КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВОПРОС №9 Финансовая политика. Этапы финансовой политики
Фин. политика – определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства для обеспечения фин. ресурсами непрерывного воспроизводственного процесса и удовлетворения отдельных конкретных потребностей воспроизводства. Содержание фин. политики включает: выработку научно обоснованных концепций развития финансов; определение основных направлений их использования и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач фин. политика подразделяется на фин. стратегию и фин. тактику. Фин. стратегия определяет долговременный курс государства в области финансов и предусматривает решение крупномасштабных задач. Фин. тактика определяет решение задач конкретного этапа развития путем своевременной перегруппировки фин. ресурсов и изменения способов организации фин. связей. Содержание фин. политики, ее основные направления зависят от уровня развития науки, от роли государства в развитии общества и соответствующих теоретических концепций, определяющих степень участия государства в управлении экономикой и использовании отдельных инструментов реализации фин. политики. Реализацию фин. политики обеспечивает совокупность мероприятий государства, направленных на мобилизацию фин. ресурсов, их распределение и перераспределение для выполнения государством его функций и программ – долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. Фин. политика оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач. Результативность фин. политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторических условий и особенности жизни.
Этапы развития. До 20-х г.г. ХХ в. На фин. политику повлияла концепция политэкономистов А. Смита и Д. Рикардо, суть которой – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, отведение главной роли в регулировании хозяйственной жизни общества рыночным механизмам. Фин. политика, таким образом, направлялась на ограничение государственных расходов и налогов и на обеспечение равновесного бюджета государств. Из бюджета финансировались в основном расходы военные, управленческие и расходы по обслуживанию и погашению государственного долга. Доходы формировались в основном за счет косвенных налогов. Формировался бездефицитный бюджет. В конце 20-х г.г. ХХ в. возобладала кейнсианская теоретическая концепция, обосновывающая необходимость усиления роли государства в развитии экономики через вмешательство и регулирование циклического развития воспроизводственного процесса. Основным инструментом реализации такой фин. политики явились государственные расходы, направленные на создание новых рабочих мест, что способствовало повышению занятости населения и снижению безработицы, росту предпринимательской деятельности и формированию дополнительного спроса, увеличению национального дохода. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог по прогрессивным ставкам обложения. Допускалась возможность дефицитного бюджета. В 70-х г.г. особенности фин. политики определяются неоклассическим направлением экономической теории. Эта концепция не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и соц. сферу. Вмешательство осуществлялось не только непосредственно через доходы или расходы гос. бюджета, но и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг.
В настоящее время отдельные государства используют различные элементы как кейнсианской, так и неокейнсианской системы гос. регулирования. В советском государстве главный принцип фин. политики – финансовая централизация. Государство перешло от налоговой формы перераспределения нац. дохода к его прямому распределению в сфере производства и пере распределению через гос. бюджет. Государство монопольно регламентирует ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Этапы финансовой политики: 1) Накануне революции: Смена формы правления – республика; На экономику большое влияние оказывало государство, за счет этого рос государственный бюджет; Появление финансового капитала; Создание монополистических объединений; Развита банковская система; Увеличение государственного долга; Привлечение иностранных капиталов на содержание полиции, армии, флота, огромного бюрократического государственного аппарата; Доходы в форме налогов; Преобладание косвенных налогов (алкоголь, табак, золото, пушнина и т.п.); Рост цен; Рост спекуляции; Расходы государства покрывались за счет выпуска бумажных денег, а также внутренних и внешних займов; Увеличение инфляции и др. Доходы госбюджета в этот период формировались в основном за счет косвенных налогов – прогрессивно-подоходным и поимущественным, а также за счет прибыли от внешней торговли. Государство владело монополией на алкоголь, табак, золото, соль, пушнину, драгоценные материалы. 2) Революция 1917 года и Программа большевиков Единый бюджет, доходы которого основаны на налоговых поступлениях; Полный финансовый контроль со стороны государства; Национализация частных банков, банковское дело объявлено государственной монополией; Тотальный контроль государства над сферой обмена, производства и распределения всех ресурсов; Введена система продразверстки, предусматривающей обязательную сдачу крестьянами государству по твердым ценам всех излишков (сверх установленных норм на личные и хозяйственные нужды) хлеба и других продуктов. Проводилась в принудительном порядке;
Замена продразверстки продналогом; Рост товарооборота и расширение обмена; Большое количество налогов и др. Доходы госбюджета формируются за счет: Контрибуции с буржуазии; Чрезвычайного революционного единовременного налога других налогов с населения; Доходы от государственных хозяйств; Эмиссии бумажных денег. Распределение доходов: На оборону; На финансирование промышленности; 3. На социально-культурные мероприятия 3) НЭП Цель НЭП: развитие и расширение товарооборота; Частные капиталы устремились в торговлю; Централизация в руках государства материальных и финансовых ресурсов, ужесточение распределительной политики; Внутренние резервы минимальны Государственный сектор был малорентабельным Доходы государственного бюджета формируются за счет введения новых форм налога (единый с/х., промысловый, подоходно-имущественный); характерна многократность обложения. Налог взимается в виде % или долевого отчисления от произведенных продуктов (с учетом числа едоков, уровня урожая). Часть доходов идет на проведение таможенной валютной политик, целью которой является сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства. Коллективизация и индустриализация 1. Увеличение экспорта продукции, потребление которого собственным население было резко ограничено; 2. Дешевая избыточная рабочая сила; Создание колхозов, совхозов; Перекачивание средств из деревни в город. Формирование доходов: 1.Налоговые платежи: 1.налог с оборота и отчисления от прибыли 2. налоги с населения 2.Средства, предоставлявшиеся трудящимися государству в виде массовых внутренних займов 3.Накоплений социалистического хозяйства в распределение доходов: 1.на развитие народного хозяйства, 2.на науку, просвещение, подготовку кадров и здравоохранение 4. 100% доходов используется для хозяйственной деятельности 6) Финансовые реформы 30-х гг.
Свертывание НЭПа; Расширение чрезвычайных и административных методов управления экономикой; Первый пятилетний план; Складывание административно-командной системы управления; Второй пятилетний план; Голод; Налоговая реформа (сокращение количества налогов, упрощение методики расчета и порядка перечисления средств в бюджет; введение единого налога с оборота, заменившего 53 ранее действовавших) и др. Основной источник доходов – налог с оборота (обеспечивал твердый, устойчивый, равномерно поступающий источник дохода). Второй по величине – отчисления от прибыли хозяйствующих субъектов (28% прибыли оставалось на предприятии, из них 12% - на капитальные вложения, 5% - поощрительные фонды, 3% - на другие цели; 72 % прибыли вносилось в бюджет). Сохранялся с/х налог на предприятия. 7) Период ВОВ и восстановления народного хозяйства Создаются Фонд обороны и Фонд Красной Армии по инициативе трудящихся; Коренным образом изменилась структура расходов бюджета (ассигнования на оборону за годы войны составили 51% расходов); В период восстановления народного хозяйства проведена денежная реформа и отменена карточная система. Повысилась покупательная способность рубля, и укрепилось денежное обращение; В 1948—50 проведена реформа отпускных цен и ликвидирована система государственных дотаций Укрепление финансов позволило с 1958 отказаться от выпуска массовых займов, реализуемых по подписке. Доходы госбюджета формируются за счет: Увеличения поступлений от налога с оборота и отчислений от прибыли; Создания Фонда обороны страны (добровольные денежные и материальные взносы населения для нужд фронта); Государственных внутренних займов; Доходов от денежно-вещевых лотерей; Повышения ставок налогов с населения (до войны – 5 %, во время ВОВ - 13 %), изменение ставок с/хозяйственного налога. 8) Реформа 1965 г. 1.Были вновь образованы союзно-республиканские и общесоюзные министерства по отраслям промышленности; 2.Сократили число плановых показателей, устанавливаемых сверху; 3.Главным показателем становился рост объемов реализованной продукции предприятия; 4.Предусматривалось оценивать итоги хозяйственной деятельности по полученной прибыли (рентабельности производства) и выполнению заданий по поставкам важнейших видов продукции; 5.Для повышения роли экономического стимулирования была сделана попытка, усовершенствовать систему ценообразования в пользу низкорентабельных производств. Источники доходов государственного бюджета: фиксированные (рентные) платежи и свободный остаток прибыли. Деление прибыли на плановую (перечислялась в госбюджет) и сверхплановую (оставалась в распоряжении предприятия). Направления расходов: создание фондов экономического стимулирования, социально-культурных мероприятий, фондов развития производства, на расширение социалистического воспроизводства 9) Реформа 1979 г. 1.Создаются резервы на уровне отрасли; 2.Появляется огромное количество убыточных предприятий; 3.В объем реализованной продукции должна была включаться стоимость только тех видов продукции, которые предусмотрены хозяйственными договорами и заказ – нарядами и др. Формирование доходов: Поступления от социалистического хозяйства (91% доходов): - налог с оборота - платежи из прибыли - средства государственного социального страхования - подоходный налог с кооперации, колхозов и предприятий общественных организаций Поступления средств от населения (9% доходов): - государственные налоги Распределение доходов: 1. На народное хозяйство (50% расходов): - на промышленность и строительство - на сельское хозяйство 2. На социально-культурные мероприятия и науку (36,3% расходов) 3. На оборону (9,5% расходов). 10) Реформа 1983-84гг. Появление теневой экономики; Сокращение государственных полномочий в пользу расширения предприятий народного хозяйства; 3. Неблагоприятная демографическая ситуация, в следствии чего снижение удельного веса трудоспособного населения. Доходы формируются за счет налогов. Прибыль не делиться на сверхплановую и плановую, за счет этого увеличение доходов предприятий и, следовательно, увеличение налоговых поступлений. 11) Реформа 1985г. (перестройка экономики) Отказ от пятилетнего планирования; Использование всех имеющихся резервов для повышения производительности труда; Темпы роста НД и ПТ снизились; Увеличение государственного бюджета; Отмена монополии; Приватизация; Кризис банковской системы. Доходы госбюджета формируются за счет: Платы за производственные фонды; Отчислений от прибыли или дохода. Распределение доходов на: Реформирование хозяйственных отношений в промышленности; С/хозяйство и другие отрасли; Социально-культурные мероприятия и науку; На оборону. 12) Реформа 1990 г. (переход к рыночной экономике) Цель – рыночная экономика; Новая система налогообложения (введен НК РФ); Введение три формы налогообложения (общая, ЕНВД, УСНО); Приватизация гос. Собственности. Основные направления сокращения расходов бюджета: Капитальные производственные вложения, начатые объекты; Неосвоенный срок ассигнований; Расходы Министерства обороны и КГБ; Расходы, потерявшие целевое значение в связи с изменением ситуации; Дотации убыточным предприятиям; 13) Текущий момент Проведена массовая приватизация торговых, промышленных предприятий и сферы услуг; Колхозы и совхозы были в большинстве преобразованы в акционерные общества и фермерские хозяйства; Спад производства, рост цен, инфляция и безработица. Уровень внутреннего валового продукта (ВВП) за 1991—2000 гг. сократился по сравнению с 1990 г. на 40%; Спад инвестиционной деятельности, сопровождающийся оттоком российских капиталов за рубеж; Доходы госбюджета формируются за счет: Налога на прибыль и доходы (7,8%), налогов и взносов на социальные нужды (8,0%), налогов на товары, реализуемые на территории (23,8%), налогов на товары, ввозимые на территорию (12,4%), налогов, сборов, гос. пошлины (0,6%), доходов от ВЭ деятельности (27,6%) и др.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |