Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Национальный рынок




Рынок

Понятие рынка

Из предыдущих глав известно, что под воздействием объективных закономерностей развития общественного разделения труда в экономике постоянно происходит в тех или иных формах обособление отдельных видов хозяйственной деятельности. Одновременно этот процесс закрепляется отношениями, порождаемыми институтом собственности. Поиск наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов на путях становления разнообразных форм сотрудничества — специализации и кооперации, концентрации и комбинирования, диверсификации производства — всегда требовал установления между обособившимися производственными единицами, как равноправными партнерами, хозяйственных связей на основе обмена. Таким образом, возникает новая форма общественного производства — товарное производство, при котором продукты (товары) изготавливаются не для собственного потребления, а для обмена посредством их купли-продажи. Первоначально его развитие происходило на основе природно-климатических факторов, а затем все больше базировалось на социально-экономических факторах. Расширение и углубление общественного разделения труда все более содействовало развертыванию товарно-денежных отношений.

Именно установление таких связей между многочисленными хозяйственными субъектами, каждый из которых стремится реализовать свой экономический интерес, и обеспечивает нормальное беспрерывное функционирование национальной экономики. Поэтому основополагающую характеристику рынка можно свести к следующему определению: рынок — это система экономических связей между хозяйственными субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг. Такое определение рынка позволяет избежать упрощенных и по сути своей неверных его трактовок. Не следует понимать под рынком ни место, где происходят обменные операции, хотя оно и называется рынком, ни торговлю как вид деятельности, связанный с куплей и продажей товаров. Когда мы говорим о рынке, то непременно должны подразумевать всю совокупность структур экономических отношений между хозяйственными субъектами, основывающихся на принципе возмездности предоставляемых товаров и услуг. Следовательно, если взять национальную экономику в целом и исключить из нее те экономические отношения юридических и физических лиц, которые строятся на безвозмездности, проще говоря, бесплатности, то получим понятие «национальный рынок».

К таким безвозмездным отношениям относятся все финансовые отношения в их экономическом содержании, когда собственность на благо и его стоимость переходят к другому лицу. Это налоги, социальные выплаты, субсидии, дарения, завещания и т.д. Однако необходимо отметить, что хотя эти отношения прямо и непосредственно не относятся к рынку, тем не менее косвенным образом оказывают воздействие на его состояние и функционирование.

Предположим, что здравоохранение получает из бюджета для своего развития какие-то средства, безработный — пособие по безработице и т.д. Это финансовые отношения в чистом виде, ибо происходит безвозмездное одностороннее финансирование юридических и физических лиц. Однако получив средства, эти хозяйственные субъекты отправляются на рынок, чтобы обменять полученные средства (деньги) на необходимые для их жизнедеятельности или функционирования товары и услуги. В результате на рынке появляется дополнительный спрос, что может вызвать изменение цен и т.п. Следовательно, сама социальная среда выступает одним из факторов функционирования и развития рыночных отношений.

Рынок обеспечивает установление и поддержку прямых и обратных связей между производителями и потребителями. Изменение потребностей вызывает и изменение предложения. Так, потребители через спрос воздействуют на изменение производства в нужном для общества направлении. В свою очередь, производство, предлагая новые товары и услуги, воздействует на изменение структуры общественного спроса. Таким образом, через рынок происходит стихийное установление соответствия структуры общественного производства всей совокупности благ объему и структуре общественных потребностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 787; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.