КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Папильонажные лебедки
Папильонажными лебедками называются лебедки, назначение которых состоит в поддержании непрерывного контакта грунтозаборного устройства с разрабатываемым грунтом и в осуществлении необходимого напора для механического разрушения его рыхлителем той или иной конструкции. (5-7) где Q - производительность землесосного снаряда по грунту, м3/ч; Из этой формулы видно, что V р может изменяться в очень широких пределах. Если в это выражение подставить возможные значения Q и в различном их сочетании, то найдем, что V р может принимать значения от 0,20 до 10 м/мин. Для сокращения потерь времени на маневрирование земснарядом верхний предел скорости обычно увеличивают в 2 и даже иногда в 3 раза. В основном все же папильонажные лебедки работают на малых скоростях. Так как направление папильонажных тросов, как правило, не совпадает с направлением, в котором должно перемещаться грунтозаборное устройство, то и значения скоростей троса и грунтозаборного устройства будут различными.
Рис. 5-44. Папильонажная лебедка землесосного снаряда 350-50Л.
3) для обеспечения повышения сроков службы троса быть оборудована тросоукладчиком;
110. УСЛОВИЯ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ МЕХАНИЗМОВ ЗЕМСНАРЯДОВ И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ ТРЕБОВАНИЯ
Условия работы (совокупность значений параметров электрооборудования) электроприводов механизмов земснарядов весьма разнообразны как по характеру нагрузки, так и по продолжительности ее действия. 1.Электроприводы механизмов дноуглубления землесоcных и мпогочерпаковых снарядов работают в продолжительном режиме, а одночерпаковых — в повторно-кратковременном.
2.Режим работы электроприводов механизмов рабочих перемещений зависит от способа рабочего перемещения земснаряда. Так, при траншейном способе режим работы становых лебедок продолжительный, а папильонажных — кратковременный; при папильонажном способе режим работы папильонажных лебедок продолжительный, а становых — кратковременный.
3.Электроприводы свайных устройств и механизмов, обслуживающих устройства отвода грунта, работают в кратковременном режиме. Исключение составляют промывочный насос сальникового уплотнения ступицы рабочего колеса грунтового насоса и транспортеры, режим работы которых продолжительный.
4. Режим работы электроприводов остальных механизмов земснаряда зависит от их назначения и характера выполняемых функций.
Нагрузка большинства электроприводов земснарядов имеет.переменный характер. Особой неравномерностью отличается нагрузка черпакового привода многочерпакового снаряда, приводов подъемного и напорного устройств одночерпакового снаряда и механического рыхлителя землесосного снаряда. Причиной неравномерности нагрузки является изменение грунтовых условий, наличие твердых включений и прочих подводных препятствий. Неравномерность нагрузки черпакового привода усугубляется периодичностью врезания черпаков в грунт и неравномерностью движения черпаковой цепи из-за наличия граней верх-него (приводного) барабана. Нагрузка на валу двигателя грунтового насоса также меняется в широких пределах и зависит от рода грунта, насыщения пульпы, глубины всасывания, длины пульпопровода, высоты подъема отводимого грунта. Неравномерная нагрузка характерна и для электроприводов папильонажных лебедок при папильонажиом способе работы земснаряда и становых лебедок при траншейном способе. Значительные перегрузки возможны и при работе электроприводов рамоподъемной и лоткоподъемных лебедок, лебедки поворотного клапана и других механизмов. К электроприводам с постоянной нагрузкой можно отнести гидрорыхлитель, промывочный насос и некоторые другие механизмы.
ТРЕБОВАНИЯ 1.Электроприводы механизмов дноуглубления, рабочих перемещений и обслуживающих устройства отвода грунта должны иметь дистанционное управление из рубки управления и выключатель (аварийный) отключения цепи управления в непосредственной близости от механизма.
2.Схемами управления электроприводами технологического оборудования, за исключением грунтового и промывочного насосов, должно обеспечиваться реверсирование электродвигателей.
