Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансы




Кредит

 

Вопросы:

1 Ссудный и ростовщический капитал.

2 Источники формирования ссудного капитала.

3 Принципы кредитных отношений.

4 Функции кредита.

5 Формы кредита.

 

Накопленные деньги концентрируются в кредитной системе, используются ею как ссудный капитал и приносят доход владельцу.

Историческим предшественником ссудного капитала был капитал ростовщический, который появился одновременно с имущественной дифференциацией в обществе, с зарождением частной собственности. Богатство сосредоточивалось в одних руках, а потребности в деньгах испытывали производители. С помощью ссуд богатство превратилось в стоимость, приносящую доход, т.е. в капитал. Ростовщические ссуды выдавались под залог, а их характерной чертой было использование заемных средств в качестве покупательного и платежного средства, т.к. высокие ставки не способствовали использованию таких ссуд в производстве.

Развитие товарного производства постепенно привело к вытеснению ссудным капиталом ростовщического, однако ростовщичество как вид предпринимательской деятельности еще сохранилось.

Источниками формирования ссудного капитала выступают как временно свободные денежные средства государства, предприятий и населения, на основе договоров передаваемые во временное пользование посреднику за доход в виде процента, так и средства, временно высвобождающиеся из оборота промышленного и торгового капитала. Такое высвобождение происходит по нескольким причинам:

во-первых, процесс формирования амортизационного фонда происходит равномерно по мере поступления выручки от реализации продукции, а расходование средств этого фонда - периодически и одномоментно;

во вторых, поступление выручки от реализации продукции во времени не совпадает с фактическим осуществлением затрат на производство;

в-третьих, нераспределенный остаток прибыли обычно капитализируется, т.к. для инвестиций обычно требуется крупный капитал, накапливающийся при неоднократном обороте промышленного капитала.

Отличительной особенностью ссудного капитала является то, что он всегда находится в денежной форме.

Кредитные отношения строятся на ряде общих и специфических принципов, важнейшим из которых является возвратность, как неотъемлемый атрибут кредита. Этот принцип выражает необходимость своевременного возврата кредитору заемных средств. Принцип срочности выражает необходимую форму достижения возвратности, т.к. срок представляет конкретный фактор времени, зафиксированный в договоре. (Частичным исключением являются онкольные ссуды, срок погашения которых договором не определяется).

Реализация принципа платности осуществляется через механизм банковского процента, ставка которого выражает цену кредита. Экономический смысл платы за кредит заключается в распределении дополнительно полученной за счет использования заемных средств прибыли между кредитором и заемщиком.

Принцип обеспеченности кредита выражает необходимость защиты имущественных интересов кредитора в случае нарушения заемщиком взятых на себя обязательств.

В современной банковской практике формы обеспечения ссуд достаточно многообразны, это залог, заклад, гарантия или поручительство, страховой полис, переуступка в пользу банка требований заемщика к третьему лицу и др. В ряде случаев кредитор может предоставлять необеспеченные (бланковые) ссуды.

Целевой характер кредита распространяется на большинство ссудных операций, выражая необходимость целенаправленного использования заемных средств.

Дифференцированный характер кредита выражает дифференцированный подход к клиенту, зависящий как от категории заемщика, так и от политики конкретного кредитора. Самый общий подход означает, что ссуда выдается только тем клиентам, которые в состоянии ее вернуть своевременно и уплатить за пользование ею. В мировой банковской практике основным объектом оценки при определении целесообразности и форм кредитных отношений служит кредитоспособность заемщика, т.е. прогноз его платежеспособности на ближайшую перспективу.

Место и роль кредита в экономической системе общества определяются выполняемыми им функциями.

Перераспределительная функция кредита осуществляется как мобилизация временно свободных денежных средств общества и их размещение в тех отраслях, которые нуждаются в заемном капитале и обеспечивают более высокую прибыль. Здесь через кредитный механизм происходит перелив капитала, а кредит выступает стихийным макрорегулятором экономики. Очевидно, что осуществление этой функции требует государственного регулирования, в первую очередь, определения экономических приоритетов с точки зрения общенациональных интересов.

Деньги являются важным элементом кредитных отношений, на основе кредита происходит экономия как самих денег, так и издержек обращения. Кредитные деньги сначала дополняли, а затем заменили полноценные действительные деньги, далее произошла постепенная замена наличных денег безналичными платежными средствами, что также означает экономию издержек по наличноденежному обращению. Кроме того, ускорение расчетов сокращает потребность в денежных средствах. Использование предприятиями заемных средств ускоряет процесс реализации, сокращает долю оборотных средств в сфере обращения, что способствует росту эффективности производительного капитала, а, следовательно, и экономии общих издержек.

Необходимым условием стабильного развития экономики и целью любой организации является ускорение процесса накопления капитала, его концентрация. Кредит создает основу для капитализации прибавочной стоимости более быстро, чем если бы предприятие накапливало средства индивидуально, без использования ссуд.

При обслуживании товарооборота кредит ускоряет как товарное, так и денежное обращение, вводя в сферу денежного обращения кредитные инструменты (векселя, чеки, кредитные карточки), упрощает механизм экономических отношений как на внутренних, так и на внешних рынках.

Традиционно кредит классифицируют исходя из двух базовых признаков: категория кредитора и заемщика, а также форма конкретной cсуды. На этой основе выделяют несколько достаточно самостоятельных форм кредита, каждая из которых может быть классифицирована дополнительно по нескольким параметрам.

Банковский кредит - наиболее распространенная в экономике форма кредитных отношений, объектом которой является предоставление в ссуду денежных средств. Банковские ссуды могут предоставляться исключительно специализированными кредитно-финансовыми организациями, имеющими лицензию. Классифицируется по срокам погашения, способам взимания ссудного процента, наличию обеспечения, целевому назначению, категориям заемщиков.

Коммерческий кредит - одна из первых форм кредитных отношений, представляет собой реализацию товаров или услуг с отсрочкой платежа под вексель. В хозяйственной практике используется простой вексель - соло и переводной вексель - тратта. Основные отличия от банковского кредита заключаются в том, что в роли кредитора могут выступать любые юридические лица; коммерческий кредит предоставляется только в товарной форме; ссудный капитал интегрирован с промышленным и торговым.

Потребительский кредит выступает как целевая форма кредитования физических лиц, причем в роли кредитора могут выступать как специализированные учреждения, так и любые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров и услуг. Потребительский кредит предоставляется как в денежной, так и в товарной формах.

Государственный кредит требует обязательного участия государства либо в роли кредитора, либо в роли заемщика. От лица государства в этих операциях выступают органы исполнительной власти различных уровней. Как кредитор государство через центральный банк осуществляет кредитование конкретных регионов и отраслей, а также коммерческих банков в процессе продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов. Как заемщик государство выступает в процессе размещения государственных займов или при осуществлении операций на рынке государственных ценных бумаг.

Международный кредит - это совокупность кредитных отношений на международном уровне, участниками которых могут выступать международные кредитно-финансовые организации, правительства государств и отдельные юридические лица. Может выступать как в товарной (во внешнеторговой деятельности), так и в денежной формах.

Кредит как экономическая категория используется как средство регулирования экономики. В рыночной экономике государственное регулирование кредита - необходимое условие эффективного воздействия на процесс общественного воспроизводства.

 

Вопросы:

1 Происхождение и сущность финансов.

2 Функции финансов.

3 Финансовый механизм.

4 Финансовая система.

5 Бюджетная система. Функции бюджета. Доходы и расходы бюджета.

6 Внебюджетные фонды.

7 Государственный кредит. Классификация госзаймов.

8 Фонды страхования, сущность страхования, функции страхования, отрасли страхования, размещение страховых резервов.

9 Управление финансами. Финансовая политика.

Финансы - еще одна экономическая категория в сфере товарно-денежных отношений. Их сущность и закономерности развития, роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. Финансы - историческая категория, они появились при разделении общества на классы с возникновением государства. Но лишь с развитием товарно-денежных отношений стало складываться современное представление о финансах.

Финансы выражают реально существующие в обществе экономические отношения, имеющие объективный характер; своеобразие этих отношений заключается в том, что они всегда имеют денежную форму. Деньги - обязательное условие существования финансов, однако, не всякие денежные отношения относятся к финансам, а лишь такие, при которых происходит реальное движение денежных средств, обособленно от движения товаров, обособление частной стоимости денег или их отчуждение. Такие денежные отношения характерны для второй стадии воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта. Материальными носителями финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые представляют собой денежные средства, формируемые у хозяйствующих субъектов и государства за счет денежных доходов, отчислений и поступлений и используемые через денежные фонды целевого назначения.

Таким образом, финансы представляют собой экономические отношения в денежной форме, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта, связанные с формированием фондов денежных средств и их использованием на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, социальное развитие, и для выполнения функций государства.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям: это экономический инструмент распределения и контроля, а также регулирования. Конечная цель распределения первичных и вторичных доходов заключается в развитии производительных сил, рыночных структур, укреплении государства и обеспечении высокого качества жизни народа. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением и использованием денежных фондов, в задачи контроля входит проверка соблюдения законодательных актов по финансовым вопросам, выполнения финансовых обязательств. Регулирующая функция в РФ развита слабо, она связана с вмешательством государства через финансовые инструменты. Функции финансов реализуются через финансовый механизм как часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм – это совокупность организационных форм финансовых отношений, финансовые методы и рычаги, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, формы и методы финансового контроля. Финансовая система государства – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. В РФ финансовая система состоит из пяти звеньев финансовых отношений, первые три из которых относятся к централизованным и используются для макроэкономического регулирования:

государственная бюджетная система;

внебюджетные специальные фонды;

государственный кредит;

фонды страхования;

финансы предприятий различных форм собственности.

Бюджетная система РФ включает в себя:

федеральный бюджет;

бюджет национально-государственных и административно-территориальных образований;

местные бюджеты, функционирующие автономно.

Ведущим звеном бюджетной системы является государственный бюджет, представляющий собой финансовый план государства, утверждаемый ежегодно парламентом как закон. Бюджет выражает экономические денежные отношения, возникающие в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Через него мобилизуются средства субъектов хозяйствования и населения для финансирования расширенного воспроизводства, решения социальных задач, для обеспечения функций управления государством, поддержания обороноспособности, погашения государственного долга, создания государственных резервов.

Основные функции бюджета:

- перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с субъектами хозяйствования и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда. В условиях рыночной экономки система доходных поступлений базируется на налоговой системе.

Расходы бюджета выражают экономические отношения, складывающиеся при распределении бюджетного фонда и использовании денежных средств в соответствии с основными функциями государства.

Превышение расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом, для покрытия которого могут использоваться как внутренние, так и внешние источники финансирования, соотношение которых зависит от бюджетной политики государства.

В условиях переходной экономики ограниченность финансовых ресурсов вызывает дополнительные потребности в их перераспределении, причем очень важно определить наиболее остро нуждающиеся участки развития и обеспечить целевое использование поступающих средств. Решение такой задачи достигается выделением из бюджета целевой части, например, земельных фондов, либо образованием внебюджетного фонда целевого назначения. В бюджетной системе РФ используется оба способа.

Внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и целевого использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования определенных общественных потребностей и расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Порядок образования и использования внебюджетных фондов регулируется финансовым правом.

По целевому назначению различают социальные и экономические внебюджетные фонды, по уровню управления – государственные и региональные.

Между государством и юридическими и физическими лицами в процессе общественного производства могут складываться такие экономические отношения, в которых государство выступает или заемщиком, или кредитором, или гарантом. Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита, совмещает их особенности. Как звено финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование централизованных денежных фондов. Как финансовая категория государственный кредит выполняет и распределительную и контролирующую функции. Проводя ту или иную финансовую политику, государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики: выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на заемные средства и этим способствует росту цены кредита, что сокращает инвестиции в производство, но стимулирует накопления в форме приобретения государственных ценных бумаг.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков: по месту размещения – на внутренние внешние, по субъектам – на размещаемые центральными и территориальными органами власти, по сроку - на кратко-, средне-, долгосрочные, по методу определения дохода – на обязательства с твердым или плавающим доходом.

Управление государственным кредитом в РФ осуществляют совместно Министерство финансов и Центральный банк.

Составной частью категории финансы является экономическая категория страхование, отличительная особенность которого заключается в том, что оно охватывает только сферу перераспределительных отношений.

Под страхованием понимают совокупность замкнутых перераспределительных отношений по формированию и использованию целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба в связи с последствиями страховых случаев.

По форме проведения страхование может быть обязательным и добровольным; обязательное осуществляется в силу закона в соответствии с общественной целесообразностью, добровольное осуществляется в силу закона на основе заключаемых договоров.

Сущность страхования проявляется в его функциях, они позволяют выявить его особенности. Финансы как уже сказано, выражают свою сущность через распределительную функцию; она находит свое специфическое проявление в функциях страхования:

Рисковая. Именно в рамках этой функции происходит перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования.

Предупредительная. Часть средств страхового фонда используется на уменьшение степени и последствий страхового риска.

Контрольная. Выражает строго целевое формирование и использование средств страхового фонда. Проявляется как в условиях страховых договоров, так и одновременно с другими функциями в конкретных страховых отношениях.

К отраслям страхования относят:

имущественное страхование;

личное страхование;

страхование ответственности.

Имущественное страхование защищает интересы страхователя, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом. Личное страхование представляет собой форму социальной защиты жизни, здоровья, трудоспособности граждан и укрепления их материального благосостояния. Особое место в этой отрасли занимает медицинское страхование. Страхование ответственности защищает как интересы самого страхователя, так и интересы третьих лиц, которым гарантируются выплаты за возможный ущерб, причиненный им вследствие действий страхователя. Наиболее распространенный вид такого страхования – страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств; наиболее актуальный и сложный – страхование ответственности заемщика за непогашение кредита.

Специфика движения финансовых ресурсов в страховании связана с тем, что в течение обусловленного договором времени в распоряжении страховщика находятся временно свободные от обязательств средства, которые могут быть инвестированы в целях получения дополнительного дохода. Размещение страховых резервов осуществляется на общепризнанных принципах диверсификации, возвратности, ликвидности и прибыльности. В РФ страховые организации могут инвестировать средства в государственные ценные бумаги, банковские вклады, ценные бумаги акционерных обществ, права собственности на долю в уставном капитале, недвижимое имущество, валютные ценности.

Управление финансами в РФ осуществляют законодательно – Федеральное Собрание, исполнительно – Министерство финансов и его органы на местах, главное управление федерального казначейства как подразделение Министерства финансов, контроль осуществляют Министерство по налогам и сборам и Федеральная служба налоговой полиции, исполнение таможенного законодательства обеспечивает Государственный таможенный комитет, руководство внебюджетными фондами осуществляют их правления и исполнительные дирекции, надзор за деятельностью страховых организация – соответствующее управление в составе Министерства финансов.

Финансовая политика представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения своих функций. Содержание финансовой политики включает разработку общей концепции и определение задач, создание финансового механизма и управление финансовой деятельностью его посредством. Различают директивный и регулирующий финансовый механизм, первый разрабатывается для финансовых отношений с участием государства, второй определяет организацию финансовых отношений на предприятиях.

К задачам финансовой политики можно отнести:

обеспечение условий для формирования финансовых ресурсов;

рациональное распределение и использование финансовых ресурсов;

использование финансовых методов для регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов;

разработка адекватного финансового механизма и его развитие.

Финансовая политика государства – относительно самостоятельная сфера его деятельности, взаимосвязанная с другими составляющими экономической политики – кредитной, ценовой, денежной, внешнеэкономической.

Развитие государства обусловливает изменение финансовой политики. Принято выделять три типа:

Классическая основана на трудах А.Смита и Д.Рикардо, на невмешательстве государства в экономику, на свободной конкуренции, использовании рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов; характерна для большинства государств до 20-х годов ХХ века.

Развитие производственных сил обусловило переход к регулирующей политике в конце 20-х годов ХХ века на основе теории Дж.Кейнса; основной инструмент этой политики – государственные расходы, формирующие дополнительный спрос;

С конца 70-х годов в большинстве стран используется неоконсервативная регулирующая политика, ограничивающая вмешательство государства и признающая главной задачу стимулирования сбережений как источника инвестирования;

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах с административно-командной системой управления экономикой, ее целью является максимальная централизация финансовых ресурсов в руках государства для последующего распределения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.