Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Налоги и налоговая система

Понятие и функции налогов, их классификация.

Налоговая система. Структура налоговой системы Украины.

 

 

1. Понятие и функции налогов, их классификация

Налог – обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки.

Налог выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств с целью их использования государством.

Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями – фискальной, экономической и социальной.

К настоящему времени сформировались две концепции налогообложения.

Первая – налогоплательщики должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, вторая – налоги должны зависеть от размера доходов. На практике используются обе концепции, на разные государства применяют их исходя из социально-экономической политики в целом.

К элементам налога относятся: субъект налога, объект обложения, источник налога, единица обложения, налоговая ставка, налоговый оклад, налоговые льготы и порядок исчисления и уплаты налога.

Субъектом налога является плательщик налога – юридические и физические лица, на которых, согласно законам Украины, возложена обязанность уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи).

Объектом налогообложения являются имущество, доходы или операции (виды деятельности), наличие которых дает основание для обложения их субъекта налогом:

доходы (прибыль),

добавленная стоимость продукции (работ, услуг),

стоимость продукции (работ, услуг), в том числе таможенная стоимость или ее натуральные показатели,

специальное использование природных ресурсов,

имущество юридических и физических лиц,

другие объекты, определенные законами Украины о налогообложении.

Источник налога – доход или стоимость имущества, из которого уплачивается налог.

Единица обложения представляет собой единицу измерения объекта обложения. Она может выражаться в стоимостной или натуральной форме.

Налоговая ставка – величина налога, взимаемого с единицы обложения.

Различают следующие ставки (нормы) налога:

твердая – устанавливается в неизменяемой сумме на единицу обложения;

пропорциональная – ставка не изменяется при изменении дохода;

прогрессивная – увеличивается с увеличением дохода;

регрессивная – уменьшается при возрастании дохода.

Налоговый оклад представляет собой сумму налога, которая уплачивается субъектом с объекта обложения.

Налоговые льготы могут устанавливаться в виде освобождения отдельных объектов от налогообложения или взимание налогов по пониженным ставкам.

Налогооблагаемая база – доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Определяется он путем вычета из валового дохода налогоплательщика разрешенных законодательством налоговых льгот.

Порядок исчисления и уплаты налогов устанавливается действующим законодательством.

Классифицировать налоги можно по нескольким признакам:

1) По объекту обложения различают:

прямые – устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика;

косвенные – включаются в виде надбавки в цену товара (тарифа на услугу) и оплачиваются потребителем.

Прямые налоги в свою очередь классифицируются:

по объектам налогообложения:

а) реальные – уплачиваются с отдельных видов имущества:

поземельный;

подомовой;

промысловый;

налог на ценные бумаги;

б) личные – взимаются с юридических и физических лиц у источника дохода или по декларации:

подоходный налог;

налог на прибыль;

налог на доходы от денежного капитала;

налог на наследство;

по субъектам налогообложения:

а) налоги, уплачиваемые юридическими лицами:

налог на прибыль;

плата за воду;

рентные платежи и др.;

б) налоги, уплачиваемые юридическими и физическими лицами:

налог на землю;

налог с владельцев транспортных средств;

государственная пошлина;

налог на рекламу и др.;

в) налоги, уплачиваемые физическими лицами:

подоходный налог;

промысловый налог;

плата за патент частного предпринимателя и др.

Косвенные налоги классифицируются:

таможенные пошлины:

а) по происхождению:

экспортные;

импортные;

транзитные;

б) по целям:

протекционистские;

фискальные;

антидемпинговые;

фискальные монополии - применяются для монопольных производителей; в настоящее время заменены акцизным сбором:

на соль;

на табак;

на спички;

на спирт;

акцизы:

специфические – по отдельным видам товаров;

универсальные (налог с оборота, с продажи, НДС).

2) По видам субъектов получения налогов и сборов (обязательных платежей):

общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) – уплачиваются в общегосударственный бюджет;

местные налоги и сборы (обязательные платежи) – уплачиваются в местные бюджеты.

В Украине такая классификация установлена Законом Украины “О системе налогообложения”.

3) По целям использования:

общие – поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий;

специальные – имеют строго целевое назначение. Например, налог с владельцев транспортных средств, сбор в инновационный фонд и т.д.

 

2. Налоговая система. Структура налоговой системы Украины.

Совокупность разных видов налогов, основанная на определенных принципах методов исчисления и взимания, составляет налоговую систему страны.

Налоговая система Украины регламентируется Законом Украины “О системе налогообложения”, утвержденным Верховной Радой Украины № 39 от 25.06.91 года с последующими изменениями и дополнениями.

Закон регламентирует порядок установления и отмены налогов и сборов, дает определение основным категориям и понятиям налогообложения, устанавливает обязанности, права и ответственность плательщиков и финансово-кредитных учреждений и перечисляет виды налогов и сборов, взимаемых на территории Украины.

Согласно Закону Украины налоговая система в Украине строится на основании следующих принципов налогообложения:

стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности - введение льгот относительно налогообложения прибыли (дохода), направленного на развитие производства;

обязательность - установление норм относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, и установление ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства;

равнозначность и пропорциональность - взимание налогов с юридических лиц осуществляется в определенной части от полученной прибыли и обеспечение уплаты равных налогов и сборов (обязательных платежей) на равные прибыли и пропорционально больших налогов и сборов (обязательных платежей) - на большие доходы;

равенство, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации - обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования (юридических и физических лиц, включая нерезидентов) при определении обязанностей относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей);

социальная справедливость - обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения путем внедрения экономически обоснованного не облагаемого налогами минимума доходов граждан и применение дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, которые получают высокие и сверхвысокие доходы;

стабильность - обеспечение неизменности налогов и сборов (обязательных платежей) и их ставок, а также налоговых льгот на протяжении бюджетного года;

экономическая обоснованность - установление налогов и сборов (обязательных платежей) на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами;

равномерность уплаты - установление сроков уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов;

компетенция - установление и отмена налогов и сборов (обязательных платежей), а также льгот их плательщикам осуществляются соответственно законодательству о налогообложении исключительно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами;

единый подход - обеспечение единого подхода к разработке налоговых законов с обязательной определением налогоплательщика и сбора (обязательного платежа), объекта налогообложения, источника уплаты налога и сбора (обязательного платежа), налогового периода, ставок налога и сбора (обязательного платежа), сроков и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот;

доступность - обеспечение доходчивости норм налогового законодательства для налогоплательщиков и собрания (обязательных платежей).

Ставки налогов и сборов (обязательных платежей) устанавливаются Верховной Радой Украины, Верховным Советом Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с законами Украины о налогообложении и не изменяются в течение бюджетного года за исключением случаев, связанных с применением антидемпинговых, компенсационных и специальных мероприятий соответственно законам Украины.

Изменение налоговых ставок и механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей) не могут вводиться Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год.

К общегосударственным относятся следующие налоги и сборы (обязательные платежи):

налог на добавленную стоимость;

акцизный сбор;

налог на прибыль предприятий;

налог на доходы физических лиц;

таможенная пошлина;

государственная пошлина;

налог на недвижимое имущество (недвижимость);

плата (налог) за землю;

рентные платежи;

налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

налог на промысел;

сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;

сбор за специальное использование природных ресурсов;

сбор за загрязнение окружающей природной среды;

сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;

сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;

сбор в Государственный инновационный фонд;

плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;

сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

единый сбор, который справляется в пунктах пропуска через государственную границу Украины;

сбор за использование радиочастотного ресурса Украины;

сбор в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (начальный, регулярный, специальный);

сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию;

сбор за проведение гастрольных мероприятий.

Общегосударственные налоги и сборы (обязательные платежи) устанавливаются Верховной Радой Украины и взимаются на всей территории Украины.

Порядок зачисления общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) в Государственный бюджет Украины, другие бюджеты и государственные целевые фонды определяется согласно законам Украины.

Виды местных налогов, их граничные размеры и порядок исчисления определяются Декретом Кабинета Министров Украины от 20.05.93г. № 56-93.

К местным налогам и сборам (обязательным платежам) по состоянию на 01.01.2004 г. относятся:

Местные налоги:

налог с рекламы;

коммунальный налог;

налог с продажи импортных товаров.

Местные сборы (обязательные платежи):

сбор за парковку автотранспорта;

рыночный сбор;

сбор за выдачу ордера на квартиру;

курортный сбор;

сбор за участие в бегах на ипподроме;

сбор за выигрыш на бегах;

сбор из лиц, которые принимают участие в игре на тотализаторе на ипподроме;

сбор за право использования местной символики;

сбор за право проведения кино- и телесъемок;

сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей;

сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли;

сбор с собственников собак.

Местные налоги и сборы (обязательные платежи), механизм взыскания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами соответственно перечню и в границах предельных размеров ставок, установленных законами Украины.

 

Контрольные вопросы

В чем проявляется экономическая природа налогов, объективность их характера?

Каким образом можно классифицировать налоги?

На каких принципах строится налоговая система Украины?

Проанализируйте каждый принцип и приведите примеры его реализации и, наоборот, возможные последствия невыполнения.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. проф. Л.А. Дробозиной. -М.: ЮНИТИ, 2000. – 527 с.

2. Юрій С.І., Бескид Й.М. Бюджетна система України: Навчальний посібник. – К.; НІОС. 2000. – 400 с.

3. О системе налогообложения: Закон Украины от 25.06.91 № 39. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

4. О местных налогах и сборах: Декрет Кабинета Министров Украины от 20.05.93. №56-93. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

5. О налоге на добавленную стоимость: Закон Украины от 03.04.97. №168/97-ВР. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

6. О плательщиках и порядке уплаты акцизного сбора: Указ Президента Украины от 11.05.98. № 453/98 – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

7. Об акцизном сборе: Декрет Кабинета Министров Украины от 26.12.92. №18-92. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

8. Таможенный кодекс Украины. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

9. О едином таможенном тарифе: Закон Украины от 05.02.92. № 2097-XII. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

10. О налогообложении прибыли предприятий: Закон Украины от 28.12.94. №334-94-ВР. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

11. О налоге с доходов физических лиц: Закон Украины от 22.05.03. №889 – IV – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

12. О государственной пошлине: Декрет Кабинета Министров Украины от 21.01.93 № 7-93. – Режим доступа: http: // www. rada. gov. ua

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отчетность об исполнении бюджетов | Тема 6. Государственные внебюджетные и целевые фонды
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.