3.Все электроприводы должны иметь нулевое блокирование и защиту от перегрузок и токов короткого замыкания.
4.В электроприводах с ограниченным перемещением рабочих устройств должны быть выключатели конечных положений.
Электроприводы механизмов дноуглубления и рабочих перемещений необходимо выполнять с учетом следующих требований:
1.плавный пуск при достаточном пусковом моменте; 2.стабилизация заданной частоты вращения в пределах допустимых нагрузок и ограничение момента и потребляемого тока кратковременно допустимым значением тока стоянки Iст= (1,5-1,7)Iн (крутопадающие механическая и электромеханическая характеристики); 3. достаточный диапазон изменения частоты вращения.
4.Скорость навивания троса электроприводов, обеспечиваю- щих папильонирование и продвижение по траншее, регулируется в пределах от 0,15—2 до 10—15 м/мин при номинальном вращающем моменте и достигает 20—25 м/мин с уменьшением его при уходе с прорези (например, для пропуска судов). 5.Скорость движения майонной черпаковой цепи регулируется в пределах от 2 до 25 черпаков/мин; 6.плавное регулирование частоты вращения электроприводов лебедок, обеспечивающих папильо-нирование и продвижение по траншее, черпаковой цепи и механического рыхлителя; 7. регулирование частоты вращения электроприводов механизмов дноуглубления, способствующее достижению наибольшей производительности и наилучшему использованию установленной мощности двигателя; 8. регулирование частоты вращения электроприводов механизмов рабочих перемещений, осуществляемое в функции изменения режимов нагрузки механизмов дноуглубления в целях достижения ими наибольшей производительности; 9.быстродействие систем управления электроприводами; 10.свободное-сматывание троса с барабанов папильонажных и становых лебедок и лебедок концевого понтона.
111. СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ МЕХАНИЗМОВ ЗЕМСНАРЯДОВ
Для черпакового устройства мпогочерпаковых снарядов, механического рыхлителя землесосных снарядов, подъемного, напорного и поворотного устройств одпочерпакового снаряда и механизмов, обеспечивающих папильонирование и продвижение по траншее, рекомендуется применять регулируемые электроприводы. Остальные механизмы, как не требующие плавного изменения скорости или вообще не требующие ее изменения, могут иметь многоскоростной (ступенчатое изменение скорости) или односкоростной электропривод переменного тока.
Системы электроприводов основных механизмов мпогочерпаковых и.землесосных земснарядов приведены в табл. 6. Для систем электроприводов приняты следующие обозначения: Д — электропривод с двигателем постоянного тока; АД — электропривод переменного тока с асинхронным двигателем с коротко-замкнутым ротором; АДф - - электропривод переменного тока с асинхронным двигателем с фазным ротором; АД2 — электропривод переменного тока с двухскоростным асинхронным двигателем; АДз — электропривод переменного тока с. трехскорост-ным асинхронным двигателем; АД4 — электропривод переменного тока с четырехскоростным- асинхронным двигателем; 2АД — электропривод переменного тока с двумя асинхронными двигателями с. короткозамкнутым ротором, планетарным редуктором и электромагнитными тормозами; двухступенчатое регулирование частоты вращения; АД — ЭМС — электропривод с асинхронным двигателем с короткозамкиугым ротором и электромагнитной муфтой скольжения; СД — электропривод переменного тока с синхронным двигателем; Г —Д —электропривод постоянного тока системы генератор — двигатель; ТГ —Д — электропривод постоянного тока системы генератор — двигатель с тремя обмотками возбуждения на генераторе; ВГ — Д — электропривод постоянного тока системы генератор — двигатель с возбуждением от возбудителя; МУ Г — Д — электропривод постоянного тока системы генератор — двигатель с возбуждением от магнитных усилителей; ТВ Г—Д — электропривод постоянного тока системы генератор — двигатель с возбуждением от тиристориого выпрямителя; Др — Д —дроссельный электропривод постоянного тока; ТВ—'Д — вентильный электропривод постоянного тока.
