КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наклон кривой предложения круче кривой спроса
Рисунок 3.8 б показывает, что в этих условиях положение становится все более нестабильным. Цена опускается настолько низко, что производство прекращается или не растет. Происходят расширяющиеся колебания цен: от одного периода к другому цены все более удаляются от цены равновесия. Наклон кривой предложения меньше наклона кривой спроса. В этом случае, как показано на рис. 3.8 в, и объем производства, и цена все более приближаются к уровню равновесия. Происходит сужающееся колебание цен. Паутинообразная модель может с достаточной степенью точности применяться лишь к определенной продукции, так как не учитывает ряд важных факторов (например, влияние климатических условий, изменений спроса потребителей и т.д.). Однако она обладает определенными достоинствами, поскольку показывает зависимость функционирования рынка от времени реакции в сфере предложения и формы кривой предложения и спроса. Достижение устойчивого равновесия не означает остановки в развитии производства, поэтому устойчивость рыночного равновесия носит относительный характер. Рост доходов покупателей, развитие их потребностей приведут к изменению объема спроса при прежних ценах. Рост спроса при неизменном предложении вызывает смещение всей кривой спроса вправо вверх, тогда устанавливается новый более высокий уровень равновесной цены и новый больший объем количества продаж товаров (рис. 3.9). И наоборот, снижение спроса, когда вся кривая смещается влево вниз при неизменном предложении, ведет кустановлению более низкого уровня равновесной ценыи меньшего уровня количества продаж товаров Рис.3.9 Изменение рыночного равновесия в зависимости от характера спроса
При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, рост производительности труда, снижение издержек производства при прежних ценах будут стимулировать увеличение выпуска продукции — изменится положение кривой предложения, которая сместится вправо вниз (рис. 3.10). В результате положение точки равновесия тоже изменится, а равновесная цена установится на более низком уровне. И наоборот, снижение предложения — смещение кривой влево — установит более высокую равновесную цену и меньшее количество продаж товара Рис.3.10 Изменение рыночного равновесия в зависимости от характера предложения На основании этого анализа можно установить четыре правила спроса и предложения. - Увеличение спроса вызывает рост как равновесной цены, так и равновесного количества товара. - Уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара. - Рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара. - Сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара. Пользуясь этими правилами, можно найти равновесную точку в случае любых изменений спроса и предложения. На конкурентном рынке любого товара равновесие спроса и предложения устанавливается именно по этой схеме. Равновесие — закон каждого конкурентного рынка. Благодаря равновесию на каждом рынке поддерживается равновесие экономической системы в целом.
В теории рыночного равновесия важное значение уделяется элементу времени: мгновенному равновесию, когда предложение неизменно (рис. 3.11); краткосрочному равновесию, когда предложение растет без увеличения оборудования (рис. 3.12);
длительному равновесию "нормальной цены", когда производители заменяют и увеличивают оборудование, а количество самих производителей может изменяться за счет свободного входа и выхода их из отрасли (рис. 3.13). В трех различных типах равновесия в зависимости от наличия времени у товаропроизводителей могут: либо вообще не приниматься никакие меры; либо к изменившимся условиям будут приспособлены переменные факторы производства; либо к изменившейся цене будут приспособлены все факторы производства. Эта ситуация длительного равновесия или "нормальной цены", удерживающейся на высоком уровне в течение длительного времени, стимулирует приспособление экономических условий к соответствующему уровню спроса. Существование равновесия на рынке возможно, если имеются одна или более неотрицательных цен, при которых объемы спроса и предложения равны и неотрицательны. Рассмотрим две ситуации, когда линии спроса и предложения не имеют общих точек, а равновесие существует. На рис. 3.14 объем предложения превышает объем спроса при любой неотрицательной цене. Например, атмосферный воздух имеется в таких количествах, что наши потребности полностью удовлетворяются при нулевой цене, т.е. бесплатно. Следовательно, равновесие существует при нулевой цене, если при этой цене объем предложенияпревышает объем спроса. Если же воздух очистить, он уже не будет свободным благом и за его потребление, очевидно, придется платить. На рис. 3.15 цена предложения превышает цену спроса при любом неотрицательном количестве продаж товаров. Сумма денег, которую потребители готовы заплатить за данный товар, недостаточна, чтобы компенсировать затраты на его производство и реализацию. Тогда производство экономически нецелесообразно, хотя технологически возможно. Например, можно сделать из золота легковой автомобиль, но продать его будет чрезвычайно сложно. Здесь равновесие существует при нулевом равновесном объеме, если цена предложенияпри этом больше цены спроса. Цена спроса означает максимальную цену, которую покупатель согласен заплатить за определенный объем предлагаемого товара. Цена же предложения есть минимальная цена, по которой продавцы готовы продать определенное количество товара.
До сих пор мы рассматривали ситуации на рынке, когда равновесие существует при единственном сочетании значений цены и объема. Но возможна ситуация, когда линии спроса и предложения имеют две общие точки (рис. 3.16).
В этом случае линия предложения меняет "знак" наклона при росте цен, линия же спроса имеет "нормальный" вид — характерный отрицательный наклон. Это приводит к существованию двух положений равновесия в точкахи. Такая кривая предложения возможна на рынке труда. Она имеет положительный наклон при относительно низком уровне заработной платы. Иными словами, увеличение заработной платы стимулирует увеличение предложения труда, но до определенного момента (точки). Затем рабочие предпочитают свободное время увеличению дохода, предложение труда сокращается. Возможна на рынке и ситуация, когда линии спроса и предложения имеют общий отрезок (рис. 3.17 и 3.18). На рис. 3.17 линии спроса и предложения совпадают на отрезке В этом случае равновесие на рынке достигается при любой цене в диапазоне от до и равновесном объеме Изменение цены в этом диапазоне не вызывает у потребителей изменения объема спроса, а у производителей — изменение объема предложения. На рис. 3.18 линии спроса и предложения также имеют общий отрезок. Здесь равновесие возможно при любом объеме количества продаж в отрезке отдо и равновесной цене Изменение количества продаваемой продукции в этом интервале не вызывает изменения цены спроса и равной ей цены предложения. Важно подчеркнуть, что цена равновесия устанавливается в конкурентных условиях рынка. Однако соблюсти все условия конкуренции невозможно. Механизм рыночного равновесия цен — это механизм приближения к совершенству, которое полностью никогда не достигается. И все же на практике, согласно закону равновесия спроса и предложения, формируется цена любого товара. Все товарные рынки близки к конкурентному равновесию, если не возникают элементы монопольного вмешательства в рыночный механизм, изменяющие модель конкурентного равновесия.
Монопольное вмешательство — это вмешательство в рыночный механизм конкурентного равновесия отдельных лиц, товаропроизводителей, профсоюзов, разнообразных ассоциаций и государства, которые способны изменить цену равновесия. Административное вмешательство в механизм спроса и предложения даже с благими намерениями (например, с целью достижения справедливости в распределении доходов или решения иной социальной цели), как правило, неэффективно. Эту цель с успехом можно достичь путем введения налогов, не затрагивая механизма образования цен. Налогообложение может влиять: на механизм равновесия цен; состояние эластичности; объем производства товара; уровень доходов в обществе и распределение этих доходов между производителями и потребителями обложенных налогом товаров. Влияние налогообложения продукции на цену ее рыночного равновесия можно изобразить графически (рис 3.19). Налогообложение вызвало повышение цены, уплачиваемой потребителем, и одновременно снизило цену, получаемую изготовителем обложенной налогом продукции. В результате введения налога кривая предложения переместилась на новый уровеньи, пересекаясь с кривой спроса, образовала новую точку рыночного равновесия цены. Налогообложение не помешало действию рыночного механизма формирования цены, но оно привело к двум результатам: повышению цены и снижению объема продукции с до Стрелки на соответствующих осях показывают, как и насколько изменились цена и количество товара вследствие введения налога. Если бы линия спроса была неэластичной и пологой по сравнению с кривой предложения, то налог своей тяжестью лег бы главным образом на плечи потребителей. Таким образом, налог оказывает влияние на цену и объем продукции и приводит к установлению рыночного равновесия в новой точке. Другой пример государственного вмешательства в экономику и ее рыночный механизм — установление цены в законодательном порядке (рис. 3.20). На рис. 3.20 показаны механизм и последствия принудительного установления цены государством. Такое вмешательство внешне выглядит справедливым распределением доходов в пользу малоимущих слоев населения. Однако с точки зрения экономической теории такое распределение совершенно нерационально, ибо не является эффективным средством ни выравнивания доходов, ни увеличения производства недостающих товаров. Решить эти задачи проще и дешевле с помощью рыночного механизма спроса и предложения, объективно стимулирующего необходимые обществу пропорции распределения через цену равновесия. На рис. 3.20 уровень установленной цены показан линией При ценекривые спросаи предложенияне пресекаются. Потребители купили бы больше товара, чем предлагается. Возникает дефицит. Если бы не законодательное, принудительное установление низкой цены, покупатели, возможно, предпочли бы заплатить более высокую цену, чем обходиться без данного товара. Это обусловливает возможность появления спекулятивных цен на теневом рынке в дефицитной экономике. Данная система не может сохраняться длительное время (будучи вынужденной мерой), так как не устраняет главную причину дефицита — недостаточное производство товара, необходимого потребителю, ибо низкая государственная цена не может заставить производителя не только увеличивать, но даже и продолжать производство этого товара. Карточная система сдвинет кривую до линии, обозначенную на графике пунктиром, но не изменит ситуацию на рынке, дефицит сохранится. Если бы не было установленного предела, то цена поднялась бы до точки(равновесие), которая многим была бы недоступна, но послужила бы импульсом для расширения производства и наполнения рынка товаром, снижения цен до уровня, в котором спрос и предложение уравновешиваются. И последнее. Может ли возникнуть ситуация, когда кривые спроса и предложения не пересекутся? Российская действительность дает массу примеров такого рода. Рост цен в России сопровождается не только снижением спроса, но и сокращением предложения. Ситуация, при которой предложение товаров с повышением цен не растет, а падает, выглядит на графике следующим образом (рис. 3.21).
О Рис. 3.21 График показывает, что точка равновесия исчезла. Реализация товара не состоялась. Платежи прекратились. Возник парадокс, не предусмотренный традиционными методами экономической теории. Объясняется эта ситуация рядом следующих причин: разрывом сложившихся экономических связей, возникновением неопределенности и непредсказуемости в экономике; отсутствием немедленного приспособления производства к изменившейся конъюнктуре рынка; между повышением цен и расширением предложения существует определенный разрыв, особенно в капиталоемких отраслях; и главное — отсутствием конкурентной среды в экономике. Действительная картина российской экономики показывает огромные масштабы, сложный и многоуровневый характер ее монополизации. Можно выделить три уровня: монополизация собственности (всеобщее огосударствление), монополизм управления и технологический монополизм. К этому сегодня можно добавить сговор продавцов на потребительском рынке и монополизацию региональных районов. Либерализация цен в этих условиях ведет к их неизбежному росту и сокращению предложения. Неперекрещивающиеся кривые спроса и предложения академик Л.И.Абалкин назвал своеобразным "антиэффектом монополизма" российской экономики. Итак, именно конкуренция является той мощной силой, которая экономическим способом заставляет всех товаровладельцев изготовлять, продавать и покупать товары по равновесной цене и достигать равновесия на рынке. Условия формирования равновесия на рынке в экономической литература исследуются как на уровне микроэкономики, применительно к отдельной хозяйственной единице на отдельном рынке, что характеризует частичное равновесие (А.Маршалл, Д.Хикс), так и на макроуровне, применительно к экономической системе в целом (модель общего равновесия Л.Вальраса, В.Парето, Дж. фон Хаймана, В.Леонтьева).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |