Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Государственный бюджет




 

1. Социально-экономическая сущность Государственного бюджета.

2. Бюджетная система и бюджетное устройство.

3. Бюджетный процесс.

 

1. Социально-экономическая сущность Государственного бюджета

Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования централизованных государственных фондов, называются бюджетными отношениями (от англ. Budget –чемодан, мешок с деньгами).

Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение – по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений.

К числу их особенностей относятся следующие:

- государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже – национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

- пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями.

Государственный бюджет, как экономическая категория, выражает систему экономических отношений между государством и субъектами экономики по поводу распределения совокупного общественного продукта и национального дохода путем формирования централизованного общественного фонда денежных средств, предназначенного для осуществления общегосударственных мероприятий.

Сущность государственного бюджета как экономической категории проявляется путем реализации его функций.

Функции бюджета:

распределение и перераспределение национального дохода и общественного продукта;

реализация конкретной экономической политики – стимулирование и регулирование экономики;

финансовое обеспечение социальной политики;

контроль над использованием централизованных денежных фондов общества.

Благодаря первой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Вторая – обеспечивает экономический рост страны и повышение благосостояния населения. Третья – обеспечивает реализацию социальной политики, прежде всего в сфере поддержки малообеспеченных слоев населения. Четвертая – позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны. Составляемый в форме баланса доходов и расходов государственный бюджет может выступать действенным орудием общегосударственного финансового контроля.

Процесс составления и исполнения бюджета строится на определенных принципах:

участие всех членов общества в формировании доходов бюджета;

соответствие расходов доходам;

расходование средств в меру фактических потребностей путем экономного использования ресурсов по целевому назначению.

В новых условиях хозяйствования меняются направления вложения бюджетных средств. Большое значение приобретают государственные инвестиции в прогрессивные отрасли экономики, в обеспечение стратегических направлений ее развития, создание необходимой производственной инфраструктуры и обеспечение социальных потребностей населения.

 

2. Бюджетная система и бюджетное устройство

Основы бюджетной системы Украины, ее структура, принципы, правовые начала функционирования, основы бюджетного процесса, межбюджетных отношений и ответственность за нарушение бюджетного законодательства определены Бюджетным кодексом Украины, принятым 21.06.2001 г. № 2542 – III.

Бюджетная система государства – совокупность государственного бюджета и местных бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориальных устройств и урегулированная нормами права.

Составными элементами бюджетной системы являются ее структура, принципы построения и организация функционирования.

Структура бюджетной системы определяется бюджетным устройством, которое основано на административно-государственном устройстве Украины. В настоящее время в Украине насчитывается 13,3 тыс. самостоятельных бюджетов.

Бюджетная система Украины состоит из Государственного бюджета и местных бюджетов.

Государственный бюджет Украины является основным финансовым планом государства, утверждаемым Верховной Радой Украины и имеющим статус Закона. Через Государственный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории Украины. Кроме того, за счет средств Государственного бюджета покрываются затраты на содержание органов государственного управления, на оборону, оказывается помощь местным бюджетам, происходит обслуживание государственного долга, создание государственных резервов.

Совокупность показателей бюджетов, используемых для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства, называется консолидированным (сводным) бюджетом Украины.

Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимосвязь между ее отдельными звеньями.

Бюджетное устройство определяет компетенцию соответствующих органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета и распределению средств между бюджетами.

Бюджетное устройство Украины определяется с учетом государственного устройства и административно–территориального деления Украины.

Органы власти различных уровней посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

Бюджетная система Украины основывается на следующих принципах:

Единство бюджетной системы Украины. Оно обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Принцип сбалансированности – полномочия не осуществление расходов бюджета должны соответствовать объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период.

Самостоятельности бюджетов всех уровней. Она обеспечивается закреплением за бюджетом Автономной Республики Крым и бюджетов местного самоуправления соответствующих источников доходов, правом определения направлений их использования согласно действующему законодательству, правом самостоятельно рассматривать и утверждать соответствующие бюджеты. Бюджет любого уровня несет ответственность только по своим обязательствам.

Принцип полноты требует отображения в бюджете всех доходов и расходов.

Принцип обоснованности - бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития государства и расчетах поступлений в бюджет и расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с утвержденными методиками и правилами.

Принцип эффективности – при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижению максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств.

Принцип субсидиарности – распределение видов расходов между государственным бюджетом и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении оказания общественных услуг к их непосредственному потребителю.

Принцип целевого использования бюджетных средств – бюджетные средства должны использоваться только на цели, определенные бюджетными назначениями.

Справедливость и непредвзятость распределения общественного богатства между гражданами и территориальными громадами.

Принцип публичности и прозрачности – Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решения по отчету об их исполнении принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими советами.

Каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия или бездействие на каждой стадии бюджетного процесса.

С целью достижения целостности бюджетных категорий доходов и расходов и для обеспечения взаимосвязи между функциональными назначениями и экономическим характером расходов бюджета Министр финансов Украины утверждает бюджетную классификацию, а также изменения к ней и информирует об этом в обязательном порядке Верховную Раду Украины.

Бюджетная классификация – единое систематизированное группирование доходов, расходов (в том числе кредитование за вычетом погашения) и финансирования бюджета по признакам экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устройства и другим признакам в соответствии с законодательством и международными стандартами.

Бюджетная классификация имеет следующие составные части:

классификация доходов бюджета;

классификация расходов (в том числе кредитования за вычетом погашения) бюджета;

классификация финансирования бюджета;

классификация долга.

Доходы бюджета классифицируются по разделам:

налоговые поступления;

неналоговые поступления;

доходы от операций с капиталом;

трансферты - средства, полученные в бюджет от других органов власти различного уровня, других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе.

Классификация расходов бюджета:

функциональная;

ведомственная (на ее основе определяется перечень главных распорядителей бюджетных средств);

экономическая:

- текущие расходы;

- капитальные расходы;

- кредитование за вычетом погашения, т.е. операции, связанные с предоставлением средств из бюджета на условиях срочности, платности, возвратности, в результате которых возникают обязательства перед бюджетом, и операции, связанные с возвратом этих средств в бюджет;

программная – применяется при формировании бюджета по программно-целевому методу.

Классификация финансирования бюджета – определяет источники получения финансовых ресурсов, необходимых для покрытия дефицита бюджета, и направления расходования финансовых ресурсов, образовавшихся в результате профицита бюджета (к этой категории относятся платежи по погашению основной суммы долга). Она осуществляется по признакам:

финансирование по типу кредитора – по категориям кредиторов или владельцев долговых обязательств;

финансирование по типу долговых обязательств – по средствам, используемым для финансирования дефицита или профицита.

Классификация долга систематизирует всю информацию обо всех долговых обязательствах государства, Автономной Республики Крым, местного самоуправления. Долг классифицируется по типу кредитора и типу долговых обязательств.

Составные части бюджета:

Общий фонд бюджета:

все доходы бюджета, кроме тех, которые предназначены для зачисления в специальный фонд;

все расходы бюджета за счет поступлений в общий фонд бюджета;

финансирование общего фонда бюджета.

 

Специальный фонд бюджета:

бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений;

гранды и подарки, полученные распорядителями бюджетных средств на конкретную цель;

разница между доходами и расходами специального фонда бюджета.

Передача средств между общим и специальным фондами бюджета разрешается только в пределах бюджетных назначений путем внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины или решения соответствующего совета.

Платежи за счет специального фонда осуществляются в пределах средств, поступивших в этот фонд на соответствующую цель.

Создание внебюджетных фондов органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями не допускается.

Принятие Государственного бюджета Украины или бюджета Автономной Республики Крым, городского бюджета на соответствующий бюджетный период с дефицитом разрешается при наличии обоснованных источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Бюджет Автономной Республики Крым и городские бюджеты могут приниматься с дефицитом исключительно в части дефицита бюджета развития. Дефицит данных бюджетов покрывается за счет заимствований. Утверждение бюджетов других уровней с дефицитом не допускается.

Профицит Государственного бюджета утверждается исключительно с целью погашения основной суммы долга.

Источниками финансирования дефицита бюджета являются внутренние и внешние заимствования. Заимствования используются для финансирования текущих расходов государства только, когда это необходимо для сохранения общего экономического равновесия.

Министр финансов Украины с целью экономии средств и эффективности их использования имеет право выбрать кредитора, вид займа и валюту заимствования.

Расходы на погашение обязательств по долгу осуществляются в соответствии с кредитным соглашением и нормативно-правовыми актами, по которым возникают долговые обязательства государства, Автономной Республики Крым или местного самоуправления, независимо от объема средств, предусмотренных на эту цель в соответствующем бюджете.

Эмиссионные средства НБУ не могут быть источником финансирования дефицита Государственного бюджета Украины.

Величина основной суммы долга государства не должна превышать 60 % фактического годового валового внутреннего продукта Украины.

Кабинет Министров Украины в лице Министра финансов Украины, Совет министров Автономной Республики Крым в лице Министра финансов Автономной Республики Крым и городские советы в лице руководителей их исполнительных органов могут предоставлять гарантии по выполнению долговых обязательств субъектам. Эти гарантии предоставляются лишь на условиях платности, срочности, имущественного обеспечения и встречных гарантий, полученных от других субъектов. В случае невыполнения юридическими лицами своих обязательств по погашению и обслуживанию предоставленных кредитов, привлеченных государством или под государственные гарантии, органы взыскания применяют механизм взыскания в порядке, предусмотренном для взыскания не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей.

3. Бюджетный процесс

Бюджетный процесс – это регламентированная нормами права деятельность, связанная с составлением, рассмотрением, утверждением бюджетов, их исполнением, рассмотрением отчетов об исполнении бюджетов, составляющих бюджетную систему Украины.

Государственный бюджет Украины составляется на год и утверждается законом Украины. Республиканский бюджет Автономной республики Крым, областные, городские, районные, районные в городах, сельские и поселковые бюджеты утверждаются Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующими местными советами народных депутатов.

Продолжительность бюджетного периода – один календарный год (с 1 января по 31 декабря). При особых обстоятельствах (введении военного положения, объявлении чрезвычайного положения в Украине или отдельных ее местностях) бюджетный период может быть иным.

Бюджетный процесс как специфическая деятельность по формированию и использованию общегосударственных фондов денежных средств является процессом непрерывным. Так в текущем бюджетном году составляются и утверждаются отчет об исполнении бюджета предыдущего года и проект бюджета на следующий год.

Участниками бюджетного процесса являются органы и должностные лица, наделенные бюджетными полномочиями, которыми признаются их права и обязанности.

Для осуществления программ и мероприятий, проводимых за счет средств бюджета, бюджетные ассигнования предоставляются распорядителям бюджетных средств – бюджетным учреждениям в лице их руководителей, уполномоченных на получение бюджетных ассигнований, принятие бюджетных обязательств и осуществление расходов из бюджета.

Бюджетное ассигнование – полномочие, предоставленное распорядителю бюджетных средств в соответствии с бюджетным назначением на принятие бюджетного обязательства и осуществление платежей с конкретной целью в процессе исполнения бюджета.

Бюджетное назначение – полномочие, предоставленное главному распорядителю бюджетных средств бюджетным кодексом, законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, которое имеет количественные и временные ограничения и разрешает предоставлять бюджетные ассигнования.

Бюджетное обязательство – какое-либо осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги либо осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.

По объему предоставленных прав распорядители бюджетных средств делятся на:

главных распорядителей бюджетных средств;

распорядителей бюджетных средств низшего уровня.

При принятии Государственного бюджета каждый представленный законопроект оценивается экспертами Комитета Верховной рады Украины по вопросам бюджета относительно влияния на доходную и расходную часть бюджета. Ни одно из изменений законодательства не должно привести к увеличению государственного долга и государственных гарантий, размер которых установлен законом о Государственном бюджете Украины. Законы Украины, влияющие на формирование доходной и расходной части бюджетов, должны быть официально обнародованы до 15 августа года, предшествующего плановому. В ином случае нормы данных законов применяются не ранее начала бюджетного периода, следующего за плановым.

Логически бюджетный процесс одного года можно разбить на следующие стадии:

Составление проектов государственного и местных бюджетов.

Рассмотрение и принятие закона о Государственном бюджете, решений о местных бюджетах.

Исполнение бюджетов.

Подготовка и рассмотрение отчета об исполнении бюджета и принятие решений по нему.

На всех стадиях бюджетного процесса осуществляются финансовый контроль, аудит и оценка эффективности использования бюджетных средств.

Рассмотрим основные этапы подробнее.

Составление проекта бюджетов предусматривает следующий порядок работы:

1) разработка Основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины;

2) Министр финансов Украины на их основании и анализа исполнения бюджета в текущем бюджетном периоде определяет общий уровень доходов и расходов бюджета и дает оценку объема финансирования планируемого бюджета;

3) Кабинет Министров Украины вносит предложения в проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период по показателям, определенным законом;

4) НБУ до 1 апреля представляет в Верховную Раду Украины и Кабинет Министров Украины проект основных принципов денежно-кредитной политики и сметы доходов и расходов НБУ на следующий бюджетный период;

5) за 4 рабочих дня до начала проведения парламентских слушаний по вопросам бюджетной политики на следующий бюджетный период, Кабинет Министров Украины представляет в Верховную Раду Украины проект Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период;

6) до 1 июня в Верховной Раде Украины проходят парламентские данные слушания, где принимается постановление об одобрении Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период;

7) для подготовки предложений проекта Государственного бюджета Украины Министерство финансов Украины разрабатывает и доводит до главных распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов;

Бюджетный запрос – документ, подготовленный главным распорядителем бюджетных средств, содержащий предложения с соответствующими обоснованиями по объему бюджетных средств, необходимых для его деятельности на следующий бюджетный период.

1. Главные распорядители бюджетных средств организуют разработку бюджетных запросов;

2. Министерство финансов Украины проводит анализ бюджетных запросов и принимает решение о включении бюджетного запроса в предложение проекта Государственного бюджета Украины;

3. Министерство финансов Украины представляет проект закона о Государственном бюджете Украины Кабинету Министров Украины;

4. Кабинет Министров Украины представляет проект Закона вместе с соответствующими материалами Верховной Раде Украины до 15 сентября.

Рассмотрение и принятие бюджетов предполагает такие этапы:

1. на пленарном заседании Верховной Рады Украины Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета докладывает о соответствии проекта закона о Государственном бюджете Украины требованиям бюджетного кодекса, Основным направлениям бюджетной политики на следующий бюджетный период и предложениям Верховной Рады Украины к последним;

2. Верховная Рада Украины или отклоняет проект Закона - тогда Кабинет Министров Украины в недельный срок дорабатывает и повторно подает проект закона, или принимает его к рассмотрению;

3. до 1 октября (6 октября, если проект бюджета был принят к рассмотрению после повторного представления) проект закона рассматривается народными депутатами Украины, комитетами, депутатскими фракциями и группами Верховной Рады Украины;

4. последние формируют свои предложения к проекту закона и передают их в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета;

5. Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета до 15 октября (20 октября) рассматривает предложения и готовит Заключения и предложения к проекту Закона;

6. Аппарат Верховной Рады Украины распространяет данные документы среди народных депутатов Украины;

7. на первом чтении проекта закона Председателем Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета представляет Заключения и предложениям к проекту закона;

Принятие решения по Заключениям и предложениям к проекту закона о Государственном бюджете Украины считается принятием проекта закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении (до 20-25 октября).

1. Кабинет Министров Украины в двухнедельный срок готовит и представляет до 3 (8) ноября проект закона о Государственном бюджете Украины, доработанный в соответствии с Бюджетными заключениями Верховной Рады Украины;

2. на втором чтении Министра финансов Украины и Председатель бюджетного Комитета Верховной Рады Украины представляют доработанный проект;

3. до 20 ноября на втором чтении обязательно принимаются и не подлежат рассмотрению в третьем чтении: общий объем дефицита (профицита), доходов и расходов Государственного бюджета Украины на следующий бюджетный период, объем межбюджетных трансфертов и другие положения, необходимые для формирования местных бюджетов;

4. до 25 ноября на третьем чтении проекта закона проводится голосование по статьям проекта, которые не были приняты во втором чтении, и по проекту в целом.

Закон о Государственном бюджете Украины принимается Верховной Радой Украины до 1 декабря года, предшествующего плановому.

Если до начала нового бюджетного периода не вступил в силу закон о Государственном бюджете Украины, Кабинет Министров Украины имеет право осуществлять расходы Государственного бюджета Украины с определенными законом ограничениями.

Закон о Государственном бюджете Украины публикуется для общего сведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.