Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экологическое образование, воспитание, культура, мировоззрение




1442­443

наука о жизни в доме

 

Экология – это наука, которая изучает законы существования организмов (живых систем) в их взаимодействии с окружающей средой.

 

В более широком плане экология – это наука о взаимоотношениях и взаимосвязях организмов между собой и средой их обитания (окружающей средой), о круговороте веществ и потоках энергии, которые делают возможной жизнь на Земле.

Предметом экологии является изучение совокупности и структуры связей между организмами и средой.

Главным объектом изучения экологии являются экологические системы и уровни их организации.

Как и все другие науки, экология развивалась непрерывно, но неравномерно на протяжении всей истории человечества.

. Сведения экологического характера можно найти в трудах древнекитайских и древнеиндийских философов (в них описаны разные виды животных, способы обработки пашни и выращивания сельскохозяйственных культур). Подобные сведения можно встретить и в трудах многих древнегреческих философов: например, Эмпедокл рассмотрел связь растений со средой обитания, Аристотель в трактате «История животных» предложил классификацию животных, Теофраст описал более 500 видов растений. Древнеримский историк Плиний Старший в 37 книгах «Естественная история» обобщил данные по зоологии, ботанике, лесному хозяйству, описал практику использования животных в различных отраслях хозяйства. Древнеримский поэт Тит Лукреций Кар в философской поэме «О природе вещей» стремится освободить человека от страха смерти путём познания истины о природе, исследуя её явления в духе материалистического атомизма Эпикура. В средние века Леонардо из Пизы (Фибоначчи) впервые сформулировал математическую теорию популяций с учётом возрастной структуры. Тем не менее, первым этапом зарождения экологии как науки принято считать XVII – XVIII вв..Это время характеризуется накоплением данных о взаимосвязи организмов с природной средой. В 1670 г. английский ученый Р.Бойль осуществил первый экологический эксперимент, изучая влияние низкого атмосферного давления на различных животных., а его соотечественник Дж. Рей сформулировал проблему определения биологических критериев выделения вида В 1715 г. голландский учёный А.ван Левенгук впервые изучил пищевые цепи и некоторые механизмы регуляции численности популяций, а шведский учёный К. Линней заложил основы систематики. Французский естествоиспытатель Ж.Л.Л. де Бюффон в своей 36-томной «Естественной истории» развил идеи изменчивости видов под влиянием среды и единства растительного и животного мира.

Большой вклад в развитие экологии как науки на данном этапе внесли и российские учёные. М.В. Ломоносов высказал ряд предположений о влиянии среды на организм; А.А. Каверзнев в работе «О перерождении животных» сделал вывод об изменчивости организмов под влиянием факторов среды, а В.Ф. Зуев создал первый школьный учебник экологического профиля.

Существенный вклад в развитие основ экологии внесли английский монах Т.Р. Мальтус, который предложил уравнение геометрического роста популяции и французский естествоиспытатель Ж.Б. Ламарк, который в своей «Философии зоологии» дал представления о сущности взаимодействия в системе организм – среда, высказав идеи об изменчивости органитзмов под влиянием среды.

На втором этапе своего развития (вторая половина XIX в.) экология становится самостоятельной наукой. Данный этап начинается с фундаментальных работ российских учёных: К.М. фон Бэра (заложил основы современной теории динамики популяций), Н.А. Северцова, который провел комплексное экологическое исследование жизни зверей, птиц и пресмыкающихся; К.Ф. Рулье, обосновавшего метод экологического изучения животных и воздействие среды на развитие органического мира, а также И.М. Сеченова сформулировавшего принцип единства организма и внешней среды; В.В. Докучаева, впервые заложившего основы научного почвоведения..

Английский ученый Ч.Дарвин открыл основные факторы эволюции живых организмов в работе «Происхождение видов путём естественного отбора, или сохранение блпагоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», подготовив тем самым почву для появления экологии как науки, а французский учёный Л. Пастер заложил основы экологического направления в микробиологии. Именно в это время Э.Геккель впервые употребил понятие «экология» в современном понимании. Большой вклад в развитие экологии внесли также Э. Реклю, Г. Спенсер, Э ЗюссЮ К.А. Мебиус, С Форбс, Й.Э. Варминг, А.Н. Бекетов, У.Хэдсон, К. Шретер и О. Кихнер, В.В. Докучаев,Т. Каулс, В Шелфорд, Г.Ф. Морозов, А. Лотка, В Вольтерра, В И Вернадский, Г.Ф. Гаузе, Н.Ф. Реймерс. В это время появляется очень большое число публикаций на экологические темы. Как самостоятельная наука экология окончательно сформировалась в первой трети ХХ в.

В этот же период закладываются научные основы охраны природы (работы русских учёных Г.А. Кожевникова, В.В. Докучаева, С.В. Завадского и многих других).

. Особое значение экология как наука приобрела во второй половине ХХ в., что связано с глобальным антропогенным загрязнением биосферы.

На третьем этапе развития экологии как науки (со второй половины ХХ в. по настоящее время) происходит перерастание её в комплексную науку. Возникнув как биологическая наука, экология всё шире проникает в другие области и использует знания небиологических наук: математики, физики, химии, биологии, географии, геологии, астрономии и другим естественно-научным дисциплинам, а также знания по экономическим и гуманитарным дисциплинам, таким как право, этика, эстетика, психология, культурология, политология, экономика, философия, социология и многие другие. Таким образом, в настоящее время экология превратилась из раздела биологии в своеобразную гипернауку, в комплекс фундаментальных и прикладных дисциплин, в так называемую мегаэкологию, т.е. «большую экологию» или «макроэкологию».

Быстрая экологизация естествознания и человекознания произошла в 60 – 70 годах ХХ в., когда над человечеством начали сгущаться «экологические тучи». Само слово «экология» остаётся, но смысл его меняется: он превращается в общечеловеческое понимание среды обитания не только растений и животных, но главным образом человека, которому эта среда начинает угрожать. Тепе6рь экология впитывает в себя не только весь комплекс естественных, но и технических и гуманитарных наук, Возникло более 50 различных отраслей экологии: глобальная, медицинская, географическая, химическая, радиационная, прикладная, инженерная, сельскохозяйственная, социальная, космическая, экология атмосферы, литосферы, гидросферы, большого города (технотопа), человека, наноэкология и т.д. Экологический подход стал всеобщим, а экология стала комплексной наукой.

В настоящее время в экологической науке наибольшее развитие получили следующие направления:

* классическая (общая) экология – изучает взаимодействие биологических систем с окружающей средой;

*глобальная экология – изучает единство и целостность биосферы как глобальной экосистемы, её антропогенные изменения;

*социальная экология – изучает взаимосвязи и взаимозависимости в системе общество – окружающая среда;

*геоэкология – изучает антропогенные изменения природной среды;

*экология человека – изучает природную сущность человека, среду его обитания, экологические факторы здоровья;

*прикладная экология – изучает взаимосвязи техносферы, экосистем города и агросистем между собой и с окружающей средой.

В последние годы интенсивно развивается новое направление в экологии - наноэкология, в которой рассматривается влияние наноматериалов и нанотехнологий на окружающую среду и человека

Рассматриваемый нами курс построен по этим основным направлениям развития экологической науки.

Сегодня человечество для удовлетворения своих потребностей использует огромные объёмы природных веществ и энергии. Отсюда рождается одна из самых насущных проблем человечества – проблема обеспеченности природными ресурсами. При исследовании и изучении проблемы истощения природных ресурсов на основе экологии возникла новая наука Основы природопользования. Российский эколог Ю.Н. Куражковский в 1959 г. предложил термин «природопользование» и дал определение этому термину. «Природопользование – комплексная научная дисциплина, исследующая общие принципы рационального (для данного исторического момента) использования природных ресурсов человеческим обществом. Её задачи сводятся к разработке принципов осуществления всякой деятельности, связанной либо с непосредственным пользованием природой и её ресурсами, либо с изменяющими её воздействиями». Таким образом,

Природопользованием называют теорию и практику воздействия человечества на природную среду в процессе её хозяйственного использования.

Каждый человек понимает, что запасы природных ресурсов не безграничны. а это значит, что для предотвращения их истощения необходимы установление гармоничного взаимодействия человечества с окружающей средой, рациональное и комплексное природопользование, поиски новых источников сырья, топлива и энергии. Проблемы рационального природопользования и охраны природы в целом носят глобальный характер, и для их решения необходимо широкое международное сотрудничество.

Экологическое образование – целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения экологическими знаниями, умениями и навыками (В.И. Коробкин, Л.В. Передельский).

Угроза глобального экологического кризиса и анализ современной экологической обстановки в мире вызвали необходимость введения экологического образования в России. Одним из основных направлений государственной политики в области экологии является развитие экологического воспитания и образования (См. Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», постановление Государственной Думы от 22.11.1995 г. № 1363-1ГД «Федеральном законе «О государственной политике в области экологического образования».

Экологическое образование должно способствовать формированию экологической этики, представлению о человеке как части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы. Экологическое образование должно формировать новое экологическое мышление, развивать профессиональные знания и навыки, так как экологические проблемы человечества придётся решать нынешнему молодому поколению, которое должно жить в ХХ1 веке с развитым экологическим мышлением, с умением оценивать жизнедеятельность людей и результаты их творчества с позиций сохранения природной и культурной среды, способности направлять свою профессиональную деятельность на сохранение биосферы как среды обитания человека.

Известный российский эколог Н.Ф. Реймерс писал: «Экологическое воспитание должно способствовать формированию активной природоохранной позиции. Экологическое воспитание достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающего воспитание в узком смысле слова, школьное и вузовское экологическое просвещение и пропаганду экологического мировоззрения».

Основные правила экологического воспитания:

1. человек несёт ответственность за всё живое на нашей планете;

2. природа вечна и бесконечна, она сильнее человека; человек должен помогать природе, а не бороться с ней;

3. чем природа разнообразнее, тем она устойчивее;

4. современный человек оказывает на природу очень сильное дестабилизирующее воздействие, а это значит, что возникновение экологического кризиса вполне реально;

5.человечество должно отказаться от излишнего потребления природных ресурсов и экологической безответственности;

6. антропоцентрический тип сознания (человек – царь природы) должен быть вытеснен экоцентрическим.

Высшей стадией экологизации сознания является экологическая культура.

Экологическая культура - комплекс навыков бытия в контакте с окружающей природной средой. Основное положение экологической культуры – совместное гармоническое развитие природы и человека.

«В экологии есть два раздела, - писал академик Д.С. Лихачёв (1996 г.), - экология биологическая и экология культурная или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение экологии культурной». И культурные и биологические нормы поведения должны носить экологическую направленность и сохранять среду обитания благоприятной для жизни.

Таким образом, всем нам необходимо иметь новое мировоззрение, новое мироощущение, должный уровень экологического мышления, основанные не только на экологических знаниях, но и на экологическом воспитании и экологической культуре.

 

 

Раздел 1. Основы понятия экологии. концепция биосферы. 1.1. Биосфера и ее границы Жизнь на планете Земля распространена в литобиосфере (верхней части земной коры), в нижних слоях атмосферы (тропосфере) и в гидросфере (водной оболочке). Впервые в науку термин «биосфера» ввел в 1875 г. австрийский геолог Э.Зюсс. Учение о биосфере появилось только в начале ХХ в. Его создал выдающийся русский учёный Владимир Иванович Вернадский. Сам В.И. Вернадский считал своим предшественником в учении о биосфере французского натуралиста Ж.Б. Ламарка.
БИОСФЕРА - особая геологическая оболочка Земли, которая объединяет все формы жизни.

С

Слово «биосфера» происходит от двух греческих слов: bios (жизнь) и sphaira (шар, земля).

Биосферу образуют следующие компоненты: живые организмы и их среда обитания.

 

  Биосфера  

  Компоненты  
   
(Био-) Живые организмы   (сфера) Среда обитания
         

 

 

Организм (от лат. organismus и греч. organon - живое существо) характеризуется всеми свойствами жизни. Организмы – это растения, животные (в том числе человек) и микроорганизмы.

Окружающая среда (среда обитания) – это всё, что окружает организм и влияет на него.

Различают окружающую среду (среду обитания) и внешнюю среду. Внешняя среда – суммарное название явлений и сил природы, её вещественного состава и пространства, а также любой деятельности человека, находящегося вне рассматриваемой системы, объекта или субъекта, но не обязательно контактирующих с ними. Включает в себя атмосферу, гидросферу и литосферу Земли.

Таким образом, окружающая среда – часть внешней среды.

В более широком плане окружающая среда – это внешняя среда, находящаяся в непосредственном контакте с рассматриваемой системой, объектом или субъектом.

Часто к окружающей среде относят всю природную и техногенную среду.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.