Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естественнонаучные основы психики в теориях российских ученых




Естественнонаучными основами психологии выступают: 1. Естественнонаучная теория психической регуляции поведения И.М. Сеченова. 2. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. 3. Теория функциональных систем психики П.К. Анохина. 4. Теория системной динамической локализации А.Р. Лурии.

Они определяют закономерный характер и механизмы функционирования психики человека, позволяют на научной основе организовывать обучение, воспитание и подготовку к выполнению возложенных обязанностей.

Начиная примерно с 17 века между психологами и физиологами ведется острая дискуссия о том, какая из наук – физиология или психология (тогда еще наука о душе) – может лучше объяснить поведение человека. Корни этой дискуссии уходят во времена существования психологии как науки оторванной от естественных наук, и в период развития физиологических знаний о мозге и об организме человека.

И те и другие. по-своему правы: поведение человека зависит и от процессов происходящих в организме и от процессов происходящих в психике, тем более что те и другие. связаны между собой работой единого органа – мозга человека.

В начале 20 века физиология ВНД накопила много фактов, экспериментальных и эмпирических данных, но общей картины, системы взглядов, основанной на законах, закономерностях и тенденциях не было.

Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга с психическими явлениями и поведением, внес выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов. Позднее его идеи развил и разработал в своей теории физиологических коррелятов психических явлений И.П. Павлов. И уже в наши дни его идеи явились основанием для создания психофизиологических теорий, объясняющих организацию движения в целом (П.К. Анохин).

По мысли И.М.Сеченова, психические явления входят как обязательный компонент в любой рефлекторный акт и сами представляют собой своеобразные, сложные рефлексы. Психическое явление, по И.М.Сеченову, столь же объяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое. Оно имеет ту же самую рефлекторную природу.

Рефлексом называется ответная реакция организма на раздражение чувствительных образований – рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы.

Рефлекторный принцип деятельности ЦНС распространяется как на спинной, так и на головной мозг. Все акты сознательной и бессознательной деятельности являются рефлексами.

Позднее Н.А.Бернштейн доказал, что даже простое движение, приобретаемое при жизни, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. «Формирование двигательного акта, – писал Н.А. Бернштейн, – есть на каждом этапе активная психомоторная деятельность…Для каждого двигательного акта, потенциально доступного человеку, в его центральной нервной системе имеется адекватный уровень построения, способный реализовать основные сенсорные коррекции этого акта, соответствующие его смысловой сущности…Чем сложнее движение, тем многочисленнее и разнообразнее требующиеся для его выполнения сенсорные коррекции».

Идеи И.М.Сеченовым, И.П.Павловым, А.А.Ухтомским явились основанием для создания психофизических теорий, объясняющих организацию движений (Н.А.Бернштейн) и поведения в целом (П.К.Анохин).

Доминанта – временно господствующий очаг возбуждения (система их и их связей), подчиняющий себе в данный момент деятельность нервных центров, направляющих ее и определяющий характер ответной реакции. На каждом временном отрезке есть такая доминанта, диктующая определенную направленность процессов ВНД и избирательность реакции человека.

А.А. Ухтомский сформулировал следующие свойства доминанты:

1. повышенная возбудимость

2. стойкость возбуждения

3. инертность возбуждения

4. способность к суммированию возбуждения

К этому следует добавить способность доминанты переходить в тормозное состояние и вновь растормаживаться.

Доминантный очаг не стоит рассматривать как «центр сильного возбуждения». Определяющую роль в этом процессе играет не количественный, а качественный фактор - повышенная возбудимость, то есть отзывчивость ни приходящие волны возбуждения и способность суммировать эти возбуждения.

Именно такой центр - наиболее возбудимый, отзывчивый и впечатлительный в данный момент - отвечает на приходящий стимул, анатомически даже не относящийся к нему, именно такой центр, первым вступая в работу, предопределяет на какой - то более или менее продолжительный промежуток временной ход реакции.

Считая одной из основных черт доминанты ее направленность (векторность), А.А.Ухтомский вместе с тем отмечал, что векторная направленность произвольного поведения является результатом доминанты. Типичные доминанты, возникающие у сотрудников в ходе служебной деятельности, во многом характеризуют их внутреннее состояние и опосредуют поступки и действия (состояние готовности, бдительности, и другие. проявления доминанты).

Заключение

Естественнонаучные основы психологии – это целый ряд закономерностей, принципов, категорий, понятий играющих большую роль в объяснении психических явлений. Важнейшими из них являются: закономерности ВНД (иррадиация, концентрация и индукция нервных процессов); сигнальные системы; стереотип; доминанта и другие.

Знание законов работы мозга, осуществляющего психическую деятельность, также обязательно, как и знание общественно - исторических законов, определяющих формирование сознательной деятельности людей.

«На того, кто, не проводя серьезных исследований в качестве физиолога и психиатра, назовет себя психологом, серьезные люди будут смотреть как на человека, который считает себя архитектором, но не учился в технической школе или в строительной академии» – говорил В.М.Бехтерев.

Основным физиологическим механизмом, лежащим в основе деятельности нервной системы является рефлекс. Безусловный и условные рефлексы, доминанты, динамический стереотип - эти и другие. феномены обеспечивают гибкую адаптацию, обучение человека, его поведение и деятельность.

Наконец, сознание человека, развитая речь, слово – это то, чего нет у животных и составляет вторую сигнальную систему. Именно вторая сигнальная система - сигналы первых сигналов, обеспечивает речемыслительную, творческую деятельность человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.