественные характеристики относительно стабильны, хотя бы на фиксируемый срок. При этом управленческие воздействия направлены на управление составом - формирование структуры портфеля, тщательный анализ и отбор каждого конкретного продукта, включаемого в портфель.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод общего фонда средств | Управление рисками
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.