КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логистический подход к управлению в таможенном деле
Необходимость логистической организации таможенного дела объясняется большими и все возрастающими масштабами ВЭД, все более полной интеграцией экономики Российской Федерации в мировое экономическое сообщество. Установлено, что операции по перемещению товаров в рамках мирового рынка являются более дорогими и сложными, чем на менее широком национальном рынке. Затраты на организацию международного товарного обмена составляют порядка 25-35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8-10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке. Логистическая организация таможенной деятельности — это есть ни что иное как логистизация процессов реализации таможенных процедур, связанных с физическим перемещением товаров через таможенную границу. Если исходить из понятия «логистизация», предложенного А.И. Семененко: «Логистизация — спонтанный и/или целенаправленный процесс распространения (внедрения) логистическбго подхода (на основе построения логистических систем и цепей) к оптимизации развития предпринимательства и коммерции в национальной и мировой экономике», то применительно к предмету нашего исследования ее можно определить следующим образом: логистизация таможенной переработки грузов — это целенаправленный процесс распространения логистического подхода на основные таможенные процедуры, связанные с физическим перемещением товаров через таможенную границу. Для конкретизации достаточно общего понятия «логистизация таможенной переработки грузов» обратимся к содержанию категории «логистический подход». По мнению ряда ученых «Логистический подход состоит в установлении адекватности информационного и материального потоков, определении технологии оптимального перемещения ресурсов и товаров, выработке требований к качеству товаров и их упаковке, выявлений центров возникновения потерь времени, нерационального использования материальных и трудовых ресурсов, оборудования и помещений». Сохраняя смысловую направленность данного определения, по отношению к таможенной переработке грузов его можно было бы перефразировать так: логистический подход к организации таможенного дела состоит в установлении адекватности материальных, информационных и финансовых потоков, определении технологии оптимального перемещения товаров через таможенную границу, выработке стандартных требований как к таможенным процедурам, так и участникам ВЭД. Несколько шире понятие «логистический подход» рассматривает М.Е. Залманова: «Логистический подход можно назвать методологической основой логистики, сводом принципов ее использования и анализа результатов принятия решений с использованием логистики». При этом в качестве важнейших называются следующие принципы: - системный, т.е. комплексный подход к изучению экономических процессов и явлений, обязательное понимание их как целостных систем, все части которых взаимозависимы и взаимосвязаны; - обязательность принятия во внимание только конечного результата, темпов и размеров его роста, независимо от того, в какой части системы прилагаются усилия для его достижения; - обязательность учета интересов всех участников логистического процесса и недопустимость его ориентации на интересы какого-либо одного из них, даже очень влиятельного и могущественного; - максимальная конкретизация условий решаемых задач логистического процесса; - отыскание возможности полного ресурсного обеспечения решаемых задач. Эти принципы во многом созвучны с принципами коммерческой логистики, сформулированными О.А. Новиковым и С.А. Уваровым, которые в лаконичной форме можно представить так: системность, комплексность, научность, конкретность, конструктивность, надежность, вариантность. Применительно к логистизации таможенной деятельности данные принципы интерпретируются следующим образом: - системность, т.е. такая организация потоков таможенной деятельности, при которой каждый поток воспринимается как логистическая цепь, все звенья которой взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга; - комплексность, т.е. предоставление участникам ВЭД всего комплекса услуг, связанных с таможенной деятельностью; - научность, т.е. научно-методическое обеспечение процесса логистизации таможенной переработки грузов; - конкретность, адресность, оказания услуг участникам ВЭД по организации таможенной переработки грузов; - конструктивность, т.е. предварительное моделирование логистических цепей и систем таможенной деятельности с целью обеспечения оптимального варианта обслуживания участников ВЭД; - надежность, т.е. безотказность функционирования технико-технологических и организационно-экономических подсистем таможенной переработки грузов; - вариантность, т.е. расширение возможностей выбора для участников ВЭД наиболее экономического с их точки зрения варианта таможенной процедуры. Учитывая специфику таможенной деятельности, которая выражается в том, что государство всегда будет ограничивать возможности коммерциализации этого процесса целесообразно дополнить уже названные принципы логистизации таможенной деятельности следующими: - иерархичность, т.е. формирование логистических систем должно происходить с учетом установленной иерархии управления таможенным делом в стране; - субординация, т.е. наличие жестко регламентированной соподчиненное в таможенных органах-участниках таможенной деятельности; - легитимность, т.е. четкое правовое обеспечение всех процедур таможенной деятельности. В перечисленных принципах уже обнаруживается отличие логистического подхода к организации таможенной деятельности от традиционного. По мнению А.М. Гаджинского: «Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного: интеграция отдельных звеньев материалопроводящей цепи в единую систему, способную адекватно реагировать на возмущения внешней среды». Для понимания сущности логистики таможенного дела больше подходит характеристика логистики, предложенная авторами учебного пособия «Торговая логистика», которые считают, что: «Логистика, ее принципиальное значение заключается в организации и реализации оптимального коммуникативного процесса между (внутри) участниками товарного обмена». Отсюда можно заключить, что логистика таможенного дела — это оптимально организованная система взаимодействия всех участников ВЭД в процессе внешнеэкономической деятельности для достижения максимально возможного совокупного полезного эффекта. Объектом логистических усилий при этом являются процедуры таможенной деятельности, а субъектами — все участники ВЭД независимо от их организационно-правового статуса. В отличие от сугубо коммерческих сфер деятельности логистизация таможенной деятельности должна носить так называемый добровольно-принудительный характер. Добровольность достигается через сопряжение экономических интересов участников ВЭД, а принудительность выражается в том, что нельзя избежать процедур таможенной деятельности, если это предусмотрено законом и подзаконными актами. В логистизации таможенной деятельности роль государства чрезвычайно высока. Пережив эйфорию либерализации ВЭД в начале 90-х годов, мы постепенно приходим к убеждению, что необходимо разумное сочетание свободы предпринимательства с государственным регулированием. Новый экономический порядок в организации таможенного дела помимо прочего должен включать и логистическую организацию таможенной деятельности. При этом мы исходим из ведущей роли государства, которое разрабатывает и реализует таможенную политику как комплекс целенаправленных мер по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующей таможенной процедуры перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Даже государства с развитой рыночной экономикой не отказываются полностью от регулирования ВЭД. Достаточно отметить, что количественные ограничения охватывают почти 50% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых промышленно развитыми странами. Таможенно-тарифному регулированию внешней торговли принадлежит центральное место в системе государственного регулирования ВЭД. В свою очередь, в подсистеме таможенно-тарифного регулирования важная роль отводится установлению и применению таможенных процедур, определяющих характер и формы организации таможенной деятельности. Логистическую организацию таможенного дела мы рассматриваем как одно из стратегических направлений ВЭД, которое принципиально отличается от традиционного.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |