Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культурная




Экологическая;

Охраны правопорядка;

Идеологическая;

Социальная;

Экономическая;

По сфере действия; 2) По продолжительности действия; 3) По формам осуществления и др.

Между всеми внутренними функциями государства, особенно между постоянными функциями, существуют тесные взаимосвязи. Они обусловлены взаимосвязями между предметами воздействия государства, т.е.. между теми сферами существования общества, на которые постоянно воздействует государство. Так же, как нельзя провести непроходимую границу между экономической и другими сферами существования общества, невозможно представить абсолютную автономность постоянных внутренних функций государства. Другое дело - временные функции. Они не привязываются к каким-то четко определенных сфер существования общества. Проблемы, для решения которых государство осуществляет временные функции, могут возникать сразу в нескольких сферах существования общества, и поэтому государство не в состоянии с помощью уже апробирована механизмов, методов и приемов воздействия на общественные отношения, которые она применяла при выполнении определенной функции в определенной сфере существования общества, выполнить свою миссию при решении данной проблемы. Если какая-то значительная проблема возникает в пределах определенной сферы общества, то она при всей значимости может быть решена в рамках известной функции в качестве падфункцыи государства.

Также нельзя согласиться с тем, что для государства присущ правотворческой и правоохранительная (правоприменительная) функции, или функция охраны конституционного строя, прав и свобод граждан, укрепление законности и правопорядка.

Вечные функции государства присущ государственно- организованному обществу с момента его возникновения и на протяжении всего времени его существования. Меняются формы и методы осуществления вечных функций, объем решаемых задач, деятельности государства, но неизменными остаются интересы государства по достижению целей и решению задач в тех сферах существования общества, от вмешательства в которые государство не может отказаться по своей природе. Государство напрямую вынуждена их решать потому, что они определяют необходимость государства как самостоятельной социально-политической реальности. Временные функции возникают потому, что складываются нетрадиционные сферы общественных отношений и, соответственно, проблемы, которые выходят за пределы сфер общества и задач, которые государство обычно решает. Понятно, что это должны быть такие сферы общественных отношений, которые существуют временно, и такие проблемы, которые можно решить в конкретный исторический отрезок времени.

Все функции государства действуют в единстве, в системе, взаимодополняют друг друга. Два главных фактора обуславливают единство функций государства - единство государственной власти, которая действует от имени всей общины, является ее единственным официальным представителем, а также единство человеческой деятельности в самых различных направлениях. Несмотря на различную направленность, внутренние и внешние функции тем не менее взаимодополняют друг друга и только в системе обеспечивают выполнение государством своей миссии в обществе. Например, внутренние функции воздействуют на внешние, а внешние оказывают влияние на внутренние функции. Внутренние функции создают необходимые предпосылки для успешной деятельности государства в отношениях с другими государственными образованиями, а внешние функции государства гарантируют надлежащие условия для осуществления внутренних функций государства.

По времени действия все функции государства делятся на извечные, те, которые присущи любому государственно- организованному обществу во все времена существования, и временные - те функции государства, которые она выполняет в определенный, хотя и длительное историческое время, но, тем не менее, конкретно очерченный исторический отрезок времени.

По значимости все функции государства делятся на главные и дополнительные, при этом одна и та же функция государства может переходить из состояния главных в дополняющие, и наоборот.

Все сказанное позволяет сделать вывод, что под функцией государства можно понимать основные, устойчивые направления воздействия государства, его органов на общественные отношения ради достижения определенных целей и решения задач в тех или иных сферах общественной жизни, которые осуществляются на основании действующего позитивного права.

В-седьмых, для достижения целей и надлежащего решения задач деятельность государственной власти в определенном направлении всегда регламентируется правом в форме самых различных источников права, основной из которых являются нормативные правовые акты.

В-пятых, деятельность государственной власти в определенной сфере общества имеет устойчивый характер и осуществляется в течение довольно значительного исторического отрезка времени. При этом одни проблемы в общественных отношениях меняются другими, приобретают другую форму, а деятельность государства по их решению не прекращается.

Во-первых, предмет, сфера действия государственной власти. Для функциональной характеристики государства значение имеет не все множество социальных связей, на которые воздействует государство, и не все действия государственной власти, которые направлены на решение множества самых разнообразных проблем жизнедеятельности общества, а самые существенные виды (группы) общественных отношений, сферы общества, на которые воздействует государство.

Воздействие государства на общество многогранно и всевекторным, но функциональная характеристика государства требует своеобразного обобщения деятельности государства, определения узловых, самых существенных моментов воздействия государственной власти на общественные отношения. К таким моментам относятся следующие.

Под функцией вообще можно понимать роль какой-то части по отношению к целому. Государство является частью общества, поэтому функция государства в самом общем плане - это роль государства по отношению к обществу. Отправной точкой анализа роли государства по отношению к обществу является положение об относительной самостоятельности государства по отношению к обществу.

Государство опирается на закономерности функционирования и развития общества, должна реагировать на императивы, требования общественной жизни. Но государство реагирует на требования сообщества не «зеркально». Реакция государства на закономерности и тенденции развития общества должно быть адекватными, соразмерными, «эквивалентной», но не зеркально похожей. Между требованиями развития общества и реакцией государства на них существует особый «зазор», в рамках которого государство самостоятельно выбирает средства и методы реагирования на проблемы общества, определяет приоритетность решаемых задач и последовательность их решения.

Прежде относительная самостоятельность государственной власти (государства) к обществу проявляется в том, что государственная власть является качественно самостоятельным видом общественной работе и поэтому вне конкретного общества не существует. Государство создает услуги по управлению обществом, которые необходимы именно данному обществу, потому что вне его пределами они теряют свою ценность. Поэтому в своей деятельности государство, безусловно, опирается на закономерности функционирования и развития общества, учитывает состояние и тенденции развития общества, но она не может и не должна зеркально реагировать на потребности, закономерности и тенденции развития общества. Дело в том, что государственную власть осуществляют наделенные сознанием и волей люди, которые взвешивают существующие в обществе интересы, стремятся сбалансировать их по своему разумению и исходя из политико- идеологических требований. Государственная власть при этом имеет возможность выбирать направления и средства воздействия на общественные отношения с тем, чтобы обеспечить целостность и саморазвитие общества, наилучшие условия для решения внутренних и внешних проблем общества в самых разных сферах его существования.

Для надлежащего выполнения своей миссии в жизни общества государство должно хорошо знать внутренние и внешние проблемы общества с тем, чтобы четко определить цели и задачи государства по их решению, найти необходимые материально- финансовые ресурсы и средства, сконцентрировать их на основных направлениях действий государства. После того, как сделаны определенные шаги, начинается действие государственной власти (государства) по достижению целей и выполнению задач. Все вышэйакрэсленыя мероприятия включаются в понятие функций государства.

Во-вторых, при воздействии на общество, на отдельные сферы (вида) общественных отношений государство стремится достичь определенных целей. Под целями действия государства можно понимать тот «идеальное состояние» определенной сферы существования общества и определенных видов общественных отношений, к которому государство должно их привести путем воздействия на них. В свою очередь цели, которые постоянно встают перед государством, определяются существующими проблемами. Проблемы в общественных отношениях, их характер, содержание и определяют цели действия государственной власти.

В-третьих, в функциональную характеристику деятельности государства входят задачи действия государственной власти, которые формулируются на основании целей, стоящих перед государством. Под задачами понимаются те меры, те шаги, те меры, которые должна предпринять государственная власть для достижения поставленных целей.

В-четвертых, для решения задач, достижения поставленных целей в определенной сфере человеческого общества - экономической, социальной, политической, идэалагагичнай - создаются не отдельные государственные органы, учреждения и организации, а их системные блоки. Назначение этих блоков, подсистем органов и учреждений государства сводится преимущественно к решению задач и достижения целей в определенных сферах общества.

В-шестых, решение проблем со стороны государства требует значительных материально- финансовых ресурсов, которые государственная власть аккумулирует из общества и тратит их на достижение целей и решение поставленных задач, а также на содержание тех государственных органов и учреждений, которые созданы для решения проблем в определенной сферы общества.

При воздействии на общественные отношения государство вынуждено считаться с тем, что существуют объективные пределы ее действия. Государство не может действовать там, где не существует и объективно не может существовать права, поскольку право является единственно возможной языком, институтом, через который государство воздействует на общественные отношения. Государство не может отменить объективные законы развития и функционирования экономической системы, потому что в таком случае погибнет не только общество, но и государство, так как не получит от общества нужных материально- финансовых ресурсов для самообеспечения. В современном обществе объективными пределами воздействия государства на общественные отношения являются: ​​наличие гражданской (гражданской) сообщества, врожденных прав и свобод человека, наличие в обществе институтов самоуправления, наличия всевозможных политических партий и других участников политических отношений.

Понятие функций государства не только конкретизирует сущность государства, но и позволяет сделать предметно - политическую характеристику государственной власти. Дело в том, что определение основных задач, которые решает государство, их конкретизация, анализ средств, приемов, методов действия государства, анализ основных направлений расходования материально- финансовых ресурсов позволяют определить те «вузкакласавыя» и «Общесоциальные интересы», которые устраивает государственная власть, и тем самым сформулировать четкие представления о порядке и механизмах определения приоритетности интересов, их значимости для государственной власти. Интересы, которые устраивает государство, - это предмет ее действия, а приоритетность интересов, преобладание тех или иных интересов - это политическое отношение к интересам, политическое лицо государственной власти.

В юридической литературе функции государства обычно классифицируют (группируют) по каким-то признакам.

По направленности все функции государства подразделяются на внутренние и внешние, при этом внутренние функции государства характеризуют основные направления действий государства внутри государственного образования, а внешние - основные направления воздействия государства на другие государственные образования.

По сферам (видам) общественных отношений, на которые воздействует государство, выделяемых экономическая, социальная, идеологическая, политическая функции, вместе с тем в этой классификации можно выделить и еще одну функцию, которая характеризует деятельность государства при установлении нормальных отношений общества общества с природной средой его существования.

Главными являются те функции государства, которые напрямую решают самую важную на определенном историческом этапе развития общества проблему и направлен на реализацию необходимых для этого задач, остальные функции считаются дополняющими. С переменами в значимости и важности решаемых проблем меняются местами и функции государства. Дополняющие превращаются в главные, а главные становятся дополняющими. Если главные и дополнительные функции государства могут меняться местами, то для внутренних и внешних функций такая перемена не свойственно. Относительно них можно утверждать, что они под воздействием международных интеграционных процессов начинают взаимодействовать между собой более плотно. Свидетельством этому может быть и интенсивная деятельность органов и учреждений государства, которые традиционно были направлены на решение внешнеполитических проблем, например, посольств и консульств, на решение задач, относящихся к сфере внутренних функций государства.

Ошибочными можно считать мнения отдельных авторов о наличии у государства финансовой (или налоговой) функции, а также ряда других функций, таких как функция защиты конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, культурная функция, правотворческой и правоохранительная функции и г. д.

Нам известно из предыдущих тем о том, что наличие в обществе института налогов свидетельствует о том, что данное общество сформировалось и существует как государственно- организованное общество. Деятельность государства по определению системы налогов, аккумулированию финансовых и материальных ресурсов и их перераспределению не является самоцелью или отдельной целью ее деятельности. Эта деятельность помогает сформировать материально- финансовые ресурсы, с помощью которых обеспечивается, во-первых, задача по обеспечению самого государства необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, а, во-вторых, решаются другие задачи и осуществляются самостоятельные функции государства. Нельзя не только считать данную деятельность общества самостоятельной функцией государства, но и заполнять ее к экономической функции государства. Налоги собираются и распределяются не только в экономической сфере существования общества, как, кстати, и финансовый контроль осуществляется государством во всех сферах существования общества.

Деятельность государства по созданию права, а также ее миссия по охране и применению права характеризуют взаимоотношения не государство и общество, а взаимоотношения между основными институтами общества - государством и правом. Причем права во взаимоотношениях между государством и обществом как раз находится, образно говоря, между государством и обществом. И выступает только той формой, в которой происходит воздействие государства на общество, а также влияние общества на государство. Конституционный строй, права и свободы граждан охраняются, законность и правопорядок укрепляются потому, что данная деятельность государства представляет собой систему организационно- правовых средств, с помощью которых происходит надлежащее исполнение государством своих задач в основных сферах жизнедеятельности общества и тем самым осуществление функций государства.

Нельзя, на наш взгляд, рядом с идеологической функцией государства в качестве самостоятельной функции выделять культурную, или, как в советское время писали, культурно- воспитательную функцию. Влияние государства на культуру общества, поддержка государством национальной культуры полностью определяются характером и содержанием идеологической функции государства, а объем материально- финансовой поддержки со стороны государства культурной жизни, организационно- правовые мероприятия в этой сфере напрямую определяются характером и содержанием культуры.

При выделении отдельных устойчивых направлений деятельности государства в качестве самостоятельных функций нужно все же придерживаться точных, однородных и одинаковых критериев. В этих условиях при определении внутренних функций государства устойчивыми и однородными критериями являются, во-первых, основные сферы существования общества, а, во-вторых, наличие устойчивой деятельности государства в этой сфере грамдства. Любое государство во все времена своего существования не может отказаться от решения задач в экономической, социальной, политической и идеологической сферах существования общества. Другое дело, что объем и характер деятельности государства, даже решаемые государством задачи в этих сферах существования общества могут быть разными, даже противоположными, но это уже характеризует содержание функций государства, содержание ее деятельности в определенном основном направлении действия. Основное направление деятельности государства, таким образом, остается всегда одним и тем же, неизменным, а вот его содержание может меняться. Таким образом, меняются не функции государства, а конкретное содержание функций государства. Так же, как сущность государства. Сущность государства остается неизменной, но содержание Общесоциальные и вузкакласавых задач, которые решает государство, постоянно меняется.

К внутренним функциям государства, которые присущи ей во все времена, относятся экономическая, социальная, политическая, идеологическая, природно- ресурсная. Для Республики Беларусь в данный исторический промежуток времени присущи две временные функции - функция преодоления последствий аварии на Чернобыльской АЭС и функция интеграции государства в международную и европейское сообщество. К внешним функциям относятся функция защиты (обеспечения безопасности) государства и общества, функция экспансии и функция поддержания равноправных отношений с другими государствами.

  1. Классификация функций государства.

В юридической литературе существуют различные критерии классификаций функций государства:

По направленности все функции государства подразделяются на внутренние и внешние, при этом внутренние функции государства характеризуют основные направления действий государства внутри государственного образования, а внешние – это основные направления воздействия государства на другие государственные образования.

По сферам общественных отношений, на которые воздействует государство, выделяются следующие функции:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.