Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К третьему изданию




Со времени опубликования второго издания учеб­ного пособия «Краткий курс общей экологии» прошло всего 2 года. Срок по всем меркам очень малый. И, тем не менее, за это время в нашей жизни зародились и бурно развиваются 2 основные тенденции. Обе свя­заны с ростом экологических знаний в нашей жизни. И обе важно учитывать при любом издании настоящего пособия.

Первая тенденция давно уже ощущается в развитии экономики в странах Запада. Экологическое образова­ние в последние годы научно и учебно-методически оформилось в самостоятельную сферу деятельности в области образовательных услуг. Этому способствует не только сложная экологическая обстановка и рост эколо­гического самосознания, но прежде всего, введение в практическую деятельность экологических норм, правил и ограничений на различные виды хозяйственной дея­тельности и деловой активности. Экологические конку­рентные преимущества становятся важным компонентом функционирования рыночной экономики.

В современном мире политические и экономические страсти разгораются главным образом вокруг трех поня­тий: экология, охрана природы и природопользование. Ключевое слово в природопользовании — воспроизвод­ство. С биоэкономических позиций воспроизводство при­родных ресурсов и условий — неоднородный процесс. Во-первых, это «чистое» воспроизводство ресурсов. В «чис­том» воспроизводстве ресурсов находит выражение экономический аспект охраны природы — угроза исчер­пания важных природных ресурсов:

Во-вторых, это «подметание полов» за техническим прогрессом — борьба с загрязнениями, в котором нахо­дит выражение не только экономический, но и санитар­но-гигиенический аспект охраны природы — угроза здо­ровью людей вследствие загрязнения среды. В-третьих, и это основное для человечества в целом, воспроизвод­ство экологических ресурсов и условий, призванное обес­печить экологическое равновесие. Здесь находит выра­жение экологический аспект охраны природы. Речь в дан­ном случае идет о воспроизводстве ресурсов, не входящих в вещественный состав создаваемого продукта и непос­редственно не используемых в процессе производства, но лини, при условии существования которых и во взаимодействии с которыми возможно создание материаль­ных благ.

С другойстороны сложной системы общественных отношений вокруг воспроизводства природных ресурсов лежит область, тесно связанная с вопросами частной собственности на природные ресурсы. Причиной и след­ствием политического переустройства любого государ­ства служит изменение системы собственности на при­родные ресурсы. Регулировать эти отношения призвано налогообложение.

У нас и повсюду в мире налогом в первую очередь облагается доход, т. е. успех труда. Кто лучше порабо­тал, тот больше отдал. Последствия системы налогооб­ложения результатов труда (подоходный налог, налог на добавленную стоимость, на фонд заработной платы, на прибыль и т. п.) хорошо известны. Эта система застав­ляет экономить на оплате рабочей силы, естественным образом порождая бедность и безработицу. В рамках

этой системы затраты на образование, здравоохранение и другие социальные нужды добываются трудящимися в классовой борьбе, изо дня в день углубляя весь спектр социальных кризисов. В то же время эта система позво­ляет не экономить природные ресурсы.

Альтернатива известна и обсуждается в сотнях работ экономистов[1] у нас и за рубежом: это рентная система налогообложения, где производитель, в основном, пла­тит за изъятое из недр сырье, за занятую под его нужды площадь земли, за нанесенный ущерб, за близость к общественным коммуникациям и т.п. И, в то же время вложенный труд налогом не облагается или облагается в существенно меньшей степени.

Очевидно, что такое налогообложение будет застав­лять экономить на материалах и энергии, а, следова­тельно, заставит снизить загрязнение в процессе про­изводства. Оно заставит экономить на отчуждаемых от природы землях, что приведет к росту очищающего по­тенциала биосферы. Оно будет выравнивать доходность столичных и провинциальных производств, предотвра­щая миграции людей и капиталов в столицы. Оно будет побуждать инвестировать (а не жертвовать, как сейчас) в здравоохранение, образование и прочие социальные сферы, поскольку рынок будет гнать предпринимателя на поиск качественной, а не дешевой рабочей силы.

Рынок производит то, что пользуется спросом. И если будет спрос на чистую среду и здоровых людей, то ры­нок начнет производить их так же, как сегодня произво­дит автомобили, водку и табак — попробуй останови! Рентное налогообложение — один из стимулов форми­рования спроса на здоровых, умных и, главное, высоко­образованных людей.

Из сказанного выше становится понятным, что суще­ствующая система общественных отношений стимулирует интенсивное анархическое использование природных ресурсов, анархическое воздействие на окружающую

 

 

среду. Это ясно, как должно быть ясно и то, что рацио­нальное использование природных ресурсом, оптимиза­ция эксплуатации экологических систем, прогнозирова­ние их изменений невозможно без наличия строгой на­учной теории, способной ответить на эти жизненно важные вопросы. Следовательно, должна быть научная дисциплина, направленная на разработку такой теории. Надо прямо сказать, что пока такой теории нет. Однако есть научная дисциплина, которая и должна заниматься теоретическими разработками в указанных направлени­ях, — это экология.

Вторая тенденция, также связанная с необходимос­тью роста экологических знаний, заключается в бурном развитии общественных экологических движений. Сре­ди них центральное место занимает Местная Повестка дня на 21 век.

Шесть лет назад, в 1992 г., конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро сфо-­
кусировала внимание мировой общественности на во-
просах устойчивого развития и сформулировала план
действий будущего глобального сотрудничества государств. Одним из документов, принятых на этой конференции, стала Повестка - на 21 век.

Устойчивое развитие – развитие, удовлетворяющее потребности настоящего, не ставя под угрозу возможности будущих поколений удовлетворить их собствен­ные потребности.

Для обеспечения устойчивого развития человечество нуждается не только в правовой базе (правилах поведе­ния), но и в предметно-организационной основе, про­грамме или стратегии. В документах, касающихся охра­ны окружающей среды, обычно содержатся всесторонний анализ и оценка сложившейся ситуации, вычленяются проблемы, определяются сроки, пути и средства их ре­шения. Таковы План действий, принятый на Стокгольмс­кой конференции в 1972 г., Всемирная стратегия охраны природы, второе издание которой было опубликовано в 1991 г. под названием «Забота о Земле. Стратегия устойчивой жизни». Повестка дня на 21 век также обра-

 

зует предметно-организационную основу человеческой деятельности в области охраны окружающей среды и ра­ционального использования природных ресурсов для обеспечения благополучного и бесконечного существо­вания людей на Земле.

По своей юридической силе Повестка на 21 век близ­ка к многостороннему международному соглашению. Она принята путем консенсуса представителей государств — участников Конференции. Это означает, что государства приняли на себя общую обязанность руководствоваться данным программным документом в процессе своей деятельности. Таким образом, Повестка на 21 век— акт мягкого международного права, который оказывает влияние на практику главным образом в силу высокого научного и политического авторитета. И одновременно под этим названием существует и развивается самое массовое экологическое движение современности.

К настоящему времени в большинстве стран Запад­ной Европы накоплен большой опыт по реализации По­вестки 21. Так рождаются национальные отчеты по По­вестке 21, например, национальный отчет Швеции, ко­торый был бы невозможен, если бы в каждом из 288 муниципалитетов не была бы создана своя Местная По­вестка. Основной и единственный способ реализации Повестки 21 состоит в развитии Местных Повесток 21, что ставит вопрос, во-первых, о распространении ини­циативы путем вовлечения новых муниципалитетов, и, во-вторых, о координации усилий всех муниципалитетов, принимающих участие в этом движении.

Встав на путь реализации Местной Повестки 21, ми­ровое сообщество переходит к новым взаимоотношени­ям с окружающей средой. До сегодняшнего дня охрана природы рассматривалась как отдельный сектор управ­ления и не воспринималась каждым жителем района в качестве убедительного повода к действию. Стало ясно, что путь контроля, запретов и выдачи разрешений недо­статочен для эффективного управления природопользо­ванием. Защита окружающей среды становится делом каждого и делом каждого дня.

Первый опыт в Северо-Западном регионе России по инициации процесса Местная Повестка 21 был приоб­ретен в сентябре 1996 г., когда в рамках Недели окру­жающей среды был организован семинар по Местной Повестке 21, на котором присутствовали представители большинства муниципальных образований Ленинградс­кой области. Затем в рамках проекта «Охрана прибреж­ных территорий и Местная Повестка 21 —пилотный про­ект для России» появилась возможность разработки Ме­стной Повестки 21 для Кингисеппского (Ленинградская обл.) и Приморского (Санкт-Петербург) районов. Севе­ро-Запад России переходит к формированию собствен­ной Местной Повестки 21.

Последовательность шагов по разработке Местной Повестки 21 представлена на схеме:

 

Прежде чем начать разработку Плана действий, не­ -
обходимо собратьинформацию об окружающей среде
(территориальная и социально-экономическая структура

района, формы собственности земли, выделение терри­торий высокой исторической, архитектурной и экологи­ческой значимости и т. д.), социологические данные о районе (численность и возрастной состав населения, уровень рождаемости и смертности, уровень заболева­емости, уровень безработицы, уровень преступности и др.), а также выбрать индикаторы устойчивого развития района, с помощью которых можно оценить, насколько устойчиво район развивается в настоящее время. В бу­дущем такие индикаторы позволят определить успеш­ность реализации Плана действий.

Основу Плана действий составляют ответы на во­просы: каким Вы видите будущее района, какие направ­ления Вашей деятельности наиболее важны для обеспе­чения устойчивого развития района. Желательно, чтобы

 

свой вклад в составление Плана действий внесли пред­ставители всех уровней и секторов общества, все те, кто заинтересован в устойчивом развитии района.

Где бы ни реализовывался План действий, следует помнить, что осуществление Местной Повестки 21 — это всегда улица с двусторонним движением, то есть без помощи населения и инициативных групп местная ад­министрация не в состоянии довести до конца начатое дело, равно как самые активные действия населения не приведут к успеху без помощи местной администрации. К примеру, успех в борьбе со стихийными свалками в равной степени зависит как от наличия бачков для му­сора, так и от сознательного отношения населения к этой проблеме. Сотрудничество местной администрации и общественных организаций — непременное условие ус­пешной разработки и выполнения Местной Повестки 21. Важная роль здесь принадлежит рабочим группам, ко­торые создаются и действуют по определенным мето­дикам, а результаты их деятельности служат фундамен­том для формирования основных положений Плана дей­ствий.

Рабочие группы объединяются в форум. Залог успеха деятельности форума — экологизация общественного сознания, которая невозможна без эко­логических знаний, не только естественнонаучных, но и гуманитарных, технических, нормативных и др. Общество в целом не может изучить науку экологию, но должно овладеть навыками причинно-следственных вероятнос­тей и других видов связей, знать основные законы раз­вития природы и общества, находить пути решения про­блем, научиться принимать решения в ситуациях нрав­ственного выбора и прогноза, то есть пройти всю цепочку от экологических знаний к экологическому мышлению и экологически оправданному поведению.

Таковы две объективные тенденции развития совре­менного общества. Решение многообразных проблем охраны окружающей среды и рационального природо­пользования, необходимость согласования комплексных международных программ с планами национального и

 

регионального развития социально-экономической сфе­ры требуют грамотных специалистов, хорошо ориенти­рующихся в вопросах экономики, политики, социологии, экологии, а также знакомых с основными тенденциями развития современного общества. Автор надеется, что предлагаемое вниманию читателя учебное пособие со­здаст хорошую основу для этого.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.