Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы построения бюджетной системы




Бюджетная система основана на принципах:

  1. Единства бюджетной системы РФ. Означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов РФ и местных бюджетов.
  2. Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Означает закрепление соответствующих видов доходов (частично или полностью) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, региональными органами власти и органами местного самоуправления.
  3. Самостоятельности бюджетов. Означает

§ Право законодательных органов государственной власти и органов государственного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

§ Наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ;

§ Законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

§ Право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

§ Недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

§ Недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

  1. Полноты отражения дохо­дов и расходов бюджетов – означает, что все доходы и расходы бюджетов и бюджетов ГВФ и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
  2. Сбалансированности бюджета. Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
  3. Эффек­тивности и экономности использования бюджетных средств. Означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
  4. Гласности.

§ Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноты представления информации о ходе исполнения бюджетов;

§ Обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедуры рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия.

  1. Дос­товерности бюджета. Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реальности расчета доходов и расходов бюджета.
  2. Адресности и целевого характера бюджет­ных средств. Означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

46.Понятие "бюджетного федерализма".

Бюджетный федерализм — это автономное функционирование бюджетов отдельных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанное на следующих основных принципах:

- самостоятельность бюджетов разных уровней;

- закрепление за каждым уровнем власти и управления собственными источниками дохода, а также право самостоятельно определять направления их использования; недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в бюджеты более высоких уровней;

- право на компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления; право предоставления налоговых льгот только за счет собственных доходов и т. д.;

- законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;

- соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания нижестоящих бюджетов);

- нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставление финансовой помощи;

- наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управления, достижения взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий субъектов федерации должен полностью соответствовать объему ответственности по расходам, закрепленным за данным уровнем государственной власти. На практике между бюджетными расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв, который необходимо покрывать за счет доходных источников, находящихся в распоряжении бюджета более высокого уровня.

С теоретической точки зрения модель бюджетного федерализма действует наиболее эффективно при наличии следующих условий:

- если разграничены полномочия между всеми уровнями власти по расходам и доходам;

- если уровни власти наделены достаточными фискальными ресурсами для реализации своих полномочий;

- если с помощью бюджетных трансфертов обеспечивается сглаживание дисбалансов с целью достижения определенных стандартов в государственных услугах на территории всей страны.

Сущность бюджетного федерализма как концепции бюджетного устройства заключается в нормативно-законодательном установлении бюджетных нрав и обязанностей двух равноправных сторон - федеральных и региональных органов власти и управления, а также правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.