Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реальные издержки




В противоположность издержкам производства (в смысле денежных затрат) используется еще и понятие «реальные издержки» для обозначения трудности производства, включая «воздержание» или «ожидание», обеспечивающее накопление капитала. Поэтому можно заключить, что реальные издержки состоят из двух основных элементов: затраченного на производство данного товара труда («жертвы» работника) и необходимого «воздержания» предпринимателя от потребления имеющегося у него капитала. Поэтому с точки зрения общества реальные издержки производства предоставляют возможность объяснить содержание цен.

Можно сказать, что имеет место «жертва» со стороны и работника, и предпринимателя. Жертва первого заключается в затратах усилий по выпуску продукции, второго — в откладывании вознаграждения за вложенный капитал. В данном случае (в отличие от трудовой теории стоимости, где все определяется количеством и качеством затраченного труда), ставится под сомнение возможность использования капитала как природного, или «вольного» блага, не требующего какого-либо возмещения. Иногда таким элементом жертв считают риск. Однако возникает проблема суммирования двух разнородных факторов: труда и воздержания. Ведь в данном случае капитал не рассматривается как труд, овеществленный в средствах производства, т.е. как постоянный капитал в трудовой теории стоимости.

Возможность соизмеримости разнородных издержек «труда» и «воздержания» нашла свое воплощение в субъективной их оценке каждым агентом производства. При субъективном подходе к категории издержек «труд» и «воздержание» можно свести к единому родовому понятию — «неудобства», которые испытывают и рабочие, и предприниматели. Сходство заключается в том, что и тем и другим приходится преодолевать свои желания. Рабочий борется с нежеланием работать, с потребностью в отдыхе; предприниматель борется с желанием потребить все имеющиеся ценности и с нежеланием вкладывать их на продолжительный срок в предприятие. Иначе говоря, рабочий жертвует своим досугом, предприниматель — немедленным потреблением капитала, а сумма жертв работника и предпринимателя составляет издержки производства товара.

С целью преодоления подобного рода сопротивления со стороны и работника, и предпринимателя необходима известная компенсация, заключающаяся в вознаграждении в форме присвоения заработной платы и прибыли. В конечном счете между положительными и отрицательными эффектами производства возникает равновесие. Речь идет об установлении уже единой субъективной оценки как различных видов издержек, так и полезности различных продуктов. Поэтому в данном случае просматривается объяснение издержек производства с помощью полезности. Однако с точки зрения анализа общественного производства и рынка субъективные переживания, которые применимы к изолированному обособленному производству и связаны с процессом труда и воздержанием, мало кого интересуют. Когда же продукт попадает на рынок и становится товаром, то он уже выступает как неделимая субстанция субъективных переживаний, которой владеет и распоряжается предприниматель. Субъективные переживания создателей товара отодвигаются на задний план, на рынке сталкиваются интересы продавцов и покупателей. В данном случае возникает проблема соизмерения не субъективных переживаний, которые, можно сказать, остались в прошлом, а предлагаемых к обмену вполне конкретных благ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.