КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К третьему изданию
Со времени опубликования второго издания учебного пособия «Краткий курс общей экологии» прошло всего 2 года. Срок по всем меркам очень малый. И, тем не менее, за это время в нашей жизни зародились и бурно развиваются 2 основные тенденции. Обе связаны с ростом экологических знаний в нашей жизни. И обе важно учитывать при любом издании настоящего пособия. Первая тенденция давно уже ощущается в развитии экономики в странах Запада. Экологическое образование в последние годы научно и учебно-методически оформилось в самостоятельную сферу деятельности в области образовательных услуг. Этому способствует не только сложная экологическая обстановка и рост экологического самосознания, но прежде всего, введение в практическую деятельность экологических норм, правил и ограничений на различные виды хозяйственной деятельности и деловой активности. Экологические конкурентные преимущества становятся важным компонентом функционирования рыночной экономики. В современном мире политические и экономические страсти разгораются главным образом вокруг трех понятий: экология, охрана природы и природопользование. Ключевое слово в природопользовании — воспроизводство. С биоэкономических позиций воспроизводство природных ресурсов и условий — неоднородный процесс. Во-первых, это «чистое» воспроизводство ресурсов. В «чистом» воспроизводстве ресурсов находит выражение экономический аспект охраны природы — угроза исчерпания важных природных ресурсов: Во-вторых, это «подметание полов» за техническим прогрессом — борьба с загрязнениями, в котором находит выражение не только экономический, но и санитарно-гигиенический аспект охраны природы — угроза здоровью людей вследствие загрязнения среды. В-третьих, и это основное для человечества в целом, воспроизводство экологических ресурсов и условий, призванное обеспечить экологическое равновесие. Здесь находит выражение экологический аспект охраны природы. Речь в данном случае идет о воспроизводстве ресурсов, не входящих в вещественный состав создаваемого продукта и непосредственно не используемых в процессе производства, но лини, при условии существования которых и во взаимодействии с которыми возможно создание материальных благ. С другойстороны сложной системы общественных отношений вокруг воспроизводства природных ресурсов лежит область, тесно связанная с вопросами частной собственности на природные ресурсы. Причиной и следствием политического переустройства любого государства служит изменение системы собственности на природные ресурсы. Регулировать эти отношения призвано налогообложение. У нас и повсюду в мире налогом в первую очередь облагается доход, т. е. успех труда. Кто лучше поработал, тот больше отдал. Последствия системы налогообложения результатов труда (подоходный налог, налог на добавленную стоимость, на фонд заработной платы, на прибыль и т. п.) хорошо известны. Эта система заставляет экономить на оплате рабочей силы, естественным образом порождая бедность и безработицу. В рамках этой системы затраты на образование, здравоохранение и другие социальные нужды добываются трудящимися в классовой борьбе, изо дня в день углубляя весь спектр социальных кризисов. В то же время эта система позволяет не экономить природные ресурсы. Альтернатива известна и обсуждается в сотнях работ экономистов[1] у нас и за рубежом: это рентная система налогообложения, где производитель, в основном, платит за изъятое из недр сырье, за занятую под его нужды площадь земли, за нанесенный ущерб, за близость к общественным коммуникациям и т.п. И, в то же время вложенный труд налогом не облагается или облагается в существенно меньшей степени. Очевидно, что такое налогообложение будет заставлять экономить на материалах и энергии, а, следовательно, заставит снизить загрязнение в процессе производства. Оно заставит экономить на отчуждаемых от природы землях, что приведет к росту очищающего потенциала биосферы. Оно будет выравнивать доходность столичных и провинциальных производств, предотвращая миграции людей и капиталов в столицы. Оно будет побуждать инвестировать (а не жертвовать, как сейчас) в здравоохранение, образование и прочие социальные сферы, поскольку рынок будет гнать предпринимателя на поиск качественной, а не дешевой рабочей силы. Рынок производит то, что пользуется спросом. И если будет спрос на чистую среду и здоровых людей, то рынок начнет производить их так же, как сегодня производит автомобили, водку и табак — попробуй останови! Рентное налогообложение — один из стимулов формирования спроса на здоровых, умных и, главное, высокообразованных людей. Из сказанного выше становится понятным, что существующая система общественных отношений стимулирует интенсивное анархическое использование природных ресурсов, анархическое воздействие на окружающую
среду. Это ясно, как должно быть ясно и то, что рациональное использование природных ресурсом, оптимизация эксплуатации экологических систем, прогнозирование их изменений невозможно без наличия строгой научной теории, способной ответить на эти жизненно важные вопросы. Следовательно, должна быть научная дисциплина, направленная на разработку такой теории. Надо прямо сказать, что пока такой теории нет. Однако есть научная дисциплина, которая и должна заниматься теоретическими разработками в указанных направлениях, — это экология. Вторая тенденция, также связанная с необходимостью роста экологических знаний, заключается в бурном развитии общественных экологических движений. Среди них центральное место занимает Местная Повестка дня на 21 век. Шесть лет назад, в 1992 г., конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро сфо- Устойчивое развитие – развитие, удовлетворяющее потребности настоящего, не ставя под угрозу возможности будущих поколений удовлетворить их собственные потребности. Для обеспечения устойчивого развития человечество нуждается не только в правовой базе (правилах поведения), но и в предметно-организационной основе, программе или стратегии. В документах, касающихся охраны окружающей среды, обычно содержатся всесторонний анализ и оценка сложившейся ситуации, вычленяются проблемы, определяются сроки, пути и средства их решения. Таковы План действий, принятый на Стокгольмской конференции в 1972 г., Всемирная стратегия охраны природы, второе издание которой было опубликовано в 1991 г. под названием «Забота о Земле. Стратегия устойчивой жизни». Повестка дня на 21 век также обра-
зует предметно-организационную основу человеческой деятельности в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов для обеспечения благополучного и бесконечного существования людей на Земле. По своей юридической силе Повестка на 21 век близка к многостороннему международному соглашению. Она принята путем консенсуса представителей государств — участников Конференции. Это означает, что государства приняли на себя общую обязанность руководствоваться данным программным документом в процессе своей деятельности. Таким образом, Повестка на 21 век— акт мягкого международного права, который оказывает влияние на практику главным образом в силу высокого научного и политического авторитета. И одновременно под этим названием существует и развивается самое массовое экологическое движение современности. К настоящему времени в большинстве стран Западной Европы накоплен большой опыт по реализации Повестки 21. Так рождаются национальные отчеты по Повестке 21, например, национальный отчет Швеции, который был бы невозможен, если бы в каждом из 288 муниципалитетов не была бы создана своя Местная Повестка. Основной и единственный способ реализации Повестки 21 состоит в развитии Местных Повесток 21, что ставит вопрос, во-первых, о распространении инициативы путем вовлечения новых муниципалитетов, и, во-вторых, о координации усилий всех муниципалитетов, принимающих участие в этом движении. Встав на путь реализации Местной Повестки 21, мировое сообщество переходит к новым взаимоотношениям с окружающей средой. До сегодняшнего дня охрана природы рассматривалась как отдельный сектор управления и не воспринималась каждым жителем района в качестве убедительного повода к действию. Стало ясно, что путь контроля, запретов и выдачи разрешений недостаточен для эффективного управления природопользованием. Защита окружающей среды становится делом каждого и делом каждого дня. Первый опыт в Северо-Западном регионе России по инициации процесса Местная Повестка 21 был приобретен в сентябре 1996 г., когда в рамках Недели окружающей среды был организован семинар по Местной Повестке 21, на котором присутствовали представители большинства муниципальных образований Ленинградской области. Затем в рамках проекта «Охрана прибрежных территорий и Местная Повестка 21 —пилотный проект для России» появилась возможность разработки Местной Повестки 21 для Кингисеппского (Ленинградская обл.) и Приморского (Санкт-Петербург) районов. Северо-Запад России переходит к формированию собственной Местной Повестки 21. Последовательность шагов по разработке Местной Повестки 21 представлена на схеме:
Прежде чем начать разработку Плана действий, не - района, формы собственности земли, выделение территорий высокой исторической, архитектурной и экологической значимости и т. д.), социологические данные о районе (численность и возрастной состав населения, уровень рождаемости и смертности, уровень заболеваемости, уровень безработицы, уровень преступности и др.), а также выбрать индикаторы устойчивого развития района, с помощью которых можно оценить, насколько устойчиво район развивается в настоящее время. В будущем такие индикаторы позволят определить успешность реализации Плана действий. Основу Плана действий составляют ответы на вопросы: каким Вы видите будущее района, какие направления Вашей деятельности наиболее важны для обеспечения устойчивого развития района. Желательно, чтобы
свой вклад в составление Плана действий внесли представители всех уровней и секторов общества, все те, кто заинтересован в устойчивом развитии района. Где бы ни реализовывался План действий, следует помнить, что осуществление Местной Повестки 21 — это всегда улица с двусторонним движением, то есть без помощи населения и инициативных групп местная администрация не в состоянии довести до конца начатое дело, равно как самые активные действия населения не приведут к успеху без помощи местной администрации. К примеру, успех в борьбе со стихийными свалками в равной степени зависит как от наличия бачков для мусора, так и от сознательного отношения населения к этой проблеме. Сотрудничество местной администрации и общественных организаций — непременное условие успешной разработки и выполнения Местной Повестки 21. Важная роль здесь принадлежит рабочим группам, которые создаются и действуют по определенным методикам, а результаты их деятельности служат фундаментом для формирования основных положений Плана действий. Рабочие группы объединяются в форум. Залог успеха деятельности форума — экологизация общественного сознания, которая невозможна без экологических знаний, не только естественнонаучных, но и гуманитарных, технических, нормативных и др. Общество в целом не может изучить науку экологию, но должно овладеть навыками причинно-следственных вероятностей и других видов связей, знать основные законы развития природы и общества, находить пути решения проблем, научиться принимать решения в ситуациях нравственного выбора и прогноза, то есть пройти всю цепочку от экологических знаний к экологическому мышлению и экологически оправданному поведению. Таковы две объективные тенденции развития современного общества. Решение многообразных проблем охраны окружающей среды и рационального природопользования, необходимость согласования комплексных международных программ с планами национального и
регионального развития социально-экономической сферы требуют грамотных специалистов, хорошо ориентирующихся в вопросах экономики, политики, социологии, экологии, а также знакомых с основными тенденциями развития современного общества. Автор надеется, что предлагаемое вниманию читателя учебное пособие создаст хорошую основу для этого.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |