Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Челябинск




Курс лекций

Финансовый менеджмент

К. В. Кардапольцев

 


СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие, сущность, цели, задачи и информационная основа финансового менеджмента.......................................................................................................................... 3

1.1 Понятие, сущность, цели и задачи финансового менеджмента............ 3

1.2 Информационная основа финансового менеджмента........................... 6

1.3. Составление аналитической отчетности............................................... 8

1.4 Основные показатели финансового менеджмента............................... 19

1.5 Математические основы финансового менеджмента.......................... 22

2. Финансовый анализ: сущность и концептуальные основы..................... 32

2.1 Сущность и порядок проведения финансового анализа.................... 32

2.2 Методика финансового анализа деятельности предприятия.............. 37

3. Сущность левериджа в финансовом менеджменте.................................. 62

3.1 Эффект финансового левериджа (рычага).......................................... 65

3.2 Эффект операционного левериджа (рычага)...................................... 79

3.3 Операционный анализ.......................................................................... 81

3.4 Взаимодействие финансового и операционного левериджа.............. 98

Совокупный риск предприятия................................................................. 98

4 Политика управления оборотным капиталом предприятия.................. 101

4.1 Политика управления запасами предприятия................................... 101

4.2 Политика управления дебиторской задолженностью предприятия 110

4.3 Политика управления денежными средствами предприятия........... 118

4.4 Политика управления кредиторской задолженностью как источника формирования оборотных активов................................................................................... 125

5 Ценовая политика предприятия.............................................................. 132

5.1 Оценка рыночных условий и выбор модели ценовой политики предприятия 132

5.2 Методы определения базовой цены в рамках ценовой политики предприятия 138

5.3 Управление ценами на предприятии................................................. 143

1. Понятие, сущность, цели, задачи и информационная основа финансового менеджмента

1.1 Понятие, сущность, цели и задачи финансового менеджмента

В настоящее время в современной российской и зарубежной экономической литературе предлагается несколько определений финансового менеджмента.

Американские и западноевропейские экономисты определяют финансовый менеджмент как управление финансами фирмы, имеющее своей главной целевой функцией максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов, имущества акционеров, чистых активов в расчете на акцию, прибыли и т.д.

В условиях российского рынка предприятия могут иметь различные интересы в отношении величины и динамики прибыли, ее распределения, а также иных направлений традиционных для финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент – это наука и искусство управления финансами предприятия, направленная на достижение его стратегических и тактических целей.

Финансовый менеджмент дает необходимый набор методов для достижения тех целей, которые ставит перед собой предприятие.

Финансовый менеджер должен уметь выбрать методы, соответствующие поставленным целям, и практически их применить.

В российской школе финансового менеджмента имеются некоторые специфические черты:

1. Сочетание западноевропейской алгоритмизации и прагматизма в конкретных финансовых вычислениях и американского концептуального подхода к снижению всех видов рисков.

2. Детальное исследование особенностей практического применения методов финансового менеджмента в условиях инфляции, в условиях неритмичного производства, выхода из кризиса, а также при осуществлении процедур банкротства.

3. Выявление и разработка частных направлений финансового менеджмента различных субъектов бизнеса: банков, страховых компаний, различных инвестиционных институтов и т.д.

Принципы и методы финансового менеджмента носят универсальный характер, однако адаптация к условиям российского рынка является отдельной задачей науки финансового управления.

Сущность и значение финансового менеджмента раскрывается через следующие цели и задачи, решаемые финансовым менеджером на предприятии:

4. Финансирование деятельности предприятия:

- определение рациональной структуры пассивов предприятия (соотношения между заемным и собственным капиталами) с учетом допустимого уровня финансового риска и, таким образом, обоснование решения об изменении собственного капитала и изменении заимствований;

- определение дивидендной политики (расчеты по распределению чистой прибыли на вознаграждение инвесторов, с одной стороны, и самофинансирование развития и наращивания собственных средств, с другой стороны);

- формирование рациональной структуры заемного капитала по форме (кредиторская задолженность, кредит, облигационный заем), срокам (краткосрочные, долгосрочные) и стоимости.

5. Определение финансовой стороны эксплуатации активов:

- определение основных направлений расходования средств в соответствии со стратегическими и тактическими целями предприятия;

- формирование рациональной структуры активов;

- регулирование массы и динамики финансовых результатов с учетом приемлемого уровня предпринимательского риска.

6. Осуществление стратегии финансового менеджмента:

- проведение инвестиционной политики;

- осуществление анализа инвестиционных проектов хозяйственного и финансового характера;

- отбор наилучших инвестиционных проектов с последующим финансовым мониторингом их практической реализации.

7. Осуществление тактики финансового менеджмента:

- осуществление комплексного оперативного управления оборотными активами (денежными средствами, дебиторской задолженностью, запасами сырья и готовой продукции) и краткосрочными обязательствами (кредиторская задолженность и краткосрочные пассивы);

- анализ ценовых и прочих маркетинговых решений с точки зрения их влияния на финансовые результаты.

8. Рациональное сочетание стратегии и тактики финансового менеджмента:

- финансовое прогнозирование и планирование;

- определение финансовых перспектив развития предприятия, выявление и упреждение неблагоприятных тенденций.

9. Осуществление внутреннего финансового контроля:

- анализ данных бухгалтерского и оперативного учета, а также отчетности предприятия, пользуясь ими как материалом для оценки результатов деятельности предприятия, всех его подразделений и самого себя, и как информационной базой для принятия финансовых решений.

10. Налоговое планирование – минимизация и распределение налоговой нагрузки по периодам.

11. Рациональная политика рисков:

- сочетание видов деятельности с различным уровнем риска;

- внешнее страхование;

- самострахование.


1.2 Информационная основа финансового менеджмента

Информационное обеспечение процесса управления финансами – совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических процедур, обеспечивающих финансовую сторону деятельности компании.

 

Рисунок 1 – Информационная база финансового менеджмента

Сведения регулятивно-правового характера включают в себя законы, постановления и другие нормативные акты, положения и документы, определяющие, прежде всего, правовую основу финансовой деятельности организаций, финансовых институтов, рынка ценных бумаг. Сюда относятся, например, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», указы Президента по организации рынка ценных бумаг, постановления и распоряжения Правительства РФ. Информацию этого блока необходимо принимать в расчет прежде всего потому, что представленные в нем документы носят обязательный для исполнения характер.

Финансовые сведения нормативно-справочного характера включают нормативные документы государственных органов (Министерства финансов РФ, Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др.), международных организаций и различных финансовых институтов, содержащие требования, рекомендации и количественные нормативы в области финансов к участникам рынка. В качестве примера можно привести Положение о выплате дивидендов по акциям и процентов по облигациям, сообщения Минфина РФ о различных процентных ставках, о составе отчетности и принципах ее представления и т.п.

Третий блок включает бухгалтерскую отчетность, которая в условиях рынка является наиболее информативным и надежным источником, характеризующим имущественное и финансовое положение компании. Как правило, отчетность доступна аналитику не сама по себе, а в составе годового отчета. В настоящее время годовые отчеты хозяйствующих субъектов во многих случаях уже не являются коммерческой тайной и при необходимости с ними можно ознакомиться, обратившись в органы статистики.

Система подготовки и представления статистических данных в финансовой сфере имеет исключительную важность для становления и развития рыночных отношений. Основу этого блока составляют сведения финансового характера, публикуемые органами государственной статистики, биржами и специализированными информационно-аналитическими агентствами. Данный блок является наиболее существенным для принятия решения в области управления финансами, в частности, информация этого блока особенно важна для юридических и физических лиц, прямо или косвенно занимающихся операциями на рынке ценных бумаг.

Несистемные данные включает в себя сведения, либо не имеющие непосредственного отношения к информации финансового характера (официальная статистика, имеющая общеэкономическую направленность, данные аудиторских компаний, внутренняя и внешняя от­четность управленческого аппарата компаний и т.п), либо формирующаяся вне какой-либо устойчивой информационной системы (данные, публикуемые в различных средствах массовой информации, неофициальные данные, информация, почерпнутая в ходе личных контактов, и т.п.).

По своим аналитическим возможностям рассмотренные источники информации можно разделить на две большие группы:

1. источники, характеризующие собственно имущественное и фи­нансовое положение компании;

2. источники, характеризующие окружающую среду (прежде всего правовая среда, рынок ценных бумаг).

Основу первой группы составляет бухгалтерская отчетность, основу второй группы – статистическая финансовая информация.

Организация информационного обеспечения может быть построена по-разному, в зависимости от финансовых, технических и других запросов и возможностей хозяйствующего субъекта. Например, создание и постоянная актуализация собственной информационной базы, использование одной из централизованных баз типа системы «Гарант», сочетание информационных возможностей сторонних организаций и собственных источников данных и др.

1.3. Составление аналитической отчетности

Внутренней информационной основой финансового менеджмента являются учет и отчетность, внешней – мониторинг внешней среды.

Финансовая отчетность – это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и результатах деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период.

Финансовый учет, в свою очередь, обобщает данные производственного учета, которые накапливаются и используются предприятием для внутреннего пользования.

В условиях рыночной экономики у предприятия, с одной стороны, возникает потребность в наличии своевременной и полной информации для принятия управленческих решений и оценки их результатов. С другой стороны, предприятие должно предоставлять информацию для реальных и потенциальных инвесторов, а также для государства. Соответственно, пользователи финансовой отчетности условно разделяются на две основные категории: внутренние и внешние.

К внутренним пользователям относится управленческий персонал предприятия.

Среди внешних пользователей выделяется две основные группы: пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности предприятия и пользователи, опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия.

К первой группе относятся:

- нынешние и потенциальные собственники предприятия;

- нынешние и потенциальные кредиторы;

- поставщики и покупатели;

- государство (прежде всего, фискальная система);

Ко второй группе относятся:

- аудиторские службы;

- консультанты по финансовым вопросам;

- биржи ценных бумаг;

- регистрирующие и другие госорганы;

- законодательные органы;

- юристы;

- пресса и информационные агентства;

- профсоюзы и др.

Различие между некоторыми внешними пользователями первой группы и внутренними пользователями в ряде случаев несущественно, что приводит, для них, к расширению внешней отчетности и нивелированию ее различий с внутренней.

Одной из основных проблем, возникающих у финансовых менеджеров в нашей стране, при внешнем анализе деятельности других предприятий, является проблема недостоверности финансовой отчетности, предоставляемой органам государственной налоговой инспекции.

Большинство предприятий принимает те или иные меры по снижению объема налоговых платежей, по обеспечению возможности распоряжения средствами предприятия в обход существующих законодательных нормативов, по достижению тех или иных целей во взаимоотношениях с органами власти и собственными акционерами. Все это приводит к тому, что имеющаяся официальная бухгалтерская отчетность, как правило, не вполне отражает реальное экономическое положение и динамику развития хозяйствующих субъектов. Указанная проблема усугубляется тем, что зачастую предприятия используют несколько юридических лиц для обслуживания своей деятельности.

В результате на практике возникает необходимость верификации и корректировки существующей отчетности для обеспечения ее достоверности и адаптации, чтобы иметь возможность корректно и эффективно применять методы финансового менеджмента.

Информация включается в отчетность исходя из определенных принципов учета:

1. Принцип двойной записи. Каждая операция записывается дважды: в дебет одного счета и в кредит другого.

2. Принцип экономической единицы учета. Хозяйствующий субъект, идентифицируемый в отчетности, отделяется от его собственников и других субъектов.

3. Принцип периодичности. Предприятие должно периодически отчитываться перед заинтересованными сторонами о результатах своей деятельности.

4. Принцип непрерывности. Предприятие предполагает действовать достаточно долго, в соответствии с целями своей деятельности.

5. Принцип денежной оценки. Денежный измеритель используется в качестве универсального.

6. Принцип соответствия доходов отчетного периода расходам отчетного периода. В данном периоде отражаются только те расходы, которые обусловили получение доходов этого отчетного периода.

В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию:

1. Оптимальное соотношение затрат и выгод. Затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от предоставления этих данных.

2. Принцип осторожности. Документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и занижения оценки обязательств.

3. Конфиденциальность. Отчетность не должна содержать данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.

Отчетная информация группируется в укрупненные статьи – элементы финансовой отчетности: активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Все элементы отчетности группируются в формы отчетности, основные из которых – «Баланс» и «Отчет о прибылях и убытках». Помимо унифицированной внешней отчетности существуют также разнообразные формы внутренней отчетности, основанные на внутреннем управленческом учете.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.