Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №2: Этапы становления и развития экономической теории




  1. Древний и античный период развития экономической теории.
  2. Становление и развитие политической экономии в 16 – 19 веках.
  3. Современный этап развития экономической теории.

 

 

  1. Древний и античный период развития экономической теории

Первые идеи были обнаружены в древнеиндийских отношениях 4 – 3 века до нашей эры. Законы Ману.

Конфуций (древний Китай) 5 век до н.э.

Китайский философ Сунь Цзы 3 век до н.э.

 

 

Индивид. Направление Вклад в экономическую теорию.
Ксенофонт (4 век до н.э.) Разработал «Руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца – экономика». Деление экономики на отрасли сельского хозяйства, ремесленничества, торговли. Мысль о распределении труда.
Платон Представление о разделении труда, особенностях разных видов трудовой деятельности, анализирует круг основных профессий в хозяйстве и занятость профессиональным трудом.
Аристотель Трактаты: «политика и этика», где он в первые исследует экономические процессы и явления абстрактно, с целью обнаружения в них общих закономерностей.

Школа №1: Меркантилизм (мерканте - торговец, купец) – появилась в 16 веке, наибольшее распространение получила в 18 веке.

Представители: А. Монкретьен, Т. Мен. «Основа национального процветания». Идея о том что, государство должно способствовать этому процессу, должна присутствовать протекционная политика. Определение управленческих функций государства. Политика протекционизма – поддержка экспорта, ограничение импорта.

К 18 веку эта идея становилась тормозом экономического развития, и появляется новая школа.

Школа №2: Физиократы - (власть природы) основана школа в 18 веке.

Представител и: Ф. Кене и Ж. Тюрго. Основателем считается Кене: «экономическая таблица» в 1758 году. Основная идея - богатство это не деньги, а произведения земли. Сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность, является источником богатства общества. Невмешательство правительства в естественный ход экономической жизни. По Кене – земледельцы, это единственный производительный класс в обществе, богатство в нации прирастает за счет чистого продукта. Тюрго - главное сочинение «размышление о создании и распределения богатств» 1776 год. Закон уменьшения земельного продукта.

 

Школа №3: Классическая школа политической экономии. Появилась в 18 веке. Представители: Адам Смит, Давид Рекардо, Томас Мальтус, Стюарт Милль, Жан Батист Сэй. Основные идеи - богатства не деньги, а товары.

Основные идеи Смита - анализ модели экономического человека, политика «Liaises Faire» - минимальное вмешательство государства в экономику (экономический либерализм) – т.е. полная свобода личности и свободная конкуренция неограниченная вмешательством государства. Невидимая рука рынка – рыночное саморегулирование на основе свободных цен складывающихся от спроса и предложения под влиянием конкуренции. Трудовая теория стоимости. Общие положения классической школы – главный объект изучения сфера производства, а не обращение. Труд как основа и мера ценности всех товаров. Экономика должна регулироваться рынком, имеет свои объективные законы, которые не зависят от воли правительств. Выявлены источники доходов всех слоев общества: рабочих, предпринимателей, земельных собственников, банкиров, торговцев.

 

Школа №4: Марксизм - основатель Карл Маркс, конец 19 века. Предмет исследования - капиталистический метод производства. Открытие экономических законов капитализма, теория прибавочной стоимости. Прибавочная стоимость - постоянный источник увеличения богатства капиталистов. Рынок - средства накопления капитала. Он считал, что весь процесс приведет к классовой борьбе.

 

Школа №5: Маржинализм (маргинал – предельный) – середина 19 века.

Представители: К. Менгер, У. Джевонс. Поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. «Экономикс». Ценность товаров устанавливается не в производстве, а в процессе обмена.

Принципы: «Закон убывающей предельной полезности».

 

Школа №6: Неоклассицизм.

Основатель: А. Маршалл. Функциональный подход. Изучение реального действующего механизма и принципов функционирования рыночного хозяйства, а не причин роста богатства. Цена продавца устанавливается по классическому закону, цена покупателя по - маржинальному. Реальная цена сделки – нечто среднее.

Школа №7: Неолиберализм (20 век).

Представители: Ф. Хайек, Л. Фон Мизес. Идея: Минимизация государственного воздействия на экономику.

 

Школа №8: Кейнсианство (Кейнс) – макроэкономический подход. «Общая теория занятости, процента и денег». Кейнс опроверг идею об эффективности рыночного механизма, обосновал необходимость регулирующего воздействия на экономику со стороны государства (его задача состоит в сохранении макроэкономического равновесия, через воздействие на совокупный спрос). В тридцатых годах 20 века.

Школа № 9: Монетаризм.

Представитель: М. Фридман. Решающее влияние денежной массы на цены, инфляцию и ход экономических процессов. Контроль государства над денежной массой, эмиссией денег. Минимальное вмешательство в рыночные отношения.

Школа №10: Теория экономики предложения. 70-е годы 20-го века.

Представители: А. Лаффер. Государство должно стимулировать предложение, а не совокупный спрос. Дерегулирование рынков. Кривая Лаффера. Связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет.

 

Школа №11: Теория рациональных ожиданий. 70-е годы 20-го века.

Представители: Роберт Лукас. Потребители, приспосабливаясь своим рациональным поведением, сводят к нулю эффективность государственной политики. Поэтому правительство должно создавать стабильное предсказуемое правило рыночного поведения рынка, отказавшись от дискретной стабилизационной политики кейсианского типа.

Школа №12 Институцианолизм. Начало 20-го века.

Представители: Веблен, Гэлбрейт. Характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов. Институты – набор формальных и неформальных правил, где формируются институты – система учреждений, система правовых норм. Неформальные – обычай, традиции, навыки.

Школа №13 Неоинституцианолизм. Начало 20-го века.

Представители: Р.Коус. Отход от абсолютизации тех факторов, особая роль транзакционных издержек (издержки рыночной координации производства).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.