Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие воли и волевой регуляции деятельности и поведения




Когда после сражения у Бородино в 1812 году прославленный кавалерист наполеоновской армии маршал Мюрат укорял своих генералов в недостаточной энергичности кавалерийских атак, на это один из них ответил: «Во всем виноваты лошади — они недостаточно патриотичны. Наши солдаты воюют блестяще, если у них нет даже хлеба, но лошади без сена не трогаются с места».

В этом диалоге отразилось главное отличие управления человеком, по сравнению с животными, своим поведением — наличие мотивации и «силы воли».

Вопрос о сущности воли с самого начала его изучения оказался тесно связанным с проблемой мотивации, с объяснением причин и механизмов активности человека.

Изучая волю, ученые неизбежно затрагивали вопросы мотивации, а, изучая мотивацию — неизбежно касались и волевой регуляции. И это неслучайно, так как оба эти направления в психологии обсуждают одну и ту же проблему — механизмы сознательного целесообразного поведения. Однако это не мешает ученым в одном случае отождествлять волю и мотивацию, а в другом — отрывать их друг от друга.

И то и другое приводит, в итоге, к тому, что мотивация, в большинстве случаев, изучается как самостоятельная проблема. Вследствие этого воля и мотивация в качестве побудителей и регуляторов деятельности рассматриваются как самостоятельные психические феномены.

Например, В. И. Селиванов пишет, что «несомненной заслугой научной психологии является установление тесной связи воли человека с его системой побуждений».

Несмотря на то, что мотивация составляет с волей единое целое, так как без мотивации нет воли, функции воли не сводятся только к побуждению активности человека (самодетерминации). Она проявляет себя и в инициации (запуске) действий, и в сознательном контроле за ними, и в преодолении возникающих по ходу деятельности затруднений.

Все это вызывает значительные трудности при изложении данной проблемы, как в процессе преподавания психологии, так и при поиске адекватных методов диагностики степени развития «силы воли».

Физиологами же проблема воли и произвольного управлении попросту игнорируется. Ни в одном из учебных пособий по высшей нервной деятельности, вышедшем за последние десятилетия, эта проблема даже не упоминается, как будто ее нет вообще.

Воля - есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Понятие о воле как детерминанте поведения человека зародилось в Древней Греции и впервые было явно сформулировано Аристотелем (384-324 годах до нашей эры).

Он ввел это понятие как объяснительное, чтобы отличать поступки, совершаемые на основании разумного решения субъекта (потому что так надо), от поступков, вызванных желаниями. При этом философ понимал, что не сами по себе знания являются причиной разумного поведения, а некая сила, вызывающая действие согласно разуму.

Эта сила рождается, по Аристотелю, в разумной части души, благодаря соединению разумного решения со стремлением, придающим решению побудительную силу.

Таким образом, воля у Аристотеля сводилась к управлению посредством разума побудительной силой желания человека: либо путем придания исходному желанию дополнительного побуждения (стремления) к предмету, либо посредством торможения побуждения, когда разум подсказывает, что нужно избежать стремления к тому или иному объекту.

Рене Декарт понимал волю как способность души формировать желание и определять побуждение к любому человеческому действию, которое нельзя объяснить на основании рефлекса. Декарт считал, что задача воли – бороться со страстями, которые возникают под влиянием вещей (в то время как желания порождаются непосредственно душой).

Воля может затормозить движения обусловленные страстью. Разум, по Декарту, это собственное орудие воли и она связана с нравственностью человека.

Таких же взглядов придерживались английские ученые Т. Гоббс и Д Гартли. В. Вундт (1912) полагал, что психическая причинность получает высшее выражение в волевом акте.

Связывали волю с мотивацией и отечественные психологи. В связи с этим нельзя не упомянуть о представлениях И.М. Сеченова по разбираемому вопросу.

Во-первых, ученый выделял моральный компонент воли, что можно рассматривать как постулирование им участия в волевых актах нравственного компонента мотива. «Воля – деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того и другого, и часто наперекор чувству самосохранения», - писал он.

Во-вторых, И.М. Сеченов подчеркивал, что просто так человек не станет проявлять силу воли, для этого нужна веская причина, мотив.

Г.И. Челпанов выделял в волевом акте три элемента: желание, стремление и усилие. Он связывал волевое действие с борьбой мотивов, наделяя функцией выбора (принятия решения о действии).

Л.С. Выгодский утверждал, что свобода воли не есть свобода от мотивов. Свободный выбор человека из двух имеющихся возможностей определяется не из вне, а изнутри, самим человеком.

Существует и другие теории, раскрывающие природу воли человека. Согласно одной из них (В.А. Иванников), поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внешние и внутренние стимулы и задача сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, отыскать их связь с реакциями.

Согласно другой концепции, поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек наделен способностью к сознательному выбору его форм. Эта точка зрения подтверждается исследованиями И.А. Бернштейна, П.К. Анохина. Воля - это особая форма активности человека, включающая сознательную саморегуляцию. Она возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности.

Несмотря на то, что за последнюю четверть века защищено несколько докторских диссертаций по этой проблеме, она все еще далека от разрешения. До сих пор взгляды психологов резко расходятся даже по самым узловым вопросам, связанным с данной темой.

Одни отрицают наличие воли как самостоятельного психологического явления, ставят под сомнение ценность понятия «воля», другие, отстаивая самостоятельность воли, видят только одну ее сторону — способность преодолевать затруднения и препятствия. Нередко произвольная регуляция оказывается оторванной от воли.

Не любые действия человека являются волевыми. Действия, не связанные с сознательной постановкой цели и преодолением трудностей (например, поворот головы на резкий или неожиданный звук), являются непроизвольными.

Произвольные действия всегда предполагают осознание цели, представление тех операций, с помощью которых она может быть достигнута. Это сознательные действия, направленные на определенную цель и связанные с преодолением трудностей, стоящих перед человеком на пути к цели.

Воля является важнейшим компонентом психики, обеспечивая выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека и проявляется в том, что воля позволяет ему мобилизовать свои внутренние силы и направить их на активную деятельность по достижению сознательно поставленной цели. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности в соответствии с его потребностями, намерениями, интересами.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Регулирование поведения было бы незначительно без торможения.

Волевые действия по своей природе причинно обусловлены, возникают в процессе активного взаимодействия со средой – природной и социальной.

Физиологические основы воли составляет взаимодействие первой и второй сигнальных систем коры головного мозга. С помощью первой сигнальной системы осуществляется непосредственное отражение окружающей обстановки, условий деятельности человека.

Постановка же цели, обдумывание путей ее достижения, сознательные усилия, преодоление трудностей, управление собой основываются на активности второй сигнальной системы.

В единстве и взаимодействии этих двух систем ведущую роль играет вторая сигнальная система. «Человек, - говорил И.П. Павлов, - прежде всего, воспринимает действительность через первую сигнальную систему, затем он становится хозяином действительности через вторую сигнальную систему (слово, речь, научное мышление)».

Когда совершается волевое действие, в коре головного мозга возникают сложные процессы возбуждения и торможения. Возбуждение позволяет активизировать, торможение – задержать слова и движения. Сила и уравновешенность нервных процессов коры головного мозга (первой и второй сигнальных систем) основа регулирования человеком поведения.

Волевой процесс тесно связан со всеми другими сторонами психики человека: вниманием, мышлением, воображением, памятью, чувствами, темпераментом, способностями, характером. «Воля, - писал И.М. Сеченов, – не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, – это деятельная сторона разума и морального чувства».

Волевое действие может быть реализовано в более простых и более сложных формах. В простом волевом акте побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически. В нем выделяются два звена – постановка цели и исполнение. Действие, направленное на достижение цели, осуществляется немедленно, как только возникло соответствующее побуждение. Промежуточные звенья здесь отсутствуют.

Для сложного волевого акта существенно то, что действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, возникновение намерения его осуществить, составление плана для его осуществления. Сложное волевое действие включает в себя несколько этапов:

· цель и стремление достичь ее;

· осознание ряда возможностей достичь цели;

· появление мотивов, подкрепляющих или опровергающих эти возможности;

· борьба мотивов и выбор;

· принятие одной из возможности в качестве версии;

· осуществление принятого решения.

Всякое волевое действие предполагает наличие цели, которая возникает перед человеком. Иначе говоря, человек осознает то, чего он хочет добиться путем тех или иных действий – изменить свое положение в коллективе, удовлетворить какие-то потребности и так далее

Цель у человека возникает либо в результате актуализации внутренних побуждений (мотивов), либо осознания задачи, поставленной руководителем. Важной психологической проблемой здесь является глубокое осознание человеком необходимости выполнения данной задачи, превращение его во внутренне принятую цель, появление желания достичь ее.

Следующее звено волевого действия – обдумывание того, как достичь поставленной цели, каковы должны быть пути к ее достижению, какие виды действий к ней ведут. При этом обдумывании иногда взвешивается целесообразность того или иного пути, выбор тех средств, которые делают реальным достижение цели. Все это связано с интеллектуальной деятельностью человека. Нередко затрагивается и мотивационная сфера личности, возникает борьба мотивов, то есть столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. И уже здесь человеку приходится проявить волевое усилие, чтобы преодолеть борьбу противоречивых побуждении.

Существенным звеном волевого действия выступает принятие решения осуществить данное действие, с помощью которого достичь поставленной цели. Для принятия решения требуется не только максимальная осознанность, но и решительность, ответственность личности.

С принятием решения, как правило, наступает разрядка, ослабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов. Человек испытывает полное облегчение, чувство удовлетворения, снимаются все колебания и внутреннее напряжение, если принятое решение соответствует его желаниям, помыслам. Но облегчение наступает и тогда, когда принимаемое решение не полностью согласуется с желаниями и чаяниями человека. Напряжение снижает сам факт состоявшегося решения.

Исполнение решения – самая главная часть волевого действия. Оно всегда сопряжено с преодолением внешних и внутренних трудностей. Внешние, объективные трудности не зависят от самого человека. Это – затруднения в работе, сложность выполняемых операций, требующих больших физических усилий, сопротивление других людей, погодные и климатические условия и так далее.

Внутренние, субъективные трудности зависят от физического и психического состояния человека. К ним относятся отсутствие знаний, опыта, противоречие между прежними привычками и новыми требованиями и так далее. В большинстве случаев внешние и внутренние трудности проявляются в единстве.

Важное место в психологической структуре волевого действия занимает оценка сделанного. Еще в процессе деятельности человек контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее. На завершающем этапе деятельности оценка ее результатов, анализ процесса достижения цели приобретают самостоятельное значение. Это необходимо, чтобы выявить и учесть в дальнейшем как положительное, так и недостатки в действиях человека.

Особо значимое волевое действие (героический поступок, подвиг) совершается как порыв в предельно короткое время при мобилизации всех сил личности. В таких условиях все звенья волевого действия как бы сливаются воедино, взаимно пронизывают друг друга. Осознание цели, принятие решения, программы действий, определение способов достижения цели здесь вплетается в непосредственные практические действия человека. Чаще всего это бывает в чрезвычайных обстоятельствах: в боевой обстановке, при спасении жизни людей, при стихийных действиях, авариях, катастрофах и так далее.

Для преодоления этих трудностей требуется волевое усилие, которое характеризуется количеством энергии, затраченной человеком на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта – осознание цели, определение путей ее достижения, принятие решения. Но особенно проявляется оно в процессе исполнения принятого решения, в борьбе с трудностями. По способности человека проявить волевые усилия судят об особенностях его воли.

Одними из первых о волевом усилии как специфическом механизме воли заговорили в начале 20 века Г. Мюнстерберг, Г.И. Челпанов, А.Ф. Лазурский.

Г. Мюнстерберг, например, писал: «Если я стараюсь вспомнить название какой-нибудь птицы, которую я вижу, и оно в конце концов приходит мне на ум, я чувствую его появление как результат моего собственного усилия».

А.Ф. Лазурский рассматривал волевое усилие как особый психофизиологический процесс, связанный с реакцией человека на встречающееся препятствие.

Волевая регуляция. Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, то есть является механизмом самомобилизации.

В обыденном употреблении понятие «волевая регуляция» (воля) отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

Известно, что в этике волевые качества считаются моральными. И в этом есть своя логика. Еще И.М. Сеченов писал, что воля – это деятельная сторона разума и морального чувства. Следовательно, проявление волевых качеств зависит от нравственных черт характера.

Слабовольные, слабохарактерные лица, имеющие недостатки морального воспитания, могут проявлять несамостоятельность, совершать действия под внушением. Они, исходя из корыстных целей, легко могут идти на обман и ложь, быстро поддаваться влиянию заинтересованных лиц (обвиняемого, потерпевшего или их родственников). У таких людей определенные черты характера — правдивость, застенчивость, решительность, справедливость — будут проявляться своеобразно.

Так, если правдивость смелого человека проявляется во всех случаях, то правдивость и справедливость трусливого будет зависеть от того, не причинит ли она вреда его личным интересам. Застенчивость самолюбивого человека будет отличаться от застенчивости скромного: у самолюбивого она связана с боязнью уронить себя в глазах других людей, а у скромного — с высокой самокритичностью.

Волевые черты характера проявляются в определенном соотношении с эмоциональными особенностями человека: у волевого человека воля доминирует над чувствами, а у человека с эмоциональным характером преобладающее значение имеют эмоциональные состояния, и поступки часто совершаются под влиянием случайно возникших чувств и настроений.

В каждом конкретном случае волевая регуляция проявляется через волевые состояния. Однако волевое состояние не тождественно воле и волевым качествам, так как волевое состояние может быть пережито и безвольным человеком. Впервые волевые состояния стал обсуждать Н.Д. Левитов.

Среди волевых состояний связанных с результативностью служебной деятельности сотрудников ОВД можно выделить следующие:

· состояние мобилизационной готовности;

· состояние сосредоточенности;

· состояние решимости;

· состояние сдержанности.

Рассмотрим эти состояния.

1. Состояние мобилизационной готовности. Известно, что в зависимости от обстоятельств человек по-разному может мобилизовать имеющиеся у него возможности. В частности О. Граф выделяет четыре уровня работоспособности (мобилизованности):

· уровень А соответствует защитным резервам человека, включаемым при экстремальных ситуациях, вызывающих возбуждение симпато-адреналовой системы;

· уровень Б – это нормальная работоспособность, проявляемая в обычной ситуации посредством волевого напряжения;

· уровни В и Г соответствуют работоспособности, достигаемой без особых волевых усилий.

Состояние мобилизационной готовности изучалось в основном спортивными психологами (А. Ц. Пуни, Ф. Генов), но оно проявляется и в правоохранительной деятельности.

Это состояние характеризуется как довольно устойчивое, длящееся от нескольких часов до нескольких дней, отражающее возникновение целевой доминанты, направляющей сознание человека на достижение высокого результата и готовность бороться с любыми трудностями во время предстоящей деятельности. Данное состояние отражает самонастраивание на полную мобилизацию своих возможностей.

Наличие определенной доли неуверенности свидетельствует об адекватности отражения сотрудником трудностей предстоящей деятельности. В то же время при завышенной или заниженной уверенности, как правило, отмечается неадекватность уровня притязаний, которые приводят к неполной мобилизации.

Своеобразной формой мобилизованности при опасности можно считать для сотрудника состояние боевого возбуждения. К состояниям, характеризующим мобилизованность сотрудника, можно отнести и собранность.

2. Состояние сосредоточенности. Это волевое состояние связанное с преднамеренной концентрацией внимания на процессе деятельности. Концентрированное произвольное внимание обеспечивает эффективность восприятия, запоминания, мышления, быстроту реагирования на сигналы, качественный контроль за действиями и так далее.

Физиологической основой этого состояния является доминанта А.А. Ухтомского, которая, в силу присущего ей свойства сопряженного торможения, подавляет восприятие раздражителей, не имеющих отношения к данной доминанте, за счет повышения порогов чувствительности к посторонним раздражителям.

Несобранность (рассеянность) является состоянием, противоположным мобилизационной готовности (как неспособность сотрудника с помощью волевого усилия мобилизоваться, сосредоточиться).

3. Состояние решимости. В термине «решимость» подчеркивается готовность к действию. Это состояние может быть кратким или более продолжительным, но значительное время оно продолжаться не может Н.Д. Левитов пишет, что «решимость, в отличие от решительности, всегда кратковременна». Состояние решимости возникает одновременно с принятием решения, а не до него.

Характерной его особенностью является то, что по мере приближения по времени и пространству к желаемому объекту решимость может снижаться, если сотрудник не уверен в успехе, и даже переходить в свою противоположность – нерешительность.

Важным фактором, способствующим проявлению решимости, является способность к самодисциплине, приводящая к проявлению привычки инициировать какие-то действия, поступки, без раскачки, без ненужных колебаний.

4. Состояние сдержанности. Сдержанность, по Н.Д. Левитову, - это психическое состояние, при котором поведение подчиняется разумному контролю. По существу, это состояние волевого напряжения по сдерживанию побуждений, проявляющихся при возникновении определенных эмоциональных состояний (радости, злости, гнева).

Сдержанность как сиюминутное состояние может являться выражением самодисциплины, воспитанности человека, а может отражать его трусость: человек сдержался и не нагрубил начальнику, потому что побоялся его мести. Но в любом случае это волевое состояние, так как оно связано с подавлением возникшей потребности при помощи волевого усилия.

Противоположным волевому является безвольное поведение. При обычной его характеристике проявляются те же недостатки, что и при характеристике волевого поведения. Так за безволие принимают как нежелание так и неспособность проявить силу воли. Чаще всего безволие описывается как проявление отрицательных морально-волевых качеств, или как некая характеристика воли в целом.

В советское время проблема воли, в частности безволия, оказалась сильно идеологизированной. Безволие превратилось в клеймо, стало показателем аморального человека. И это наложило отпечаток на понимание воли и безволия отечественными психологами. В некоторых исследованиях к проявлениям безволия относят внушаемость и негативизм человека.

Так К.Н. Корнилов рассматривает негативизм как немотивированную, необоснованную склонность действовать наперекор другим людям, хотя разумные соображения не дают оснований для этого. Внушаемость же является недостатком воли потому, что сотрудник не умеет критически отнестись к тому, что ему советуют, предлагают. На подобном же основании он считает безволием и упрямство. «Упрямый, пишет он, не владеет своей волей, так как она не подчинена его разуму. Воля упрямого - неразумная воля».

Эмоции и воля являются непременными компонентами управления человеком своего поведением, общением и деятельностью. Традиционно эмоционально-волевая регуляция является объектом рассмотрения общей психологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.