Анализируя табл. 6 можно сделать следующие выводы: 1. привод грунтовых насосов не электрический (дизельный); привод механизмов, не требующих регулирования скорости (становые лебедки мпогочерпаковых снарядов, рамоподъемные лебедки), осуществляется двигателями переменного тока; 2.большинство механизмов, требующих изменения скорости в процессе работы, имеют регулируемый электропривод; 3.электропривод системы Г — Д в различном исполнении получил наибольшее распространение на земснарядах разных лет постройки; 4.дроссельный электропривод постоянного тока (Др — Д) явился промежуточным между системами Г — Д и ТВ — Д; 5.на судах постройки последних лет и строящихся внедряются вентильные электроприводы постоянного тока.
112. ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ МЕХАНИЗМОВ ДНОУГЛУБЛЕНИЯ
1.Приводным двигателем грунтового насоса дноуглубитель-ных землесосных снарядов является дизель. 2.На земснарядах, занятых на строительных работах в пределах ограниченной акватории и получающих электроэнергию с берега, приводом грунтового насоса служит синхронный электродвигатель, например на земснаряде проекта 350 — 50Л. 3.В электроприводе гидравлических рыхлителей используются асинхронные электродвигатели. 4.Для механического рыхлителя и черпакового устройства применяются регулируемые электроприводы, обеспечивающие стабилизацию скорости движения исполнительных органов и ограничение момента при перегрузках.
Ниже рассматриваются схемы электроприводов механического рыхлителя и черпаковой цепи. Схемы даются в упрощенном виде.
113.Электропривод (системы ТГ— Д) механического рыхлителя.
В электро'приводс механического рыхлителя земснаряда проекта 23-110 (рис. 66) электродвигатель М фрезы получает пита
Рис. 66. Схема электропривода механического рыхлителя-
ние от генератора и с приводом от дизеля. У генератора 3 обмотки возбуждения. Обмотка независимого возбуждения LG-Í получает питание от сети постоянного тока и служит для создания начального возбуждения генератора. Обмотка параллельного возбуждения (самовозбуждения) LG-2 предназначена для регулирования напряжения генератора и, соответственно, частоты вращения вала двигателя, что достигается изменением сопротивления регулятора возбуждения RP в *цепи обмотки LG /. Вследствие действия обмотки последовательного возбуждения GL-3, магнитный поток которой направлен встречно потокам обмоток LG-1 и LG-2, механическая характеристика электропривода имеет крутопа-дающий вид. У двигателя М только обмотка независимого возбуждения LM. Параллельно обмоткам возбуждения включены разрядные резисторы R1 — R3, предохраняющие обмотки от пробоя изоляции при возникновении э. д. с. самоиндукции в момент отключения обмоток от питания. Цепи управления и возбуждения получают питание от сети постоянного тока. Переключателем SAI подается напряжение к цепи управления и выбирается направление вращения двигателя М путем изменения направления тока в сто обмотке возбуждения LM. На регуляторе возбуждения RP смонтированы 3 конечных выключателя SQ1 — SQ3, состояние которых изменяется в момент начала движения регулятора из пулевого положения. Защита привода от самопроизвольного включения (нулевое блокирование) после временного исчезновения питания осуществляется реле К2 в сочетании с размыкающим контактом SQ1 регулятора возбуждения RP. Реле К2 может быть включено только при пулевом положении регулятора RP, когда контакт SQ1 замкнут. В нулевом положении регулятора RP замкнут и контакт SQ3, что обеспечивает включение реле времени КТ2, замыкающее свой контакт в цепи реле 1\2. Включившись, реле шунтирует своим контактом контакт SQ1 и подготавливает к включению контактор /(/. В момент начала движения ползунка регулятора возбуждения RP и его контакты SQI н SQ3 размыкаются, контакт SQ2 замыкается и включает кон тактор К1, контакты которого подключают цепи возбуждения генератора и двигателя к питающей сети. Протекание тока по обмотке независимого возбуждения LM двигателя вызывает включение реле минимального тока КЛЗ, шунтирующее своим контактом контакт реле времени КТ2. Выдержка Бремени при отключении реле КТ2 достаточна для шунтирования его контакта контактом реле КЛЗ. Частота вращения вала двигателя М регулируется изменением напряжения генератора G путем изменения тока возбуждения в обмотке параллельного возбуждения LG-2 и частоты вращения дизель-генератора специальным сервоприводом СП, воздействующим на регулятор возбуждения RP и топливный, насос 77/. Сервопривод имеет дистанционное управление из рубки управления. При пуске сервопривода ползунок регулятора возбуждения RP начинает перемещаться из крайнего левого положения вправо. Сопротивление регулятора возбуждения RP в цепи обмотки LG-2 уменьшается, ток возбуждения, напряжение генератора и частота вращения вала электродвигателя увеличиваются. В момент, когда сопротивление регулятора RP в цепи обмотки LG-2 станет равным нулю, ток возбуждения достигнет номинального значения. Дизель до этого момента не развивает номинальной частоты вращения вала, а возрастание потребляемой от пего мощности компенсируется увеличением топливоподачи с помощью всережимного регулятора. Дальнейшее повышение частоты вращения вала двигателя М производится воздействием сервопривода СП на топливный насос дизеля. Частота вращения вала дизель-генератора возрастает и достигает номинальной. Одновременно увеличивается сопротивление регулятора RP в цепи обмотки LG-2, но ток возбуждения* почти не изменяется, так как пропорционально частоте вращения генератора повышается его напряжение. Защита электропривода осуществляется с помощью реле минимального тока КЛЗ, реле максимального тока КЛ1 и КА2, включенных через шунты RS1 и RS2 и теплового -реле КК. Реле максимального тока КЛ1 и КЛ2 настроены на разный ток срабатывания. Реле КЛ1 срабатывает при токе, несколько большем тока стоянки, и через реле времени КТ1 отключает электропривод с выдержкой времени. Если за период времени срабатывания реле КТ1 нагрузка на электропривод уменьшится, то отключения электропривода пе произойдет. Реле КЛ2 (с большей уставкой по току) при срабатывании размыкает свой контакт в цепи реле К2, что приводит к немедленному отключению электропривода. Реле минимального тока КЛЗ контролирует наличие тока в цепи возбуждения двигателя. В случае обрыва цепи реле КЛЗ срабатывает и размыкает свой контакт в цепи реле К2. Как известно, двигатель при потере возбуждения не будет развивать противо-э. д. с. и практически превратится в очаг короткого замыкания, так как сопротивление обмотки якоря весьма незначительно. Экстренная остановка электропривода может быть произведена выключателем установленным в непосредственной близости от электродвигателя М. В электроприводе предусмотрены световая сигнализация и контрольно-измерительные приборы (на схеме не показаны). Световая сигнализация информирует о наличии напряжения питания и положении регулятора возбуждения (нулевом, рабочем и конечном). Измерительные приборы контролируют ток, напряжение и частоту вращения вала двигателя и генератора. Подобная схема применена и для электропривода черпако-вой цепи земснаряда проекта 23-75. Ее основное отличие состоит в изменении узла управления возбуждением. Вал черпакового дизель-генератора вращается с номинальной (и постоянной) частотой вращения, а возбуждение регулируется изменением сопротивления в обмотках возбуждения генератора и двигателя (рис. 67). Дистанционным воздействием на сервопривод СП регулятора возбуждения ЯР последовательно уменьшается сопротивление в цепях обмоток независимого (ЬС-1) и параллельного (¿6-2) возбуждения генератора, а затем увеличивается сопротивление в цепи обмотки независимого^ возбуждения ЬМ двигателя. Ток в обмотке ЬМ регулируется для получения частоты вращения выше номинальной (с уменьшением вращающего момента). В схеме электропривода черпаковой цепи предусмотрен электрогидравличёский тормоз.
114.Электропривод (системы МУ Г—Д) черпаковой цепи. Стремление сделать земснаряд более маневренным привело к использованию мощности дизель-генераторов как для привода черпаковой цепи, так и для привода гребных винтов. Это позволяет самоходному земснаряду, в отличие от несамоходного, не прибегать к помощи буксира, а самостоятельно переходить с одного места работы на другое. На ряде земснарядов для привода черпаковой цепи и гребных винтов используется система Г —Д с возбуждением электрических машин от магнитных усилителей (МУ).
115. ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ МЕХАНИЗМОВ РАБОЧИХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ Для становых лебедок земснарядов, работающих траншейным способом, и папильонажных лебедок земснарядов, работающих папильонажным способом, применяется регулируемый электропривод. Схема управления электроприводом должна предусматривать возможность ввода управляющего сигнала от системы автоматизации грунтозабора. Поэтому использование, например, системы Г—Д с реостатным управлением возбуждением электрических машин нежелательно, так как для автоматического управления в таком случае необходимо устанавливать сервоприводы реостатов, что не только усложняет систему управления, по и значительно ухудшает се динамические качества. На вновь строящихся земснарядах для становых и папильо-нажиых лебедок, требующих плавного изменения скорости выбирания троса, применяются вентильный и дроссельный электро-приводы или система Г—Д с управлением возбуждением на магнитных или тиристорных усилителях. Использование элек-тромагнитных муфт-скольжения также обеспечивает плавность регулирования скорости исполнительного механизма и возможность автоматизации процесса ее регулирования. Система управления регулируемых приводов должна стабилизировать заданную скорость движения исполнительного механизма в пределах нормальных нагрузок и ограничивать вращающий момент (и потребляемый ток) предельно допустимым значением, т. е. механическая характеристика электропривода должна быть жесткой в рабочей части и крутопадающей при перегрузке. Частота вращения вниз от номинальной (режим дноуглубления) регулируется при номинальном вращающемся моменте. Частота вращения выше номинальной (уход с прорези) достигается ослаблением поля возбуждения. Для привода генератора в электроприводе системы Г—Д лебедок рабочих перемещений используют асинхронные двигатели с короткозамкнутым или фазным ротором. Становые лебедки земснарядов, работающих папильопаж-ным способом, и папильонажные лебедки земснарядов, работающих траншейным способом, а также свайные устройства могут выполняться с односкоростным электроприводом. В электроприводах механизмов рабочих перемещений (кро-ме движителей) предусматриваются тормозные устройства с электромагнитным, элсктрогидравлическим или пневматическим приводом. Папильонажные и становые лебедки оборудуются муфтами свободного вращения барабана.
Электропривод системы АД-ЭМС. На рис. 71 показаны электрическая и кинематическая схемы электропривода становой лебедки земснаряда проекта 246Б. Барабану / вращение передается от одного из двигателей МЗ или М5 через дифференциальный редуктор 3 и шестеренчатую передачу 2. Лебедка оборудована двумя гидравлическими'тормозами 4 и 5, приводимыми электродвигателями М2 и М4. Свободный ход барабана обеспечивается кулачковой муфтой 6 с приводом от двигателя М1 При уходе с прорези и установке на место работы привод барабана осуществляется от двигателя МЗ. В режиме «дноуглубление» приводом барабана является система АД— с>МС, состоящая из агрегата двигатель М5 — электромагнитная муфта скольжения УС, устройства автоматического регулирования частоты вращения А, тахогенератора ЗД, осуществляющего обратную связь по частоте вращения исполнительного механизма ИМ, и регулятора возбуждения R1 (потенциометра), задающего ток возбуждения муфты, а следовательно, и частоту вращения ее выходного вала. Переключателем SА2 муфта вклю-
Рпс 71 Электрическая (а) и кинематическая (б) схемы электропривода лебедки рабочего перемещения с электромагнитной муфтой скольжения чается или на автоматическое управление от А, или на ручное с помощью регулятора возбуждения R2 и питанием от сети постоянного тока. Двигатели управляются кнопками $В и контакторами К У кнопок управления БВ! и 5Б2 двигателем Ш муфты свободного хода нет самоблокирования вспомогательны-ми контактами контакторов К1 и К2, поэтому кнопки должны быть нажаты до отключения схемы выключателями конечных положений муфты. Защита двигателей от перегрузок осуществляется тепловыми реле КК.
116.Электропривод системы Г-Д и МУ - ГД.
Система Г-Д с реостатным управлением возбуждением применена для привода становых и папильонажных лебедок земснарядов проектов 82Ь и Л5-ии (рис 72)
Рис. 72. Схема электропривода системы Г—Д лебедки рабочего перемещения.
Электропривод системы МУ Г-Д.
ряс 73 Схема электропривода епстемы МУ Г-Д лебедки рабочего перемещения.
117.Дроссельный электропривод постоянного тока.
Магнитные усилители большей мощности используют не только для регулирования напряжения возбуждения, но непосредственно и напряжения, подводимого к двигателю. В дроссельном электроприводе по отношению к системе Г—Д отсутствует, генератор, вследствие чего уменьшаются габаритные размеры электропривода и увеличивается быстродействие его системы управления. На рис. 74 приведена схема дроссельного электропривода носовой становой лебедки земснаряда проекта 324А. Схема аналогична и для носовых папильонажных лебедок земснаряда. Якорь исполнительного двигателя М1 постоянного тока получает питание через выпрямитель VII и нереверсивный магнитный усилитель с самонасыщением А от сети переменного тока. Обмотка возбуждения ЬМ1-1 включена через выпрямитель 1Л2 в сеть переменного тока. Привод оборудован гидравлическим тормозом с двигателем переменного тока М2. Частота враще- 0)
Рис. 74. Схема дроссельного электропривода постоянного тока лебедки рабочего перемещения: «-силовая цепь, цепи возбуждения и обратных связей; б - цепи управления.
118.Вентильный электропривод постоянного тока.
Применение вентильного электропривода постоянного тока позволяет создать компактные и быстродействующие системы управления лебедками рабочих перемещений, обеспечивающие плавное регулирование в широком диапазоне частоты вращения. На рис. 75 показана упрощенная схема вентильного электропривода лебедок земснаряда проекта 1-517-01. Двигатель М получает питание от сети переменного тока через нереверсивный симметричный тиристорный мост, состоящий из тиристоров VS1—VS6. Обмотка возбуждения LM двигателя получает питание также от сети переменного тока через управляемый выпрямитель UZ. Реверсирование двигателя производится изменением направления тока в его якоре с помощью контактов* К1 и К2 по сигналу датчика нулевого тока. Частота вращения от нуля до номинальной при М=const регулируется изменением подводимого к якорю напряжения тиристорным мостом путем изменения угла
Рис. 75. Схема вентильного электропривода постоянного тока лебедки рабочего перемещения земснаряда проекта 1-517-01: а — силовая цепь; б — цепь возбуждения отпирания тиристоров. Вверх от номинальной частота вращения регулируется при Р—const уменьшением тока независимой обмотки возбуждения. Управляемый выпрямитель VS1—VS6 в режиме торможения электропривода работает как инвертор, обеспечивая рекуперацию электроэнергии.
119. ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ МЕХАНИЗМОВ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ УСТРОЙСТВА ОТВОДА ГРУНТА К электроприводам механизмов, обслуживающих устройства отвода грунта, не предъявляется особых требований по регулированию скорости их исполнительных органов. Большинство механизмов имеет привод от асинхронных двигателей с коротко-замкнутым ротором при непосредственном включении их па полное напряжение судовой сети (прямой пуск). В отдельных случаях для уменьшения пускового тока пуск осуществляется понижением подводимого напряжения путем переключения об-мот-ок статора со звезды на треугольник. В электроприводе лебедок концевого понтона есть муфты свободного хода барабана; управляют электроприводом с двух постов.— с местного и из рубки управления. Схемами управления электроприводами лоткоподъемпых лебедок,, поворота клапана грунтового колодца и рамоподъемной лебедки ограничиваются предельные положения лотков, клапана и рамы. В качестве примера на рис. 76 приведена схема электропривода лебедки клапана. Двигатель М реверсируется с помощью контакторов К1 и К2, управляемых кнопками SBI и SB2. Для ограничения угла, поворота клапана установлены конечные выключатели SQ1 и SQ2. Граничные положения клапана сигнализируются лампами ff LI и HL2. Схема электропривода лоткоподъемной лебедки аналогична схеме электропривода лебедки поворота клапана; в нее добавляется только тормозное устройство. КК2
Рис. 76. Схема электропривода лебедки поворота грунтоотводного клапана Для привода рамоподъемной лебедки применяются в большинстве случаев асинхронные двигатели с фазным ротором. Пуск двигателя производится в функции времени или частоты вращения (.рис. 77). Такая схема применена на земснарядах проектов 23-75, 826, 23-110*. Включение и реверсирование двигателя М производятся контакторами /(/ и К2. В верхнем и нижнем положениях рамы привод автоматически отключается конечными выключателями SQ1 и SQ2. Привод оборудован трехфазным электромагнитным тормозом YB. Для автоматического выведения резисторов в цепи ротора служат реле напряжения KV1, KV2 и контакторы КЗ, К4. Подстросчными рези- ' сторами Rl, R2 реле KV1, KV2 настроены па разные напряжения отпускания якорей. Одним из основных элементов! схемы является электромагнит YA. На его якоре закреплена планка, которая с помощью специальной пружины не дает замыкаться размыкающим контактам реле напряжения KVÍ и KV2 при отсутствии напряжения на выводах электромагнита YA. При переключении SAI в первое положение (на спуск или подъем) электромагнит YA питания не получает и двигатель работает с введенными в цепь ротора резисторами. Во втором положении переключателя SAI получает питание электромагнит YA, втягивающий свой якорь и освобождающий контакты реле напря
жения KV1, KV2. В момент включения двигателя э. д. с. ротора максимальная. Реле KV1, KV2 срабатывают и своими контактами размыкают цепи питания контакторов КЗ, К4. По мере разгона двигателя э. д. с. уменьшается и достигает значения, при котором реле KV1 отпускает свой якорь. Контакт реле KV1 включает контактор КЗ, шунтирующий первую ступень пусковых резисторов R3. При дальнейшем разгоне двигателя аналогично выводится из цепи ротора вторая ступень пусковых резисторов R4. Резисторы R5 остаются постоянно включенными в цепь ротора для некоторого смягчения механической характеристики электропривода. При увеличении нагрузки на двигатель частота вращения его вала уменьшается, э. д. с. ротора увеличивается и в цепь ротора автоматически вводится одна или обе ступени резисторов. Схема может ограничивать ослабление натяжения троса при опускании рамы на грунт. Для этого она дополняется конечным выключателем SQ3 и реле К5. Ролик рычага конечного выключателя SQ3 при натянутом тросе нажат и катится по нему. Замыкающий контакт конечного выключателя SQ3 замкнут, реле К5 включено и двигатель можед- работать на спуск рамы. При ослаблении натяжения трос провисает и пружина самовозврата конечного выключателя размыкает контакт SQ3. Опускание рамы автоматически прекращается. Конечный выключатель SQ3 и реле Ко включены последовательно с размыкающим контактом переключателя SA1 для предотвращения самопроизвольного включения привода при последующем натяжении троса. Выключателем SA3 шунтируется конечный выключатель SQ3 при необходимости стравливания троса. Оригинально решена задача ограничения ослабления натяжения троса в схеме электропривода рамоподъемной лебедкн земснарядов проектов 1519 (рис. 78, а) и Р36. После пуска кнопкой SB2 электропривода на опускание рамы электродвигатель разгоняется в двигательном режиме по механической характеристике в квадранте I (рис. 78,6). Под действием массы рамы частота вращения ротора электродвигателя увеличивается. В момент достижения синхронной частоты вращения п0 э.д. с, ток и вращающий момент электродвигателя становятся равными нулю. Затем при п>по э.д. с. двигателя становится больше напряжения сети питания — двигатель переходит в генераторный режим, создавая тормозной момент Мт, который уравновешивается движущим моментом сопротивления рамы. Разгон прекращается и двигатель работает в режиме рекуперации электроэнергии (квадрант //) с частотой вращения ротора, соответствующей Мт. В момент касания рамой грунта движущий момент сопротивления рамы становится равным нулю и электродвигатель из генераторного режима переходит в двигательный, т. е. от выдачи электроэнергии в сеть к ёе потреблению. На изменение знака мощности реагирует реле обратной мощности К№ — замыкает свой контакт в цепи промежуточного реле К9 которое, срабатывая, разрывает своим размыкающим контактом цепь контактора КМ2. Двигатель останавливается. Поскольку при пуске на опускание рамы двигатель начинает работать в двигательном режиме, то на период его разгона да п^п0 кнопку 8В2 следует держать нажатой, иначе реле К\У остановит привод. В случае необходимости ослабления натяжения троса (например, для его сматывания) кнопку 8В2 также надо держать нажатой. Трансформатор ТУ применен в схеме,, потому что реле обратной мощности выпускается на напряжение, отличное от напряжения бортовой сети. На схеме: и 5(2.2— конечные выключатели, ограничивающие крайние верхнее и нижнее положения рамы; 5Л — аварийный выключатель. Схема рамоподъемного электропривода земснаряда проекта РЗб аналогична рассмотренной, за исключением двигателя. На земснарядах проекта Р36 (и 892) применены двигатели с фазным ротором и постоянным параллельным подключением к нему резисторов и реактора (см. рис. 45).
120. ЭЛЕКТРОПРИВОДЫ ОБЩЕСУДОВЫХ МЕХАНИЗМОВ
Помимо механизмов, участвующих непосредственно в техно логическом, процессе или способствующих ему, на земснаряд как на любом судне, имеется еще целый ряд механизмов и устройств, обеспечивающих работу энергетической установки, безопасность плавания и нормальные бытовые условия. К ним относятся насосы (противопожарный, осушительный, санитарный, питьевой воды, топливный, топливоподкачивающий, масляный и т. п.), компрессоры пускового воздуха дизелей и сжатого воздуха для хозяйственных нужд, сепараторы масла и топлива, вентиляторы для создания нормальной температуры и обмена воздуха в машинном и других помещениях и для охлаждения отдельных механизмов, якорно-швартовные механизмы, озона-торные установки и т. п. Электропривод перечисленных механизмов осуществляется, как правило, с помощью односкорост-ных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. В якорно-швартовных устройствах применяются и многоскорост-пые асинхронные двигатели. Электроприводы компрессоров, тоиливоподкачивающего, санитарного и некоторых других насосов наряду с ручным имеют и автоматическое управление, по сигналам соответствующих датчиков, например, реле давления, реле уровня и т. п. Схемы автоматических электроприводов весьма разнообразны. На рис. 79 показана одна из возможных схем.
Рис. 79. Схема автоматического электропривода компрессора (насоса)
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |