Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Труд и трудовая деятельность

 

Понятие «труд» нельзя рассматривать упрощенно, поскольку оно включает не только экономический, но и физиологический, соци­альный и социологический компоненты.

С экономической точки зрения труд — это любая общественно полезная деятельность человека; с физиологической точки зре­ния трудовая деятельность есть нервно-мышечный процесс за счет накопления в организме потенциальной энергии.

Следовательно, труд можно рассматривать как процесс, совер­шающийся между человеком и природой, в котором человек, про­изводя определенную деятельность, опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Из приведенных определений вытекает, что труд — это деятель­ность. Однако понятие «деятельность» значительно шире понятия «труд», поэтому его приходится ограничивать.

С равным правом можно говорить о деятельности и человека, и естественных сил природы (разрушительная деятельность мор­ских прибоев, ветров), и техники (локомобиль, конвейер, выпол­няющий механическую работу), и животных (о деятельности лоша­ди, например, которая тоже работает).

Но слово «труд» по отношению к деятелям такого рода совсем неприменимо: сказать, что они «трудятся», можно лишь не иначе как в поэтической метафоре, поскольку это противоречит и нашим представлениям, и правилам словоупотребления.

Только про человека одинаково правомерно говорить, что он трудится и что он работает. Отсюда следует первое ограничение: трудом мы называем лишь деятельность человека.

Но и деятельность человека является еще слишком широким по­нятием: сюда войдет и творчество Рафаэля, Ньютона, Эдисона, и бесплодное черпание воды решетом сказочным Иванушкой-дурач­ком.

С физиологической точки зрения все проявления деятельности здорового и больного человека представляют собой вполне тождест­венные нервно-мышечные процессы, которые совершаются, конечно, за счет накопленной в организме потенциальной энергии. Но далеко не все из них относятся понятию «труд», ибо трудом мы на­зываем лишь общественно полезную деятельность человека. Тако­во второе ограничение. Значение его весьма условно: один и тот же гравер может изготовлять, используя одни и те же приемы, и пол­ноценные денежные знаки, и фальшивые кредитки. В первом слу­чае это будет труд, ибо это полезная обществу работа, во втором — преступная деятельность, ибо она вредна для общества.

Следует отметить, что в разные эпохи общество различно рас­ценивает те или иные виды человеческой деятельности.

Некогда различные гадания, снятие порчи и сглаза, проститу­ция, спекуляция считались полезным для общества и даже бого­угодным делом; в советскую же эпоху эти явления осуждались и даже карались по закону; в современных условиях в странах с ры­ночной экономикой в ряде случаев такие виды деятельности при­знаются трудовым промыслом, легализуются как своеобразный биз­нес, хотя и презираются общественностью.

Эти примеры подчеркивают, что определение труда содержит социологический момент: признание обществом полезности той деятельности, которую мы именуем трудом.

Определяя цели, способы и результаты труда, товаропроизводи­тель решает три главных вопроса:

1) какие продукты, в каком количестве и когда должны быть произведены? (Труд как сознательная деятельность);

2) как эти продукты произвести, из каких ресурсов, с помощью какой технологии? (Труд как целесообразная, рациональная деятельность);

3) для кого эти продукты должны быть произведены? (Труд как общественно полезная деятельность).

Итак, в самом общем виде труд можно определить как объектив­но присущую человеку сферу целенаправленной полезной деятель­ности по превращению природных, материальных и интеллектуаль­ных ресурсов, которыми он располагает, в продукт, необходимый для личного и общественного потребления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль методологии в изучении экономики труда | Сущность различных трудовых концепций
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 187; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.