КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Теория товара и денег. Собственность в рыночной экономике4.1. Понятия «благо», «товар», «услуга»
Ни один человек, ни одно общество не может существовать без удовлетворения потребностей. Средства, вещи, пригодные для удовлетворения потребностей назыв. благами. Блага делятся на материальные и нематериальные. Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат, вода); продукты пр-ва. К нематериальным благам относятся блага, воздействующие на развитие способностей человека, создаются в непр-ной сфере: здравоохранение, образование, культура, кино, театр, музей и т.д. Различают две группы нематериальных благ: внутренние – блага, данные человеку природой (голос, декламация, музыкальный слух, способности к науке) и внешние – это то, что дает внешний мир дя удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.). Кроме того существуют блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные. Блага бывают экономические и неэкономические. Экономическиеблага – это те, которые являются объектом или результатам экономической деятельности (сул, стол). Неэкономические блага предоставляются природой без приложения усилий человека (воздух, вода, земля). Специфической формой блага является товар – экономическое благо, произведенное для обмена. Товар обладает двумя свойствами: 1. способностью удовлетворять потребности – потребительская стоимость; 2. способностью к обмену – меновая ст-ть. Потребительская ст-ть имеет три формы проявления: кол-во; натуральная форма; кач-во. Последнее – это степень полезности данной потребительской ст-ти, ее соответствия, пригодности удовлетворять потребности в конкретных условиях потребления. В рыночной экономике предметом купли-продажи выступает также услуга. Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Свойства услуги: 1. потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы; 2. потребительная стоимость услуги – это полезный эффект деятельности, живого труда; 3. услугу нельзя накопить, она может быть потреблена в момент пр-ва. Стоимость блага определяется его полезностью. Различают общую и предельную полезность блага. Общая полезность – это сумма полезности отдельных частей блага. С ростом количества благ, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется. Предельная полезность – это полезность последней части блага, имеющейся в рапсоряжении потребителя. Стоимость – категория рыночного (товарного) хоз-ва представляет собой общественное отношение товаропр-дителей, которое возникает при обмене товаров, т.к. товаропр-ли вступают на рынке в эк-кие отношения друг с другом. Процесс образования рыночной стоимости осуществляется по законам рынка. Экономический товар включает обновременно и благо (поскольку он нужен потребителю) и затраты (поскольку для его пр-ва необходимы ресурсы). Эти качества товара проявляются как его полезность (т.к. он удовлетворяет потребность), редкость (т.к. для его пр-ва нужны ограниченые ресурсы) и ресурсоемкость. При приобретении товара люди платиаят за него определенную сумму денег, которая называется ценой. Что же такое деньги?
4.2. Деньги как форма товарных отношений. Эволюция денег 4.3. Сущность экономических институтов и их роль в системе рыночного хозяйства 4.4. Собственность: понятие, виды и формы. Законы собственности и присвоения
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |