Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Дистанционная (заочная) форма обучения




Москва, 2001 г.

Э К О Л О Г И Я

 

Письменные лекции

 

Дистанционная (заочная) форма обучения

 

 

Аннотация

В данном учебном пособии представлены письменные лекции по дисциплине “Экология”, которая изучается студентами Московской Государственной Академии приборостроения и информатики. Письменные лекции переработаны и дополнены по сравнению с лекциями 1997 г.

Автор - доц., к.т.н. С.И.Гетия

Редактор - доц.,к.т.н. И.Н.Леонтьева

Рецензент - доц., к.т.н. В.Д.Дмитриев

Письменные лекции рассмотрены и одобрены на заседании кафедры МТ-5 “Экология и безопасность жизнедеятельности”

Заведующий кафедрой МТ-5 - проф., к.т.н. И.Г.Гетия

Рекомендуется к печати методической комиссией факультета МТ по результатам обсуждения на заседании методической комиссии

Председатель УМК

Печатается по разрешению редакционно-издательского Совета МГАПИ от

Председатель РИС С.С.Каниовский

Ответственный кафедры за выпуск учебно-методических материалов доц.,к.т.н. В.Н.Емец

СОДЕРЖАНИЕ

Организм и среда

Экологические системы

Экология человека

Глобальные проблемы окружающей среды

Мониторинг окружающей среды

Правовое регулирование в экологии

Литература

Словарь экологических терминов

Контрольные вопросы

ВВЕДЕНИЕ

Экологию определяют как науку об отношениях растительности и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Термин экология происходит от греческих слов «ойкос» – дом, жилище, местопребывание и … «логия» – наука.

Объектами экологии являются популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. Изучение общих закономерностей взаимоотношений человека, общества и природы выделяют в особое направление – экологию человека.

Автором термина «экология» является Эрнст Геккель, который еще в прошлом веке определил экологию, как область знаний, изучающую общие взаимодействия животных как с живой, так и с неживой природой.

Биосфера – это часть планеты, включающая область распространения жизни. Биосфера включает в себя атмосферу (газообразную оболочку Земли), гидросферу (водоемы Земли с населяющими их живыми организмами), литосферу (недра Земли и почва).

Атмосфера представляет собой газообразное тело, сохраняющее неустойчивое равновесие. Атмосфера предохраняет Землю от агрессивного влияния космоса, жары, части ультрафиолетового излучения, пропуская солнечный свет. Земная атмосфера разделяется на несколько этажей. Между этими этажами нет четко определенных границ, ближе к поверхности Земли происходит незаметный переход от экзосферы (на высоте более 500 км – из-за большой удаленности самые легкие ее частицы поглощаются межпланетным пространством) к термосфере, далее - к мезосфере (на высоте от 50 до 500 км, которая представляет собой «устойчивый» слой земной атмосферы: входящие в ее состав частицы подвержены земному притяжению), затем к стратосфере (на высоте от 15 до 50 км) и тропосфере (до высоты 15 км: именно в этой нижней части атмосферы располагается среда обитания всех земных живых организмов, животных и растений). В нижних слоях атмосферы ультрафиолетовые лучи воздействуют на кислород, образуя озоновый экран (озон – О3), который избирательно пропуская солнечное излучение, создает условия для развития жизни на Земле. Разрушение озонового слоя может привести к гибели живых организмов. При контакте с поверхностью Земли температура меняется от -60°С в районах полюсов до +60°С в зоне тропиков. Атмосфера Земли состоит на 79% из молекул азота, на 20% - из молекул кислорода, а остальное составляет углекислый газ, водород, озон, а также инертные газы (аргон, неон и криптон). Воздух при контакте с землей насыщается водой, создавая условия для поддержания жизни на поверхности континентов.

Гидросфера Земли включает в себя океаны, моря, реки, озера и другие водоемы. В океанах и морях аккумулировано около 95 % воды на Земле, и она – соленая. Полярные льды, арктическая и антарктическая ледяные «шапки» составляют еще около 2% водных запасов. Все остальное – пресная вода, содержащаяся в водоносных слоях земли, озерах, реках и в виде атмосферных испарений. Без воды не было бы жизни на нашей планете: именно в океане, не пропускающем ультрафиолетовые лучи, появились и стали размножаться первые живые организмы на Земле. Все клетки живых организмов насыщены водой. Животный и растительный мир также принимает участие в круговороте воды в природе.

Литосфера – внешняя оболочка нашей планеты представляет собой совокупность литосферных плит, перемещение которых вызывает ответные реакции со стороны земной коры. Если две плиты расходятся (режим дивергации), промежуток между ними заполняется базальтовой магмой и образуется новая кора. Если плиты сходятся (режим конвергации), или одна из них погружается в глубинную часть мантии, или же когда две плиты надвигаются одна на другую и одна из них проскальзывает горизонтально под другую, они подвергаются воздействию растущей температуры и сжимающих сил. Эти перечисленные зоны – места сейсмической активности, проявлениями которой являются извержения вулканов и землетрясения. Впервые гипотеза тектоники литосферных плит была выдвинута в 1924 году ученым Вегенером. В соответствии с этой гипотезой литосферные плиты, из которых состоит поверхность Земли находятся в непрерывном движении – «дрейфуют». Этот процесс происходил в отдаленное от нас время, продолжается он и сейчас. В отдаленное от нас время на Земле существовала единая первичная континентальная масса, называемая Пангеей, которая начала распадаться на отдельные части примерно 180 млн. лет назад. Около 120 млн. лет назад произошел раскол первичной континентальной массы и в Южной Атлантике образовался массив суши, называемый Гондваной, в состав которой вошли Африка, Южная Америка, Мадагаскар, Индия, Австралия и восточная часть Антарктиды. В северной части Атлантики образовался массив суши, называемой Лавразией, в который вошли Северная Америка, Европа и часть современной Азии. Постепенно в результате дрейфа литосферных плит очертания континентов приняли современный вид.

Историю Земли принято делить на промежутки времени, границами которых являются крупные геологические события: горообразовательные процессы, поднятия и опускания суши, изменения очертаний материков, уровня океанов. Движение литосферных плит, разломы земной коры сопровождались усиленной вулканической деятельностью, в результате которой в атмосферу Земли выбрасывалось большое количество газов и пепла. В результате этого снижалась прозрачность атмосферы, что вело к снижению количества солнечной энергии, поступавшей к поверхности Земли. Это являлось одной из причин оледенений. На протяжении этих периодов изменялись климатические условия, животный и растительный мир: одни группы живых организмов исчезали, другие сохранялись. Ниже приведена геохронологическая шкала, показывающая эволюцию биосферы Земли.

 

Таблица1. Геохронологическая шкала

Название эр и их длительность, млн. лет Возраст эр, млн. лет Периоды и их длительность, млн. лет Животный и растительный мир
Кайнозойская (эра новой жизни), 60-70 60-70 Антропоген, 1,5-2 Появление и развитие человека, животный и растительный мир принимают современный облик
Неоген, 25 Палеоген, 41 Господство млекопитающих и птиц, расцвет насекомых, господство покрытосеменных растений
Мезозойская (эра средней жизни), 173   Меловой, 70 Появление высших млекопитающих и птиц, распространение покрытосеменных растений
Юрский, 58 Господство пресмыкающихся и голосеменных растений
Триасовый, 45 Начало расцвета пресмыкающихся, появление первых млекопитающих
Палеозойская (эра древней жизни), 330   Пермский, 45 Быстрое развитие пресмыкающихся, исчезновение лесов каменноугольного периода, появление голосеменных
Каменноугольный, 55-75 Расцвет земноводных, возникновение первых пресмыкающихся, преобладание древних хвощей, развитие грибов
Девонский, 50-70 Появление кистеперых раб и стегоцефалов, возникновение грибов, распространение на суше высших споровых
Силурийский, 30 Преобладание кораллов, выход растений на сушу
Ордовикский, 60 Распространение морских беспозвоночных
Кембрийский, 70 Распространение водорослей
Протерозойская (эра ранней жизни), 2000 2500 – 2700   Все типы беспозвоночных
Архейская (самая древняя эра), 900     Следы жизни незначительны (бактерии, одноклеточные водоросли)

 

 

Тема1: ВВЕДЕНИЕ (Смотри контрольные вопросы)

ОРГАНИЗМ И СРЕДА

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.