Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. Человек как биосоциальное существо. Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека. Человек как предмет изучения анатомии и физиологии




Лекция №1.

Раздел №1. «Анатомия и физиология как науки, изучающие структуры и механизмы удовлетворения потребностей человека. Отдельные вопросы цитологии и гистологии».

План:

1. Задачи изучаемого предмета.

2. Предмет анатомия и физиология и их значение.

3. Роль отечественных ученных в развитии анатомии и физиологии.

4. Потребности человека и их удовлетворение.

5. Строение органа.

6. Краткие сведения об основных системах организма.

7. Поверхностная анатомия:

А) плоскости тела,

Б) области живота,

В) области спины.

8. Анатомические термины.

Цели: присущие человеку закономерности жизни, многоуровневость организма человека, определение потребностей, способы удовлетворения потребностей, структуры, удовлетворяющие потребности, части тела человека, системы органов, полости тела, основные плоскости, оси тела человека и условные линии, определяющие положение органов и их частей в теле, основные анатомические термины, предмет изучения физиологии, основные физиологические термины, конституцию, морфологические типы конституции.

 

Анатомия (греч.anatome – рассечение, расчленение) и физиология – науки, изучающие форму строение и функции организма человека в норме. Эти науки относятся к медико-биологическим, а патология – к медицинским. Анатомия и физиология являются теоретическим фундаментом, базисом для всех клинических дисциплин. Только основываясь на знаниях этих предметов, медицина может правильно распознать болезни, установить их причины и правильно лечить.

При изучении строения тела человека основной акцент делается на познание морфологии «нормального», т.е. практически здорового человека. Изучается анатомия по системам, с позиции функции органов и систем органов. При изучении физиологии человека главное внимание направлено на выяснение механизмов и закономерностей функционирования органов и систем человека, а также при его заболевании.

Каждый человек индивидуален, неповторим. Он рождается, растет, развивается, стареет и умирает, т.е. проходит свой путь. Чтобы двигаться, общаться, работать и т. д. человек испытывает физиологические и психические потребности. Удовлетворение любой потребности в организме человека обеспечивается функцией определенных органов и систем органов. Любое заболевание нарушает равновесие в организме и проявляется внешне в виде нарушении какой-либо потребности, чтобы изменить, надо знать какая потребность нарушена, т.е. какой орган или система органов обеспечивающая эту потребность «вышел из строя».

А.Маслоу выделил 14 потребностей, в основу пирамиды он расположил низшие физиологические потребности, так как они являются основой, фундаментом жизни человека, это: дышать, есть, пить, выделять.

Основоположником научной анатомии является профессор Падуанского университета бельгиец Андрей Везалий (1514 – 1564гг.), который на основании своих наблюдений написал труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (1543г), где он довольно точно описал анатомию человека.

Основоположником экспериментальной физиологии является английский врач Вильям Гарвей (1578 – 1657гг.), который в 1628г. опубликовал труд «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных», где привел доказательства о движении крови по сосудам большого круга кровообращения.

В России научными центрами по изучению анатомии и физиологии стали Московский университет и Петербургская медико-хирургическая академия. Первым Русским анатомом считается А.П.Протасов (1724-1796 гг.) ученик Ломоносова.

Крупнейшие отечественные ученые:

- С.Г. Зыбелин (1735-1802гг), Е.О. Мухин (1766-1850гг), И.Е. Грузинов (1781-1813гг), Д.Н. Зернов (1843-1917гг),

- П.А. Загорский (1764-1846гг) – занимался исследованием сосудов,

- И.В. Буяльский (1789-1866гг) –предложил метод бальзамирования,

- Н.И. Пирогов (1810-1881гг) – метод последовательных распилов замороженных трупов,

- П.Ф. Лесгафт (1837-1909гг) – основы динамической анатомии (двигательного аппарата с функциональных позиций),

- В.П. Воробьев (1876-1937гг) – составил «Атлас анатомии человека», Р.Д. Синельников продолжил его работу,

- Г.М. Иосифов, Д.А. Жданов – внесли большой вклад в изучение лимфатической системы,

В.Н. Тонков, В.Н. Шевкуненко, М.Г. Привес и мн.другие.

Нобелевские лауреаты: И.П. Павлов – учение о пищеварении, И.И. Мечников – явление фагоцитоза.

Орган (греч. organon - орудие, инструмент) - часть организма, имеющая определенное строение, выполняющая определенные функции, занимающая соответствующее место.

Органами являются кости, мышцы, железы, головной, спинной мозг, сердце, легкие, желудок, печень, почки и т.д. Каждый орган построен из нескольких тканей. Одна из них составляет большую часть органа и обусловливает специфичность его строения и функции. Так, например, в состав живой кости входят костная, хрящевая, рыхлая и плотная волокнистая соединительная ткани и др. Однако костная ткань образует основу кости, определяет характерные для нее свойства: твердость и упругость, с которыми связаны главные функции кости: опорная, защитная и участие в движениях.

Специфичность функции некоторых органов обусловлена наличием не одной, а двух и более тканей. Например, в состав стенки желудка и кишечника входят различные виды эпителия и соединительной ткани, а также гладкая мышечная ткань, но 2 основные функции этих органов: секреторная и двигательная объясняются наличием железистого эпителия и гладких мышц. Остальные ткани выполняют вспомогательные функции. Часто основную ткань органа, обеспечивающую его функцию, называют паренхимой (греч. рага - возле, при; enchyma - влитое, разлитое), а соединительную ткань, покрывающую его снаружи и пронизывающую его в разных направлениях, - стромой (остов).

К паренхиматозным органам относятся легкие, печень, селезенка и др. Выделяют также полые органы, например, желудок, кишечник, матка, мочевой пузырь и т.д. Различают третью группу органов – смешанные, имеющие и паренхиму и полости, это – почки, головной и спинной мозг. Стенки органов, как мы уже отмечали, состоят из различных видов тканей. Все органы обязательно снабжены нервами, кровеносными и лимфатическими сосудами. Многие органы находятся в тесном взаимодействии между собой.

Органы, объединенные единой функцией и связанные в своем развитии, составляют систему органов. Органы различные по строению, но выполняющие одну функцию называются аппаратами.

В организме человека выделяют 11 систем и аппаратов:

1) Система органов движения, или аппарат движения, объединяет все кости (скелет), их соединения (суставы, связки и др.) и скелетные мышцы. Функции: опора, защита и перемещение тела и его частей в пространстве.

2) Пищеварительная система объединяет органы для приема пи­щи, ее механической и химической переработки, всасывания питатель­ных веществ и выведения оставшихся не переваренных частей пищи.

3) Дыхательная система - система органов, посредством которых происходит газообмен между организмом и внешней средой.

4) Выделительная, или мочевая, система - система органов выделения конечных продуктов обмена и выведения их из организма наружу.

Последние 3 системы (пищеварительная, дыхательная и мочевая) обеспечивают обмен веществ между организмом и внешней средой.

5) Половая система - система органов размножения. Мочевые и половые органы тесно связаны между собой по развитию и местоположению, поэтому их объединяют в мочеполовую систему.

6) Эндокринная система - система органов (желез) внутренней секреции синтезирует и выделяет в кровь и лимфу специальные химические вещества - гормоны, участвующие в гуморальной регуля­ции функций организма.

7) Кровеносная система - система кровообращения объединяет сердце и сосуды - трубчатые органы, в которых кровь циркулирует по всему телу.

8) Лимфатическая система - тоже система трубок, по которым лимфа течет по направлению к крупным венозным сосудам. Обе эти системы объединяют в сердечно-сосудистую систему.

9) Иммунная система объединяет органы и ткани, обеспечиваю­щие защиту организма от генетически чужеродных клеток или веществ, поступающих из вне или образующихся в организме. К иммунной системе относятся органы, имеющие лимфоидную ткань.

10) Система органов чувств (сенсорная система) воспринимает раздражения (информацию) из внешней и внутренней среды.

11) Нервная система связывает все органы и системы в единое

целое и с внешней средой.

Все органы и системы органов взаимосвязаны между собой мор­фологически, функционально и объединяются в единое целое - орга­низм. Ведущая роль в объединении (интеграции) систем организма в единое целое принадлежит нервной системе. Поэтому, выделяя для удобства изучения отдельные системы, нужно всегда помнить, что ни одна из них не функционирует без объединения и связи с другими системами.

За анатомический «стандарт» принято тело обнаженного мужчины, этакого Аполлона, стоящего прямо, чуть расставив ноги, смотрящего перед собой и повернувшего опущенные руки ладонями вперед.

В человеческом организме легко запутаться, но пользуясь трехмерным пространством, можно определенно сказать, где расположен тот и ли иной орган.

Обозначим три основные плоскости:

- фронтальная – плоскость параллельна лбу (лат. frons, frontis), делит человека на 2 части: переднюю и заднюю,

- срединная – делит человека на 2 симметричные половины, проходя через пупок спереди и позвоночник сзади, любая плоскость параллельная ей называется сагиттальной, делит человека на 2 части (лат. sagitta – стрела),

- горизонтальная - делит человека на верхнюю и нижнюю части.

Области живота.

 

 

 

 

При помощи 2-х вертикальных и 2-х горизонтальных линий передняя стенка живота делится на 9 областей. Вертикальные плоскости проходят по соскам вниз; горизонтальные: одна – под ребрами, другая – между гребнями подвздошной кости. Верхнем ряду расположены:

1. правое подреберье;

2. эпигастрий;

3. левое подреберье.

Здесь можно прощупать: печень, желчный пузырь, желудок, селезенку.

В среднем ряду:

4. правая боковая (латеральная);

5. мезогастрий (пупочная);

6. левая боковая (латеральная).

Здесь обследуют – тонкий кишечник, восходящую и нисходящую кишку, поджелудочную железу и т.д.

В нижнем ряду:

7. правая подвздошная (паховая);

8. гипогастрий (лобковая);

9. левая подвздошная (паховая).

Исследуют - слепую, ободочную кишку, мочевой пузырь, матку и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.