Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ внешней среды

 

Анализ внешнего окружения служит инструментом контроля внешних, по отношению к предприятию, факторов с целью предвидения потенциальных угроз или открывающихся новых возможностей. Угрозы и преимущества могут возникнуть в семи областях внешнего окружения: 1) экономической; 2) политической; 3) рыночной; 4) технологической; 5) конкурентной; 6) социальной; 7) международной.

При анализе макроэкономических факторов рассматривают уровень и динамику инфляции, изменение налогового законодательства, платежный баланс, уровень безработицы в государстве и отрасли.

При изучении политических факторов следует отслеживать отношение государства и ведущих коллективов к экономическим процессам приватизации, национализации, протекционизму, таможенной политике, кредитной политике, содействию и противодействию инвестиционным процессам, антимонопольному законодательству, влиянию местной власти на экономику регионов.

Рыночные факторы отслеживаются с точки зрения динамики платежеспособного спроса населения, демографической ситуации, жизненного цикла основного товара фирмы, уровня конкуренции в отрасли, емкости и доли рынка.

Руководство организации обязано постоянно следить за технологической внешней средой не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Особенно важно не пропустить момент начала создания принципиально новой технологии, конструкционных материалов, вычислительной техники, средств связи.

Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства предприятия за действиями конкурентов: оценка их тактики и стратегии, выяснение будущих целей, изучение сильных и слабых сторон конкурентов, исследование перспектив взаимодействия с конкурентами.

Социальные факторы внешней среды включают изменяющиеся общественные ценности, отношения, ожидания, нравы. В условиях экономической нестабильности именно в социальной среде рождается угроза существованию предприятия. Поскольку меняется социальная обстановка, фирма должна постоянно приспосабливаться к независящим от нее факторам. Для этой цели в средних и крупных фирмах создаются специальные функциональные подразделения для работы с общественностью и общественным мнением. Движения в защиту прав потребителей, природы, национальных меньшинств и национальных ценностей также должны приниматься во внимание при разработке стратегии предприятия.

Анализ международных факторов для предпринимательских структур рыночной экономики приобретает важное значение в связи с созданием различных общественных, международных объединений. Необходимо отслеживать политику правительств других стран по защите или расширению национального рынка в целом или его отдельных отраслей.

Анализ внешней среды рекомендуется заканчивать составлением перечня опасностей и возможностей, которые существуют в настоящее время и возникнут в перспективе. Форма представления этого документа может быть различной. Желательно ранжировать по значимости положительные и отрицательные факторы.

Одним из важнейших направлений внешней диагностики является определение платежеспособности клиентов, партнеров, банков. Зависимость предприятия в условиях рынка от финансовой устойчивости партнеров обусловливает необходимость во взаимной информации о состоянии финансово-хозяйственной деятельности. Это требует обязательного периодического опубликования бухгалтерских балансов и отчетов о результатах деятельности, заверенных аудиторами. В то же время конкурентная борьба вынуждает хозяйственные организации соблюдать коммерческую тайну, по возможности ограничивать информацию о своей деятельности регламентируемым минимумом.

Противоречие между необходимостью знать о партнерах как можно больше и относительной ограниченностью информации о них разрешается разными путями. Наиболее важными из них являются сбор и накопление дополнительной информации из самых различных официальных и неофициальных источников. Для этих целей могут использоваться публикации в прессе, сведения из конфиденциальных источников о фактах частой задержки организацией платежей, ее необязательность по отношению к партнерам, об использовании недобросовестных приемов конкурентной борьбы, аморальном поведении собственников или управляющих фирмой и т. п. Некоторые компании заводят досье на партнеров. Как известно, в практике конкурентной борьбы применяются различные неофициальные способы внешней диагностики, включая и промышленный шпионаж.

Не умаляя значения дополнительной информации о третьих лицах, следует отметить, что главным способом оценки деятельности партнера, клиента, посредника является анализ их финансово-хозяйственной деятельности и в первую очередь изучение динамики платежеспособности. Мировая экономическая наука и практика рыночной экономики накопили богатый опыт внешнего и внутреннего аудита. Внешний и внутренний анализ имеют много общего, например, систему показателей для изучения платежеспособности. Тем не менее внешняя диагностика имеет свои особенности, обусловленные скрытостью части информации.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие стратегии и ее разновидности | Ценовая политика и стратегия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.