Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая система и налоговая политика




 

Налоговая система является сильнейшим оружием в руках государства, мощным рычагом перераспределения доходов, основным источником финансирования государственных расходов.

Налоги – это обязательные сборы, осуществляемые государством с физических и юридических лиц на основе соответствующего законодательства.

Основные функции налогов: 1) содержание органов врасти и управления; 2) защита определённых отраслей; 3) ограничение или фактический запрет на виды деятельности, вредные или опасные с точки зрения государства; 4) поощрение некоторых видов деятельности; 5) регулирование уровня экономической активности.

Налоговая система включает в себя следующие элементы:

Налогоплательщик – лицо, которое по закону должно уплачивать налог. Носитель налога – тот, кто фактически несёт налоговое бремя. Ценовой механизм позволяет лицу, формально вносящему налог в бюджет, перекладывать часть его на другое лицо.

Объект налога – то, что облагается налогом. Основными источниками налоговых поступлений являются доходы, товары, капитал.

Различают налоги на доходы юридических и физических лиц. К налогам на товары относят: налог на добавленную стоимость (НДС), налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины. Налогами на капитал являются следующие налоги: на наследство, на дарение, на имущество, на землю, на недвижимость, на продажу ценных бумаг.

Налоговая ставка – величина налога на единицу налогообложения.

Различают твёрдые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки. По форме поступления налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с каждого конкретного налогоплательщика согласно законодательству. Косвенные налоги собираются с покупателей через надбавку к цене товара или услуги.

При выполнении налогами функции поощрения определённых видов деятельности большую роль играют налоговые льготы. Наиболее известные: ускоренная амортизация; скидки на истощение месторождений; инвестиционный налоговый кредит. Суть первой льготы состоит в том, что предприятиям законодательно разрешается списывать на амортизацию часть выручки в размерах гораздо больших, чем реальный износ основного капитала. Повышение ставки амортизационных отчислений уменьшает размер прибыли, облагаемой налогом, ускоряет оборот основного капитала, способствует техническому совершенствованию производства. Вторая льгота вводится в добывающих отраслях и направлена на стимулирование инвестиций в эту сферу. Третья льгота по своей сути представляет финансирование государством частных капиталовложений и рассчитана на стимулирование замены устаревшего оборудования новой техникой. Этот налог рассчитывается в процентах к стоимости оборудования и вычитается из общей суммы налога, а не из облагаемого налогом дохода, что уменьшает на эту величину стоимость закупаемого производственного оборудования. Инвестиционный налоговый кредит увеличивает дефицит бюджета и инфляцию, однако его отмена, как показывает практика, уменьшает инвестиции и замедляет экономический рост.

Ещё А. Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:

1. Все юридические и физические лица, получающие доходы, обязаны делать налоговые отчисления на содержания государства, в котором они живут и работают, под защитой которого находятся.

2. Условия уплаты налогов должны быть точно определены (по срокам, способам, порядку, суммам платежа).

3. Время и способ взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика.

4. Порядок взимания налогов должен быть простым и дешёвым. Источники налоговых поступлений должны быть защищены от двойного (многократного) налогообложения.

В любом государстве и предприниматели, и потребители, и чиновники пытаются оценивать налоги с точки зрения справедливости и равенства их взимания: те, кто по существу равны, должны облагаться одинаковым налогом; равенство для равных и неравенство для неравных и т.п. Но что понимать под равенством в налогообложении? Может быть, равенство будет достигнуто, если каждый человек заплатит одинаковую для всех сумму налога? Очевидно, что это несправедливо в отношении лиц с низким уровнем доходов. Вряд ли справедливым можно считать подход, при котором с любого вида дохода забирается в виде налога одинаковый процент. Можно еще попытаться уравнять всех людей так, чтобы после уплаты налогов у всех оставалась на руках одинаковая сумма денег. Но кто после этого захочет лучше трудиться и зарабатывать больше?

Очевидно, что идеальной системы налогообложения, которая устраивала бы всех, не существует. Любая система – это определённый прагматический компромисс с разной степенью приближения к идеальным принципам. Само разнообразие существующих налогов – это попытка найти некоторое оптимальное состояние.

При оценке той или иной системы налогообложения (или даже отдельного налога) надо исходить из отношения суммы налога с дохода конкретного лица к величине этого дохода. При этом возможны три варианта:

а) пропорциональный налог. В этом случае, сумма налога с каждого человека пропорциональна его доходам;

б) прогрессивный налог. С ростом величины дохода процентная ставка налога увеличивается;

в) регрессивный налог. С ростом величины дохода процентная ставка налога снижается.

Пропорциональный налог взимается по твёрдой ставке к цене, пропорционально купленному количеству. Однако, например, в случае покупки какого-то товара первой необходимости (скажем, хлеба), потребление которого примерно одинаково в семьях с разными доходами, более бедные семьи при равной ставке налога с продаж будут отдавать большую (в процентном отношении) долю своих доходов. Выходит, налог на продажу таких товаров носит по сути дела регрессивный характер. Как показывает практика большинства развитых стран, косвенное налогообложение носит в основном регрессивный характер. Наоборот, подоходный налог почти всегда определяется как прогрессивный. Сложнее обстоит дело с налогообложением прибылей корпораций. Здесь многое зависит от конкретной страны, традиций, особенностей экономической ситуации.

Ещё одна классификация налогов – по субъектам, их взимающим. Различают федеральные, республиканские, местные налоги.

В идеале налоговая система должна учитывать как интересы физических и юридических лиц, так и интересы государства, общества в целом. Интересы отдельных лиц (как физических, так и юридических) в отношении налогов вполне понятны – чем меньше, тем лучше (хотя многие из них потом будут рассчитывать на помощь государства, одним из источников которой являются налоги). Интересы общества в целом, как принято считать, состоят в том, чтобы собрать как можно большую сумму налогов, во-первых, для сдерживания инфляции, во-вторых, для смягчения спада. Такой взгляд на проблему логично вытекает из анализа кейнсианской модели равновесия национального производства и занятости.

Однако крайне неустойчивое, с частыми спадами и высоким уровнем инфляции развитие экономики ведущих западных стран в 60-70-е гг. (получившее название «стагфляция») породило кризис кейнсианского регулирования, традиционные рецепты которого перестали срабатывать. В начале 80-х гг. Р. Рейган в США и М. Тэтчер в Великобритании в корне изменили государственную экономическую политику, сделав ставку на взгляды и рекомендации представителей неоклассического, либерального направления в экономической теории.

Неоклассики убеждены, что кейнсианское регулирование не могло справиться со стагфляцией потому, что в центре кейнсианской теории находится совокупный спрос. Как уже отмечалось, Дж.М. Кейнс и его последователи сосредоточились на анализе проблем безработицы, недостаточности совокупных расходов от их воздействия на эффективный спрос. Производственным же издержкам и совокупному предложению в кейнсианской модели отводится второстепенная роль.

В противовес кейнсианской теории представители неоклассического направления выдвинули теорию экономики предложения. По их мнению, экономические потрясения могут быть вызваны не только колебаниями совокупного спроса, но также и изменениями со стороны предложения. Они отмечали, что имевший место в 50-60-е гг. рост влияния государства вызвал увеличение налоговых поступлений в госбюджет как в абсолютных, так и в относительных размерах (доли налогов в национальном доходе). Вместо ожидавшегося антиинфляционного эффекта экономика многих развитых стран впала в состояние стагфляции, когда падение производства сопровождается высокой инфляцией. Как убеждены сторонники теории экономики предложения, это происходило потому, что рано или поздно большая часть налогов трансформировалась в издержки производителей и перекладывалась на потребителей в форме более высоких цен. Борясь с инфляцией спроса через рост налогов, правительства стимулировали инфляцию издержек.

Рост налоговых ставок оказывает негативное влияние на стимулы к труду, инвестированию, обновлению производства и принятию на себя предпринимательских рисков. Какой-то объём производства (предложения) будет недополучен потому, что кто-то из-за высоких налогов откажется от открытия собственного дела или от дополнительной работы. Стимулы к высокопроизводительному труду подрываются и многочисленными трансфертными (перераспределительными) программами. Такие программы отвращают от работы как тех, кто по ним получает помощь, так и тех, кто такие выплаты не получает.

Исходя из этих положений теории экономики предложения, была разработана экономическая политика рейгановской администрации (т.н. «рейганомика»). Она включала в себя 4 основных элемента:

а) замораживание и сокращение различных социальных программ;

б) сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства;

в) сдерживание роста денежной массы на уровне не инфляционном, но достаточном для экономического роста;

г) резкое снижение ставок личного подоходного налога и налога на прибыль корпораций.

Сегодня в России идет процесс становления современной налоговой системы. Налоговые преступления для государств с развитой рыночной экономикой — явление типичное и имеющее массовый характер. Для эффективной борьбы с преступностью в финансово-кредитной сфере правоохранительным органам необходима разработка целого комплекса мер по наведению порядка и создания системы контроля за экономикой, построенной по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами. Поэтому можно ожидать дальнейшего увеличения числа выявляемых преступлений в этой сфере.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.