Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА: Теория производства. Рынки факторов производства




Основное микроэкономическое уравнение:прибыль фирмы максимальна (или убытки минимальны) при равенстве предельного дохода и предельных издержек. При достигается оптимальный объем выпуска.

Виды конкуренции: ценовая и неценовая (достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства, особенности послепродажного обслуживания и т.д.)

 

 

Типы рыночных структур по степени усиления рыночной власти: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия – случаи несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – структура рынка, характеризующаяся следующими признаками: 1) множество продавцов и покупателей и невозможность каждого из них влиять на цену; 2) однородность продукции; 3) отсутствие барьеров (экономических, юридических, нелегальных) для вхождения в отрасль; 4) симметричность информации; 5)абсолютная мобильность факторов производства.

Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде определяется равенством MC=MR=P, где Р – цена единицы выпуска. В краткосрочном периоде у фирмы могут быть как прибыль (если P>ATC), так и убытки (если AVC<P<ATC). Если AVC> P, то фирма прекратит производство. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде (определяется возможностью изменения количества фирм в отрасли): .

Чистая монополия – структура рынка, на котором один продавец. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем экономического блага, не имеющего близких заменителей или она ограждена от непосредственной конкуренции высокими входными барьерами в отрасль. Таким образом, чистая монополия характеризуется следующими признаками: 1)один продавец, фирма представляет собой всю отрасль; 2) крайне трудно преодолимые входные барьеры; 3) уникальный продукт, не имеющий близких заменителей. 4) фирма осуществляет значительный контроль над ценой.

Максимизация прибыли монополистом достигается при объеме производства, обусловленном равенством предельной выручки и предельных издержек. При этом цена на продукцию устанавливается та, которую выдержит рынок, т.е. цена определяется спросом – готовностью покупателей оплачивать произведенный объем продукции. Условие максимизации прибыли монополистом: MC=MR < Р. Цена монополиста равна: PM= MC/(1+E-1).

Виды монополии:

1) Экономическая монополия – создается искусственно с целью завоевания рынка и извлечения монопольно высокой прибыли. Естественными монополиями следует управлять (регулировать тарифы), а с экономическими – бороться.

2) Естественная (техническая) монополия – результат технико-экономических условий. Параллельное предприятие создать либо невозможно, либо его создание экономически нецелесообразно Естественная монополия приводит к экономии на масштабе производства. Эффект масштаба означает, что средние издержки в долгосрочном периоде будут минимальны, если отрасль представлена одной, а не несколькими фирмами.

Ценовая дискриминация – назначение разных цен на одинаковый товар, не обусловленное различиями в издержках. Возникает при недоступности перепродажи и при наличии у монополии возможности выделять группы покупателей с различной готовностью платить.

Индекс Херфиндаля — Хиршмана (Hегfindahl-Hirshman index): HHI=S12+S22+….+Sn2, где Si - выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли. По значениям коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля — Хиршмана выделяются три типа рынка:

1) высококонцентрированные рынки: 2000 < HHI < 10000;

2) умеренноконцентрированные рынки: 1000 < HHI < 2000;

3) низкоконцентрированные рынки: HHI < 1000.

В условиях чистой монополии HHI=10 000.

Показатель монопольной власти А. Лернера (коэффициент Лернера, Lerner index):

L = (P – MC)/P; L ≥ 0.

В условиях совершенной конкуренции L=0. Чем выше L, тем выше монопольная власть

Виды монопольных объединений:

Картель -вид монополистическогообъединения фирм одной отрасли, возникающий в результате сговора олигополистов об уровне цен, о разделе источников сырья, рынков сбыта, объемах продаж. Фирмы, входящие в картель сохраняют за собой производственную и коммерческую самостоятельность.

Синдикат – вид монополистического объединения фирм одной отрасли, теряющих при этом коммерческую самостоятельность, но сохраняющих производственную.

Трест – вид монополистического объединения фирм, как правило, одной отрасли, теряющих коммерческую и производственную самостоятельность.

Концерн – вид монополистического объединения фирм технологически взаимосвязанных отраслей, а также предприятий торговли, кредитно-финансовых институтов под единым финансовым контролем.

Конгломерат - вид монополистического объединения фирм технологически не взаимосвязанных отраслей.

Монопсония — монополия покупателя, ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов.

Олигополия – структура рынка, характеризующаяся следующими признаками: 1) немного продавцов, т.е. немногочисленность фирм в отрасли; 2) высококонцентрированное производство; 3) высокие входные барьеры в отрасль; 3) унифицированный (стандартизированный) или дифференцированный продукт; 4) всеобщая взаимосвязь фирм в отрасли.

Дифференцированный продукт - продукт, который по физическим или иным параметрам отличается от аналогичных продуктов, производимых другими фирмами; подобен, но не идентичен другим продуктам. Отличия могут быть за счет упаковки, условий сбыта, гарантии, торговых знаков и т.д.

Скоординированное и нескоординированное поведение – две основные стратегии поведения фирм в условиях олигополистического рынка.

Скоординированная олигополия – 1) Сговор; 2) Ценообразование по принципу «издержки плюс прибыль» (цена на продукцию равна: Р = AVC + mAVC, где m – используемый процент надбавки); 3) Лидерство в ценах (ведущая фирма в отрасли определяет цену, учитывая интересы всех фирм, которые за ней следуют).

Некоординированная олигополия – 1) Ценовая война (продажа по заниженной цене с целью разорения конкурентов); 2) Модель «Ломаная кривая спроса» (кривая спроса олигополиста, не участвующего в сговоре. Такая кривая основана на допущении, что соперничающие фирмы присоединятся к решению о снижении цен, но не присоединятся к решению о повышении цен. Кривая MC в этой модели имеет разрыв.)

Демпинг – искусственное занижение цен с целью вытеснения конкурентов с рынка.

Монополистическая конкуренция – структура рынка, характеризующаяся следующими признаками: структура рынка, характеризующаяся следующими признаками: 1) множество продавцов; 2) входные барьеры невысоки; 3) продаются дифференцированные товары, т.е. предлагаются различные варианты одного и того же товара. 4) товары продаются в широком диапазоне цен; 5) преобладает неценовая конкуренция, обусловленная действительными (или мнимыми) различиями товаров. Монополистическая конкуренция сочетает в себе черты монополии и конкуренции. Эта рыночная форма основана на дифференциации товаров. В коротком периоде фирмы, действующие в условиях монополистической конкуренции, ведут себя подобно монополиям (монополисты своего товарного знака), в долгосрочном периоде монополистический излишек исчезает и поведение фирм подобно поведению в условиях совершенной конкуренции.

 

 

Особенности спроса на факторы производства по сравнению со спросом на конечные товары и услуги:

– это производный спрос, т.е. он зависит от спроса на товары, производимые с их помощью;

– это взаимосвязанный спрос, поскольку факторы производства используются совместно.

Задачи, решаемые при предъявлении спроса на факторы производства:

1. Поиск оптимального сочетания факторов производства и минимизация издержек при каждом заданном объеме производства;

2. Определение оптимального объема производства, максимизирующего прибыль.

Теория производства изучает зависимость между количеством используемых ресурсов и объемами выпускаемой продукции в единицу времени. В ее основе лежит производственная функция.

Производственная функция определяет максимальный объем выпуска при каждом заданном количестве ресурсов; позволяет определить минимально возможное количество ресурсов для обеспечения заданного выпуска. Она описывает множество технически эффективных способов производства. В теории производства используется двухфакторная производственная функция вида . Примером двухфакторной производственной функции является функция Кобба-Дугласа: Q = AKαLβ, где Q – объем выпускаемой продукции; K – количество используемого капитала; L – количество труда; коэффициенты α и β – это эластичности выпуска Q по затратам K и L. Α + β=1. Математически здесь показан процесс замещения факторов производства; А – коэффициент, показывающий отдачу от масштаба. Если А >1 – возрастающая отдача от масштаба, А<1– убывающая отдача от масштаба, А=1 – постоянная отдача от масштаба.

Отдача от масштаба – реакция объема производства продукции на пропорциональное изменение количества всех факторов производства.Выделяют:

Возрастающую отдачу от масштаба производства - увеличение выпуска в относительно большей степени, чем приращение объема применяемых ресурсов.

Убывающую отдачу от масштаба производства - увеличение выпуска в относительно меньшей степени, чем приращение объема применяемых ресурсов.

Постоянную отдачу от масштаба производства -увеличение выпуска в той же степени, что и приращение объема применяемых ресурсов.

Общий продукт ( TP ) – это суммар­ный объем выпуска продукции, полученный в рамках заданной произ­водственной функции, и измеренный в физических единицах.

Средний продукт фактора (АР) – это общий продукт в расчете на единицу переменного фактора. Так, средний продукт труда равен:

,

что соответствует производительности труда.

Предельный продукт фактора производства (MP) – это изменение совокупного продукта при увеличении количества используемого фактора на единицу. Предельный продукт труда:

.

Закон убывающей предельной отдачи: по мере увеличения количества переменного фактора производства, при неизменном количестве всех остальных факторов производства, наступает момент, после которого предельный продукт переменного фактора начнет уменьшаться, что ведет к снижению сначала относительного, а затем и абсолютного объема выпуска.

Производственная функция может быть представлена изоквантой. Изокванта – линия равного выпуска – любая точка которой показывает различные комбина­ции двух переменных факторов, обеспечивающие один и тот же объем выпуска продукции.

Предельная норма технологического замещения (MRTS) одного ресурса другим показывает, от какого количества одного ресурса можно отказаться, чтобы увеличить количество другого ресурса на единицу при сохранении неизменным объема производства. Предельная норма замещения капитала трудом:

.

Изокоста – линия равных издержек производства - множество точек, показывающих комбинации факторов производства доступные при данном бюджетном ограничении и ценах на ресурсы. Изокоста описывается уравнением вида: C=PLL+PKK, где C – издержки, PL– цена труда (ставка заработной платы), PK – цена капитала (процент), L и K – количества труда и капитала.

Точки касания изокост с изоквантами показывает оптимальное, с точки зрения затрат, сочетание факторов для каждого заданного объема выпуска продукции. Оптимум фирмы определяется равенством отношения предельных продуктов факторов производства к их ценам.

Правило минимизации издержек: MPL/PL = MPK/PK

Правило максимизации прибыли: MRPL/PL = MRPK/PK = 1

Правило спроса на факторы производства: любой фактор производства должен приобретаться до тех пор, пока предельный продукт в денежном выражении не будет равен предельным издержкам на его приобретение.

Сегменты рынка капитала: рынок капитальных благ, где эти блага продаются и покупаются; рынок услуг капитала (элементы капитала сдаются в аренду); рынок заемных средств или ссудного капитала.

Авансированный капитал - денежный капитал, предназначенный для приобретения средств производства, организации дела, осуществления бизнес проектов, обещающих принести в будущем прибыль. Делится на основной и оборотный:

Оборотный капитал представлен сырьем, материалами, топливом, электроэнергией и т.д., входит в цену готовой продукции полностью и возвращается своему владельцу в денежной форме после окончания одного производственного цикла.

Основной капитал представлен зданиями, сооружениями, машинами, оборудованием, т.е. капитальными благами длительного пользования. Он включается в цену готовой продукции по частям в течение нескольких производственных циклов в размере амортизации.

Амортизация – процесс включения цены основного капитала в цену готовой продукции по мере его физического и морального износа.

Физический износ наступает тогда, когда элементы основного капитала непригодны для использования в производственном процессе.

Моральный износ наступает тогда, когда элементы основного капитала физически пригодны для использования в производственном процессе, но экономически их использовать нецелесообразно.

Норма амортизации – это отношение ежегодной суммы амортизационных отчислений к цене элемента основного капитала, выраженное в процентах.

Различают равномерную и ускоренную амортизацию:

Метод равномерной амортизации – амортизационные отчисления представляют одну и ту же сумму в течение всего срока службы капитального блага.

Метод ускоренной амортизации (устанавливается законодательно) в первые годы службы капитального блага на амортизацию списывается гораздо большая сумма, чем та, которая пропорциональна сроку его службы.

Полезный срок службы основного капитала — период времени, в течение которого основные средства и нематериальные активы эффективно используются с целью получения экономической прибыли.

Предложение услуг капитала в краткосрочном периоде является абсолютно неэластичным. Однако в долгосроч­ном периоде оно становится эластичным, посколь­ку изменяется сама величина капитального запаса

Спрос на рынке заемных средств определяется потребностью бизнеса в приобретении физического капитала для осуществле­ния инвестиционных проектов. Кривая спроса имеет отрицательный наклон, который объясняется убывающей предельной производительностью инвестиций по мере того, как увеличивается количе­ство привлекаемого ссудного капитала.

Временное предпочтение - это склонность индивидов при прочих равных условиях оценивать текущее потребление или доход выше, чем потребление или доход в будущем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.