КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема №7: Спрос и предложение на рынке
I. Спрос на товар. Закон спроса, кривая спроса, факторы спроса, эластичность спроса, эффект дохода, эффект замещения. II. Предложение товара. Кривая предложения, эластичность предложения. III. Точка равновесия спроса и предложения. Равновесная цена. I. Спрос на товар. Закон спроса, кривая спроса, факторы спроса, эластичность спроса, эффект дохода, эффект замещения.
Спрос – количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Платежеспособный спрос – спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя. Закон спроса – обратная связь между ценой и величиной спроса.
Кривая спроса – кривая, каждая точка которой характеризует такое количество товара Q, которое будет продано по цене Р. Движение по кривой спроса – и изменение объема спроса происходит под влиянием цены товара. Движение самой кривой спроса, и изменение самой кривой спроса происходит под влиянием К неценовым факторам относятся: 1) Потребительские вкусы 2) Число покупателей 3) Доход покупателей 4) Ожидания покупателей. 5) Цены на сопряженные товары. Такие товары делят: a) Заменяющие товары (субституты). Когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (пример чай-кофе) b) Дополняющие товары (субэлементы). Когда два продукта взаимодополняемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь (пример фотоаппарат – фотопленка). Форма кривой спроса и закономерности потребительского потребления объясняются не только с помощью теории полезности, но и на основе эффектов дохода и замещения. Эффект дохода – понижение цены товара делает потребителя «богаче» и позволяет расширить объем спроса, то есть у него высвобождается часть доходов для покупки дополнительных товаров. Согласно эффекту замещени я – потребитель будет покупать больше продукции, цена которой снизилась, и замещать ею другие товары, которые при этом относительно подорожали. Эластичность спроса – чувствительность спроса к воздействию на него одного из факторов (цена, доход, и т.д.) Эластичность спроса по цене – показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1 процент. Эластичность спроса по доходу – показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1 процент. Перекрестная эластичность спроса по доходу – характеризует относительное изменение объема спроса на один товар А при изменении цены другого товара Б. Коэффициент эластичности спроса по цене – определяется как отношение изменения (%) величины спроса к изменению цены EDP = (Процентное изменение объема)Q/(Процентное изменение цены)P = ((∆Q/Q)/(∆P/P)) = (∆Q*P)/(∆P*Q) В зависимости от реакции потребителей спрос может быть: Эластичен, когда при незначительном изменении цены объем продаж существенно изменяется, в этом случае: EDP>1
Спрос неэластичен – при значительном изменении цены объем продаж изменяется незначительно.
EDP<1
Спрос имеет единичную эластичность, когда процентное изменение цены вызывает такое же по величине процентное изменение объема продаж. EDP=1. Абсолютно эластичный спрос – сколько угодно малое изменение цены приводи к падению спроса до 0 или к росту до бесконечности. EDP= ∞
Абсолютно неэластичный спрос – при любом изменении цены спрос остается постоянным.
Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене: EDP(AB) = (Процентное изменение объема спроса на товар А)/(Процентное изменение на товар Б) = (∆QA*PA)/(∆QB*PB)
II. Предложение товара. Кривая предложения, эластичность предложения.
Предложение – количество товаров, предлагаемое производителем для продажи на рынке. Закон предложения – прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта. Кривая предложения – такая кривая, каждая точка которой характеризует такое количество товара Q, которое производитель готов произвести и продать по цене Р.
Графически изменение объема предложения выражается в движении по кривой предложения S под воздействием цены. Движение самой кривой предложения (изменение предложения) происходит, когда изменяется само предложение под воздействием неценовых факторов. К неценовым факторам относятся: 1) Цены на ресурсы (их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо). 2) Технология (ее совершенствование снижает издержки производства и увеличивает предложение). 3) Налоги и дотации (повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение) 4) Цены на другие товары.
Эластичность предложения: ESP = (Изменение Q, %) / (Изменение Р, %). Эластичность предложения – степень изменения объема от изменения цены 1) Предложение эластично – изменение цены вызывает значительное изменение предложения.
2) Предложение неэластично – изменение цены вызывает незначительное изменение предложения.
3)
4)
III. Точка равновесия спроса и предложения. Равновесная цена.
Равновесная цена – цена, при которой возникает рыночное равновесие, то есть совпадают объемы желаемых покупок и объема желаемых продаж, и отсутствует тенденция изменения цен и количества товаров. Когда P>P0 произойдет затоваривание (превышения предложения над спросом). Когда P<P0 произойдет дефицит (превышения спроса над предложением). Равновесная цена может меняться под влиянием различных факторов, наиболее существенными из которых являются те, что осуществляются государством: 1) Налогообложение (повышение налогов приводит к росту цены → сокращению потребительского спроса → сокращению производства).
2)
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |